Вокруг Европы

   Моя приятельница Нина вернулась из поездки на теплоходе «Победа» вокруг Европы в г. Сталинабад, в котором «отрабатывала» стипендию большая группа молодых специалистов, присланных из разных городов СССР на разные участки приложения сил и талантов. Молодые инженеры, педагоги, врачи быстро объединились, образовав своеобразную
интеллигентскую «колонию», Клуб, если можно так сказать, по интересам. Главная притягательная сила была – спорт.
 
   Получилось так, что мы были приглашены в сборные команды Таджикистана, имея высокие спортивные показатели в различных видах спорта, часто встречались на сборах и соревнованиях различного ранга, что ещё больше сплачивало молодых ребят и девушек. Нина играла в баскетбол и, в свободное от игр время,  работала маркшейдером в ТаджикГеологоУправлении.
 
   Когда представилась возможность купить путёвку в увлекательное путешествие, то она думала не очень долго. Одолжила недостающие деньги,  заполнила полдесятка анкет, сделала около полдюжины фотографий, прошла необходимые проверки на благонадёжность, и, распрощавшись с друзьями, вылетела в Одессу, где должен был начаться рейс.
 
   Итак Нина дома, полная эмоций, впечатлений, историй  В честь своего приезда она устроила для своих друзей, в круг которых входил и я, вечеринку в горах, на полянке, давно облюбованной нами. Вокруг были изумительной красоты скалы, лесные заросли, сверху спадал родничок прозрачной, чистейшей и холоднющей воды. Подобного вкуса я не встречал больше нигде.
 
   Конечно, нам не терпелось услышать её повествование. Никто из нас никогда не был за границей, и не очень-то надеялся. Моего коллегу, преподавателя кафедры физического воспитания и спорта Госпединститута, тренера сборной республики по баскетболу, не пустили, за свой счет!!! съездить на Олимпиаду в Японию. Его провинность перед великой державой была столь велика, что и сейчас о ней мне страшно говорить! В 10-летнем возрасте он, во время ВОВ, был в оккупации в Ростове. Это для примера. Другие тоже имели различные огрехи в своих анкетах, что закрывало им путь заграницу. Часто претензии не опускались ниже «пятого» пункта, но и этого было достаточно и за глаза, и за уши. /Невольно скаламбурил, но не намекал даже, что говорю о их разрезе, цвете и форме/
 
   Первым встрял я:
 
-  Нина, аудитория ждет благоговейно отчета о твоём путешествии, тем более, что уже выпили сухонького за твоё возвращение, а шашлыки ещё не подошли.
         
-  Ой, ребята! Впечатлений столько, что не знаю с чего и начать?
 
-  Начни с того, что больше всего запомнилось,- подсказала ей Эмма, экономист из Одессы и защитница в «Спартаке», где играла вместе с Ниной,- ну, не томи уже!
 
-  Ладно! Познакомилась я на теплоходе с двумя девками /так и сказала/ из Киева, мы попали в одну каюту. Весёлые, умные, заводные. Везде мы вместе, и питаемся, и на дискотеках, и на концертах, и загораем на палубе. Пришли мы в Париж!  - Нина победно оглядела нас, не бывавших в «Парижах»,- и продолжила:
 
-  Не захотели мы ехать с толпой на запланированную экскурсию по городу, а решили поймать такси и поехать туда, куда выберем сами.  Так и сделали. Дождавшись когда экскурсионный автобус  отойдет от причала, мы сбежали с трапа, проскочили пограничную будку и выбежали на площадь.
 
-  К нам сразу подкатило «Такси». Водитель распахнул дверь и  жестом пригласил в салон. Мне даже послышалось «Силь ву пле», единственная фраза, которую я выучила по-французски, собираясь в круиз.  Встала проблема, как же объясниться с ним, если он не понимает по-русски, а мы ни слова, кроме моих познаний, по-французски?
 
-  Выход нашла Жанна, самая весёлая и сообразительная из нас. По крайней мере она так считала. Прежде чем мы успели опомниться, она мило проворковала: - Как же мы объясним этому болвану, куда нам надо? Водитель, сидевший в четверть поворота к нам, как бы настроил ухо, чтобы выслушать заказ, вдруг, на чистом русском языке произнёс:
 
-  А вы попробуйте по-русски! Я пойму!
 
-  Мы от смущения готовы были провалиться сквозь землю. Выскочить из машины, это уже однозначно, но водитель тронулся с места и влился в поток движения. Мы съёжились и замолчали. Было так стыдно. Воистину «пусти Дуньку в Европу!»
 
   Водитель прервал тягостное молчание:
 
-  Да вы не стесняйтесь! Не вы первые, не вы последние. Чего я только не наслушался,  сидя за баранкой, причём на всех языках. Я знаю пять. А вас я ждал, вы же видели, что я сразу подкатил, как только увидел своих соотечественниц.
 
   - А откуда вы узнали, что мы из России,- пискнула Мила,- пытаясь разговором загладить неловкость.
 
   - Ну, во-первых , Вы сошли с Советского теплохода, во-вторых, уж извините, в Европе так не одеваются, ну и, в-третьих, вы заговорили по-русски,- засмеялся он.- Так куда едем? Вы в Париже первый раз? Если хотите, я покажу соотечественницам,- коротко хохотнул водитель,- свой Париж, он, пожалуй, интереснее накатанных экскурсионных маршрутов.
 
  -  Мы переглянулись, хватит ли нам мизерных денег, которые нам обменяли для поездки?  Хотелось бы ещё сувениры родным купить.
 
 
  -  Андре,- я забыла сказать, что он представился, показывая на табличку со своей фотографией и именем, расположенной рядом с зеркалом заднего вида,- видно понял наше замешательство.
 
  -  Пусть плата вас не волнует. Разберёмся, так кажется у вас говорят?
 
  -  Машина вышла из общего потока, свернула с центральной улицы и покатила быстрей. Мы разговаривали до того так много, потому что огромная масса автомобилей еле-еле ползла, и водитель мог отвлечься немного.
 
  -  Ну, смотрите и слушайте. Вопросы потом, если они возникнут.
 
  -  Началась интереснейшая лекция-экскурсия. Мы непрерывно крутили головами, следуя за его рассказом. Сорок минут, отведенные нам на осмотр Парижа, пролетели как одна минута. Андре подрулил к месту, где мы сели в его машину и так оконфузились.
 
  -  Какие вопросы возникли? У нас есть ещё несколько минут до возвращения вашего автобуса с туристами.
 
  -  Сколько мы вам, Андре, должны за столь интереснейшую поездку? Вы правы, все красоты Парижа, на которые смотрели наши коллеги по рейсу, можно увидеть в документальных видовых фильмах, открытках, а вы нам показали город изнутри, каким его мы никогда бы не увидели. И как вы оказались здесь?
 
  -  Я в Париже родился! Я внук профессора-философа, которого Ленин, вместе с элитой России, выслал из страны, набив лучшими её умами целый пароход, запретив под страхом смерти возвращаться. Мой дед увёз с собой моего папу, пятнадцатилетнего мальчишку. Папа рассказывал, что жили они бедно, затем начали становиться на ноги. Дедушка читал лекции в «Русских обществах», были такие, папа учился, потом подрос и сел за баранку такси. Этим зарабатывали на жизнь и князья, и графы, и представители высшей знати, которым удалось убежать от большевиков после революции. Папа создал своё дело, сейчас он старенький и передал его мне. Я так короток, ибо вам скоро на теплоход, а мне хочется договорить. Я имею небольшой таксопарк на 50 автомобилей. Сейчас у меня нет нужды садиться за баранку, но я, к  заходу советских кораблей сажусь за руль и еду встречать людей из России. Я хочу видеть людей оттуда, какими вы стали. Одно дело смотреть фильмы, читать газеты, новости по ТВ, а совсем другое – видеть живых людей. Мне дали хорошее образование. Дед настаивал, чтобы я знал русский язык и культуру не хуже, чем родной французский – по рождению-то - я француз. Но не хотел, чтобы я ехал туда, откуда его выгнали. Я не мог его ослушаться.  Он собирался вернуться домой, в Россию. Не вышло. Сейчас его не стало. Я собираюсь навестить Родину моих предков, да всё, что- то мешает.
 
  -  Уберите ваши деньги,- сказал он,  увидев, что мы открыли кошельки и готовы скинуться,- я могу себе позволить подарить своим соотечественницам эту небольшую прогулку, хотя это, может быть, странно звучит от парижанина, но корни мои в одном с вами Отечестве. Давайте прощаться.
 
         Андре вышел из машины, галантно подал каждой руку, помогая выбираться, жестом прервал Жанну, смущенно, в который раз начинавшей извиняться.
 
  -  Будете в Париже, милости прошу. Звоните. Вот вам моя визитная карточка.
 
  -  Мы побежали к проходной. Перед тем, как нырнуть в её двери, оглянулись. Андре стоял опираясь на открытую дверь машины. Другой помахал нам. Мы побежали по трапу наверх. Когда теплоход отвалил от берега, мы стояли на палубе и смотрели на уплывающий город.
 
  -  Какого парня обидели, грустно сказала Жанна, и на её глазах появились слёзы.
 
  -  А вы говорите впечатления-впечатления,- заключила Нина,- дуры мы, вот самое яркое впечатление. Воистину, «пустите Дуньку в Европу». Впрочем, я это уже говорила.
 
     Мы сидели зачарованные и растроганные её рассказом. Не хотелось больше ни есть, ни пить. Я себе представлял жизнь трех поколений, вырванных с корнем из родной земли и отправленных на чужбину. Много читал, смотрел, но вот сейчас, в пересказе Нины, слышал живую речь Андре. Не очень сладко ему там, если он ходит встречать пароходы с Родины деда и отца.
 
     Пусть будет тебе хорошо, Андре! Надеюсь увидимся! Я взял визитку себе.
 


Рецензии