Город

     Кыштым я полюбила, если это можно назвать любовью, после отъезда из него.  Он часто снился мне.  Снился город!  Странно.  Снился один и тот же эпизод: я тяжело поднимаюсь в гору, на которой стоит старинная церковь. Сердце бьётся с натугой даже тогда, когда я просыпаюсь.  Долго потом лежу с открытыми глазами, вглядываясь в темноту, будто хочу увидеть эту церковь, и не могу понять, что это? - сон? явь? К чему это снится?

     Я стала тосковать по этому старинному уральскому городу, с его церквями, старинными домами.  Часто, в ночной тишине, когда подступает граница между сном и дремотой, я вижу этот город чётко и ясно, как наяву.  Он подступает ко мне, надвигается на меня своей стариной, неприступностью, кержаческой жёсткостью, а я, незаметно для себя, вхожу в него, этот город, погружаюсь в него и иду, иду по знакомым местам.  Деревянные дома, с низкими окнами и с цветущей геранью, близко стоят у тротуара.  Я невольно смотрю на них.  Хочется заглянуть в окно, зайти в дом, посмотреть на чужую жизнь, непонятную мне, отличающуюся от привычной мне жизни свои бытом, обычаями, нравом.  Прожив в Кыштыме совсем недолго, я поняла, чем жизнь этого города, отличается от жизни в Казахстане: в этом городе люди живут своей жизнью, никого в неё не впуская, особенно чужаков.

     Почему-то сны, связанные с городом, всегда были ясными, правдивыми.  Долго потом не могла прийти в себя: опустошённая и разбитая. С утра боялась наступления новой ночи и этих снов, в которых я постоянно кого-то искала и не могла найти.

     Вот я  опять иду по городу, брожу по заснеженным улицам, ветер гонит снег, метёт метель. Мне холодно, я никак не могу найти дорогу к дому, в котором должен быть тот, кого ищу. Ветер толкает меня в спину и гонит из города к лесу. Я бегу через лес по глубокой лыжне, ноги проваливаются в снег, я задыхаюсь, мне страшно в этом замкнутом пространстве, и я никак не могу догнать кого-то...

     С ужасом просыпаюсь, мне очень холодно.  Опять одна.  Как уйти от всего этого?  Одеяло на полу.  Окно открыто, но вставать страшно.  Укрывшись, засыпаю снова.  А сон продолжается второй серией.  Опять этот город.  Опять снег.  Он медленно падает крупными хлопьями, отчётливо виден в отсветах фонаря.

     ...Налетел ветер, закружил снежинки, раскачал фонарь, потом, усилившись, завыл.  Деревья у бабкиного дома скрипят, но, может, это скрипят под порывами ветра ржавые петли старых ворот?  А ветер уже пригоршнями забрасывает снег в окно.  Начинается буря...  Мне страшно даже во сне.  Почему-то сверкает молния, ветер за окном шумит, раскачивая ветви деревьев, и мечет в окно уже не снег, а капли дождя.  На улице бушует гроза, от которой я вновь просыпаюсь!

     Как страшно быть одной в тёмной комнате!  Во сне я тоже была одна.  Всё перемешалось и буря во сне, и гроза наяву.

     Живя в Кыштыме, я тосковала по родным местам, по Алма - Ате. Теперь же, уехав из тех мест, мне снится уральский город.  Часто вспоминаются запавшие в душу озёра, среди которых раскинулся город, завод Демидова, давно не действующие церкви на островах...  Мне нравится город с его историей.  Всегда хотелось окунуться в его старину, увидеть прошлую жизнь и... себя в ней.  Но я никак не могла смириться с суровостью и неприступностью людей, в нём живущих, я никогда не видела в них участия и сердечности, всегда чувствовала себя чужой среди них.

     С этим городом у меня сложились странные отношения: он никак не хотел меня принимать, хотя, я с уважением относилась к его почтенному возрасту и старине. Всё же, он открыл мне свои красоты, проник в моё сознание и - не оставлял меня в покое много лет.  Снился и мучил.

      

    


Рецензии
Тамара,я живу в Озёрске. Кыштым знаю очень хорошо. Его окресности облазил вдоль и поперёк: о. Сугомак, г. Ягоза, п.Слюдорудник, О.Иртяш., дорога от Кыштыма до Каслей. Всё это мной изучено, исхожено. Дом отдыха "Дальняя дача". Читая миниатюру, я чётко представлял, где Вы шли, что окружало Вас. Кержачество-это , в какой-то степени,черта местного населения, привитая с времён Демидова и по наследству передаётся из поколения поколению. Всё это складывалось не от хорошей жизни. Сейчас Кыштым меняет лицо.Да и люди стали меняться. Не могу сказать точно- в какую сторону Построен храм на Нижнем Кыштыме около медеэлекролитного завода (я не знаю, когда Вы уехали из Кыштыма). Изменился центр города. Стал цивилизованным. Отстроен новый железнодорожный вокзал. Городской пруд по берегам застроен красивыми(не по деньгам)коттеджами.Восстанавливается храм внизу у пруда.Полностью началась реконструкция дороги до Карабаша.Одним словом, жизнь в Кыштыме не стоит на месте. Не зря он Вам снится. Быть Вам в нём. Дело времени!

Александр Воробьёв 3   05.05.2011 16:27     Заявить о нарушении
Все перечисленные названия знакомы, в Касли выступала на соревнованиях по л/атлетике за Кыштымский радиозавод. Отдыхала на о. Увельды. Иногда тянет меня в Кыштым, но этому не бывать. Там остались только муж и воспоминания. Если есть интерес, прочтите "Полина".Из города уехала вначале 70-х. Всего доброго, приятно было читать Ваш отзыв, он напомнил мне немного позабытое. С уважением, -

Тамара Захарова   05.05.2011 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.