Малин - 20

               




                ИЗ  ВОСПОМИНАНИЙ  МАТВЕЕНКО  ВЛАДИМИРА  РОМАНОВИЧА



                Родился в 1910 году  в  Малине   и  жил  здесь  безвыездно.
               
                На фабрике работал более  55 лет.
               
                На работу  поступил в 1927  году  учеником  на роллы,  потом  перешёл  на буммашину, а оттуда  -  на  дизель...
                И работал машинистом на дизелях.   
                Из  55 лет работы на Малинской бум.фабрике  35  лет проработал  водителем  машин,  -  с 1935  по  1971 гг.
 
                Когда забрали в армию прежних шоферов автомашин, то руководство фабрики  стало агитировать молодёжь идти учиться на водителей машин.

                Вместе с несколькими сверстниками учиться  на  шофера пошёл и Матвеенко В.Р.

                В фабричном  посёлке тогда, до  войны,  было всего 5-6 домов  и лес  подходил почти к самой фабрике...

                Клубная улица тогда была небольшой и непроезжей, и вокруг были большие старые дубы...

                Сразу за высоким забором фабрики, вдоль Клубной, были два больших одноэтажных дома, - директорский и главного инженера...
                За этими домами сразу же, вдоль улицы, была дубовая роща  до самого Клуба...Клуб был напротив через дорогу, а дальше опять роща...
                Потом её всю вырубили.
                Но по той стороне, где стоит Клуб, оставили небольшую часть рощи и там теперь парк.

                Напротив фабрики была построена поликлиника для  рабочих и рядом рабочая столовая...А ближе к Клубу и парку - выстроили красное здание.
                В здании была школа рабочей молодёжи и контора гаража...
                Но вначале это здание было одноэтажным, а позже не него  нарастили второй этаж, который был отдан под квартиры рабочим.
                В нижнем этаже было пожарное депо...После воойны вместо депо там оборудовали столовую для рабочих...
                В 1954-55 годах там внизу была столовая, а наверху гостиница для командированных на фабрику. А потом всё здание отдали под школу.
                А сейчас там вечерняя школа рабочей молодёжи.
                В 30-х годах построили З-х этажный дом  за  парком, около дороги, что ведёт на Радомышль.
                Это был первый высокий дом в Малине...
               
                В доме 2 по улице Гамарника ( Клубная ) - половину дома занимал клуб рабочих фабрики ( до того, как построили Клуб у парка), а в  самом парке был летний  кинотеатр и танцплощадка.

                Постройку нанешнего Дворца культуры закончили в 1931 году к Октябрьским праздникам.
                По праздникам фабрика не работала.

                Чуть раньше Клуба был построен, напротив него, двухэтажный дом с двумя входами для ИТР фабрики ( инженеро-технические работники ).               
                После двухэтажного дома, напротив клуба, вскоре построили одноэтажный длинный дом №4, ближе к фабрике, и там было ФЗУ до войны и кухня для столовой. Оттуда носили еду в рабочую столовую.

                За столовой и красным двуэтажным домом находился двор фабричного гаража с сараями-гаражами для автомашин...Там он просуществовал почти до 1960 года, а потом автомашины перевели в фабричный двор, где раньше были конюшни...
                Лошадей продали или отдали колхозам, а на месте конюшен  построили гаражи и мастерские для машин, а землю вокруг посыпали щебёнкой, - мелкими камушками ....
                После революции хозяева фабрики уехали за границу и на фабрике хозяевами стали рабочие.
               
                По рассказам очевидцев, фабрику, после бегства хозяев, поджёг  немец, который  при хозяине  работал на фабрике главным механикм механиком.
                Он поджёг и ушёл в лес, где скрывался всю осень.
                В лесу он простудился, заболел воспалением лёгких,  потом туберкулёзом и умер.

                А фабрика полностью сгорела.
                Рано утром весь город проснулся от шума, треска и гудения...Это пламя гудело и к фабрике было не подойти...Очень страшно  было...
                Что было можно спасти, - спасли...

                Склады сырья и готовой продукции, склады одежды буммашин  остались целы. Дизеля и паровые машины тоже огонь не тронул.

                Сгорели  основные  цеха и бумагоделательные машины.

                До пожара на фабрике было  3  бумагоделательные машины .
                На них вырабатывали папиросную (филигра) бумагу  и бумагу  верже ( махорочную).
                Через неделю после пожара на фабрике был митинг.
                Его проводили представители вышестоящих организаций... Они говорили о том, что фабрика не  будет восстанавливаться, так как это   государству сейчас не под силу.

                Тогда слово взял рабочий-дезилист ЕНЬКО  ПЕТР КОНДРАТЬЕВИЧ, член фабричного комитета.
                Он сказал, что крест на фабрику ставить не будем, а будем  её восстанавливать  своими силами... Сырья на складах было много ( тряпья)  и одежда для буммашин осталась  ( сукна, сетки, запчасти для ремонта)......
                Он обратился с призывом к рабочим, - "Давайте восстановим фабрику сами!" - и прямо с трибуны пошёл  на фабрику.
                За ним пошли многие рабочие.

                Но всё-таки большая часть  специалистов, - слесарей, механиков, столяров, - ушла с фабрики на работу в мастерские, на мельницы и  на другие работы к нэпманам...
               
                Остались на фабрике КУЛЬЧИЦКИЙ БОЛЕСЛАВ ИОСИФОВИЧ, ОЛЬШТИНСКИЙ  ФРАНЦ  ИОСИФОВИЧ и другие.
                Это были хорошие специалисты. 

                КУЛЬЧИЦКИЙ -  специалист по бумагоделательным машинам,
                ОЛЬШТИНСКИЙ-  по дизелям и паровым  машинам.

                Началось восстановление  фабрики

                Перекрытие погорело полностью, а стены остались.

                КУЛЬЧИНСКИЙ Б.И.  собрал себе бригаду, куда  вошёл и МАТВЕЕНКО  РОМАН  ПРОКОФЬЕВИЧ  ( отец Владимира Романовича МАТВЕЕНКО) и восстановительные работы начались. Бригада КУЛЬЧИНСКОГО  восстановмла буммашину № 1.

                ПЕТР КОНДРАТЬЕВИЧ  ЕНЬКО  и ФРАНЦ  ИОСИФОВИЧ  ОЛЬШТИНСКИЙ  восстановили  паровую  машину мощностью  в 16 лошадиных сил,  которая  должна была приводить в действие буммашину № 1.
                Потом они восстановили  и паровую машину, можщностью в 120 лошадиных сил,  которая попеременно приводила  в движение  то  промывные,  то  товарные роллы...( для приготовления массы для изготовления бумаги ).

                Это  было  очень  тяжёлое  время.

                РОМАН  ПРОКОФЬЕВИЧ  МАТВЕЕНКО,  мой отец, тоже много работал на восстановлении фабрики  в  бригаде  КУЛЬЧИНСКОГО.
                Из развалин  и пожарища  выбирали и перечищали  обгорелые части оборудования и исправляли всё, что можно было...
                Работали  весь  день до темноты,  а ночью охраняли  фабрику,  чтобы её не сожгли  опять...
               
                Через 6-9 месяцев бумагоделательная буммашина № 1  была полностью восстановлена,  также  две  паровые  машины.

                Включили и пустили в работу.
                Была пропущена буммашина № 1 и на ней сделали  первую партию бумаги  верже ( плотная махорочная ).
                Рабочим,  работавшим на восстановлении фабрики,  дали большие  пачки  бумаги,  чтобы они  могли  расчитаться с долгами, так  как  за  восстановление  оборудования они денег не получали, - фабрика не финансировалась...

                Время было  трудное  и  для  страны  и для рабочих.

                Когда стала работать бумагоделательная машина № 1,  стали  поступать деньги, - финансирование для фабрики открыли...И стали возвращаться рабочие-специалисты, которые ушли на заработки после пожара.

                Вскоре приступили к восстановлению  буммашины № 3  с  трансмиссией. Трансмиссия  работала  на  канатной и ременной  передаче.
                Когда  восстановили  трансмиссию, был пропущен дизель 3 трёхцилиндровый, мощностью  450 лошадиных сил.  Этот  дизель приводил  в  движение  трансмиссию  и  товарные  роллы.
                От  паровой машины, мощностью  в  120 лошадиных  сил  работали  промывные  и отбельные  роллы.

                Приблизительно  в  1925-1926 гг.  фабрика  приобрела  в Германии  новую бумагоделательную  машину № 2.
                Были пропущены дизели :   - дизель № 2 - мощностью в 300 лошадиных  сил   и  дизель № 1 -  мощностью  в  450  лошадиных сил.

                Дизель № 2  тянул  генератор и  снабжал  электроэнергией  фабрику, посёлок...
                Дизель № 1  обеспечивал  работу роллов : промывочных, отбельных и товарных.

                После этого был достроен з а л  бумагоделательной машины № 4  и  здание  двух  дизелей  по  600 л.с.
                Это были  новые дизели,  поступившие из Ленинграда.

                В Германии была закуплена буммашина № 4, сеточная часть которой была в 1,5  раз шире  имеющихся буммащин.
                В накате у буммашины № 4 было четыре рулона, в то время, как га старых буммашинах было всего по два рулона в накате.

                Это  было  в  1928  году.
                Я  работал  при  пропуске новой бумагоделательной машины  сушильщиком на этой  буммашине.


                Во  время войны,  при вступлении немцев в Малин,  фабрика была взорвана.
               
                Был  взорван  и  мост...

                Было такое указание, - ничего не оставлять фашистам.

                Во  время аккупации немцы  заставили восстановить
первую  бумагоделательную машину, но бумаги на ней им так и не удалось  получить.
                Восстановление  всячески  затягивалось.
                Рабочие нарочно  медлили и по несколько раз переделывали свою работу...Часто то, что собиралось за рабочий день, ночью потихоньку всё раскручивалось  и пряталось...
                Восстанавливал буммашину №1 МУРГА ИВАН  ВИКЕНТЬЕВИЧ.

                С  освобождением  Малина от фашистских  захватчиков буммашина № 1 стала работать   и давать проукцию...
                Из Германии потом  поступило 4 эшелона с оборудоанием для нашей фабрики.
                Из  отдельных  частей  в течение года была  собрана  бумагоделательная машина № 5 .
                Одна буммашина  была  собрана  на  стенде, потом её разобрали и отправили  в  ПОНИНКИ.
                Для ТЭЦ  из  Германии  поступило  3  котла.

                Была также собрана буммашина № 4 , - "мокрая"  её часть была новая,  а  сушильная часть машины  была из  старой  восстановлена...
                Позднее,  в  50-х годах  была  заменена  и  старая
сушильная часть машины.
               
                В конце 1945 года  и  в  начале 1946  года  поступила  на  фабрику  турбина с генератором, мощностью  в  600 лошадиных  сил.   




                (  Запись  по воспоминаниям сделана РОЖКОВОЙ М.М, )               



               















               


Рецензии