Вариаторы дисковые. 4 ромба по-всякому. Механизмы

На этом не совсем шуточном схематическом чертеже показаны два одинаковых вариатора типа "Ромбик", которые можно применять по разному, - в нескольких вариантах использования.

Эти вариаторы можно применять, конечно же, и по отдельности.

На этой как бы "шуточной" схеме изображён сдвоенный механизм "Ромбик" с общим здесь промежуточным валом. Механизм перемещения этого промежуточного вала здесь не показан. Это покупное изделия: качающаяся плита, рычаг или салазки натяжного устройства к цепным и ременным передачам.

Устанавливается это столь простое устройство на сходящихся друг против друга концах параллельных валов, например, электродвигателя и редуктора.

Оно может передавать крутящий момент в таких вариантах:

- С вала электродвигателя на шкив ременной передачи, где этот шкив установлен на подшипнике, посаженном на конце этого же вала.
 
Этот вариант "чуточку" лучше, чем того же назначения поразительно дурацкий "классический" вариатор, что с четырьмя "свободными шарами" (хорош термин!). Тот нигде не применяется, но заумное устройство его почему-то обязан знать по курсу "Детали машин" каждый студент технического вуза и каждый ученик любого техникума.


- С вала электродвигателя на вал редуктора (с использованием только обратных конусов на фрикционных пластинках ромбовидного кольцевого сечения).


- С вала электродвигателя на шкив ременной передачи, который сидит на подшипнике, посаженном на конец противоположного вала в приводе машины.


- С вала электродвигателя на вал редуктора с использованием шкива, сидящего на валу этого редуктора, но не на подшипнике, а на шлицах того вала  Этот вариант не показан так, - со шлицами а не с подшипником на ведомом валу. Так, - через шкив, - можно передавать существенно больший крутящий момент, однако, потеряв, в диапазоне регулирования, но лишь незначительно, что и обычно значения-то не имеет. Весь диапазон вариаторов редко когда используют.
 
Выигрыш в крутящем моменте достигается не столько за счёт большего плеча, сколько за счёт гигантского увеличения нагрузочной способности пятна фрикционного контакта. Она пропорционально четвёртой степени радиуса кривизны поверхностей в этом пятне.
 
Можно считать такой контакт как бы контактом огромного шара со сферой, радиусы которых по абсолютной величине близки друг к другу и равны радиусам кривизны поверхностей в точке их касания. Более того, контакт наших фрикционных деталей практически не точечный, - в виде  пятна, и не линейный, - в виде полоски поперёк дорожки качения, а явно поверхностный. Ведь гибкая манжета ложится на конусную поверхзность торца пластины, изгибаясь соответственно  радиусам кривизны этой пластины в пятне их контакта.



- Со шкива на шкив, сидящих оба на шлицах в сходящихся концах валов. В приводах промышленного оборудования, обычно имеется несколько последовательных передач крутящего момента и, соответственно несколько валов. Там типично применение варианта с одного шкива ременной передачи, на шкив следующей ременной передачи.

_____________
 

Хочется подумать особо об использовании таких вариаторов в работе на повышение оборотов с целью найти более широкое применение в промышленности самым малым гидромуфтам. Применить бы небольшую гидромуфту между двумя моими плоскими вариаторами. Они - очень компактные и дешевые, пусть даже с очень узким диапазоном регулирования, зато очень мощные за счёт этого, - обеспечат такое регулирование дважды. Они уместны для модернизации почти любой  кинематической схеме достаточно мощного привода машин в промышленном оборудовании.

Вариатор, что стоит перел гидромуфтой обеспечит ей хотя бы несколько тысяч оборотов в минуту. Вариатор, что стоит за гидромуфтой, вернёт частоту оборотов к привычным значениям
Привод от применения таких устройств существенно не усложнится. Муфта-вариатор типа "Ромбик", как я его называю, всего лишь занимает место какой-либо обычной муфты, а стоит не на много дороже какой-либо специальной муфты.

Применение гидромуфты в работе на необычно высоких оборотах (...надцать тысяч!) обеспечивает обычной гидромуфте некоторую компактность и на таких малых мощностях, которые типичны в приводах машин.

Гидромуфты пока что широко применяют, в основном, лишь на транспорте, в том числе на дорогих автомобилях личного пользования.  Там мощности на порядок больше, чем в типичных приводах стационарного оборудования. И обороты вала в автомобильном двигателе выше в несколько раз, чем в электродвигателе.

Диаметр гидромуфты зависит в пятой степени от её мощности. При малых мощностях, тех, что типичны для технологических машин, гидромуфта имеет габариты больше, чем электромотор.

Высокая частота оборотов позволит заметно уменьшить её размеры, да и стоимость. Это сделает гидромуфты практичнее и для многих приводов стационарных машин. Высокие обороты зубчатые передачи не обеспечивают. А широкое применение фрикционных механизмов - решение этой проблемы.
 
Поэтому заявляю в который раз: фрикционные передачи - это вообще величайшаяя перспектива Нового Машиностроения.
 
Своими вариаторами  и мультипликаторами, делая столь широкие жесты бесплатной раздачей вроде бы идиотски щедрых подарки - всему человечеству!, - я провоцирую небывалое цунами зффекта домино.
 
Цунами неизбежно. Будут, будут закрыты или перепрофилированы сотни, даже тысячи заводов и фирм! Когда? См. мою статью "Тупик".

Заметочка "Смешные вопросы" уже вызвала бурю. Меня же больше всего увлекают фрикционные механизмы, - со школьных лет. Как теперь видно, - не зря!


Гидромуфта - вещь замечательная. Все американские авто бегают с такими муфтами.

 
 


Рецензии
Не надо по-всякому, а надо убрать всё излишнее.

Иосиф Ольшаницкий   28.11.2016 15:13     Заявить о нарушении