Очерк Из Ханты Мансийска пешком в Москву. в Ивделе

Всё таки наверное  меня  не  упрекнёшь за то, что всё таки проехал на поезде 60 км.
Да  и  как  не проехать, если ступни ног разбиты в кровь, об Жд полотно. Мозоли и белые водяные и кровавые чёрные. Мышцы ног особенно  на  икрах тянуло, отдавая тупой болью. Ступать на  наноги было невозможно к вокзалу подходил  на  пятках  как Чарли Чаплин.
Ничего, -это естественно. У полной пожилой диспетчерши узнал о поезде  до Ивделя. Оказывается, он будет  только через шесть часов.. На этой станции Атымья есть небольшой зал ожидания, который закрыт, на большой амбарный замок.
С мольбой глянув в глубину  её глаз, я спросил:
А не пустите вы меня в зал до поезда, а то комары заедят  вовсе, да и солнце палит безщядно!!??
Она окинула меня как в армии  на  строевом  смотре, суровым взглядом, и видно  сделав  выводы  что  я  не бомж,  что то  пробурчала про  себя,  встала  с места,  из  какого то  железного  ящика достала связку ключей и даже  не  удостоив меня ни взглядом, ни словом, с  начальствующим видом  пошла  в  перёд.
Я же, как подранок, смешно подгибая  избитые ноги, покорно  плёлся за ней  в  зал Она громыхая ключом открыла его, зашла внутрь, оглядела его и выходя сурово глянув  на  меня произнесла:
Что б никаких пьянок тут не было! И громко хлопнув входной  дверью  вышла.
Моё стремление  попасть сюда в зал ожидания  станции  Атымья  сбылось. Видно быть было  ему.
Цементный пол помещения обложеный мелко жёлтой ещё  СССР овской плиткой дышал прохладой. Я раскатал в углу свой походный коврик, подложил в голова свой рюкзак, лёг и мгновенно  уснул. Спал может часа два, три. За это время не один пассажир не  посетил станции, За исключением нарушивших тишину пары  составов  пронёсшихся поездов.
Нда…, думал я  тишина. Никакой дорожной романтики. Скукота, не считая убитые ноги. Но это всё ожидаемо и до боли знакомо. Интереснее будет от Перми  или от столба Европа- Азия, там где всё будет ново и  незнакомо, и где комаров не  будет. Глянув на  сотик увидел, что время  до  поезда  ещё  часа три. Дисплей по прежнему говорил  что нет связи. Хоть какой то  от  него  толк. Кстате мой родной сотовый  телефон сломался  по  банальной причине, попросту намок в грудном кармане от выступившего  из меня  пота и вышел  из строя.
Этот  же, я купил  на  станции Унь-Юган  у  какого  то  таксиста  хачика. Он так торопился  мне  его  продать,  что  да  же  забыл стереть с  заставки облик своей красавицы жены, кавказских кровей, а при включении  его  играла музыка азиатских мотивов на фоне жёлтой мусульманской мечети. Стирать всё это  почему то  принципиально не стал. Экзотика!
Вот  так  и путешествует  со  мной  кавказская девушка по всей стране Российской, со мной в  пути на  заставке, а с ним по жизни.
А мечеть, пусть мигает,  ну  и  что  такого что мечеть, вот дойду до Верхотурья, сфотаю храм, и сделаю  свою  заставку- православную.
За всё это, хачик мне обьявил цену две с половиной  тысячи рублей.
Я сделав непоколебимый вид , сказал: Две!
Сделав секундную паузу  не  более, он протянул мне  свою руку, ладонью к верху, сказав: Идёт!
Ну  и  я  тут  шлёпнул  туда две тысячные купюры. Телефон же  тут  же  перекочевал  мне  в  нагрудный карман. Вместе с зарядником, и на  заставке  красавицей женой. Ничего не сделаешь, рынок.
Покрутив его в руках и убедившись что он работает, я двинул  по  полотну  дальше.
Вот так  я  осчисливился  новой  покупкой  сотового  телефона.
Ну  что,  а  три  часа  надо  как  то  убить. Потихонечку я скатал коврик, упаковал в походный вариант рюкзак, придвинул  его в угол зала. Пойду как схожу в магазин, решил я. Минералки  куплю  или  ещё  что. Не  сидеть  же  тут  истуканом.
Хоть  это было  и  тяжело, но я нашёл мужества  встать, и превозмогая боль в ногах поковылял на улицу. Ступать действительно было тяжело, особенно когда  через подошву камешек  попадал точно в мозоль. Боль скажу  вам схожая  с  зубной  или  чирием  во  время  нарыва.
Смешно ковыляя, морщясь от болей на деревенских ухабах я всё таки продвигался  по улицам  села Атымья, кстате села  уже  в  Свердловской  области. Атымья была явно  деревней падающей, о чём ярко говорили, заколоченые большие  ещё пригодные для жизни  дома. Характерными для Свердловской области четырёх скатными крышами. Были дрма  и  вообще  наспех брошеные. Ещё с висищями на окнах добротными занавесками. Видно  уезжая с насиженых мест, хозяева  верили  что  ещё  сюда вернутся.
Народ же, оживлённо ходил по улицам. Это и женщины  с  детишками. И сами  по себе дети кучками.
Пасущихся коз табунчики. Почему то одни козы. Овец кудрявых не видать. Видно козам  тут  легче и держать хозяевам  их продуктивней. Тут вам  и  молочко и шерсть и мясо. Да и мелко рогатый скот удобней т намного. Вот представте, вырастили вы бычка на убой,- забили его. В вашем распоряжении мяса двести, двести пять десят килограмм.
После месяца хранения оно начинает краснеть и быгать. Пропадает свежесть, вместе  с  ним  и  вкус. Выход один, надо  торопиться  его или  сьесть  или  продать.
А вот коза  или  овечка, совсем другое дело. Тушки в двадцать, двадцать пять килограмм, семье хватит  на  месяц. При этом сохраняя  свежесть. Кончилось, ещё забил. Вот  вам  и  одна  из премудростей  житейских.
Вздымая в небо клубы дорожной пыли, мимо меня  промчался  мотоцикал  Урал, облепленый  со  всех сторон  ватагой  детей.
Видно с речки едут! Судя по их по пляжно раздетому виду.
По выходящим из проулка мам с детишками и сумками с продуктами, было понятно что магазин где то  рядом. И свернув по их пути увидел его. У крыльца  его и стояло  и  сидело народу  человек десять. Ничего  не  скажешь, на селе магазин- это лобное  место. На котором  происходит обмен информацией, получение новостей, советов. Да  и  что  тут  говорить в полушопот сплетни.
Увидев смешно шагающего  незнакомца, народ притих и я под молчаливый взгляд сельчан, правда поздоровавшись кивком головы зашёл в магазин..Из толпы  тут  же  вслед за мной вышла  девушка, как оказалось продавец, зашла  за  своё рабочее  место и взглядом спросила:
Что..?
Особого  то  мне и ничего не надо было. Я просто убивал время. Кстате  она  это определила сразу, как бы спрашивая меня:
Ну что ты, давай говори, да уходи не  задерживай,  и  так  жарко!
Противится  я  не  стал. В холодильнике увидел мороженое любимое  в  вафельных стаканчиках, попросил пару штук, расчитался  и  поковылял обратно к станции.
 Так час по часу- время к поезду. Стал подтягиваться  к  станции народ. Причём кто на  чём. Одни подьехали к перрону  на  мотоцикле, обшитой деревянным коробом  люлька. Кто пешком. А  вот  и  ВАЗ десятка с номером  регион 66  Свердловская  область.
А  вот  такая  же  только синяя, регион 86, это Ханты Мансийский округ. Обьясняется это  тут просто. У  кого регион  стоит 66  значит  работает в родной Свердловской  обл,  А  если 86,  соответственно  Ханты Мансийский округ. Граница регионов  почти проходит по этому  селу.
Да  и  так  пешие тянулись к станции по одному по двое. С девушками  и  без.
Народ  отправлявшийся до станции Ивдель, ехал к месту прохождения трудовых будней. Очевиднее всего вахтовым методом. А село Атымья это и дом и семья и оплот жизни. У одних на груди красовались таблички:
Служба охраны Тюмень транс газ.
У других: Энерго слуба, этой же фоирмы. Третий милиционер с красными лампасами на брюках. Сверху гражданской куртке. Что  тут  скажешь, государевой службы люди.
Стремительно, с горящим прожектором  во  лбу, появился локомотив с пассажирским  составом. В зависимости  от  достатка  пассажиры стали растекаться  по  перрону. Кто  победнее или поскупее в хвост- общие вагоны. Кто в плацкарт, а кто  и  в  купе. Но основная  масса  устремилась  как  и  я  в  хвост. В два общих пассажирских вагона.
Документы есть? Строго спросила  с  меня  проводница.
Есть, ответил  я  ей.
Проходи, буркнула она мне. До куда едешь?
Ивдель,
Иди  подтолкнула уверено  в  вагон  меня.
И я со своим рюкзаком в руках, через несколько минут оказался на боковом сидении в середине вагона. Поглядывая краем глаза на пассажиров я увидел группу из пяти человек женщин. Которые были явно взбодрены водочкой. Чуть понаблюдав за ними стало ясно. Это Ивдельские женщины, вырастили урожай клубники. Расчёт простой. Увезла в северные городишки Югорск, Советский урожай скажем ведра три по триста рублей килограмм. Условно говоря десять тысяч рублей в кармане. За сутки обернулась туда обратно. А успела сделать в сезон три ходки, вот  тебе  и  тридцать тысяч. Время в пути пролетело быстро. Поезд плавно подошёл на станцию Ивдель. За сто рублей угрюмый таксист довёз меня до гостиницы. Видно двойную цену взял за мой юродивый вид. Высказав этим , мне  свою не расположенность. При этом  ни  проронив всю дорогу  ни  одного  слова. Притормозив у симпатичного здания он прорычал:
Вот..!!!
Вот, значит вот! Я покорно вышел из его копейки. У которой гремели клапана, сапунил двигатель, а натяжителя цепи в  двигателе  не было и в помине. Ещё раз громыхнув двигателем, таксист скрылся за поворотом, видно в поиске  нового  пассажира. А я остался лицом к лицу с табличкой на стене здания:
Гостиница Ивдель, 1874 год.
Ух ты.. подумал я, раритет! Как заломят за  ночёвку  и  ищи  обратно этого таксиста, что б обратно  на  ЖД увёз.
Я поднялся по указателю на стене на второй этаж. Администратор как обычно сидела на месте. Склонившись  что  то  читала.
Можно переночевать?, дружелюбно спросил я. Она  как  и  диспетчер на Атымье, критически оглядела меня  с  ног до головы, стараясь определить кто я.
я же тем временем бегло глянул через барьер, что  ж  она  читает? Видно у каждого из нас был свой  интерес.
Читала она  какой то импортный одноразовый романчик. Ну и хорошо  что  читает, подумал я.
Та же опять строгим взглядом глянула на  меня  и  обьявила:
Одноместный номер , четыреста семь рублей! Сурово добавив:
И у нас в номерах не курят!
Пойдёт! Радостно согласился я. Расчитывая минимум на тысячу рублей за сутки. Дальше всё было банально просто. Никакой лирики. Зашёл ,разделся, проснулся утром. Погладив свои опухшие мозоли, понял что ночевать придётся ещё одну ночь. Не спеша оделся , умылся  и  как  любого  странствующего меня  потянуло  в  город,  к  людям.
Ивдель, город известный Сталинскими лагерями- Ивдель Лагами. В которм находили приют как политическими заключёными  так  и  уголовными, представлялся  мне  таким мрачным и серым городом. Народ  который в нём  такой же, по инерции живущий по таким уголовным понятиям. Но выйдя на улицу, этим летним солнечным днём из гостиницы и походив по его центральной площади. А  такая в Ивделе есть, понял, что  с  выводами явно поторопился. Чистенький подметёный городишко, без единой соринки. С красиво подстрижеными деревьями. С симпатичными неторопливо гуляющими горожанами, основная  масса  которых- молодёж.
Производило на  меня торжественное настроение, видно ещё после полотна, мозолей  и  комаров., даже после которых я на время забывал о своих побитых конечностях. Ноги сами почему то привели меня к магазинчику. Хотелось поесть что нибудь такого  цивилизованого. Больше всего  какой нибудь рыбки и похлебать жиденького. Ну вот и витрины. К требуемым моим желаниям, магазин предлагал пяток идениц супов, бизнес ланчей, метко прозваными в народе как « Бич пакеты». Рыбы  то же  можно было сказать что не было. Пара пресервов из сельди. Да затхлая копчёная мойва. Выбирать не приходилось. Я взял всё по одному наименованию. Расчитался  и  скорым шагом направился дигустировать  всё это  в  номер.
Кстате  хорошая  услуга а в Ивделе. За аренду электро чайника в номере всего 50р в сутки.
 Конец кипятильникам! Украдкой от дежурной готовивший чай.
Я быстро заварил супчик. По этому кулинарному поводу скажу лишь одно- Бич пакет, есть бич пакет. С его вкусом знаком каждый. Вот только с пресервами ошибся явно. Срок годности у них был явно просрочен, вместо маринада они отдавали уксусом. И с этой аппетитной  баночкой  пришлось быстро расстаться. Не порадовала меня своим вкусом  и  мойва. То же почему то  отдававшаяся кисло затхлым вкусом. Отведав парочку штук, я отправил оставшуюся рыбу в урну к уже покоившимся  там пресервам  с  сельдью.
Ну вот вроде  и всё! С гастрономными изысками Ивделя слава богу ознакомился. Теперь  как  и  обещял  всем- библиотека. Для неё в моём рюкзаке лежал последний роман, с  ним  то  я  и  пришёл  в  неё.
Здравствуйте! Поздоровался  я  с  директором.
Здравствуйте! Ответила как бы недоверчиво она  мне, как бы спрашивая меня:
А  вам что  тут  надо??
Да вот, начал робко я. Путешествующий писатель, зашёл к вам в гости. Хочу вам подарить свой роман…
Дарите! Сухо ответила  она  мне  и  подпишите!
Я присел на стул, подписал книгу, вручил ей.
Хорошо! Ответила она и зажавшись в себя спросила:
Ещё что?
Да  как то ничего, обескуражено  засмущялся я. Поняв что наш диалог подошёл  к  концу. Пожелав ей успехов и вышел за  дверь, явно жалея, что  расстался  со  своим  романом. Так будучи увереным  в  том , что  лягет он куда то в пыльный шкаф с такой же коллекцией подписаных авторами книг, а до читателя  естественно  он  не  дойдёт. Вот дал бы дежурной  в  гостинице. Симпатичная  скажу  вам  особа. Глядишь четыре смены, четыре читателя гарантировано  у меня есть.
Попав на окраину  города увидел зону, где отбывают срок наказания люди. Небольшая  размером, с колючей проволокой и вышками зона Посреди которой стоял православный храм с золотым куполом и крестом. Стены которого ещё обшивались сайдингом. Чуть в стороне, была отстроена и мечеть. Вера видно, прочно вживалась  и  сдесь.
Где почта? Спросил я прохожего.
Да вон  она  показал он  на  высокую мачту, торчавшую где то внизу улицы. Сейчас в развитых регионах, где есть почта там  есть  и  интернет. Мой путевой очерк  для ЛитРоссии был готов, оставалось его  только  отпечатать и  отправить в Москву. Но на почте  в  Ивделе  такой  услуги нет.
Мы первый раз слышим о таком, улыбаясь сказала  мне  специалист почтампа.
А Указ президента о создании всенародного доступа населения к сети интернет, то же не знаете?
Слышали что  то,но у нас в Ивделе пока  такого  нет.
Да! На прощяние  сказал  я  им. Видно ваш губернатор Россель, саботирует этот Указ,
Неподалеку от почты, лениво покуривая, стоял участковый.
Где у вас тут товарищ милиционер есть интернет салон?
Тот долго думал, чесал свою шею, потом показал не уверено улицу идущюю  вверх.
Вот там, в конце улицы, в домах в подвалах поищи. И  я  опять поковылял по указаному направлению. Интернет салона там не оказалось. Зато оказалась ещё одна зона. Без церквей и мечетей, Но с громадными производственными  цехами.
Да..подумал я. Куда не пойди одни зоны. В принципе всё было хорошо. Хоть  и  не оказалось в Ивделе  интернета. Интернета  не  оказалась  даже в  библиотеке. Прям таки  без интернетно пространство  какое  то. Зато я бесзаботно гулял по городу, то и дело в киосках подкупая  мороженое, разглядывал витрины, людей. Тем самым отвлекая  себя от  трудностей  пути. Не думая  об будующем. Силы постепенно и настроение возвращялись. Завтра новый пеший этап пути Ивдель- Серов. Москва правда близко пока  ещё  даже  и не  мерещилась.
                Серов 14 июля 2007г


Рецензии
почему бросают деревни и уходят в города.
это не только из за работы и удобств.
быстрое время обладает Диким Магнетизмом.
оно притягивает всё новые миллионы народу--оно ненасытно.
устоять против Магнетизма быстрого времени--почти невозможно.
мало того быстрое время запускает ваши быстрые внутренние времена--и вам просто НЕКОГДА жить.Когда наступает старость вам кажется--что вы прожили--всего один день.Характерно то что пустая жизнь обладает лишь быстрыми временами--у ней НЕТ медленного времени.

Анатолий Бурматоф   28.10.2015 07:33     Заявить о нарушении
На самом деле не магнетизм, а хлеб насущный. Не на что в деревнях жить, работы нет.

Леонид Бабанин   28.10.2015 08:19   Заявить о нарушении
неуж подумали что не знаем про это...экий вы Наивный..а потому как Провинциал.

Анатолий Бурматоф   28.10.2015 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.