Остров даманский. ч-2. продолжение-4

Юранов с группой своих товарищей, добежав до протоки, понял, что погоня напрасна. Они где-то потеряли след. Не мог арушитель следовать в этом направлении. Только сейчас старшина смекнул: «Раз оружие на месте, значит, преступники выполнили задачу и должны отправиться назад».
- За мной! - скомандовал Юранов. - К складу оружия!
Через пятнадцать-двадцать минут группа достигла дерева с дуплом и недалеко от него обнаружила измятую траву и поломанную молодую поросль деревьев.
Все говорило о том, что здесь происходила борьба. Старшина был озадачен. «Полчаса назад этого не было. Неужели что-то лучилось с лейтенантом?»
Оставив трех солдат в засаде, старшина с двумя оставшимися побежал к «секрету», где был установлен телефон. Дозорный сообщил, что лейтенанта здесь не было. Возможно, он в отряде...

Юранов послал туда одного солдата, а сам принялся осматривать окрестности в надежде хоть что-нибудь выяснить. Оказалось, что граница нарушена в нескольких местах.
«Но почему не сработали ракетницы? - сокрушенно подумал старшина. - Неужели вся наша система защиты границы устарела морально и технически?» И тут же пришел ответ: «Конечно, вся система не обновлялась уже сколько времени... да я здесь, на сверхсрочной, почти десять лет, и ни разу она не совершенствовалась... - продолжал рассуждать сам с собой Юранов. - Кому нужна такая охрана? Посты расформированы. Теперь один от другого находятся на расстоянии двадцати пяти километров... А что наряд может? Пока одолеет это расстояние, нарушитель сто раз пройдет туда и обратно... Ловить его равнозначно, что ловить в реке руками рыбу...»

Пока старшина сокрушался, размышляя над плохой охраной границы, из отряда поступило сообщение, что лейтенант там не появлялся.
«Вот тебе, едрена мать, и сюрприз! - выругался старшина. -Неужели пришили его?»
Условным сигналом Юранов позвал солдат:
- Надо, хлопцы, искать! - строго приказал он. - Ищите командира!
- Надо бы собаку, - предложил один из солдат.
- У нас и собаки-то уже устарели, - огорченно ответил Юранов, - они могут только у себя блох ловить. Разосрали границу, мать •их так! Найду лейтенанта и пойду на дембель. Не хочу отвечать за чьи-то грехи...
- Напрасно ты, старшой, волну гонишь. Кто, как не мы, здесь нужны? Ну, пригонят салажат-пацанов на наше место. Им пять лет потребуется осваивать все премудрости пограничной службы. Сейчас мы с тобой в ответе за спокойствие границы...

- Так-то оно так... прав ты, Сашко... но мы ведь бессильны. Нас осталось-то десяток человек, а протяженность кордона вон какая... три часа топать до конца своего участка. И с вышки сектор обзора не охватывает границу. Их было на нашем участке пять, в аккурат, вышек-то... вся река как на ладони. И вышка-то уже прогнила, лезешь на нее, и мандраж в коленях... вот-вот ветром снесет...
- Что-то ты расклеился, старшина, - недовольно заметил Сашко, - лучше померкуй, как нам возвращаться в часть без лейтенанта? Майор нам ноги до задницы сотрет, загоняет...
- Паниковать еще рано, поищем, может, что и выясним. Время пока терпит. А без командира возвращаться не будем...

Прошло два-три часа. Старшина Юранов сообщил в отряд капитану Лукину о происшествии и попросил подкрепления для поисков лейтенанта.
Капитан разнес было на чем свет стоит Юранова за халатность и пригрозил отдать всех под трибунал, но затем более спокойно ответил:
- Сейчас прибудем.
Поиски хоть каких-то следов таинственного исчезновения лейтенанта ничего не дали. Росла тревога. Каждый из солдат ощущал себя виноватым. Сашко резюмировал происходящее:
- Вообще-то, братцы, или мы безнадежно устарели, или потеряли чутье, навыки. Ведь это противник, и от него нужно ожидать всякой подлости. Сюда пошлют не профанов, а матерых бандитов. Нас провели, как воробья на мякине...

Неожиданно появился капитан Лукин с группой солдат, и сразу же, сходу:
- Как вы могли проворонить командира?
Все стояли навытяжку, понуро глядя в землю. Тут нашелся старшина:
- Операцией руководил лейтенант, и то, что он приказывал, мы исполняли в точности. Он сам виноват, что бросился в одиночку сообщать на заставу о складе с оружием, вон там...
Старшина протянул руку с автоматом в ту сторону, где виднелась огромная ель.
- Пошли, покажете свою находку. Увидев склад, капитан ужаснулся:
- Да здесь оружия хватит на целый взвод! Ну и дела... Когда же успели наносить его, и кто?..
- Конечно, китаезы, а кто ж еще? Разве не понятно, что против нас затевается диверсия, если не что худшее...

Старшина выразил свое негодование по поводу неготовности погранчасти к защите советских рубежей.
Капитан Лукин на это высказывание ничего не ответил. Он был согласен со старшиной, а заодно и с лейтенантом, который давно, открыто заявлял об опасности на границе. С сегодняшнего дня лейтенант должен был по приказу сдать участок, но сложная обстановка не позволила это сделать.
Капитан с солдатами вышли на крутой берег и тут же услышали, как с острова на ломаном русском языке кто-то крикнул в громкоговоритель:
- Вы солдата, мы солдата! Ваша командира - наш! Хотим менять его на оружие!
- Ах вы, сволочи! - вскрикнул в гневе Сашко и намерился было пустить автоматную очередь, но старшина залепил ему оплеуху, да такую, что тот свалился с ног...
- Ты что, гадючья морда, войны захотел? Они так и ждут этого! Обстановка прояснилась. Лейтенант у них, на острове Джень Бао
(это уже после событий его назовут «Даманским» по имени погибшего командира, руководившего здесь боевыми действиями).
Конечно, китайцы предлагают обмен лейтенанта на обнаруженное в дупле оружие. Раздумывать здесь нечего. Требуется сообщить на центральную заставу майору. Вопрос, выходящий за рамки полномочий капитана и даже майора. Это политический акт, и решать его нужно в штабе округа, если не на уровне правительства. Это провокация!

Майор пришел в ярость и приказал не предпринимать никаких действий до особого распоряжения «сверху».
Время шло. Уже темнело. Никаких указаний не следовало. Юранов послал на заставу Сашка, а пока группа капитана томилась в ожидании решения. Каждый понимал - это военный конфликт, и оружие готовилось для удара с тыла.
Неожиданно раздался треск сухостоя, шум и визг, доносившийся из глубины зарослей. Все вздрогнули, застыли в ожидании. Бежали секунды. Вдруг мимо солдат пронеслось стадо диких кабанов, сметая на своем пути молодую поросль.
- Кто-то вспугнул их, - первым пришел в себя Юранов. Его поддержал капитан и скомандовал:
- Вперед! За мной!


Рецензии