Бессонница

-И теперь ты совсем не спишь?
-Совсем, - он улыбнулся. - И - знаешь - оказалось, что это необязательно.
-Почему? Сон - маленькая смерть?
-Нет. Сон хорош, чтобы восстанавливаться. А если не устаешь и ничего не делаешь днем, то спать необязательно, - он откинулся в кресле и закурил.
-Я беспокоюсь за тебя.
-Не стоит врать. На самом деле ты такой же, как и все прочие люди.
-А какие они, прочие люди? - его собеседник нерешительно покрутился и начал пить чай мелкими глоточками.
-Очень простые. Каждый раз, когда они причиняют кому-то зло, они придумывают причину, по которой те, кому они его причиняют, виноваты. И делают хуже и хуже.
-Например?
-Ну... мало, например, избить слабого школьника. Нужно еще и отобрать у него все деньги, проверить бумажник, а потом приколотить любовную записку, лежащую в нем, над входной дверью школы, - он устало пожал плечами и отпил глоток вина.
-Ты поэтому не спишь? Кто-то причинил тебе зло?
-Как бы ни было, этому человеку ты не объяснишь. Он наверняка шьет себе новый смокинг на те деньги, которые вынул у меня из бумажника. Ну а моя любовная записка уже давно растиражирована и приколочена ко всем столбам в округе.
-Это метафора говорит о том, что... Я могу тебе как-то помочь?
-Верни мне бумажник, - он усмехнулся и раздавил сигарету в пепельнице. - Ты пытаешься поверить в то, что люди хорошие. Что, поговорив, можно объяснить человеку, что двадцать или сорок лет жизни он провел неправильно, что извлек не те уроки, и что думать нужно не только о себе. Ну или хотя бы, что если начал врать, то придерживайся одной версии до скончания дней. А не меняй ее каждый раз, когда она становится чуть менее выгодной для тебя, чтобы не выглядеть полным уродом.
-Но я же знаю тебя. Знаю, сколько ты вкладываешь в людей. Ты даешь им деньги, время, устраиваешь на работу, поддерживаешь в трудную минуту...
-Ты хочешь сказать, что я все это делал. Больше не буду. Потому что делать что-то и не рассчитывать на благодарность - это одно. А вот делать что-то и раз за разом получать за это ненависть - это что-то другое и странное.
-Ты так говоришь, потому что ты обижен. Но на самом деле я знаю, что ты не сможешь иначе. Ты не сможешь жить в мире, где все вокруг уроды. Ты будешь верить в то, что найдется хотя бы один человек, который будет не таким, как все...
-То, что ты говоришь, как-то очень похоже на проклятье. Всю жизнь получать злом за добро - это мрачновато, нет? А потом видеть, что для других это не важно. Куда менее важно чем, к примеру, что тот, кто совершил зло, хороший собеседник. Или - там - партнер по покеру.
-Тебе просто нужно поспать.
-Ну да. Беда только в том, что я не могу. На самом деле это смешно. Меня всегда поражало это в изнасилованиях: насильник получает удовольствие и уходит. А его жертвер достается позор, венерические заболевания и беременность. Казалось бы, должно быть наоборот. На самом деле я не сплю потому, что пытаюсь найти ответ почему это так. И пока я его не найду - или пока он не перестанет быть для меня важным - я не засну.
-Тогда ты умрешь от недосыпания.
-Что ж.... приходи на мои похороны.


Рецензии