Малин - 19
ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ФАБРИКЕ.
Долгое время фабричную продукцию ( бумагу), топливо (уголь, дрова), продукты (хлеб, муку, сахар и пр.) возили в Малине на волах и лошадях, запряженных в телеги и в повозки...
Для перевозок на территории фабрики была построена большая конюшня.
За фабрикой, вдоль реки, были луга, куда в ночное выпускали гужевой скот...
Из ближайших сёл привозили сено, солому и зерно для прокорма лошадей и волов...
Был целый штат конюхов и снабженцев при этом хозяйстве...
Но после революции, когда фабрика стала расширяться и выпуск продукции вдвое-втрое увеличился, пришлось руководству фабрики приобретать машины...
Так в городе появились первые автомобили, используемые только для перевозки продукции и топлива...
"Возглавил транспортное хозяйство фабрики КУТИЛОВСКИЙ, - он был начальником механического цеха и начальником гаража.
КУТИЛОВСКИЙ был мастером высокого класса и при любых авариях или каких-либо ответственных мероприятиях, всегда звали его...
Он вместе с ОЛЬШТИНСКИМ выезжал на все бумажные фабрики на Украине.
Часто вместе с ними выезжал и помогал в работе и ПАПИН ДЕНИС ИОСИФОВИЧ.
ПАПИН Д.И. командовал дворовым транспортом.
На фабрике было 150 пар лошадей ( 300 ).
Почти все грузы перевозились лошадьми...
Привозили тряпьё, целлюлозу, уголь, дрова...
Подвозили строительные материалы, камень, щебёнку и др.
Увозили с фабрики готовую продукцию на вокзал, а на свалку вывозили негодное сырьё, шлак, а также разный мусор...
Так как фабрика строилась вдоль реки, то через реку Ирша было построено три моста :
один мост был за фабрикой около плотины ( сегодняшней);
второй мост - самый главный - был продолжением дороги, идущей из центра города к фабрике и дальше в лес, на Радомышь и Житомир ;
третий мост находился между этими двумя большими мостами и вёл к в о р о т а м в фабричной стене, что выходили прямо к реке...
Каждую весну во время наводнения все мосты сносило льдинами и потом их летом строили заново...
И каждую весну, из-за отсутсвия мостов, рабочих на работу перевозили на лодках...
Нередко лодки переварачивались, столкнувшись с льдинами и люди тонули в холодной воде...Никаких спасательных служб тогда ещё не было...Для спасения использовали весла, шесты и верёвки...Иногда через перекидывали канаты, чтобы легче было переправляться на лодках...
Потом перед мостами стали ставить ледорезы, - деревянные треугольные пирамиды с окованными железом краями...Но при большом ледоходе река сносила и эти ледоколы вместе с мостами...
Рост автотранспортного хозяйста начался с 1929 по 1932гг.
Первая автоиашина - "ЗАУЕР" поступила в 1929 году из Франции. Она была упакована в ящики в разобранном виде.
Собирал её КУТИЛОВСКИЙ.
Первым шофёром, который стал рабротать на этой машине, был ВЛАДИМИР СЕГАЛ.
Потом прибыла вторая автомашина "АУСТЕР-даймлер" - 3-х тонная, - "трёхтонка".... Её для фабрики привезли из Житомира.
КУТИЛОВСКИЙ и ЗАЯЦ перегоняли её из Житомира в Малин в течение месяца... Дороги тогда были очень плохие...
Третья машина - "ФИАТ" была старая.
Четвёртая машина машина была легковая "НАМИ"
Пятая машина "Ф-15" была грузоподъёмностью 1,5 тонн... А те остальные - 3-х тонные...
ШТАТ ГАРАЖА :
КУТИЛОВСКИЙ - начальник гаража
СЕГАЛ ВЛАДИМИР- первый шофер
ЗАЯЦ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - шофёр, который впоследствии замещал нач.гаража.
ЧИЖЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР - шофёр
БОБРОВНИК ВАСИЛИЙ - шофёр
ПЕШКОВ - слесарь
В 1932 году весь состав гаража забрали в армию.
Гараж закрыли и ключи принесли в кабинет к директору фыбрики ШИАЛБЕРОВУ...."
( автор воспоминания ? )
ВОСПОМИНАНИЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЗАЯЦ
Год рождения 1910 .
ЗАЯЦ А.А. был принят на фабрику вместе с другими подростками : - ПИКУЛЬ В., ТАРАСЮК, ПЕТРОВСКИЙ, КОЗЛЕНКО М., МАТВЕЕНКО В.Р., ЧИЖЕВСКИЙ А., ГОФМАН В.И., РУДНИЦКИЙ А.
При фабрике было ФЗУ ( фабрично-заводское училище ) и молодёжь училась по 4 часа в ФЗУ и по 2 часа работала на фабрике, - проходили практику.
Все подростки работали учениками.
За работу в прессу подростки получали по 180-200 рублей (старыми деньгами)...
В 1929 году ЗАЙЦА А.А. поставили работать в пресс самостоятельно до 1930 года.
Потом он работал на бумагоделательной машине от прессовщика до сушильщика.
Одновременно учился на шофёра, самостоятельно сдал в Киеве экзамен на водителя и перешёл работать на автомашину.
Он был первым человеком на фабрике, кто сдал права на водителя автомашины.
Когда на фабрику поступили машины в 1931-1932 гг. ЗАЯЦ А.А. стал работать шофером.
Осенью 1932 года он был призван в армию...
С 1932 г. по 1956 год ЗАЯЦ А.А. служил в рядах Красной Армии.
Вначале он был красноармейцем, потом курсантом...
Служил в Бердичевском 15-м кавалерполку, в 3-й Бессарабской дивизии им. Котовского, в 138-м Стрелковом полку...
Отсюда, после Ханкин-Гола, попал в Корпусной артиллерийский полк № 267.
Потом служил на Куриллах в 146-м артиллерийско-стрелковом полку. а оттуда его перевели в Черновцы 01592 артбригада , откуда он и демобилизовался по состоянию здоровья в 1956 году в звании майора.
ЗАЯЦ А.А. занимал должности :
командир танкетной роты,
нач.ГСМ,
зам. командира полка по технической части.
ЗАЯЦ А.А. был в числе первых ударниковикоммунистического труда в 30-х годах...
УДАРНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА 30-х ГОДОВ.
ЗАЯЦ А.А. , МЕЛЕЩЕНКО , ПИКУЛЬ , КУЛЬЧИЦКИЙ ,
КУТИЛОВСКИЙ , ПАВЛОВСКИЙ , КОЗЛЕНКО МИХАЛ .
Ударникам Коммунистического труда была вручена премия, - каждому выдали по костюму.
Ударники Коммунистического труда были также ;
КУШНИРСКАЯ ЦИЛЯ ( работница тряпичного цеха )
ФАЙГОН ( работник рольного отдела )
РАКОВИЧ ( сеточник буммашины )
Заработную плату в те времена выдавали в конверте и её приносили на рабочее место. С рабочего места никто никуда не уходил.
В 1929 году работала на бумаоделательной машине бригада ударников ;
ГРИЦЮК АНТОН , КОЗЛЕНКО МИХАИЛ , ПЕТРОВСКИЙ ( роллы).
В то время очень хорошо была поставлена работа кружков художественной самодеятельности и спортивная работа...
( ЗАПИСЬ ВОСПОМИНАНИЙ СДЕЛАНА РОЖКОВОЙ М.М. )
Свидетельство о публикации №209082000091