Знакомьтесь неизвестные The Beatles

Знаете ли вы своих самых любимых кумиров? Да, - ответят многие и… не правдой это будет. Лучше всегда отвечать на такие вопросы «Я знаю, что я ничего не знаю». Действительность каждый день нам преподносит сюрпризы, мы подчас и не подозреваем, насколько ограничены наши знания о самом, казалось бы, банальном и общеизвестном. Хорошо, когда человек открыт знаниям, когда самый незначительный даже пробел в знаниях воспринимает не как «отсталось свою», а как непременный атрибут человека ограниченного доступностью информации…. Тогда, познав что-то новое, впитав в себя, как губка, новое и неожиданное знание, он только спасибо говорит тому, кто открыл это для него. Однако мало нас таких, «человеков», которые всю жизнь готовы учиться и,… не стесняясь, не обижаясь,… не «отбрыкиваются» от «назойливых поучателей», нарушающихся их строгие каноны когда-то однажды и навсегда утвержденные и «нерушимые»….

Вот передо мной две книги.

Первая. «Знакомьтесь - the Beatles. История культуры группы, которая потрясла молодежь, гендерные отношения и весь мир. Meet the Beatles: A Cultural History of the Band That Shook Youth, Gender, and the World», Steven D. Stark, HarperEntertainment, (твердый переплет Hardcover), 352 pages, 2005.

Вторая. «The Beatles: Биография The Beatles: The Biography», Bob Spitz, Little Brown and Company, (твердый переплет Hardcover), 856 pages, 2009.

Тhe Fab Four – великолепная четвёрка…. Сколько книг и разных публикаций в медиа, сколько визуальных материалов о них сложено – возможно ли перечесть? Добавить что-то новое?...

А не будь книги известного писателя и колумниста газеты «New York Times» Стивена Старка (Steven D. Stark) не знали бы мы, что произошло со всей Америкой (и не только США) после того, как ЧЕТВЕРКА эта впервые ступила стопами своими на эту землю.

Старк считается экспертом поп-культуры. В его книге нет ни слова о том, как Мака Пол настраивал свои гитары или какого цвета носки предпочитал Ринго. Все внимание сконцентрировано на культурологических аспектах, чтобы показать влияние на цивилизацию того периода феномена Великолепной Четвёрки. Они привили миру свой стиль прически, моду подражания их сценическим одеждам и… наркотики «пробовать» массово стала молодежь, как «Четверка». Никуда от этого не деться….

Ни в одной из книг по вопросам «битлологии» не было еще так много пищи для раздумий о том, как музыка простая, двух-трех-нотная может влиять на массовое сознание и на долгие десятилетия потом тревожить миллионы умов из разных стран…
 

The Beatles как явление и феномен с полным основанием можно назвать «внезапным» возникновением точки разлома культур, когда появилось два измерения – до The Beatles и после них. Сколько угодно много и подробно можно «живописать» их обыденность и случайность (мол, если бы не они, то другие «разломали» тогдашний «Титаник» мировой культуры), но группа эта, одна четверка добилась перелома успехом своим и неудачами, патриархальной семейной жизнью и «аморальным обликом» своим неприкрытым и гадким, бузотерством в наркотическом угаре и ясным креативным творчеством.

Никаких рисунков или фотографий, как Мака Пол ест лапшу в студии, не снимая с шеи леворукую гитару свою, или как Ринго готовит свои любимые тефтели (мясные шарики), а также никаких психоделических рисунков Джона… Строгая, почти исследовательская монография Старка ставит вопросы и, в большинстве случаев, отвечает на них. Нам понятнее становится (мы приближаемся к истине, но… не более), почему у Четверки всё «революциями» нарекалось – любовно-чувственная, это раз, музыкальная, это два, культурная, это три, и даже – политическая западная… но единственная для Джона Леннона.

Революции или как-либо еще назовите…. Музыка трех нот – ЭТО НАСТОЯЩИЙ ФЕНОМЕН, феномен этих нот и простых английских слов, которые всем пятиклассникам в мире на уроках английского как иностранного языка понятны….

Не понять этот феномен, если только считать его МУЗЫКАЛЬНЫМ. Музыка ни одного композитора самого великого из великих и знаменитого из самых знаменитых во все времена так на разные жизненные аспекты человечества еще не влияла. Это - The Beatles, которых мы знаем, но никогда НЕ ПОЗНАЕМ до конца….

Автор второй книги Боб Спитц (Bob Spitz) – композитор, антрепренер Элтона Джона и Брюса Спринстина, он известный жизнеописатель, и книги его о музыкальных карьерах Боба Дилана и Вудстока – всемирные бестселлеры.

Новая книга «The Beatles: биография» поражает при первом на нее взгляде – часто ли нам приходится держать в руках – не каждый и удержит, вес до 6 кг -- книгу объёмом под 1000 страниц (856 страниц текста + предисловие на 12 страниц с латинскими цифрами + предметный указатель)?... 

Нужны ли такие абсолютно восхитительные издания, мало, впрочем, доступные «массовому» читателю даже на западе из-за стоимости высокой? Ну, уж если, раскроет эту книгу битломан то ли в библиотеке, то ли дома (не пожалев 98 фунтов), то поймет – нужна эта книга, без нее знания о Битлах, а, особенно, в аспекте, как они сделали то, что сделали, и совсем даже НЕ ЗНАНИЯ были….

Первая книга «за битлов» из далекого 1967 года, которую уже и забыли многие, а ведь там автор её – Гунтер Дэйвис (Hunter Davies) лучше всего «раскрыл» тайну, почему «погорел» ударник Пит Бэст и… имя его с четверкой уже не связывалось. Там также и секрет знаменитой прически «раскрыт».
 
Поскольку книга Спитца – это строгая монографическая работа, то нетрудно увидеть, что автор проанализировал неимоверный материл – одних только расшифрованных интервью Четверки на 2700 печатных страниц!

Биография "The Beatles"—это знакомые все детали от прыщей до первой любви, а оказывается – «черная дыра», расширяющаяся по мере «приближения» к ней.

Спитц решил, что эпоха 60-х годов уже достаточно от нас удалена, чтобы к описанию исторических личностей того времени применить типично английский принцип исторического повествования, например, Диккенсовский или Дэвида МасКуллоу. Как это ему удалось? Давайте посмотрим.
 

Англия – это страна-ХРАНИТЕЛЬНИЦА. В ней одинаково доступны архивные материалы 1776-го года о Джоне Адамсе (экономисте) и документы (многочисленные, всякие и… до «тошноты» знакомые) 1966-го – о Джоне Ленноне.

Если гений МакКуллоу нашёл «самые подходящие» правдивые, но им тщательно подобранные, документы об отцах-основателях Британской нации, то из океана материалов о «Тhe Beatles»… попав туда, просто физически трудно выбраться. И потом – кто же сравнивает величины такие несопоставимые: английскую индустриально-экономическую революцию и… рок-н-рольщиков четвёрку, известную и у всех дома на «пластах», кассетах или ай-подах имеющуюся? Смешно даже и неприлично говорить…

Не всегда Спитцу удается рассеять «туман» стандартной точки зрения о том, что Тhe Beatle явились как результат эволюции больших городов. Нельзя согласиться с тем, как такой серьёзный исследователь, пойдя на поводу этой концепции, достаточно много места уделил этому малоинформативному материалу – 1966 год уже на западе был более мобильным и открытым для общения во всех отношениях, чем 1776-ой.

Будучи долгое время журналистом журнала New York Times Magazine Спитц показывает свои способности рассказчика (сторителлера), но… свой несколько «клишированный» язык «распускает до невозможности». То, что можно изложить на одной странице, у Спитца оборачивается 20-ью, а проза его, выдержанная в строгих традициях учителей английской словесности, превращает читателя в «книгоГОЛИКА». Интересно читать, захватывающе, остановиться от перелистывания страниц невозможно, но… 15 страниц затрачено на то, чтобы описать «как публика не знает, что же больше всего на неё воздействовало» или 20 страниц на то, что после концерта дети ощущали «что ничего подобного не было и уже не будет»…. Читатель КНИГИ Спитца превращается в читателя его статей в журналах, где за правило берется принцип заинтресованности именно ЭТИМ, дочитай до конца мой МАТЕРИАЛ, а… остальное на мою зарплату не влияет.

Спитц на 1000 страниц разместил самый крупный в мире ИЗЛИШНИЙ информационный ФЛАД-наводнение «за Битлов». Нигде кроме (как в Моссельпроме у Спитца) вы не найдете мельчайших подробностей, как Джон «терял невинность» или попробовал героин, почти поминутная хронология их пребывания в Гамбурге или их последней репетиции на Abbey Road…. Ловишь себя на мысли, что перед тобой не книга, а слайд-шоу в пауэр-пойнт презентации.

Из всех писавших «за битлов» Спитц самый тщательный анализатор характеров каждого из четверки. Нужна ли такая детализация и оправдалась ли такая попытка Гаргантюа-писателя? Для тех, кто раньше прочтения книги Спитца не знал, что Джон – это неустойчивый, но миролюбивый человек, Мака Пол – хитроватый, но с виду простоватый, Джордж – уравновешенный, а Ринго – простоватый, но себе на уме, этого не знал, действительно – нужна. Однако для большинства – это «открытие Америки».
 
Совсем уж примитивно описаны некоторые случаи «особо выдающегося» творчества…. «Ходульные» стишки, как будто никогда не «списывались» из народного творчества, а музыкальные фразы у других авторов, вроде бы и не воровались (Леннон оштрафован судом в пользу Чака Бери). А известная байка, как Пол и Джон, пошептавшись в углу, сразу же «сложили» «Я хочу быть твоим мужчиной I Wanna Be Your Man» и подарили её Тhe Rolling Stones, по-моему, абсолютно непристойно выглядит «в теле» такой серьёзной публикации….

Начиная и заключая с того и тем, что работа Спитца – крупнейшее явление в литературе о поп-музыке, можно поставить такой вопрос: возможно ли окончательно и без колебаний заключить, как возникла поп-музыка, почему она возникла? Невозможно, конечно,… как и нельзя даже в 1000-страничной книге «объять всё необъятное за битлов».

Будут ли когда-либо предприняты такие беспрецедентные попытки исследования, как в рекомендуемых читателям двух книгах?

Да!, здесь сомневаться не приходиться - - The Beatles были уникальны, одни на всех у нас живших, живущих и будущих жить Землян. Никогда у живых и думающих людей не погаснет интерес к этим парням,… как они нашли друг друга, как они смели так беспечно друг от друга отдалиться, почему уже больше полстолетия любовь народная не угасает к ним? Вопросы, вопросы…. Пока будут вопросы, будут попытки на них ответить.

А, с другой стороны, если бы удалось полностью на всё ответить, то не стоило бы и спрашивать…. Жизнь тогда была бы неинтересной, да и что за жизнь это была бы?


Рецензии