Беседуя с горацием,... он ломоносов давно...

     "Беседуя с Горацием, Вергилеем и другими древними писателями он (ЛОМОНОСОВ) давно уже удостоверился, что стихотворение российское весьма было несродно благогласию и важности языка нашего. Читая немецких стихотворцев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их " ( А.Н.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность (ода).Л:. 1977.,с.167).
     Для нас очевидно, что Ломоносов не мог беседовать с Горацио, Вергилием и другими древними авторами. Если "беседа" - это "разговор, поучение", "слово, речь" или из *bez -+seda* - сидение снаружи, то А.Радищев имеет в виду чтение Ломоносовым сочинений древних авторов. Далее мы можем изготовить: "Но не довольствуяся преподавать правила российского слова, он дает понятие о человеческом слове вообще яко благороднещем по разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей" (с. 168). Радищев, таким образом, считает,  что люди, пользуясь "органанами на то устроенными", "образуют голос"- "орудие слова", сообщают свои мысли, которые изображаются словом. Но мы то знаем, что "органами на то устроенными" человек возмущает воздушную среду. Сами процессы в среде звуками не являются, хотя они могут быть причиной наших звуковых впечатлений или звуков. Следовательно, мы не сообщаем наших мыслей, а также не являемся создателями голоса, что слышит наш собеседник, приписывая его нам по непонятию. Он - слушатель создает наш голос и наши слова. Мы со всем нашим опытом в создании и использовании технических средств не поднялись выше в понимании процессов общения в сравнении с эпохой Радищева. Не все, конечно, 99,9... процентов. Казалось бы, почти все знакомятся с работой громкоговорителей, наблюдая которые, мы вьяв видим, что диффузор только возмущает слои воздуха. Нет там звуков, нет там музыки и слов. Глухой потому и не слышит, что его системы не формируют музыку, речь в виду неисправности. И этого простого вывода большинство не в состоянии сделать! Мысли у каждого свои, которые не могут передаваться от человека к человеку. Если мы контактируем с другим человеком, находимся в ситуации общения, то он в соответствии со своими мыслями организует процессы в среде, у меня же возникают свои мысли в соответствии с тем, как он организует процессы "чрез органы на то устроенные".
     "Се сокращение его грамматики: слово представляет мысли; орудие слова есть голос; голос изменяется образованием или выговором; различное изменение голоса изображает различие мыслей; итак, слово есть изображение наших мыслей, посредстивом образования голоса чрез органы на то устроенные. Поступая далее от сего основания, Ломоносов определяет неразделенные части слова, коих изображения называют буквами" (с.168.).
     Организуя нанесенение вещественного состава на бумагу, мы организуем изготовление конструкций из бумаги и вещественного состава, но не буквы, не знаки, не символы. Аналогично, если работает громкоговоритель, то там нет человеческой речи в силу хотя бы того, что там нет человека. Громкоговоритель не производит слова, хотя мы слышим слова. Слова - это продукты нашей собственной деятельности, громкоговоритель приводит в движение некоторые области воздушной среды. А системы нашего оранизма формируют звуки в соответствии с тем, как это устройство - громкоговоритель приводит в движение воздух, также части других сред. В соответствии с сформированными звуками другие наши системы формируют то, что мы называем речью и приписывем громкоговорителю, игнорируя очевидную абсурдность подобного.


    продолжение следует


Рецензии