Малин - 19

               


                ИСТОРИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ  ТРАНСПОРТНОГО  ХОЗЯЙСТВА НА ФАБРИКЕ.



               
               
                Долгое время фабричную продукцию ( бумагу), топливо (уголь, дрова), продукты (хлеб, муку, сахар и пр.)  возили в Малине на волах  и лошадях, запряженных  в  телеги и  в повозки...

                Для перевозок на территории фабрики была  построена большая конюшня.

                За фабрикой, вдоль реки, были луга, куда в ночное выпускали гужевой скот...
                Из ближайших сёл привозили сено, солому и зерно для прокорма  лошадей и волов...
                Был целый штат конюхов и снабженцев при этом хозяйстве...

                Но после революции, когда фабрика стала расширяться и выпуск продукции вдвое-втрое увеличился, пришлось руководству фабрики приобретать машины...
                Так в городе появились первые автомобили, используемые только  для перевозки  продукции и топлива...

                "Возглавил транспортное  хозяйство фабрики КУТИЛОВСКИЙ, - он  был  начальником  механического цеха и  начальником  гаража.

                КУТИЛОВСКИЙ  был мастером высокого класса и при любых авариях или каких-либо ответственных  мероприятиях, всегда звали его...
               
                Он вместе  с  ОЛЬШТИНСКИМ  выезжал  на все  бумажные фабрики на Украине. 
                Часто вместе с ними выезжал и помогал  в работе и ПАПИН  ДЕНИС ИОСИФОВИЧ.

                ПАПИН Д.И. командовал дворовым транспортом.
                На фабрике было 150 пар лошадей ( 300 ).
                Почти все грузы  перевозились  лошадьми...

                Привозили тряпьё, целлюлозу, уголь, дрова...
                Подвозили строительные материалы, камень, щебёнку и др.

                Увозили с фабрики готовую продукцию на вокзал,  а на свалку вывозили негодное  сырьё, шлак, а также разный мусор...


                Так как фабрика строилась вдоль реки, то через реку Ирша было построено три моста :
               
                один мост был за фабрикой около плотины ( сегодняшней);

                второй мост - самый главный - был продолжением дороги, идущей из центра города к фабрике и дальше в лес, на Радомышь и Житомир ;

                третий мост находился  между  этими двумя  большими мостами  и  вёл  к   в о р о т а м  в  фабричной стене, что выходили  прямо к реке...

                Каждую  весну во время наводнения все мосты сносило льдинами и потом их летом строили заново...

                И каждую весну, из-за отсутсвия мостов, рабочих на работу перевозили на лодках...
            
                Нередко лодки переварачивались, столкнувшись с льдинами и люди тонули в холодной воде...Никаких спасательных служб тогда ещё не было...Для спасения использовали весла, шесты и верёвки...Иногда через перекидывали канаты, чтобы легче было переправляться на лодках...

                Потом перед мостами стали ставить ледорезы, - деревянные треугольные пирамиды с окованными железом краями...Но при большом ледоходе река сносила и эти ледоколы вместе с мостами...

               
                Рост автотранспортного хозяйста начался с 1929 по 1932гг.

                Первая  автоиашина - "ЗАУЕР"  поступила  в  1929 году из Франции.  Она была упакована в ящики в разобранном  виде.
               
                Собирал её  КУТИЛОВСКИЙ.

                Первым шофёром, который стал рабротать на этой машине, был  ВЛАДИМИР  СЕГАЛ.

                Потом прибыла вторая  автомашина "АУСТЕР-даймлер" - 3-х тонная, - "трёхтонка".... Её для фабрики  привезли  из Житомира.
                КУТИЛОВСКИЙ  и  ЗАЯЦ  перегоняли  её из Житомира  в  Малин в течение месяца...   Дороги  тогда  были  очень  плохие...

                Третья машина  -  "ФИАТ"  была старая.

                Четвёртая машина  машина была легковая "НАМИ"

                Пятая  машина  "Ф-15"  была  грузоподъёмностью 1,5 тонн...   А те остальные  -  3-х тонные...

                ШТАТ  ГАРАЖА :


                КУТИЛОВСКИЙ   -  начальник  гаража

                СЕГАЛ  ВЛАДИМИР- первый шофер

                ЗАЯЦ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - шофёр, который впоследствии замещал нач.гаража.

                ЧИЖЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР - шофёр

                БОБРОВНИК  ВАСИЛИЙ  - шофёр

                ПЕШКОВ              - слесарь


                В  1932  году  весь состав  гаража  забрали  в  армию.

                Гараж  закрыли  и  ключи  принесли в кабинет к директору  фыбрики  ШИАЛБЕРОВУ...."
               
                (  автор воспоминания ?  )



                ВОСПОМИНАНИЯ  АЛЕКСЕЯ  АЛЕКСАНДРОВИЧА  ЗАЯЦ


                Год рождения  1910 .

                ЗАЯЦ А.А.  был  принят  на  фабрику  вместе  с  другими  подростками : -  ПИКУЛЬ В.,  ТАРАСЮК,  ПЕТРОВСКИЙ,  КОЗЛЕНКО М.,  МАТВЕЕНКО В.Р., ЧИЖЕВСКИЙ А., ГОФМАН В.И., РУДНИЦКИЙ А.

                При  фабрике  было ФЗУ  ( фабрично-заводское училище ) и молодёжь  училась  по  4 часа  в ФЗУ  и  по  2  часа работала на фабрике, - проходили практику.
                Все  подростки  работали  учениками.

                За работу в прессу  подростки  получали по 180-200 рублей  (старыми деньгами)...

                В 1929 году  ЗАЙЦА А.А.  поставили  работать  в  пресс  самостоятельно до 1930 года.
                Потом он работал на бумагоделательной машине от прессовщика до  сушильщика.
                Одновременно учился  на шофёра,  самостоятельно сдал  в  Киеве  экзамен на водителя  и  перешёл  работать на автомашину.

                Он был первым человеком  на  фабрике,  кто  сдал права на  водителя  автомашины.

                Когда на фабрику поступили  машины в 1931-1932 гг.  ЗАЯЦ А.А. стал работать шофером.   
               
                Осенью 1932 года он был призван в армию...
               
                С 1932 г. по 1956 год  ЗАЯЦ А.А.  служил в рядах Красной Армии.
                Вначале он был красноармейцем, потом курсантом...

                Служил в Бердичевском 15-м кавалерполку, в 3-й Бессарабской дивизии им. Котовского,  в 138-м  Стрелковом полку...

                Отсюда, после Ханкин-Гола, попал в Корпусной артиллерийский  полк № 267.
                Потом служил на Куриллах в 146-м артиллерийско-стрелковом полку. а оттуда его перевели  в  Черновцы 01592 артбригада ,  откуда он и демобилизовался  по  состоянию  здоровья  в  1956 году  в  звании майора.

                ЗАЯЦ А.А.  занимал должности :
                командир танкетной роты,
                нач.ГСМ,
                зам. командира полка по технической части.
                ЗАЯЦ А.А.  был  в  числе  первых  ударниковикоммунистического  труда в 30-х годах...

               
                УДАРНИКИ  КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА  30-х ГОДОВ.


                ЗАЯЦ А.А. ,  МЕЛЕЩЕНКО ,   ПИКУЛЬ ,   КУЛЬЧИЦКИЙ ,

                КУТИЛОВСКИЙ ,  ПАВЛОВСКИЙ ,  КОЗЛЕНКО МИХАЛ .

                Ударникам Коммунистического  труда  была  вручена  премия, - каждому выдали по костюму. 

                Ударники Коммунистического  труда были  также  ;


                КУШНИРСКАЯ ЦИЛЯ ( работница тряпичного цеха )

                ФАЙГОН   ( работник рольного  отдела )

                РАКОВИЧ  ( сеточник буммашины )


                Заработную  плату в  те  времена выдавали в  конверте и её  приносили  на  рабочее место.  С рабочего места никто никуда  не уходил.

                В 1929 году  работала на бумаоделательной машине бригада ударников ;
                ГРИЦЮК  АНТОН ,  КОЗЛЕНКО МИХАИЛ ,  ПЕТРОВСКИЙ ( роллы).

                В то время очень хорошо была  поставлена  работа  кружков  художественной  самодеятельности  и  спортивная  работа...
               
               


                (  ЗАПИСЬ  ВОСПОМИНАНИЙ СДЕЛАНА  РОЖКОВОЙ М.М. )
               
               
               













               
            



               


Рецензии