Цветовая палитра в произведении Федора Михайловича

Исследовательская работа               
               

Эпиграф
Я вижу яркий свет, когда кричат,
я слышу крик, свет яркий созерцая.
Все звуки светятся, и все цвета звучат,
И ныне я их тайны раскрываю.
В.Шапиро

«С древних времён человечество придавало цвету символическое значение, и, оказывается, совсем не зря. Учёные и психологи со временем разработали методику цветовой психодиагностики, с помощью, которой можно определить характер и настроение человека. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи – сотни поколений ученых пытались разгадать  загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма.  Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.
В этом контексте интересно восприятие цвета читающим книгу человеком. Он не только «осязает» цвет пальцами, перелистывая страницы, не только зрительно видит название цвета «красный», «синий», но и обращает этот мысленный посыл в глубины своего мозга, где происходит таинственное преобразование цвета в подсознательные образы, помогающие читателю правильно воспринимать замысел автора произведения.  «Словесные сигналы» писателя призваны вызвать в центральной нервной системе читателя эмоциональный образ, соответствующий значительно большему числу возбуждающих стимулов, чем это выражается рациональным значением речи. Чтобы «ударить по сердцам с неведомою силой» (Пушкин), художественное слово прибегает к специальным средствам» (Психология художественного творчества»,Мн, Харвест, 2003 далее сокращенно ПХТ стр.237). То  есть,  можно, читая какие-либо произведения, анализировать их и настроение автора в цветовой гамме. Цвета добавляют мысли и слову писателя  выразительную окраску, с помощью которой читатель может полнее представить себе картину происходящего.
В произведении  Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи» очень много цветов, которые характеризуют главного героя, его внутренний мир. Конечно, Федор Михайлович свою цветовую гамму в произведении создавал бессознательно, руководствуясь исключительно творческим вдохновением, иначе это выглядело бы слишком схематично и искусственно. Об этом рассуждает в своей литературоведческой статье «Психология творчества» (Сборник «Художественное творчество и психология», М., наука, 1991, стр.158-162) известный советский писатель Иван Замятин (ПХТ стр. 507): «В момент творческой работы, - пишет он, - писатель находится в состоянии загипнотизированного: сознание загипнотизированного воспринимает и разрабатывает лишь те впечатления, материал для которых дает гипнотизер. Вы можете щипать, колоть загипнотизированного субъекта…- он ничего не почувствует. Но подходит гипнотизер, дает выпить глоток воды и говорит: « Это шампанское» - и у загипнотизированного в сознании появляются сразу все ассоциации, вкусовые и эмоциональные, связанные с шампанским: он говорит, что ему весело, описывает вкус шампанского. Вся трудность творческой работы в том, что писателю приходится совмещать в себе и гипнотизера и гипнотизируемого – приходится гипнотизировать самого себя, самому усыплять свое сознание, а для этого, конечно, нужны очень сильная воля и очень живая фантазия. Интересно, что Чехов в последний период уже не писал, а как бы шутя, говорил про себя – «рисовал» (цветные чернила)». И еще «Мысль человека в обыкновенном состоянии работает логическим путем, путем силлогизмов. При творческой работе мысль, как и во сне, идет путем ассоциаций. В связи со словом, вещью, цветом, отвлеченным понятием, о которых идет речь в повести, романе, у писателя возникает целый рой ассоциаций» (см. там же).
С первого прочтения произведение Достоевского «Белые ночи» (Ленинград, «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1984 год) может показаться простой сагой о несчастной любви закомплексованного юноши. Однако, глубже и пристальнее вглядываясь в сложный  ассоциативный и цветовой ряд художественного произведения, приходишь к выводам, что «Белые ночи» не так   уж  и просты.
Например, неоднократно главный герой упоминает о зелёном цвете: «Два вечера добивался я: чего не достаёт мне в моём углу? отчего так неловко было в нём оставаться? - и с недоумением осматривал я свои зелёные закоптелые стены, потолок…»
или «Как вы думаете, отчего он так любит свои четыре стены, выкрашенные непременно зелёною краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные?».  (Достоевский Ф.М.«Белые ночи» стр. 109, и стр. 119)  Используя методику цветового  психологического теста Люшера для определения характера героя (Драгунский В. В. Цветовой личностный тест, Практическое пособие, - Мн.:Харвест, 2004 далее ЦЛТ) , мы видим, что: «Пассивность - наиболее характерное свойство абсолютного зелёного» (Кандинский В. Х.). Зелёный цвет-олицетворение консервативности: «коль у меня хоть один стул стоит не так, как вчера стоял, так я сам не свой – «Белые ночи», стр. 109) ,отчуждения от окружающего мира: «меня одинокого все покидают», стр. 110). Как выясняется, «все» - это придуманные главным героем приятели, знакомые, которые его самого даже не знают! Зеленый цвет - мотивы неуверенности в себе, заброшенности  - «Наконец мне стало стыдно, обидно и грустно: мне решительно некуда и незачем было ехать на дачу. Я готов был уйти с каждым возом»…, стр.110 . «Зеленый цвет, как состояние внутреннего напряжения, выражает «я» или отношение человека к самому себе». (ЦЛТ стр.144) 
Выбор главным героем  зелёного цвета характеризует его как  личность, неуверенную в себе, боящуюся вступить с кем-либо в какие-нибудь отношения. «Посудите, кто я! Ведь вот уже мне двадцать шесть лет, а я никого никогда не видал. Поверите ли, ни одной женщины, никогда, никогда!»  стр. 114
 «У людей предпочитающих  либо светлый желто – зеленый, либо  темный коричнево – зеленый, отношение к самим себе прямо противоположно. Они добиваются не самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом желто – зеленом – посредством новых встреч, при коричнево – зеленом – посредством наслаждений».  «Мечтатель … не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода…, стр.119, «он теперь богат своею особенной жизнью», стр. 122, «теперь богиня фантазия уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой, причудливой жизни.., стр. 122)  «Кто оказывает предпочтение зеленому и желтому (в произведении «Белые ночи» желтый цвет упоминается чаще всего в разных оттенках), нуждается в немедленном подтверждении, что его ценят и любят. Он с большим напряжением наблюдает, будет ли высказано в отношении его ожидаемое признание, чтобы можно было снять  напряжение». (ЦЛТ) «Что, наконец, и все, чего я требую, состоит в том только, чтоб сказать мне какие-нибудь два слова братские, с участием, не отогнать меня с первого шага…, стр.114.               
  Впрочем, не только  зеленый цвет доминирует и создает настроение в произведении. В «Белых ночах» встречается почти вся основная цветовая гамма. Например: «Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком», стр.109.  Герою близок этот цвет, так как он обозначает робость, нежность. Люди, выбирающие розовый цвет, «нуждаются в поддержке». (ЦЛТ стр. 133)  Этот цвет очень ясно характеризует героя – эмоционального мечтателя, не способного предпринять реальные действия по исправлению не только действительности, даже собственной жизни.  «Знаю, Настенька, знаю! – вскричал я, не удерживая более своего чувства. – И теперь знаю больше, чем когда – нибудь, что я даром потерял все свои лучшие годы!» стр. 126.  Ведь и с Настенькой наш герой познакомился только благодаря случаю. Иначе продолжал бы жить в мире своих грез. У него так и не хватило сил на более яркое, мужественное представительство в глазах девушки, не хватило сил на борьбу за ее сердце, несмотря на объяснение в конце повести. Это объяснение произошло только потому, что Настенька,  несмотря на «пришпиленность», своим смелым поступком и объяснением в любви, подала пример для главного героя. Который, хотя и «приготовил над самим собой приговор» за уход от реальной жизни  (стр.125), но фактически так  и не смог преодолеть в себе ростки неуверенности, закомплексованности. Розовый цвет упоминается и на стр.124 произведения, « и когда заря блеснет розовым лучом в окна». Здесь розовый – это «свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость» (ЦЛТ стр.133) И точно, у героя и слезы восторга, и восхищение и масса других эмоций, и все по поводу свободной фантазии, которая ни к чему не обязывает.
А вот на стр.136 «Белых ночей» авторское прочтение розового цвета – это восхищение, нежность и восторг: «Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и я вдруг почувствовал в моей руке письмо…какое-то знакомое, милое, грациозное воспоминание пронеслось в моей голове.
-R,o-Ro,s,i-si,n,a-na,-начал я.
-Rosina! – запели мы оба, я, чуть не обнимая ее от восторга…»
Удивительное по своей глубине цветовое сочетание обнаруживаем мы на стр.149 «Белых ночей». Здесь сочетание желтого и голубого цветов. «Светло – синий – цвет беспечности и беззаботности (ЦЛТ стр.137) и «проявление миролюбиво – кроткого и отрадно – свежего, это сама нежность …(ЦЛТ стр.120).  «Голубой цвет обозначает верность» (ЦЛТ стр.121).  Действительно, главный герой счастлив, он умиротворен и спокоен, ведь Настенька дала ему надежду на взаимность. И он так верен ей, как никто. Она сама признает, что не встречала такого верного и преданного друга.  Герой ищет вокруг в природе проявления своего настроения, будто призывая всех вокруг порадоваться своему чувству: «Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день, какое голубое небо, какая луна! Посмотрите: вот это желтое облако теперь застилает ее, смотрите, смотрите!» стр. 149. Сочетание синего и желтого в психологическом значении цветовых комбинаций психологи расценивают, как эмоциональную зависимость. (ЦЛТ стр.206)  Или как «готовность воспринимать иллюзию».  Какая авторская точность, какое попадание в «цветовую» десятку. Герой – то, ах, как эмоционально зависим от Настеньки! Еще как зависим, и «обманываться рад»!  Он робко ловит ее слова, ищет в ее путаных рассуждениях намек на любовь к нему и ждет, ждет ее ответа. Она засмеется, он хохочет, она плачет, и он близок к слезам. В этой паре девушка – ведущий более слабого эмоционального партнера.
 Рядом с розовым, который больше соответствует главному герою, присутствует красный цвет, который принадлежит Настеньке. И он выражает более сильные эмоции – гнев, стыд, любовь.  Например, стр.130 «Как  я увидела, что жилец все теперь узнал про меня, покраснела, стала на месте как вкопанная да вдруг и заплакала…» Или «Он остановился, я покраснела, и он покраснел, однако засмеялся…» стр.131. А на стр.132 Настенька уже «красная как вишня, потому что у меня вся кровь начала бросаться в голову, когда с ним встречаюсь». «Красный – это любовь, красный – это кровь, - красный – это дьявол в ярости». Красный цвет – цвет господства и мятежа, символ пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освященных духом» (ЦЛТ стр.131).  Теперь понятно, почему Настенька с криком бросилась навстречу своему любимому, едва услышала его голос. Это красный цвет, это любовь!
Присутствуют в произведении и светлые тона: «Отворялось ли окно, по которому побарабанили сначала тоненькие, белые как сахар пальчики…»(ДостоевскийФ.М.«Белые ночи»). Белый цвет  - это чистота, честность и открытость. Белый - это tabula rasa,чистая доска, новое начало. Недаром и повесть названа «Белые ночи». «Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления…абсолютную свободу от всех препятствий. Тот, кто отдает предпочтение белому цвету, тот «нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств» (ЦЛТ стр.164) Конечно, наш главный герой хочет освободиться от своей прежней, осуждаемой им жизни бесплодного мечтателя и начать свою судьбу вновь, с белого листа. После белых ночей, перевернувших его душу.
Желтый цвет – основной в произведении, рассмотрим его проявления в творческой лаборатории писателя подробнее. «Желтый цвет предпочитают также часто те, кого восхищают полеты, те, кто охотно отрывается от реальной почвы» (ЦЛТ, стр.126) Как это определение соответствует нашему главному герою! Он просто мастер отрыва от действительности, воздвигая в своем воображении фантастические «сады Семирамиды»: «Воображение его снова настроено, возбуждено, и вдруг опять новый мир, новая очаровательная жизнь блеснула перед ним в блестящей своей перспективе» стр.123. Вот уж кто сам себе гипнотизер! 
«Желтый цвет,  считают психологи, воспринимается нами как солнце, светлым, сверкающим. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как все более громко и резко поющая труба или высокий звук фанфар» (ЦЛТ, стр.150-151) «Вдруг, на прошлой неделе, я прохожу по улице и, как посмотрел на приятеля - слышу жалобный крик: «А меня красят в жёлтую краску!», стр. 109.  В данном контексте «жёлтый цвет выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения. Желтый цвет может стать невыносимым, возбуждающим, дерзким и навязчивым» (ЦЛТ стр.152), поэтому он так неприятен герою: «Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка. У меня чуть не разлилась желчь по этому случаю, и я еще до сих пор не в силах  повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи». Грусть вызывает желтый цвет у героя и на стр. 127 «…замрут, увянут мечты твои и осыплются, как желтые листья с деревьев…»
Два раза желтый цвет пересекается в произведении с черным. Это удивительное, красивое сочетание в то же время вызывающее тревожное чувство внезапно чего-то случившегося. В книге «Цветовой личностный тест» такое сочетание определяется, как  «внезапный резкий поворот»: «Воспринятое как разрядка освобождение (желтый) форсируется с непосредственной живостью (черный). «Гром среди ясного неба». И, действительно, появление Настеньки и знакомство с нею, для героя воистину «гром среди ясного неба». А в творческом контексте автора на этот «вулкан» указывает всего лишь одежда девушки: «Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке», стр.112.  На стр. 127 эта «гремучая смесь» желтого с черным присутствует в «черных думах» и «желтых листьях с деревьев». Герой осознает, что «все, что потерял – то, все это, все было ничто, глупый, круглый нуль, было одно лишь мечтанье!»  Черный цвет в чистом виде присутствует в повести несколько раз.  Явно, он симпатичен автору.  Например, на стр. 113: «Я мельком взглянул на нее: она была премиленькая и брюнетка – я угадал, на ее черных ресницах блестели слезинки…»  Черный цвет характеризуется психологами, как «конечный пункт темноты» (ЦЛТ, стр.163). В данном контексте черный играет роль интриги, тайны, завязки некоего таинственного приключения, неизвестного в своем продолжении.  Тема продолжается на стр.124-125 «.. . не слыша ветра, который срывал и уносил слезы с черных ресниц ее?»  Здесь черный цвет – цвет трагичности, порыва, неожиданности развязки. Иллюстрация к  мечтам главного героя о «вечной любви», не воплощенной им наяву.  Трудно представить, что автор сказал бы так: « … не слыша ветра, который срывал и  уносил слезы с белесых ресниц ее». Контекст  сразу бы приобрел иронический, комический оттенок. А поменялся всего – навсего  цвет ресниц! Вот, оказывается, насколько важен цвет в произведении.  На стр. 143 черный цвет приобретает авторский оттенок гневливости, силы, вызова: «Послушайте, - заговорила она, обращаясь ко мне, и черные глазки ее засверкали, - да, это так! Это не может быть так, это ненатурально!» И расцвет черного, как шикарного бархата, утканного белоснежными цветами в конце повести, стр.152: «Чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла с ним к алтарю…» Черно – белый приговор – окончательное решение? Да, Настенька выбрала другого.
 Но вернемся к основному цвету произведения – желтому.  В конце повести желтый цвет из яркого превращается почти в  коричневый: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как старуха. Стены и пол облиняли, все потускнело…штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие…», стр. 151. По оценкам цветовых сочетаний такой «винегрет» явствует о «способности давать себе волю», обозначает готовность к  уюту. Неужели наш герой опять погрязнет в своих привычных, но уже надоевших и ему самому фантазиях?  Ясно, что у него спад настроения.  И все же «предпочтение желтого цвета всем остальным в целом означает поиск  освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует» (ЦЛТ стр.152). Будем надеяться и мы, что герой все – таки победит свою хандру и, почувствовав новые силы, которые ему дала любовь, пусть и безответная, найдет в себе возможность жить и общаться в реальном мире и с реальными людьми. Ведь, несмотря на его слабости, он вызывает у читателя глубокую симпатию, благодаря  своим душевным качествам, воспитанности, утонченности, и даже самопожертвованию. Кого не восхитит его фраза, высказанная сгоряча Насте: «…а только я бы вас так любил, так любил, что если б вы еще и любили его и продолжали любить того, которого я не знаю, но все – таки не заметили бы, что моя любовь как-нибудь там для вас тяжела.  Вы бы только слышали, вы бы только чувствовали каждую минуту, что подле вас бьется благодарное, благодарное сердце, горячее сердце, которое за вас…» стр.145. «Он любил ее не для себя, а для нее самой, и жертвовать для нее всем – было для него счастием». – В.Г.Белинский «Петербургский сборник», С. -Петербург,1846 год. После таких  чудесных признаний даже жаль, что Настенька выбрала не нашего мечтателя: «Может быть, я должна любить другого, а не его, не такого человека, другого, который пожалел бы меня и…» стр.147  Любовь нашего героя гораздо глубже и сильнее того чувства, которое испытывает « тот другой», непонятный человек  с которым связаны у Настеньки неприятности и непонятные тайны. Да, нашего героя  странно воспитывали, будто он просидел всю жизнь за закрытыми дверями и никогда не видел людей. Он, действительно, tabula rasa- чистая доска, наивный, добрый мальчик, жизнь только начала писать на нем свои жестокие письмена. 
Федор Михайлович Достоевский явно симпатизирует герою и недаром, его собственная судьба очень схожа с переживаниями литературного персонажа. Когда автор пишет произведение, он «живёт» своими героями в собой же написанном мире, а цветовая гамма ему в этом помогает. Недаром в его произведениях цветовая палитра так точно отражает чувства и эмоции главных героев. В этом гениальность писателя, его творческое своеобразие.

Список используемой литературы:
1.Ф. М. Достоевский «Бедные люди. Повести. Ленинград, «Художественная литература», серия «Классики и современники»,1984 год.
2.Психология художественного творчества.  Хрестоматия. Минск, Харвест, 2003 год.
3.В.В. Драгунский « Цветовой личностный тест»: Практическое пособие.-Минск, Харвест, 2004 год.

 
Мстислав Добужинский
БЕЛАЯ НОЧЬ

 
Я ходил по Петербургу ночью,

Белой ночью, вдоль пустых каналов,

И холодные сжимал перила

Над водою черной наклоняясь.


В темном зеркале канала спали

Опрокинувшихся зданий стены,

И в воде мерцали стекла окон,

Что в заре вверху дома горели.


Не у этой ли решетки видел

Достоевский Настеньку когда-то,

Как она глядела безнадежно

В ту же воду сонную канала.


И в ту ночь заря с печалью тихой

Отражалась в окнах, как сегодня,

А в зеленом небе золотился

Тот же самый шпиль Адмиралтейства.


В тишине шаги звучали эхом,

Когда шел я гулким переулком,

Где во мгле домов пустуют стены

За глухою линией заборов.


И все так же эхо повторяет

Одинокий шаг осиротелых

Тех, кто Настеньку свою утратил

Белой ночью, средь пустынных улиц.


Июль - декабрь 1922. Петербург               


Рецензии
Необычное прочтение повести "Белые ночи".
Интересно, в какой цвет вы бы окрасили каждый, из четырёх дней, в отдельности?

Александр Оптант   28.11.2013 22:16     Заявить о нарушении
)))Спасибо. Дело в том что окраска дней недели зависит от сиюминутного состояния. Ну, к примеру, сейчас так.
Понедельник-темно-синий
Вторник- желтый
Среда-Красный алый
Четверг - зеленый
Пятница-Коричневый
Суббота-оливковый
Воскресенье-белый

Вера Арнгольд   28.11.2013 22:35   Заявить о нарушении
Имел ввиду дни (новеллы) "Белые ночи" Ф.М.Достоевского. :)
Возможно первый день в серый цвет, потому что неназванно имя героя. Последний, жёлто-коричневый с добавлением розового. А вот второй и третий не знаю. Зелёный не совсеми сочетается...

Александр Оптант   29.11.2013 01:42   Заявить о нарушении
Я не поняла вначале, что Вы имеете ввиду. Если произведение, то там четко все расписано. Меня что вот поразило, что бессознательное у гения всегда точно играет на произведение!)

Вера Арнгольд   29.11.2013 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.