Малин - 20
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАТВЕЕНКО ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА
Родился в 1910 году в Малине и жил здесь безвыездно.
На фабрике работал более 55 лет.
На работу поступил в 1927 году учеником на роллы, потом перешёл на буммашину, а оттуда - на дизель...
И работал машинистом на дизелях.
Из 55 лет работы на Малинской бум.фабрике 35 лет проработал водителем машин, - с 1935 по 1971 гг.
Когда забрали в армию прежних шоферов автомашин, то руководство фабрики стало агитировать молодёжь идти учиться на водителей машин.
Вместе с несколькими сверстниками учиться на шофера пошёл и Матвеенко В.Р.
В фабричном посёлке тогда, до войны, было всего 5-6 домов и лес подходил почти к самой фабрике...
Клубная улица тогда была небольшой и непроезжей, и вокруг были большие старые дубы...
Сразу за высоким забором фабрики, вдоль Клубной, были два больших одноэтажных дома, - директорский и главного инженера...
За этими домами сразу же, вдоль улицы, была дубовая роща до самого Клуба...Клуб был напротив через дорогу, а дальше опять роща...
Потом её всю вырубили.
Но по той стороне, где стоит Клуб, оставили небольшую часть рощи и там теперь парк.
Напротив фабрики была построена поликлиника для рабочих и рядом рабочая столовая...А ближе к Клубу и парку - выстроили красное здание.
В здании была школа рабочей молодёжи и контора гаража...
Но вначале это здание было одноэтажным, а позже не него нарастили второй этаж, который был отдан под квартиры рабочим.
В нижнем этаже было пожарное депо...После воойны вместо депо там оборудовали столовую для рабочих...
В 1954-55 годах там внизу была столовая, а наверху гостиница для командированных на фабрику. А потом всё здание отдали под школу.
А сейчас там вечерняя школа рабочей молодёжи.
В 30-х годах построили З-х этажный дом за парком, около дороги, что ведёт на Радомышль.
Это был первый высокий дом в Малине...
В доме 2 по улице Гамарника ( Клубная ) - половину дома занимал клуб рабочих фабрики ( до того, как построили Клуб у парка), а в самом парке был летний кинотеатр и танцплощадка.
Постройку нанешнего Дворца культуры закончили в 1931 году к Октябрьским праздникам.
По праздникам фабрика не работала.
Чуть раньше Клуба был построен, напротив него, двухэтажный дом с двумя входами для ИТР фабрики ( инженеро-технические работники ).
После двухэтажного дома, напротив клуба, вскоре построили одноэтажный длинный дом №4, ближе к фабрике, и там было ФЗУ до войны и кухня для столовой. Оттуда носили еду в рабочую столовую.
За столовой и красным двуэтажным домом находился двор фабричного гаража с сараями-гаражами для автомашин...Там он просуществовал почти до 1960 года, а потом автомашины перевели в фабричный двор, где раньше были конюшни...
Лошадей продали или отдали колхозам, а на месте конюшен построили гаражи и мастерские для машин, а землю вокруг посыпали щебёнкой, - мелкими камушками ....
После революции хозяева фабрики уехали за границу и на фабрике хозяевами стали рабочие.
По рассказам очевидцев, фабрику, после бегства хозяев, поджёг немец, который при хозяине работал на фабрике главным механикм механиком.
Он поджёг и ушёл в лес, где скрывался всю осень.
В лесу он простудился, заболел воспалением лёгких, потом туберкулёзом и умер.
А фабрика полностью сгорела.
Рано утром весь город проснулся от шума, треска и гудения...Это пламя гудело и к фабрике было не подойти...Очень страшно было...
Что было можно спасти, - спасли...
Склады сырья и готовой продукции, склады одежды буммашин остались целы. Дизеля и паровые машины тоже огонь не тронул.
Сгорели основные цеха и бумагоделательные машины.
До пожара на фабрике было 3 бумагоделательные машины .
На них вырабатывали папиросную (филигра) бумагу и бумагу верже ( махорочную).
Через неделю после пожара на фабрике был митинг.
Его проводили представители вышестоящих организаций... Они говорили о том, что фабрика не будет восстанавливаться, так как это государству сейчас не под силу.
Тогда слово взял рабочий-дезилист ЕНЬКО ПЕТР КОНДРАТЬЕВИЧ, член фабричного комитета.
Он сказал, что крест на фабрику ставить не будем, а будем её восстанавливать своими силами... Сырья на складах было много ( тряпья) и одежда для буммашин осталась ( сукна, сетки, запчасти для ремонта)......
Он обратился с призывом к рабочим, - "Давайте восстановим фабрику сами!" - и прямо с трибуны пошёл на фабрику.
За ним пошли многие рабочие.
Но всё-таки большая часть специалистов, - слесарей, механиков, столяров, - ушла с фабрики на работу в мастерские, на мельницы и на другие работы к нэпманам...
Остались на фабрике КУЛЬЧИЦКИЙ БОЛЕСЛАВ ИОСИФОВИЧ, ОЛЬШТИНСКИЙ ФРАНЦ ИОСИФОВИЧ и другие.
Это были хорошие специалисты.
КУЛЬЧИЦКИЙ - специалист по бумагоделательным машинам,
ОЛЬШТИНСКИЙ- по дизелям и паровым машинам.
Началось восстановление фабрики
Перекрытие погорело полностью, а стены остались.
КУЛЬЧИНСКИЙ Б.И. собрал себе бригаду, куда вошёл и МАТВЕЕНКО РОМАН ПРОКОФЬЕВИЧ ( отец Владимира Романовича МАТВЕЕНКО) и восстановительные работы начались. Бригада КУЛЬЧИНСКОГО восстановмла буммашину № 1.
ПЕТР КОНДРАТЬЕВИЧ ЕНЬКО и ФРАНЦ ИОСИФОВИЧ ОЛЬШТИНСКИЙ восстановили паровую машину мощностью в 16 лошадиных сил, которая должна была приводить в действие буммашину № 1.
Потом они восстановили и паровую машину, можщностью в 120 лошадиных сил, которая попеременно приводила в движение то промывные, то товарные роллы...( для приготовления массы для изготовления бумаги ).
Это было очень тяжёлое время.
РОМАН ПРОКОФЬЕВИЧ МАТВЕЕНКО, мой отец, тоже много работал на восстановлении фабрики в бригаде КУЛЬЧИНСКОГО.
Из развалин и пожарища выбирали и перечищали обгорелые части оборудования и исправляли всё, что можно было...
Работали весь день до темноты, а ночью охраняли фабрику, чтобы её не сожгли опять...
Через 6-9 месяцев бумагоделательная буммашина № 1 была полностью восстановлена, также две паровые машины.
Включили и пустили в работу.
Была пропущена буммашина № 1 и на ней сделали первую партию бумаги верже ( плотная махорочная ).
Рабочим, работавшим на восстановлении фабрики, дали большие пачки бумаги, чтобы они могли расчитаться с долгами, так как за восстановление оборудования они денег не получали, - фабрика не финансировалась...
Время было трудное и для страны и для рабочих.
Когда стала работать бумагоделательная машина № 1, стали поступать деньги, - финансирование для фабрики открыли...И стали возвращаться рабочие-специалисты, которые ушли на заработки после пожара.
Вскоре приступили к восстановлению буммашины № 3 с трансмиссией. Трансмиссия работала на канатной и ременной передаче.
Когда восстановили трансмиссию, был пропущен дизель 3 трёхцилиндровый, мощностью 450 лошадиных сил. Этот дизель приводил в движение трансмиссию и товарные роллы.
От паровой машины, мощностью в 120 лошадиных сил работали промывные и отбельные роллы.
Приблизительно в 1925-1926 гг. фабрика приобрела в Германии новую бумагоделательную машину № 2.
Были пропущены дизели : - дизель № 2 - мощностью в 300 лошадиных сил и дизель № 1 - мощностью в 450 лошадиных сил.
Дизель № 2 тянул генератор и снабжал электроэнергией фабрику, посёлок...
Дизель № 1 обеспечивал работу роллов : промывочных, отбельных и товарных.
После этого был достроен з а л бумагоделательной машины № 4 и здание двух дизелей по 600 л.с.
Это были новые дизели, поступившие из Ленинграда.
В Германии была закуплена буммашина № 4, сеточная часть которой была в 1,5 раз шире имеющихся буммащин.
В накате у буммашины № 4 было четыре рулона, в то время, как га старых буммашинах было всего по два рулона в накате.
Это было в 1928 году.
Я работал при пропуске новой бумагоделательной машины сушильщиком на этой буммашине.
Во время войны, при вступлении немцев в Малин, фабрика была взорвана.
Был взорван и мост...
Было такое указание, - ничего не оставлять фашистам.
Во время аккупации немцы заставили восстановить
первую бумагоделательную машину, но бумаги на ней им так и не удалось получить.
Восстановление всячески затягивалось.
Рабочие нарочно медлили и по несколько раз переделывали свою работу...Часто то, что собиралось за рабочий день, ночью потихоньку всё раскручивалось и пряталось...
Восстанавливал буммашину №1 МУРГА ИВАН ВИКЕНТЬЕВИЧ.
С освобождением Малина от фашистских захватчиков буммашина № 1 стала работать и давать проукцию...
Из Германии потом поступило 4 эшелона с оборудоанием для нашей фабрики.
Из отдельных частей в течение года была собрана бумагоделательная машина № 5 .
Одна буммашина была собрана на стенде, потом её разобрали и отправили в ПОНИНКИ.
Для ТЭЦ из Германии поступило 3 котла.
Была также собрана буммашина № 4 , - "мокрая" её часть была новая, а сушильная часть машины была из старой восстановлена...
Позднее, в 50-х годах была заменена и старая
сушильная часть машины.
В конце 1945 года и в начале 1946 года поступила на фабрику турбина с генератором, мощностью в 600 лошадиных сил.
( Запись по воспоминаниям сделана РОЖКОВОЙ М.М, )
Свидетельство о публикации №209082100101