Ox и золотая табакерка

Жил себе сирота Янка, сын лесника. Отец и мать у него умерли, а родных никого не было. Так и жил он один в лесу, в отцовой хатке. А чтоб было веселей, держал пестрого котика.
Привык к нему котик. Бывало, куда хозяин идет, туда и он.
Пошел раз Янка собирать хворост. Ну, понятно, и котик за ним. Набрал Янка вязанку хвороста, несет домой, а котик тащит за ним сухую веточку.
Уморился Янка, присел на пенек отдохнуть, подумал, как тяжко жить ему на свете, и громко застонал:
— Ох, ох!...
И только он так сказал — выскочил из-под пня маленький старичок с длинною бородой.
— Ты зачем меня звал, хлопец? Посмотрел Янка в испуге на него и говорит:
— Нет, дедушка, я не звал тебя.
— Как не звал? — заспорил старичок.— Я ж не глухой! Ты два раза назвал мое имя: Ох, Ох... Те¬перь ты должен мне сказать, что ты от меня потребуешь.
Подумал Янка и говорит:
— Ничего мне не надо. Вот только голодный я очень. Коли есть у тебя кусок хлеба, то дай.
Ох нырнул назад под пень и тащит оттуда кусок хлеба и миску щей.
— На,— говорит,— поешь.
Наелся сирота, котика накормил и низко поклонился старичку:
— Спасибо, дедушка, за обед: давно я такой вкусной еды не едал.
Взвалил он на плечи свой хворост и пошел веселее домой.
Прошел день, второй, опять голод одолевает. Вспомнил Янка про старичка. «Пойду,— думает,— может, он накормит меня еще раз».
Пришел к тому самому месту, сел на пенек и вздохнул:
— Ох!
Выскочил старичок.
— Что скажешь, хлопец? Поклонился ему Янка:
— Я голодный, дедушка. Может, дал бы ты мне кусок хлеба?
Вынес ему старичок тотчас кусок хлеба и миску щей.
Так с той поры и пошло: захочется Янке есть — он и идет к старичку.
Раз вынес ему старичок вместо обеда золотую табакерку.
— Вот что, хлопец,— говорит,— не беспокой меня больше: я уже стар и обед мне носить тяжело. Возьми эту табакерку. Если тебе что понадобится, ты открой ее, и мой слуга мигом явится перед тобой. Он не хуже меня выполнит все, что ты прикажешь.
Взял Янка золотую табакерку, поблагодарил от всего сердца старичка и пошел, приплясывая, домой.
Открыл он дома золотую табакерку — выскочил из нее маленький человечек, но не такой, как дедушка Ох, а молодой да прыткий.
— Что прикажешь? — спрашивает Янку тоненьким голоском человечек.
— Дай мне, братец, чего-нибудь поесть.
И вмиг поставил человечек на стол миску щей, положил большой ломоть ржаного хлеба, а сам скок в золотую табакерку и закрылся.
Пожил так Янка некоторое время, и захотелось ему по свету походить, людей повидать, себя показать, а то ни разу он нигде, кроме своего леса, не бывал.
Взял он золотую табакерку, кликнул котика и тронулся в путь.
Много обошел он деревень, городов, много чудес повидал и пришел наконец к синему морю. Видит — лежит на морском берегу серебристая рыбка. Вид¬но, волной ее выбросило во время прибоя. Трепы¬хается рыбка, бьется о камни, а никак назад в мо¬ре попасть не может.
Пожалел Янка бедную рыбку. Взял он ее потихоньку и бросил в море.
Плеснула рыбка хвостиком, глотнула воды, очнулась, а потом высунула из воды головку и говорит голосом человечьим:
— Спасибо тебе, добрый молодец, что спас ты меня от смерти. Может, и я когда-нибудь тебе по¬могу.
Усмехнулся Янка:
— Зачем мне, рыбка, твоя помощь: у меня в кармане не такой помощник есть.
Но рыбка уже не слышала его.
Пошел он дальше. Вдруг выбегает из норки серая мышка. Котик цап ее за спину и хотел съесть.
Жаль стало Янке мышку. Был он такой, что всех жалел: помнил, как прежде трудно ему жилось. Взял он мышку, погладил и посадил в карман, а потом вынул из торбы хлебную корочку и бросил ей туда.
— Ешь,— говорит,— ты, поди, проголодалась.
Мышка и успокоилась, стала корочку грызть.
Идет он, идет по берегу моря, а тут и вечер наступил — надо искать ночлег. Видит — высится на горе большой дворец. «Нет,— думает Янка,— туда меня не пустят». Пошел он дальше. Глядь — стоит у моря маленькая рыбачья хижинка. Зашел Янка в рыбачью хижинку и попросился переночевать.
— Хорошо,— говорит хозяин,— ночуй. Мне веселей будет.
Разговорился Янка с хозяином.
— Что это за дворец был по дороге? — спрашива -ет он у хозяина.
— Это дворец королевский,— говорит хозяин.— Там живет сам король. Да вот недавно случилась у него беда: прилетел полночью морской змей, схватил его дочь и унес на свой заколдованный остров, куда ни дойти, ни доплыть.   Король теперь прямо волосы на голове рвет. Объявил по всему королевству: кто, дескать, вернет ему дочь, за того и вы¬даст ее замуж и все королевство после смерти своей отпишет. Много наезжало сюда разных княжичей да королевичей, но никто до острова того добраться не смог: морской змей такую волну подымает, что ничего не поделаешь...
Вспомнил Янка о своем волшебном помощнике из золотой табакерки и говорит рыбаку:
— Передай, если можешь, королю, что завтра ни свет ни заря он свою дочку увидит.
Пошел рыбак и рассказал о том королю. Позвал король к себе Янку. Посмотрел на него, пожал пле¬чами. «Неужто,— думает,— этот простой мужик сделает то, чего княжичи да королевичи не могли сделать? Не может этого быть!» Но королю так хоте¬лось увидеть свою дочь, что он решил попытать счастья еще раз. Вот и спрашивает он Янку:
— Правда ли, хлопец, что ты берешься вызволить дочь мою из неволи?
Поклонился Янка королю и отвечает:
— Правда, пане король. Я лгать не умею.
— Ну смотри,— говорит король,— чтобы завтра до восхода солнца моя дочь была у меня, а не то велю разорвать тебя железными боронами.
— Ладно,— согласился Янка.— Пусть будет по-твоему. -
Вышел он из дворца, открыл золотую табакерку. Выскочил из нее шустрый человечек:
— Что прикажешь?
— Окажи, братец, милость: построй за ночь железный мост от дворца королевского до заколдованного змеева острова и поставь на нем золотую карету с шестериком. Завтра чуть свет я поеду на остров.
— Хорошо,— говорит человечек,— все будет исполнено, как ты просишь.
Вернулся Янка к рыбаку и спать завалился. Наутро поднялся он ни свет ни заря, глядь — переки¬нут железный мост от королевского дворца до змеева острова, и стоит на мосту золотая карета, запряжена шестериком, и возле коней стоит его помощник с кнутом.
Подошел Янка к своему помощнику, вынул табакерку и говорит:
— Спасибо тебе, братец. А теперь ступай отдыхать, а то, видно, ты сильно уморился.
Человечек отдал Янке кнут, а сам спрятался в золотой табакерке.
Сел Янка в карету и поехал за королевною. Приезжает на остров, видит — стоит там большой тем¬ный замок и выглядывает из окна изумленная королевна. Давно не видела она людей и обрадовалась Янке, как брату родному.
— Кто ты таков? — спрашивает.— И зачем ты приехал сюда?
— Не спрашивай, панночка,— отвечает Янка,— а садись поскорей в карету. Поедем к отцу твоему.
Еще больше возрадовалась королевна, услыхав такие слова.
— Но я ж не могу через дверь выйти, там тре¬клятый змей спит. Он ночью за добычей летает, а днем у дверей отдыхает.
— Так лезь через окно.
— Боюсь.
Подставил Янка руки:
— Прыгай!
Прыгнула королевна из окна и прямо к нему на руки. Схватил ее Янка, усадил в карету и помчался молнией к королевскому дворцу.
Услыхал змей грохот, вскочил, глядь — нет королевны... Он — вдогонку. Бежит, аж мост дрожит, огонь из пасти пышет...
Оглянулся Янка — гонится вовсю за ним змей. Вот-вот нагонит. Давай он тогда кнутом лошадей хлестать. Те рвутся вперед во всю прыть лошадиную.
Примчался Янка к берегу, высадил королевну из кареты, потом открыл потихоньку золотую табакерку и велел своему помощнику снести мост. Человечек вмиг снес мост, а заморенный змей упал в глубокое море и захлебнулся.
Тем временем проснулся король, глянул в окно — глазам своим не верит: ведет Янка ко дворцу его дочь!
Выбежал король навстречу, стал дочь обнимать, целовать. Уж так счастлив, так рад.
— Ну, парень,— говорит он Янке,— порадовал ты меня. Отдам тебе за это дочь свою в жены и отпишу вам после своей смерти все королевство.
Сыграли свадьбу, и стал сирота Янка мужем королевны. Все его любили, только одна королевна искоса на него поглядывала: не по душе ей, что сделалась она женою простого мужика. Вот и пристала она однажды к мужу:
— Скажи мне, кто тебе мост построил, по которому ты меня привез?
Янка все отмалчивался, отнекивался, да не дает ему жена покоя.
— Помру,— говорит,— если не признаешься. Что тут делать — признался Янка и показал жене золотую табакерку.
— Только поклянись,— говорит,— что ты никогда ее без меня в руки не возьмешь.
Жена поклялась, а потом и говорит:
— Хочу жить с тобой в замке на острове. Вели своему помощнику, чтобы мост построил.
Не стал Янка ей перечить: открыл при жене табакерку, велел помощнику — и построился мост.
Переехали они в змеев замок. Жена говорит:
— Не снимай моста: мы будем по нем на берег ездить — к отцу в гости и куда вздумается.
Прожили они несколько дней в замке. Захотелось Янке поехать на охоту. Взял он лук, котика и
мышку, чтоб в дороге веселей было, и поехал по
мосту. %
Только сошел на берег, глядь — не стало за ним моста! «Что за диво?» — думает Янка. Хвать за карман, а там нет табакерки... Котика взял, мышку взял, а табакерку забыл...
Тут обо всем он и догадался. «Вот тебе и королевнина клятва! — подумал про себя Янка.— Я пожалел ее, из беды выручил, а она мне за мое добро злом отплатила. Придется теперь опять возвращаться в свою избушку да голодать, как прежде».
Сел он на морском берегу и от обиды даже заплакал.
Вдруг слышит — мышка в кармане скребется. Высунула оттуда головку и спрашивает:
— Ты чего плачешь, добрый человече? Рассказал ей Янка про свое горе.
— Ничего,— утешает его мышка,— такую беду мы избудем.
Пошепталась она о чем-то с котиком, потом уселась к нему на спину, и поплыли они по морю, До¬плыли до замка. Спрятался котик в саду, а мышка пролезла сквозь щелку в покои королевны.
Долго она там сидела, высматривая, где прячет королевна табакерку. И подглядела-таки — в деревянном ларчике!
Ночью, только королевна улеглась спать, прогрызла мышка ларчик, схватила табакерку и побежала к котику в сад.
— Нашлась,— говорит,— золотая табакерка!
— Так садись скорей ко мне на спину! — велел котик.— Поплывем назад.
Села мышка ему на спину, и поплыл котик, пофыркивая, по волнам.
Доплыли они почти до самого берега. Спрашивает котик у мышки:
— А ты не потеряла табакерку?
— Нет,— говорит мышка,— вот она! Подняла табакерку, чтоб показать котику, да не удержала: табакерка и бултых в море!
— Ах ты, разиня!— рассердился котик.— Что ж ты наделала?
Выплыл он на берег и схватил мышку зубами за спину:
— Я тебя задушу!
Увидел это Янка, отобрал у котика мышку. А как узнал, что случилось, то сел у моря и сильно пригорюнился — так жаль было ему табакерки!
Вдруг выплыла из моря серебристая рыбка:
— Ты о чем, человече, горюешь? Расскажи мне: может, я тебе чем помогу, ведь ты избавил меня когда-то от смерти.
Поглядел Янка — и узнал ту самую рыбку.
— Эх! — тяжко вздохнул он.— Великая у меня беда...
И рассказал рыбке про свое горе. Выслушала его рыбка и говорит весело:
— Это что за беда! У меня тут в море табакерок, сколько хочешь. Я буду выбрасывать их, а ты гляди, какая твоя. Свою возьми, а мои назад мне верни.
Плеснула рыбка хвостом и нырнула на дно моря.
Вскоре начала она выбрасывать на берег табакерки — серебряные, золотые, брильянтовые. У Янки прямо в глазах зарябило от табакерок. Начал он к ним внимательно приглядываться и увидел-таки свою. Обрадовался Янка, кинул в море лишние табакерки и крикнул рыбке:
— Спасибо тебе, рыбка! Выручила ты меня из беды.
Взял он свою золотую табакерку и пошел по свету вместе с котиком и мышкой искать лучших людей.


Рецензии