Кот Максим

Жили дед и баба. Были у них сын и кот. Сына звали Мартыном, а кота Максимом.
Умерли дед и баба. Остался Мартын с котом Максимом.
Мартын был большой лентяй, все на печи лежал, а кот ему еду носил: то птичку где поймает, то колбасу или сало у соседа стащит.
Вот так и жили они; случилось — сгорела хата, одна глиняная печь осталась.
— Что ж нам делать? — спрашивает кот у хозяина.— Надо новую хату строить.
— Э,— говорит Мартын,— зачем нам хата? Хватит и печи.
Пожили они с год на печи, а. там и печь развалилась.
— Что нам делать? — опять спрашивает кот у хозяина.
— Ты,— говорит Мартын,— как себе хочешь, а я жениться надумал: возьму жену богатую, она мне и хату построит.
— И кто за такого лентяя  замуж  пойдет? — смеется кот.— У тебя и вид-то не человечий.
— Пойдет! — говорит Мартын.— Нечего смеяться! Сама царевна пойдет! Ступай, Максим, к царю. Скажи ему — так, мол, и так: пан Мартын, по прозвищу Глинский-Пепелинский, сватается за твою дочь. Ну, и сделай все как надо: наговори ему, что богаче меня во всем царстве пана не найти...
— Трудную задал ты мне задачу, пан Мартын Глинский-Пепелинский,— говорит кот.
— Ничего, ступай, а то ремня получишь! — погрозил ему хозяин.
— Ну что ж, попытаю счастья.
Наносил кот лентяю Мартыну еды про запас, чтоб тот с голоду не помер, а сам в дальнюю дорогу пустился.
Идет он, идет, приходит в лес. Бежит навстречу заяц.
— Куда, кот, идешь?
— К царю.
— Зачем?
Кот подумал и говорит:,
— На суд.
— На какой суд?
— Правду хочу найти,
— Какую правду?
— А вот какую. Где кошка что украдет либо нашкодит — всё на кота сваливают. Кот, говорят, и сметану слизал, кот и сало украл.. А там кота и близко не было. Не могу я терпеть этакой напраслины!
— Пойду и я, пожалуй, с тобой,— говорит заяц.
— Зачем?
— Тоже на суд. Где зайчиха что сделает — всё валят на зайца. Кто в саду молодые побеги попортил? Заяц! Кого собаки гоняют? Зайца! А там вовсе и не заяц-то был, а зайчиха. Не могу я такое терпеть! Пойду к царю на суд.
— Да как же ты один пойдешь? — говорит кот.— Кто тебе одному на суде поверит? Там свидетелей надо иметь.
— А ты почему идешь один?
— Ну, у меня дело другое. Там у меня деды, дядья да братья живут. Все по слову скажут, мне и поверят. Вот кабы ты набрал сотни три свидетелей, то можно смело идти.
Как помчится заяц, как закричит на весь лес:
— Дядья, братья, деды, бегите-ка сюда!
Тут вмиг со всех сторон зайцы посыпались. Целая уйма сбежалась.
Привел кот Максим зайцев к царским палатам. Видит — стоит во дворе большой хлев. Он и говорит зайцам:
— Вы обождите в этом хлеву. Закончится мой суд, я и вашу жалобу подам царю.
Поскакали зайцы в хлев, а кот — хлоп! — и за пер их на засов.
Идет он в царские палаты, подпрыгивает да в ладоши похлопывает.
Всходит на крыльцо, стучит в дверь:
— Отворите!
Открыл ему солдат-часовой.
— Чего надо? — спрашивает
— Укажи, где царь живет. Солдат указал.
Вошел кот Максим в большую палату, а там царь сидит.
— Добрый день, ваше величество-вымператорство!
— Добрый день, котик! — отвечает царь.— Что скажешь?
— Да вот прислал тебе мой хозяин Глинский-Пепелинский гостинец.
— Где ж этот гостинец?
— В хлеву.
Пришел царь в хлев, посмотрел, а там полным-полно зайцев.
— Видно, больно богат твой хозяин, если столько зайцев прислал,— удивляется царь.— Пожалуй, у него еще больше имеется?
— Он, панок-царек, такой богатый, что и не счесть. Всего у него много, нету только в доме хозяйки. Прислал меня твою дочку сватать.
Повел царь кота во дворец, накормил, напоил да еще и на дорогу в сумку положил. А про дочку промолчал.
Вернулся кот Максим домой. А его хозяин еле дышит: все запасы давно поел.
Развязал кот сумку, достал оттуда все, что с дороги осталось, и начал хозяина кормить.
Подкрепился пан Глинский-Пепелинский и спрашивает кота:
— Ну, что тебе царь сказал?
— Да ничего интересного,— говорит кот.
— Так сходи еще раз к царю, Только наноси мне побольше еды про запас.
Наносил ему кот еды, а сам пошел снова к царю. Приходит в лес, а тут навстречу ему волк:
— Куда, кот, идешь?
— К царю.
— Зачем?
— На суд.
И рассказал волку, на какой суд он идет. Волк говорит:
— Так и я с тобой пойду! Меня тоже частенько бранят понапрасну.
— Одному тебе суд не поверит,— говорит кот.
— А ты почему идешь один?
— Тебе со мной не равняться. Меня вся царская родня знает, а от тебя даже собаки бегут, если где увидят. У меня там деды, дядья, братья...
— Так что же мне делать?
— Собери сотни три свидетелей, тогда и поверят. Подпрыгнул волк, ударился обземь и завыл на
весь лес:
— Дядья, братья, деды, бегите сюда! Собрались волки со всего леса. Повел их кот Максим к царю.
Приходят на царский двор. Нетерпеливые волки говорят:
— Мы первые на суд пойдем.
— Нет,— говорит кот,— моя жалоба там давно лежит. Как окончится мой суд, тогда я подам вашу жалобу и вас позову. А пока что обождите в этом хлеву.
Поджали волки хвосты и потянулись в хлев. Как только вошли все, кот — хлоп! — и запер их там, А сам двинулся в палаты.
Подымается на крыльцо: стук, стук! Открывает ему знакомый солдат. И мчится кот прямо в царские палаты. Вошел к царю, поздоровался.
— Что скажешь, котик? — спрашивает царь.
— Так и так,— отвечает кот Максим,— прислал тебе мой хозяин пан Мартын Глинский-Пепелин¬ский новый гостинец.
— Хорошо,— говорит царь.
Пришел в хлев, смотрит, а там волков видимо-невидимо: и в кошарах полно набито, да и под крышей еще.
Велел царь волков убить, всем своим слугам шубы пошить, а коту говорит:
— Передай пану Глинскому-Пепелинскому, пусть сам ко мне в гости приедет.
Прибежал кот ночью домой, запыхался. Начал хозяина тормошить. Еле добудился.
— Вставай,— говорит,— я от царя пришел. Проснулся кое-как Глинский-Пепелинский, спрашивает :
— Что царь сказал?
— Сказал, чтобы ты сам к нему в гости ехал. Почесал Глинский-Пепелинский затылок:
— А в чем же я поеду? Ведь я гол, как сокол!
— Ничего,— говорит кот,— что-нибудь да придумаем.
Собрались они и побежали бегом к царю. Бегут, видят — у большой дороги целое войско солдат спит. Кот остановил хозяина.
— Подожди,— говорит,— здесь.
А сам пошел, крадучись, к войску. Снял со спящих солдат шапки и набил ими два мешка. Вскинул один мешок на плечи, другой хозяину дал. И пошли они дальше.
Подходят к речке. Коту пить захотелось. Поставил он свой мешок у моста, хозяина караулить оставил, а сам полез в речку воды напиться. Видит — ползет рак в нору. Кот схватил его за ус и на берег выбросил.
Рак начал проситься:
— Отпусти меня в воду. Может, я тебе тоже когда службу сослужу.
Кот подумал и говорит:
— Какую ж ты мне можешь службу сослужить?
— В воде,— говорит рак,— любую. Вели что хочешь, все сделаю.
— Подкопай до утра мостовые столбы,— предложил кот.
— Ладно,— говорит рак.— Это я могу. Отпустил кот рака, и тот враз принялся за работу.
— А ты,— говорит кот Мартыну,— как только завалится мост, разбросай шапки по воде и жди меня здесь.
Сказал это кот, перескочил через мост и побежал к царю во дворец. Прибегает, докладывает царю:
— Так, мол, и так, ваше величество-вымператорство... Ехал к тебе в гости мой хозяин, пан Мартын Глинский-Пепелинский, да беда стряслась: мост провалился, вся его пехота да конница утонула, один он остался, голый, все обмундирование по воде уплыло.
Сел тогда царь в карету, кота посадил рядом с собой, подъехал к мосту. Видит — и правда: только шапки от войска по воде плавают.
Посочувствовал царь пану Глинскому-Пепелинскому и велел лучшим своим портным да еапожнп¬кам сшить ему новое обмундирование. Оделся Глинский-Пепелинский, прихорошился и поехал с царем во дворец.
Поговорил с ним царь, угостил, а потом говорит:
— А теперь хотел бы я посмотреть на твои поместья: ежели ты и вправду такой богач, то выдам за тебя дочку.
Испугался Глинский-Пепелинский: какое же он богатство царю покажет? Все его добро — одна глиняная печь, да и та развалилась.
Услыхал об этом кот Максим. Отозвал своего хозяина в сторону и шепчет ему:
— Не бойся! Все хорошо будет!
Запрягли царские конюхи самых лучших лошадей в самую лучшую карету. Сел царь в карету и поехал. А кот впереди бежит — дорогу указывает.
Едет царь, едет и подъезжает к поместью Змея Горыныча. Кот впереди бежит. Видит — пасут пастухи большое стадо коров. Подбегает он к пастухам.
— Чьи вы? — спрашивает.
— Змея Горыныча.
Кот натопорщил усы, грозный стал:
— Не говорите никому, что вы пастухи Змея Горыныча, а скажите — пана Мартына Глинского-Пепелинского. А то за мной летит Гром с Перуном — он вас убьет.
Сказал это кот Максим и побежал дальше. Встречает большой табун лошадей. Подбежал к конюхам и спрашивает:
— Чьи вы, конюхи?
— Змея Горыныча.
— Не говорите никому, что вы конюхи Змея Горыныча,  а скажите — пана  Глинекого-Пепелин¬ского. А то за мной Гром с Перуном летит — он вас убьет.
Тем временем царская карета подъехала с громом к пастухам.
— Чьи вы? — спрашивает их царь.
— Пана Мартына Глинского-Пепелинского.
— О,— удивляется царь,— и богат же пан Глинский-Пепелинский!
То же ответили и конюхи.
Пока царь ехал, прибежал кот во двор Змея Горыныча. Увидал самого Змея и кричит:
— Прячься, Змей Горыныч! Едет Гром с Перуном — он тебя убьет и в порошок сотрет.
Испугался Змей Горыныч.
— Куда же мне спрятаться?
Кот поглядел и увидел в старой липе большое дупло.
— Полезай хоть сюда! — говорит Змею.
Забрался Змей в дупло, а кот заткнул дупло поленом да еще и глиной замазал. Потом побежал к змеевым слугам.
— Чьи вы? — спрашивает.
— Змея Горыныча.
— Не говорите никому, что Змея Горыныча, а скажите, что пана, мол, Глинского-Пепелинского. А то за мной летит Гром с Перуном — он вас убьет.
— Ладно,— говорят напуганные слуги.
Приехал царь в поместье Змея Горыныча. Слуги бросились его встречать.
— Чье это поместье? — спрашивает царь.
— Пана Мартына Глинского-Пепелинского! — в один голос ответили слуги.
— Ну что ж,— говорит царь,— и вправду богат
Вернулся царь в свой дворец, кликнул музыкантов и велел свадьбу справлять.
Все там было: кто что хотел, то пил и ел. И я там был, ел и пил, по бороде текло, а в рот не попало.


Рецензии