Гл. 5 Воланд и... Дьявол

ВОЛАНД И... ДЬЯВОЛ

Данное сравнение предпринято с целью, что бы  в дальнейшем легче было понимать природу Воланда. Тем более, что Воланд не канонический Дьявол, но воспринял многие его черты. Эти черты, видимо, остались от первых  набросков романа, где Воланд именовался Фаландом –падшим.

Булгаков показывает (раскрывает) Воланда как хитреца и искусителя, который лишь обвиняет человека перед Богом, но сам всегда подчиняется Божественной воле и является орудием скрытого от внимания  людей Божественного Провидения.  Такой взгляд  на Темную силу присущ раннему христианству.

Например, ветхозаветный Бог говорит: «Я творю губителя для истребления» (Ис. 54:16); «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Пр. 17:11).  В Средние века эти ангелы Бога получили название Палачи Бога и их считали демонами (см. Сад демонов: словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения – Палач Бога).

В книге Иова речь идет уже о Сатане, как «служителе Бога» и участнике Божественного совета, но предназначенном искушать и проверять (или обвинять – кн. Пророка Захария) стойкость веры человека от имени и перед лицом Бога. В этих примерах Сатана не личное имя, а обозначение титула для члена Божественного совета – обвинитель, т.е. прокурор.
Но в дальнейшем Бог отказывается от ангела-прокурора (ему не нужен обвинитель Его Божественных творений) и, изгнав его из совета, обозначает Сатану как имя собственное, связанное с идеей зла. (1 Пар 21 и 1 Енох 40).

Такие же трансформации претерпевает и Дьявол в Средние века в теологических комментариях. От Дьявола – пособника Бога к Дьяволу – воплощению зла (перелом происходит примерно в 16-17 вв.) – хотя на эту тему существуют и другие версии.

С этого времени Дьявол – это, если и творение Бога, но отошедший от него в силу тщеславия, гордыни, падший ангел. Тем самым Дьявол вторичен по отношению  к Богу, а значит, не содержит в себе ни сущности, ни силы Бога. Вспомним историю падения.
Изначально Бог поставил будущего Дьявола-Люцифера во главе всех ангелов. Такое исключительное положение заставило Люцифера возгордиться своей «должностью», по другим версиям он возомнил себя равным Богу или добивался независимости своих действий от воли Бога и др.  Стремясь утвердиться  в этом качестве, он был низвергнут с Небес (вместе с пошедшими за ним ангелами) и стал воплощением зла.

Но факт падения Люцифера, как наказание, принят далеко не всеми. Например, Е. Блаватская (Тайная доктрина) отрицает, что падение ангелов произошло в действительности. По её версии (и собранным фактам) Дьявол или Люцифер так и остался главой ангелов и владыкой Земной жизни, а бунт и падение было приписано ему... Приписано по непониманию сущности процесса. Люцифер не пал на Землю, в материю, а впал в материальный план, т.е. для лучшего управления Землёй ему пришлось воплотиться в телесность (правда, частично).   
Христианство так же подчеркивает, что в своем падении Люцифер отчасти утратил блистательную ангельскую природу и воплотился в материю, хотя материальность эта другого рода.  «...в отношении дьявола вообще не следует думать ни о чем телесном» (Сад демонов -Обличья Дьявола).

Воланд так же вполне легко перемещается из физической в   параллельную, или более по современному - в виртуальную реальность.

Если мы внимательно проанализируем Библию, то придем к тем же выводам, что и Е. Блаватская. Дьявол, в образе Сатаны, первоначально выступает как обвинитель от имени Бога; после падения Дьявол опять же клеветник и обвинитель, но не совсем понятно от чьего имени (есть различные версии)...  Получается, что функции Дьявола не изменились, он лишь поменял «прописку» - с Небес пал на Землю, Может и действительно Дьяволу необходимо ближе присмотреться к делам и помыслам человека...

А уж для чего – то ли для более эффективного управления, то ли для более действенного наказания; ответ зависит от того, какую часть Библии (Ветхий или Новый Завет) мы привлечем для комментариев. 

Чтобы не вдаваться в детали обратимся опять к Е. Блаватской (Разоблаченная Изида): «В космосе должно сохраняться равновесие; действие двух противоположностей (Свет и Тьма; Добро и Зло) создает гармонию, подобно центростремительной и центробежной силам, и они необходимы одна другой. Если одну из них приостановить, действие другой сейчас же станет разрушительным».  Управление эффективно, когда эти силы находятся в одних руках. Поэтому «Вывод неизбежен, что эти оба, Сатана и Иегова, рассматривались в «Ветхом Завете», как идентичные» - заключает  Е. Блаватская.  Т.е. Бог Ветхого Завета воплощал в себе и добро и зло.

Что касается Нового Завета, то Е. Блаватская (из анализа авторитетов Церкви) заключает: «нет Дьявола, нет и Христа». Например, авторитеты Церкви в лице достопочтимого Отца Вентура и шевалье де Мюссе ясно утверждали: «за своего Спасителя мы всецело в долгу перед Дьяволом и его ангелами; и что если бы не они, у нас не было бы ни Искусителя, ни Христианства».... 

Именно эти функции выполняет и Воланд: он соблазняет, он обвиняет, он наказывает.
Но вернемся еще раз к равновесию Света и Тьмы, поскольку только равновесием их взаимоотношения не исчерпываются. Свет и Тьма – это еще и Добро и Зло – и если в Ветхом Завете данные категории совмещались в лице единого Бога, то в Новом Завете разделились на две, вреде бы, самостоятельные личности.

Но так ли это? Е. Блаватская (Тайная доктрина) считает: «Свет и Тьма сами по себе тождественны, они разделены лишь в человеческом уме». И как говорил Роберт Флудд (О Розенкранце): «Тьма восприняла Озарение, чтобы стать видимой».

Мережковский (Христос и Антихрист) высказывается еще конкретнее: «Есть две истины, две правды равные друг другу. Служи Ариману, служи Ормузду, - как хочешь, но помни: оба равны: царство Диавола равно царству Бога.  Надо выбрать один из путей и не останавливаться. Если веришь в Него – возьми крест, иди за ним, как Он велел. Будь смиренным, будь девственным, будь агнцем безгласным в руках палачей, беги в пустыню. Отдай Ему плоть и дух, терпи, верь. Это один из двух путей: великие страстотерпцы – Христиане достигают такой же свободы, как и Люцифер.

Или избери другой путь: будь сильным и свободным; не жалей, не люби, не прощай; восстань и победи всё; не верь и познай. И мир будет твоим, и ты будешь как Ангел Денницы (Люцифер).

Если не можешь встать ни на один путь – будь как все».

Воплощение этих мыслей, но по своему, мы встретим и у Булгакова – вникнув, мы поймем, кто на какой путь встал... или не встал... Так, например Мастер идет Его путём, Маргарита – путем Люцифера (Воланда), а Берлиоз не выбрал пути... и канул в ничто...

Важный аспект природы Дьявола (и Воланда) – это прорицание. В христианстве считается, что Дьявол искушен в анализе причинно-следственных связей и прекрасно ориентируется в событиях сегодняшнего дня. Дьявол может с помощью логической дедукции предсказать события будущего, хотя действительное знание будущего есть только у Бога. Ни Дьявол, ни Ангелы Божии не знают будущего, но Дьявол предсказывает: иногда прозревая отдаленные события, а иногда только догадываясь (бывает, что он просто лжет).

Дьявол не имеет силы над человеком, человек сам склоняется, в силу своего свободного выбора, к соблазнам Дьявола.

Ещё одна характеристика Дьявола, согласно христианским учениям, состоит в том, что если Христос пришел на Землю, воплотившись человеком, то Дьяволу такое воплощение не под силу. Поэтому он избирает своим орудием человека. Не сам Дьявол делается человеком, пишет Иоанн Дамаскин, но рождается человек, в которого Дьявол вселяется...


Рецензии