Кувалда

          (байка)

Дело было в Германии. Берлинская энергетическая компания уже две недели никак не могла запустить мощнейшую паровую турбину на берлинской теплоэлектростанции  после планового трехмесячного капитального ремонта по восстановлению подшипников скольжения вала ротора. Компания терпела убытки.  Приглашала всех лучших специалистов Германии, но запустить турбину никто не мог. Ротор турбины стоял мертвой хваткой в новых подшипниках.

Президент компании уже решил вновь разбирать турбину…  А это означало еще месяц- полтора работы и убытки в сотни тысяч марок.
Но тут кто-то сказал ему, что в  Берлине проходит международный симпозиум механиков и в последней надежде можно обратиться  к ним. Президент согласился, но дал три дня и объявил вознаграждение в 10 000 марок, тому, кто запустит турбину в этот срок.

Почти все корифеи-механики внимательно изучили журналы ремонтных работ и дали свои консультации. Но все они сводились к одному – надо разбирать.
Напоследок пригласили и нашего ученого Артоболевского Ивана Ивановича. Артоболевский приехал и попросил рассказать, что делали с турбиной. Послушал пять минут, прервал и попросил принести кувалду. Немцы не поняли что принести, но наш переводчик объяснил, что это такой большой молоток. Принесли. Артоболевский глянул и попросил принести самый большой молоток. Минут через десять принесли молоток с весовым клеймом "3000 gr" и пояснили, что больше нет. Артоболевский удовлетворился, сказав, что это уже похоже на русскую кувалду.

 Снял пиджак и с кувалдой взобрался по лестнице наверх.  Встав на подшипник, он скомандовал подать пар на турбину, но ротор не запускался. Когда пар достиг предельного давления, немцы остановили подачу. Но он приказал дальше поднимать давление. Подождал немного, следя за давлением, размахнулся и со всего маха ударил по подшипнику себе под ноги. И случилось невероятное для немцев – ротор тронулся и стал набирать скорость.

Артоболевский приказал снять давление до нормы, слез вниз по лестнице, одел пиджак, принял поздравления, а вознаграждение попросил принести в гостиницу.

Когда Президенту доложили, что русский механик запустил турбину за тридцать минут своего пребывания на электростанции, то его «задавила жаба». Он послал к Артоболевскому клерка с просьбой составить калькуляцию  работ по запуску турбины.

Артоболевский тут же при клерке написал:
- 50 центов  - за удар молотком;
- 9999 марок 50 центов – за то, что знал куда ударить;
и расписался.

Вознаграждение было выплачено незамедлительно!!!

P.S.

Артоболевский И.И.  понял, что из-за долгого срока сборки и попыток запуска под многотонным  весом ротора произошла диффузия свежего полиметалла подшипника скольжения со свежим слоем  металла обточенного вала ротора.  Вал ротора как бы «залип» в подшипниках. И он сделал единственно правильный вывод – под сильным давлением пара надо всего лишь чуть встряхнуть этот слипшийся  слой, чтоб расслабить его молекулярное сцепление. Удар кувалдой и послужил  этим маленьким толчком, чтоб турбина тронулась с места.  А дальше  её уже раскрутило мощное давление пара.

21.08.09 В. Вяземский


Рецензии
элегантное решение. А может, это не байка?

Мнеморизз   10.11.2009 08:59     Заявить о нарушении