На водах. Рассказ. Глава 11

                Глава XI.


Прошло несколько дней. София с родителями каждый день приезжали в дом к Азариным и каждый раз им оказывался неимоверно тёплый приём. Родители Софии разговаривали с Дарьей Трофимовной, которая по случаю прихода гостей всегда одевала своё «парадное» платье. Васильевские много узнали об Азариных во время этих бесед за чашкой чая с их тётушкой. И если до этого, они думали, что братья совсем не дворянского рода и совершенно бедны, то сейчас окончательно разуверились в этом. Теперь князь и княгиня Васильевские даже немного сочувствовали Андрею и Антону, с которыми так «несправедливо» обошлась судьба…. В связи с этим супруги решили, если портрет их дочери выйдет удачным, заплатить Антону за работу немного больше, чем они договаривались.
Сам молодой художник о намерении его важных заказчиков не знал, но всецело отдавался работе над картиной. Когда София по нескольку часов в день позировала для портрета в его мастерской, он старался запомнить её образ как можно тщательней. А когда юная княжна уезжала, он вновь садился за работу и, бывало, рисовал до самого утра.
Сегодня был как раз один из таких дней, когда Антон совершенно не выспавшийся вышел встречать Васильевских у крыльца своего дома. Как обычно, он и княжна София Александровна пошли наверх в мастерскую, а князь и княгиня остались в гостиной.
- Что-то вы сегодня неважно выглядите…. – протянула Софи, входя в мастерскую и пристально осматривая Антона.
- Пустяки, - махнул он рукой. – Не стоит беспокоиться, княжна.
София не нашла слов для ответа и просто промолчала. Прежде чем сесть в привычное кресло, она подошла к стоящему напротив него мольберту и посмотрела на свой неоконченный портрет.
- Что это, Антон? – удивилась Софи.
- Вам что-то не нравится? – испугался он. – Вы сразу говорите, ещё не поздно исправить.
- Нет, что вы, портрет бесподобен. Я даже удивляюсь, неужели я такая красавица в жизни, как на холсте…. – вздохнула княжна и добавила. -  Но вчера, когда я уходила, он был другим. Сейчас он много изменился. Я поняла, отчего вы такой усталый! Вы рисовали всю ночь?
- Да. Но я думал, что вас это порадует. Вы ведь хотите, чтобы ваш портрет был готов как можно скорее.
- Я бы так не сказала…. – задумалась София и улыбнулась. – Знаете, Антон, мне так нравится общаться с вами, что даже хочется, чтобы вы меня рисовали подольше.
- Да? – удивился молодой художник. – Мне очень приятно это от вас слышать, София Александровна.
- Но вы всё-таки отдыхайте, Антон. Не стоит рисовать целыми днями и ночами. Хотя, признаюсь вам, я удивлена вашему таланту. Так красиво меня ещё никто не рисовал! Я даже слишком красива на этом портрете.
- Я стараюсь рисовать вас такой, какая вы на самом деле. А на самом деле, вы настолько красивы, что простыми красками этого не передать.
- Я думаю, вы преувеличиваете! – неловко отмахнулась София от неожиданного комплимента.
- Гляделись ли вы в зеркало? – неожиданно пылко и выразительно произнёс Антон.
София вздрогнула. Этот вопрос заставил её заволноваться, ведь она поняла, что хотел этим сказать Азарин. Да, он восхищался её красотой и был влюблён. Но пока это она не совсем осознавала. Княжна Софи решила, что это всё его творческая и непредсказуемая натура художника.
- Я думаю, пора начинать рисовать, - серьёзно сказала она и села в кресло.
Антон ничего не ответил, а просто подошёл к мольберту и начал работу. Он рисовал, но голова его была забита разными мыслями – мыслями о той, которую он сейчас рисует….
- «Она была ошеломлена моим вопросом! Что же я сделал? Зачем я это сказал? – мысленно ругал себя Антон. – Но, похоже, она задумалась…. Да, она поняла, кажется, мои чувства! Или нет…. А что лучше: да или нет? Не знаю…. Надо будет посоветоваться с Андреем….».
Несколько часов подряд Антон работал над картиной. Всё это время, и он, и София молчали – им просто не хотелось разговаривать, да и говорить было нечего. Антон думал о чём-то своём, Софи делала то же самое. Потом, по настоянию Васильевских - старших, решили сделать небольшой перерыв на чай. Далее – опять работа на несколько часов.
Наконец, семья Васильевских уехали, наступил вечер. Впервые Антон хотел, чтобы процесс рисования закончился. Он так ждал прихода старшего брата, что когда Андрей вступил на порог дома, тут же бросился к нему.
- Что-то случилось? – спросил Андрей, когда младший брат позвал его к себе в мастерскую.
- Не беспокойся, ничего страшного не произошло. Просто мне нужно поговорить с тобой, посоветоваться….
- Младший брат решил со мной посоветоваться! Я не ослышался? – изумился Андрей.
- Только не надо иронии, прошу тебя. Это не тот случай. Мне действительно нужен твой совет, - Антон посмотрел на брата умоляющими глазами полными тоски и смятения.
- Извини…. – ответил Андрей. – Я тебя слушаю. Чем смогу, тем помогу.
Антон рассказал брату всё, что так беспокоило его весь этот день: о разговоре с княжной, о его неожиданном порыве и о реакции на него. Так же, он показал брату уже почти завершённый портрет. 
- Да…. – протянул Андрей. – Ну и ситуация…. Я даже не знаю, что тебе посоветовать.
- Ты просто скажи мне, как бы ты поступил на моём месте? А я уж сам решу.
- Хорошо, если представить…. – задумался Андрей и заходил по комнате. – Допустим, я попал в такую же ситуацию и влюбился без памяти в княжну знатного и богатого рода. Есть два варианта. Если она знает или же догадывается о моих чувствах, то я непременно объяснился бы с ней. Отсюда следует, что если мои чувства взаимны, то отправился бы просить её руки. Тут уже всё зависит от согласия родителей. Если же она не отвечает мне взаимностью, то я попытался бы забыть её.
- А второй вариант? – с нетерпением спросил Антон.
- Второй значительно проще, мой друг. Не говорить с ней о чувствах, дождаться её отъезда, а потом забыть навсегда….
- И что бы сделал ты?
Андрей задумался. Он был куда решительнее, чем его юный брат и, конечно, выбрал бы первый вариант развязки. Но что же делать, если ситуация Антона намного серьёзней и больше подходит второй…. Старший Азарин не знал, что ответить.
- Послушай, Антон, - наконец решил он сказать. – Я и сам не знаю, что бы я выбрал в твоей ситуации, но я тебя прошу, выслушай меня и не принимай близко к сердцу то, что я тебе скажу. Если бы, я был знаком с княжной Ольгой Лавровой чуть дольше и если бы мог позволить себе признаться в том, что я люблю её, я бы незамедлительно пошёл к её отцу…. – он закрыл лицо руками и глубоко вздохнул.
- Да что же это со всеми нами происходит?! – прокричал Антон и стукнул кулаком по спинке кресла, около которого стоял.
- Не горячись. Я тут подумал…. Давай дождёмся этого загородного пикника, посмотрим, что будет. А после – будем решать.
- Ты прав, ты как всегда прав.
А до этого самого пикника оставался один день, ведь он должен был состояться послезавтра….


Рецензии