Верхом на помеле, 2. Новые типы вертолетов. Идея
Интересная и (по крайней мере, теоретически)решаемая задача. Зайду еще
Владимир Репин 11.08.2009 02:11
Спасибо.
Отрадно, что и эти мои фантазии замечают читатели, которые вряд ли являются специалистами в такой технике, где и я не спец.
Иосиф Ольшаницкий 11.08.2009 07:59
Навскид:
Ось ротора, на которой закреплены две массивные рулетки по типу измерительных.
Раскрутка ротора вытягивает стальные ленты "рулеток.
С остановкой они опять втягиваются.
Корпус каждой "рулетки" - это та масса, которая создает при раскрутке силы, удерживающие ленту растянутой (как и в обычной рулетке, с (С-образным профилем). Как-то надо обеспечить угол атаки и скорость вращения очень высокую - иначе лента сложится в вертикаль под весом пилота.
Ничего не считал, конечно; подозреваю, что расчет может все перечеркнуть.
Владимир Репин 11.08.2009 19:01
Браво!
Возможно это, наконец-то, уже почти технически выполнимое решение задачи, поставленной изобретателями-фантазёрами лет восемьдесят тому назад.
По одному из патентов двадцатых годов сматываемая лопасть представлялась в виде надувного чулка с плоским пучком стальных тросов внутри него. По-видимому, ту надувную лопасть предлагалось выполнять секционной и при сматывании такого чулка последовательно выжимать воздух из каждой секции. Предполагалось, думаю, что профиль лопасти надувной можно будет задать натягиваемыми нитями.
Как я себе это воображаю, ими по углам квадратиков и треугольников, как ватное одеяло, должен быть прошит такой чулок, - через парафиновый (в процессе изготовления такой лопасти выплавдавляемый из неё) макет.
Нагромождение всех всяких таких умопомрачительно сложных систем ничего путного не дало для технической реализации такой концепции.
В Вашем предложении мне понравилось сравнение с измерительной рулеткой.
Вашу мысль: - а нельзя ли летать на скатывающихся в рулон лопастях, вообще НЕ ИМЕЮЩИХ никакой надувной или как-либо иначе формируемой герметичной полости?! - подхватываю у Вас мгновенно, как эстафету.
А может, действительно достаточно лишь дугообразной линии в поперечном сечения какой-то тонкой стальной ленты, сколько надо упругой. Ведь летучие мыши летают на своих перепончатых крыльях, причём даже маневреннее, чем птицы.
Если, ленточные лопасти, не имеющме герметичной полости, удержат в воздухе летательный аппарат пока лишь хотя бы игрушечных размероа, - проблема решена!
Корпус рулетки должен оставаться около оси винта. Сила веса стальной ленты, помноженная в сотни раз действием центробежной силы, обеспечивает какую-то, по сути, немалую подъёмную силу, - по проекции разложения сил в растяжке такмми центробежными силами этих лопастей.
Уж какие-то, хотя бы миниатюрные приборы наблюдения такой, хотя бы миниатюрный вертолётик уж как-нибудь да подымет. Несущий винт в начале раскрутки такого ротора может и не иметь более высокие обороты, чем во время полёта машины. Они и так позволят даже короткому остатку длины уже смотанной лопасти иметь некоторую центробежную силу, позволяющую выпрямляться в длину сматываемым так лопастям. Необходимое усилие для сматывания лопасти, когда вертолёт уже на земле, а ротор вращается всё медленнее, обеспечит или часовая пружина в игрушечной модели такого вертолёта, или - в более крупных моделях - диференциальный механизм редуктора со своим мотором.
Полагаю, что лучше всего подойдёт, в принципе, довольно лёгкий и компактный пневмомотор, работающий от совсем маленького баллона со сжатым воздухом. Причём он работает не долго, - лишь для разматывания и сматывания ленты этой лопасти, и только тогда, когда вертолёт находится на земле.
Даже несколько метров такой , достаточно тонкой и достаточно упругой стальной ленты, шириной, скажем, даже сантиметров 15-20, весят сравнительно мало.
Показываю на рисунке, как я себе такую ленту представляю.
В стальной ленте из упругой пружинной стали, толщиною до нескольких миллиметров, очень часто прорезаны поперечные шлицы, - так, что оставлено всего что-то порядка одного миллиметра её толщины.
По требованиям аэродинамики: этой ленте, пока еще не прорезанной такими шлицами, задан подходящий профиль, и лента эта выгнута поперёк в соответствующую дугу.
Множество достаточно тонких рёбер поперечной жёсткости, образованных упомянутыми шлицами, обеспечивают необходимый минимум общей жёсткости крыла даже и на кручение.
Но при сматывании такой ленты, необходимо преодолеть всего лишь упругость только каждого отдельного ребра, - такую же упругость, как у отрезка стальной проволоки того же сечения.
Достаточно тонкая часть профиля этой ленты сравнительно легко позволяет смотать такую лопасть в рулон, - по сути, так же, как смотать упругую ленту измерительной рулетки, которая достаточно упруга - настолько, что какая-то часть этой измерительной ленты за счет упругости её дугообразного профиля, держится прямой на длине, например, в один метр.
Автомат перекоса в несущем винте с такими лопастями остаётся, по сути, тем же.
Не стоит входить в азарт при создании первой, сначала лишь демонстрационной модели.
Пусть принципиальной задачей будет пока лишь:
- поднять так в воздух хотя бы совсем игрушечный, лишь принципиальный прототип. На этот раз - это возможно!
Я когда-то подал завку на то, как обеспечить жёсткость профиля аналогичной лопасти (в которой теперь - по Вашему предложению - уже не будет никаких, даже мелких деталей, кроме самой ленты. Тогда я своего имени в качестве автора изобретений не указывал. Я же сам, работая патентным поверенным в системе советского патентного ведомства, придумывал всякую всячину, чаще всего для Авиапрома, заинтересованного во всякой чепухе для отчётности перед Правительством. Каждый месяц в своё удовольствие, да к радости моего же начальства, я соствлял свою очередную (внеочередную, внеплановую, сверх нормы), какую-нибудь заявку на изобретение по авиационной технике. Это притом, что сам-то я о таковой технике не имел, как и сейчас не имею, почти никакого представления. По основному диплому я всего лишь станкоинструментальщик.
Короче, как когда-то в упомянутой должности я излагаю Вам своё суждение. О перспективности и полезности Вашего технического решения.
Иосиф Ольшаницкий 12.08.2009 11:24
_____________________________________________
Спасибо, Иосиф!
Владимир Репин 12.08.2009 16:04
Свидетельство о публикации №209081700600
Ежели, к примеру, сохранить тот же вес ленты, то я бы нарисовал сегодня в ней чуть иные поперечные шлицы, скажем, пусть той же глубины, но как бы выполненные фрезой с треугольными, в частности, прямоугольными зубьями.
Такой иной вариант, как мне кажется, обеспечит чуть большую жёсткость на кручение этой сматывающейся лопасти.
Иосиф Ольшаницкий 06.09.2015 18:01 Заявить о нарушении