Основное свойство денег

Случился у меня на днях разговор с очень близким человеком про деньги. Я вспомнил свои молодые мысли и поразился насколько же в философском плане меняется отношение к деньгам с возрастом. Причем у разных людей меняться может в разную сторону - кто-то начинает глубже понимать роль денег в своей жизни, а кто-то начинает ставить их впереди своей жизни, посвящая ее служению деньгам.

Помню свои первые детские мысли насчет денег - самое дорогим для меня была мелочь, монетки. Они представляли собой просто богатство. Да разве ж могут сравнится какие-то мятые бумажки с вот этими блестящими, красивенькими, беленькими и желтенькими кружочками! А звон? Вы сумеете позвенеть бумажкой, а?! То-то! Поэтому я каждый день добросовестно проверял карманы родителей, вылавливая оттуда копеечки и двушки с трешками, пятачки и гривенники с пятнадчиками...

Потом конечно мой юношеский пыл переключился на коричневые мятые рубли и зелененькие почти потерявшие цвет от потертостей трешки. Больше мне пока не светило, а монетки были уже пройденным этапом.

В институтские времена основным цветом стал красный. Червонец, неразменянный пока что червонец - залог возможности дотянуть до стипы. Или пойти по пиву в "Копыто". Или пойти хорошо и вкусно покушать в БУШ, Шишку или Савой. Или сесть писать пулю, а пообедать уже только ночью в Кольцово. Как ни странно, красный цвет был цветом спокойствия, а вот синий - почти тревога, сигнал того, что пора ехать к родителям за картошкой, соленьями, вареньями и прочим, потому что на пятерку далеко на уедешь. Так что если в кошельке не краснеется, то светит тебе "Уралобувь" или еще какая другая халтурка.

Постепенно с собственным ростом по служебной лестнице менялся тон внутренности кошелька. Красный частенько начинал разбавляться сиреневым и даже (о, счастье) светло-зеленым. Долго, правда, такая цветовая гамма не держалась, все равно скатывалась в красную, но все же после получки и аванса сиреневая зелень приятно радовала глаз.

И наконец вершина - светло-кремовый цвет, цвет конфет "птичье молоко". Но не тот противный канареечно-желтый и не другой, простовато-белый, а тот, что светло-кофейно-кремовый. Которых не так много всегда было в коробке. Самый драгоценный, самый труднодостижимый. Купюры этого цвета редко были мятыми, жеваными, согнутыми в три-четыре раза. Их хотелось холить и лелеять, держать в руках и любоваться этим нежным тоном. Всего 56 таких купюр и в нашей семье появилась машина! Представляете - пол банковской стопочки светло-кремового цвета и по волшебству перед нашим подъездом стояла светло-голубая "копеечка" выпуска 1972 года...

Мда... это все пока что шла преамбула, как вы все догадались. Амбула только впереди.

Перебравшись в Штаты, я бы снова попал в самый низ цветовой денежной гаммы, но американцы в свое время этот вопрос решили очень своебразно - все купюры тут одного цвета и одного размера, поэтому про цвета бедности и богатства можно забыть - они в Штатах одни на всех, будь ты безымянный бомж, лежащий на скамейке на площади Лафайет перед Белым Домом или Хью Хэфнер, наводняющий свои виллы туповатыми кукольно-раскрашенными блондинистыми бездельницами.

Не попав в коричневый тон денежной массы, я, тем не менее, попал именно в этот цвет в остальных жизненных вопросах, но "все течет, все изменяется", вскоре тон начал меняться, у меня появилась нормальная работа, дела пошли в гору, мы стали вставать с положения "лежа" в положение "на колени". На моей работе я очень близко сдружился с Виллом, который в тот момент проживал один, менял своих герлфренд, как моя теща - потерянные шарфы, занимался тем, чем хотел, ездил туда, куда хотел. В свое время он работал контрактором на Боинге, потом перешел в Рейтеон, а после мы уже встретились там, где я получил свою первую работу в Штатах.

У Вила был свой дом, свои несколько машин, свой 25-футовый катер, он приглашал меня на рыбалки, мы вместе пару раз ходили в Галифакс, а потом, уже на яхте его друга, - в Майями. И вот тогда и состоялся разговор, по причине которого я и пишу все это. Мы шли на катере Вилла к яхте его друга, и я в очередной раз сказал что-то восторженное про катер и то, какой Вилл молодец. Он, стоя за штурвалом, ухмыльнулся и прокричал в ответ:"Погоди, вот подойдем к яхте Питера, тогда ты поменяешь свое мнение!"

Про яхту Питера я вам рассказывать ничего не буду. Просто скажу, что в тот вечер мы поехали в морской клуб, в котором Питер состоит членом. Он упомянул тогда что-то про кровососов, которые в очередной раз повысили членские взносы, но я забыл точную годовую сумму членства - то ли 325 тысяч, то ли 235 - не помню, мне тогда эти числа показались совершенно идентичными. На ужин мы заказали по салату, по второму морскому блюду (уже и не помню что кто из нас брал) и по десерту. Салат (та же зелень, что и в любом ресторане, те же помидоры, тот же сыр-фета...) стоил 85 долларов на нос. На чаевые, которые Питер оставил официанту за наш ужин, моя семья в то время питалась полмесяца.

Большую часть времени до Майями я просто молчал, слушая разговоры и редко в них вступая. Но перед самым Майями снова возникла та же вечная тема - деньги, их трата, их роль и отношение к ним. И Питер, похлопав меня по плечу, показал рукой на пару "домов", мимо которых мы проплывали, и корабли, стоявшие у причалов этих домов, и сказал:"Мне такое и не снится".

А теперь я знаю, что у Траволты к заднему крыльцу припаркованы два его личных самолета.

Думаю, вы уже поняли к чему я клоню. Будет у вас годовой доход в 30К - будет салат, будет дом, будет машина, будет муж(жена), дети, которые будут ходить в школу, в кружки, играть в футбол, в лякросс, поступать в университеты...

С годовым доходом в 100К у вас будет салат, будет дом, будет машина, будет муж(жена), дети, которые будут ходить в школу, в кружки, играть в футбол, в лякросс, поступать в университеты...

И при 250К уверен, что будет опять-таки салат, дом, машина, муж(жена), дети, которые будут ходить в школу, в кружки, играть в футбол, в лякросс, поступать в университеты...

Заработав свой первый миллион, вы купите себе членство в каком-нибудь клубе, в котором салат будет вместо полутора долларов стоить 85, а в остальном изменений почти не предвидится - у вас будет дом, будет машина, будет муж(жена), дети, которые будут ходить в школу, в кружки, играть в футбол, в лякросс, поступать в университеты...

Конечно, вы мне начнете возражать - сравнил "машину"! Одно дело ездить на развалюшке типа какой-нибудь корейской картонки, а другое - на персональной сборки Корветте. Или - "дом" дому рознь! Или - мои дети сейчас ходят в эту школу, а пошли бы вон в ту, были бы бабки. Или - сегодня дочь вынуждена ходить в общий кружок в переполненной художественной студии, а так я б нанял для нее персонального учителя какого-нибудь, скажем Ван Гога. Что, он уже умер?! Ну другого найдем, не хуже...

И сколько вы мне не доказывайте, все равно останусь про своем мнении - деньги это и хорошо и плохо. По куче народа можно сделать вывод - чем больше люди начинают зарабатывать, тем больше дел они складывают с себя на кого-то и, как результат, больше тратят. Вот почти и вся разница. Причем самое страшное, что туда входят и ваши собственные дети, на которых времени не остается вовсе, кроме как на родить и то между проектами на работе. А дальше - няни на 5 дней в неделю. А в выходные вам хочется отдохнуть, вы работали как рабы, заколачивая свои миллионы, вы устали, вам хочется выспаться, хочется сделать какие-то свои дела, почитать книгу, посмотреть кино, даже изобразить занятие сексом, а тут эти ... черт бы их побрал, вечно им не спится в выходные!!! А потом еще тащись с ними в зоопарк по восемнадцатому разу, или на футбольный матч с параллельным классом, или вези на день рождения к подружке...

И начинаются "няни на выходные", водители для подвозки-отвозки, бэбиситтеры на каждый вечер, потому что у вас на работе важная оперативка, а жена идет на встречу со своими подружками или вовсе уехала в командировку в Сингапур, она же у вас тоже не чмо какое, а деловая колбаса. И когда вы в очередной раз подсчитываете свой месячный домашний бюджет, то даже не понимаете - как же так?! Я стал зарабатывать уже втрое больше, а денег все равно не остается!!! Но уже нельзя "опуститься" и переехать в меньший дом или в другой район-город, нельзя не нанимать учителей, нельзя обойтись без уборщиц, нельзя не покупать на 5-ой Авеню или на Родео-драйв или на Ньюбери-стрит, нельзя купить простую Тойоту, даже Кадиллак - тоже уже нельзя, нельзя носить туфли Кларк или Экко, а только непременно сделанные на заказ Гуччи, оттороченные тонко-выделанной кожей еще не родившегося теленка, нельзя не быть членом клуба, нелья не ездить в отпуск в свой домик на Сент Джон, нельзя не пить 5000-долларовое-за-бутылку виски, нельзя не иметь молодую любовницу, нельзя, нельзя, нельзя... Список нельзёв быстро множится и растет в размерах - только начни зарабатывать больше.

Нет, я вовсе не призываю всех забить на все и лечь бомжом на скамеечку площади Лафайет в столице, просто хочу сказать - сколько бы вы ни заработали, денег все равно не хватит. Именно это является их основным свойством, а вовсе не то, которым их пытался снабдить Маркс. Поэтому выбирая новую работу, стоит иногда остановится и оглянуться вокруг - помните ли вы как ... (вставить сюда свое по вкусу)


Рецензии
Хэллоу Тим!
Деньги очень интересная вещь! О них можно написать целую книгу. Давай напишем её вместе, создадим бестселлер и станем богаты раз и навсегда! На самом деле богатым стать трудно, и чем больше денег, тем труднее стать богатым – парадокс. Человек быстро привыкает к хорошему, и ему хочется всё больше и больше. Даже олигархи (!) и те не могут никак насытиться. Самое ужасное, что любой богач попадает в зависимость от денег. С одной стороны ему хочется больше денег, с другой – он до паники (до ужаса) боится потерять нажитые богатства. Ведь он уже ПРИВЫК пить дорогое вино, курить дорогие сигары, оплачивать сексуальные утехи с красивыми женщинами и так далее и тому подобное. Ему кажется, что потеряв всё это, он станет самым несчастным челом на Земле. Проще говоря, человек становится РАБОМ своих денег. А счастье, это при любом раскладе – прежде всего, свобода! Я философ, я отказался от всех удовольствий мира, оставив себе лишь одно удовольствие – созерцание истины. Я проделал один эксперимент, я специально несколько месяцев прожил без гроша в кармане. Я вывел «формулу богатства», вот она – пользуйся тем, что есть, не желай бОльшего, и счастье не оставит тебя! Выходит, что богатство это внутреннее состояние человека. Счастливым может стать только тот человек, который не зависит от денег. Те же люди, которые зеленеют от злости, когда в магазинах поднимаются цены, не станут счастливыми – ни-ко-гда!!! Повторюсь ещё раз, тема очень сложная (и архиважная), поэтому не помешало бы посвятить данной теме целую книгу.

Александр Шикуть   11.11.2012 16:05     Заявить о нарушении