Про гибель бумажной литературы
“писательство, которым занимаются БЕСПЛАТНО, есть вызывающий презрение ДИЛЕТАНТИЗМ.”
Фраза Виктора обладает краткостью и ясностью математической аксиомы, и его основное заявление : “ГИБЕЛЬ БУМАЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОЗНАЧАЕТ ГИБЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ТАКОВОЙ “- простой королларий. Действительно, если литература должна быть профессиональной, то бесплатный интеренет - ее осиновый кол. Однако, любой физик знает, что хотя математика - могучий инструмент, ее некритическое применение может в два счета завести в трясину парадоксов. Сравнение с практикой – гораздо более надежно , чем обширное теоретизирование из сомнительных оснований. Если шикарная с эстетической точки зрения теория дает выводы, которые не согласуются с наблюдениями – ф топку!
Виктор, по-моему, делает обыкновенную гуманитарную ошибку, когда слово “обычно ” или слово “часто” , или же слово “теперь” заменяется на “всегда ”. Вторая разновидность ошибки – когда вместо “я думаю” ставят “общеизвестно и неоспоримо верно”. На самом деле , Виктор хочет сказать : “Я и многие мне подобные не любим и презираем дилетантов, потому что мы делаем литературу профессионально и хотим пристойно зарабатывать литературным трудом. Большинство приличных произведений пишутся профессионалами, а не дилетантами. Поэтому распространение дилетантской бесплатной интернет-литературы будет означать смерть литературы как мы ее понимаем. ”
1
Слова имеют привычку обрастать эмоциональными нагрузками . “Гибель литературы” звучит оттенками греческой трагедии. Однако то же самое содержание может быть выражено в десяти различных тональностях.
“ Книжкины похороны” , “каюк бумаге” , “да здравствует элекиронная книга ”. На самом деле, гибель бумажной литературы - факт. Пациент уже умер, хотя еще об этом не знает. Лет пять тому назад я писал, что появление легких компактных переносных дисплеев книжного качаства – дело недалекого будущего. И, само собой, угадал. Теперь такие дисплеи есть. Чтение в отраженном свете - энергия тратится лишь на “перелистывание”, а не подсветку экрана, как в компьютере. Глаза не устают. Принцип работы – много-много мелких шариков , черных с одной стороны и белых с другой, в белом поле. Процессор переворачивает шарики, выдавая на-гора новую страницу. Качество и размер картинки – как в дешевой книжке. Пока такие дисплеи стоят около 300 баксов. “Амазон “ вполне успешно торгует аппаратом под названием “Киндл” Продали полтора миллиона штук. “Сони” тоже делает что-то подобное. Когда цена опустится от трехсот пятидесяти до пятидесяти просто, количество - и без того немалое – перейдет в качество. Вместо книг у каждого второго будет электронная примочка; в нее можно будет воткнуть микросхему - или всосать напрямую из интернета - за копейки . При таком раскладе как-то регулировать стихийное распространение пиратских книжек в нашей стране непуганного копирайта будет крайне сложно.
Чтение через десять- пятнадцать лет станет принципиально дешевым занятием – почти как просмотр телевизора. Сейчас книгопечатание и книготорговля – большой бизнес - с типографиями, складами и контейнерными перевозками - он в недалеком будущем очень изрядно сожмется.
Подобное сжатие уже идет в звукозаписи, но там цена носителей (дисков) в стоимости конечного продукта относительно меньше , и колическтво новой музыки, которую человек может без особого вреда для умственного здоровья запихать себе в уши - гораздо больше. В звукозаписи снижение цены диска в чем-то компенсируется увеличением количества дисков на человека – любитель музыки покупает больше песен на слегка меньшую сумму. Для книг соотношение иное - и практически смертельное для книгоиздательского дела в его нынешнем виде - многие покупают ровно столько книг, сколько они в состоянии прочесть . Если диск за счет iPoda дешевеет в три раза, и человек покупает в два раза больше дисков – падение в отрасли не так круто. Если книга удешевляется в десять раз, то сильно больше от этого читать никто не станет - оборот падает в девять.
2
Вопрос качества книги - и соотношения качества и коммерческого успеха - дело крайне сложное. Шамфор в молодости писал пьесы, от которых рыдал сентиментальный и казненный Людовик 16, и не менее сентиментальная и казненная супруга Мария Антуанетта. Шамфор делал, выражаясь современным языком, бестселлеры. Его приняли в Академию , и его литератуная карьера была на мази. После пары бестселлеров модный литератор бросил все к чертям и уехал в деревню. Там он написал “Максимы” - чтиво настолько ядовитое, что при жизни оно издано не было. “Максимы “ продают до сих пор – спустя двести лет - тысяч по пять в год, должно быть. Я встречал французов с высшим гуманитраным, которые про незадачливого академика ничего не слышали, но два века по пять тысяч в год - это миллион экземпляров. Ударные же пьесы Шамфора напрочь канули в лету. Автор сам объяснил этот парадокс. Он сказал, что публика в целом настолько тупа, что не способна увидеть отсутствие у автора новых мыслей. Она дружно аплодирует посредственности, и публчное одобрение означет зачастую лишь совпадение уровня серости автора с уровнем серости аудитории. Обычный бестселлер – это нечто, на пятнадцать процентов превышающее средний уровень . Броская упаковка, умелая реклама , крутой сюжет - через пять лет никто уже не вспоминает... Шамфору стало скучно делать бестселлеры за хорошую плату – он написал книгу для себя - и немногих себе подобных. Он, по словам Виктора Улина, выбрал “ПРЕЗРЕННЫЙ ДИЛЕТАНТИЗМ”.
Настолько ли редок случай Шамфора? Вероятно, не настолько. Недавно в СМИ промелькнуло имя Сэлинджера, написавшего несколько рассказов и нашумевший роман “Над пропастью во ржи” , который до сих пор кое-кто помнит в России. После этого он ничего вообще не напечатал, но курилка еще жив. Базар возник из-за судебного разбирательства по поводу продолжения культовой книги, сделанного каким-то бойким парнем без согласия автора. По словам родственницы, у писателя лежат в столе три неопубликованных романа , над которыми он бесплатно по-дилетантски вкалывал тридцать лет.
Селин, попавший с первого романа (“Путешествие на край ночи” ) в классики французской литературы - чуть ли не наравне с Прустом - закончил жизнь гинекологом в провинции, по-дилетантски кропая тома, не имевшие никаких шансов пойти в печать. ( Коллаборационист и антисемит, однако. )
Полагаю, приведенных примеров вполне достаточно, чтобы удостовериться, что не вся ЛИТЕРАТУРА вымрет от писания книг ЗАДАРОМ. Если что и вымрет , то это будет литературный фастфуд в его нынешнем виде . Однако , за фастфуд я не боюсь - бигмак вечен, хотя время от времени он меняет форму.
3
“Иногда я думаю, что скажут о нас будущие историки. Для современного человека им хватит одной фразы : он совокуплялся и читал газеты. Этим сильным определением предмет исследования, полагаю, будет исчерпан. ”
Я цитирую Альбера Камю (“Падение”, 1956 г. ). Высказывание классика были дословно точным в дотелевизионную эпоху. Современный современный человек совокупляется и смотрит телевизор. Иногда даже не совокупляется - ему хватает лишь телевизора.
Видеожвачка в корыте аудитории беспардонно и бесповоротно потеснила жвачку бумажную . Это понятно - сигнал от глаза до мозжечка , отвечающего за шевеление конечностей, проходит гораздо легче, если по пути не стоит думалка. Так как власть имущим нужно прежде всего шевление конечностей в правильном направлении, телек обречен на успех. Чтение же само по себе связано с развитием определенного уровня абстракции - буквы надо преобразовать в слова, а слова надо связать между собой и с окружающим миром. Поток картинок с экрана воспринимается куда непосредственнее и эффективнее. Кроме того, пяток телевизионных станций гораздо легче контролировать, чем тысячи печатных станков. Само собой, манипулирование путем бумажного слова никуда не делось – любой здравомыслящий Ленин начинает с газеты “Искра” - но с точки зрения коллективной дрессуры , голый текст против телевизора – что берданка против современного высокотехнологичного оружия.
В интеренете болтаются данные по книгопотреблению в Штатах. “Треть людей с высшим образованием не брало в руки книгу после окончания университета. Для окончивших среднюю школу – 42 процента. Восемьдесят процентов семей в США не покупали и не читали книг за последний год... ”
А Россия - официозно (возможно, и по факту) бывшая “самая читающая” ? “Согласно проведенному в июле этого года опросу, 37процентов росиян вообще не читают книг, 52 процента никогда их не покупают, и только 23 процента считают себя активными читателями... ”
Замещение фастфудной книги фастфудным видео пойлом идет достаточно быстро само по себе – гибель бумажной книги лишь ускорит процесс. Вполне вероятно, что дальнейшее развитие техники объеденит книгу с видео – текст будет идти в одной упаковке со звуком и движущейся картинкой. Тем не менее, если интересоваться ближайшей перспективой - несомненный факт, который нас здесь занимает - это “всего лишь” грядущая гибель бумаги и последствия этой гибели для литературы.
4
Технология фастфуда в принципе достаточно проста – он должен быть без вывертов, сравнительно недорог и до отвращения разрекламирован. Хорошего макдональдса должно быть много, и конкурентов надо гнобить...Кроме макдональдса есть еще кентуцкий жареный цыпленок, бургер кинг, тако белл - все это одно и то же... Вот, пожалуй, и все. Кто понимает в приличной кухне, либо идет в приличный ресторан, либо готовит сам...
Бизнес для потребителя – а массовое книгоиздательство - это бизнес для потребителя - всегда работает одинаково. Гибель бумажной книги поменяет правила игры , но не изменит суть дела. Скорее всего, фастфудная книга сконцентрируется в нескольких гигантских виртуальных книжных лавках вроде теперешнего “Амазона”. Пускать туда будут , само собой, не все тексты - но те, которые имеют продажный потенциал и удерживаются в рамках. Цены на скачивание - при наличии более или менее здоровой конкуренции должны будут упасть. Пока что, виртуальная книга стоит лишь слегка меньше бумажной , что не соответствует затртам на производство ( Амазон должен делать офигительно хорошее бабло, выплачивая авторам “бумажные “ гонорары за продукцию, изготовление которой сводится к передаче байтов через ктберпространство ) . Это происходит из-за того, что цена все еще задается сравнением с напечатанным . Когда бумаги не останется, цена будет диктоваться главным образом авторским гонораром, который должен в среднем остаться таким же, плюс издательскими и распространительными затратами, которые упадут во много раз.
Определяющим фактором для постбумажного книжного фастфуда станет реклама. Так как доход издателя с продажи каждой виртуальной книги неминуемо резко упадет, на плаву останутся лишь несколько сетевых монстров, фактически монополизирующих фастфудную литературу, как несколько голливудских студий монополизируют ныне фастфудное кино.
5
Сравнение с кино, однако, неправомерно в нескольких отношениях. Во-первых, авторское право на огромный пласт литературы - в отличие от кинопленок - исчерпано. Удержать цены на классику скорее всего не сможет уже никто - она станет в буквальном смысле копеечной. Недешевым бестселлерам придется конкурировать с дешевой и проверенной временем литературой.
Во-вторых, затраты на изготовление книги - это от силы десяток человеко -лет квалифицированного труда. Книга – одно из последних ремесленных производств. Она – одна из немногих оставшихся вещей, которые активно сопротивляются повальной стандартизации. Вполне возможно, что электронная книга породит новую породу книжных ремесленников . Они будут владеть маленькой электронной лавочкой, и зарабатывать на жизнь, продавая свои изделия самостоятельно. В науке подобные тенденции уже наблюдаются. Ученые самостоятельно вывешивают свои труды в “arxiv”, не связываясь с пропихиванием работы через редколлегии научных журналов. Григорий Перельман опубликовал работы по задаче Римана именно так – это пока что беспрецедентный случай : первоклассная работа, не прошедшая через научный журнал. Не исключено, что некоторые книги будут продаваться напрямую с сайта автора, либо мелкими кооперативчиками. Такие конторы могут занимать ниши, не оккупированные монстрами : всякого рода андеграунд , авнгард, эзотерика...
Кроме прочего, останутся дилетанты. Специфика литературы состоит в том, что она – не столько ремесло, сколько выражение личности. Ученый, не прошедший университет, практически невозможен (исключений, хотя они и есть, очень мало). Писатель, получивший профессиональное образование – скорее исключение . Бродский, с его незаконченным средним , на вопрос судьи : “А кто вам дал право быть поэтом ?” ответил : “Полагаю, это от Бога... ”
Полный хлам – дилетанство практически на сто процентов. Профессионализм гарантирует некое приемлимое качество. На верхних этажах писательсто снова смыкается с дилетантизмом. В последние два века литература делалась в основном профессионалами, но это – следствие специфических условий спроса на книгу, которые позволяли писателям жить литературным трудом. Если в результате гибели бумаги количество профессиональных писателей уменьшится, это не будет означать гибели литературы, но лишь ее модификацию.
Свидетельство о публикации №209081701083
Тенденции, похоже, как я и писал – доля бумажных книг уменьшается, электроники – растет. В Штатах вроде уже больше половины идет в электронном виде. Процесс пошел и в Европе. Растет и доля мелких электронных издательств. Интересно было бы найти серьезное исследование , но заметно и невооруженным глазом, что все больше народу читает с экрана. Это вторая революция после изобретения книгопечатания – смешно отрицать.
Ritase 01.03.2016 17:08 Заявить о нарушении