Учили делать клизму и марксизму-ленинизму Ч. 2
Клиническая кафедра и борьба за «лучший кусок»
Образование врачебным специальностям в Луганском мединституте, всё более отделялось и отдалялось (!) от практической медицины, а сейчас студентам не удается увидеть за весь период обучения большинство из включенных в необходимый минимум навыков, способов диагностики и лечения (и даже больного с таким заболеванием). Больница госпитализирует совсем другие «профильные» заболевания.
Кроме того, студенты (и их профессора) в «клинических» больницах становятся инородным предметом: студенты кроме неприятностей уборщицам коридоров, палат и туалетов ничего больницам не приносят, а профессора (сплошь «дураки и тупицы», по мнению их коллег практических врачей) только и знают, что забирать наиболее прибыльные «куски», так как больные с набитыми кошельками любят доверять свое здоровье людям с учеными степенями… В США такое соперничество среди людей одной врачебной специальности называют «тёф бэтл = turf battle», что можно приблизительно перевести как «битва за жирный кусок». Тёф бэтл в Луганских клинических больницах – такое же нормальное явление, как отсутствие постельного белья на кроватях.
Если в США, например, врач работает профессором в университетской больнице, то никаких преимуществ по сравнению с обычным «неуниверситетским» врачом у него нет: заработная плата – одинаковая (или даже меньше), звание – одинаковое (сертифицированный врач) и ответственность (в том числе, и перед законом) одинаковая. Им, как говорится, делить нечего… И при этом тёф бэтл имеет место! Так как же нашим врачам не бороться за лучший кусок, если врачу сотруднику ВУЗа платят вдвое больше, чем такому же врачу, но сотруднику больницы за, казалось бы, небольшую работу??!
Мало того, что ничего не делают, бездельники, так они ещё, эти профессора, со студентов деньги гребут лопатой, об этом в любом трамвае или маршрутке говорят!.. Будет ли при этом любовь и согласие между аборигенами (постоянными сотрудниками больницы) и колонизаторами (сотрудниками медицинского ВУЗа)? Никогда не будет! Не будет и … совершенствования учебно-методического процесса не происходит.
Лечебно-профилактические учреждения в городах по месту нахождения медицинского ВУЗа никогда не приносили, а теперь из-за полной разрухи и упадка уже не принесут пользы в практической подготовке специалистов. Врач с дипломом специалиста не имеет практических навыков, не говоря о том, что большинство из современных методов диагностики и лечения, внедренных 15-20 лет назад, можно увидеть лишь в книжках или журналах… Что такое, например, Gamma-knife или компьютерный томограф с линейным ускорителем электронов? У нас о них и не слыхали.
Помещения для пребывания студентов в клинических больницах Луганска трудно назвать каким-либо цивилизованным (разрешаемым бывшей цензурой к печати) словом. Гордое имя «Кафедра и её клинические базы» режет слух, как песня о Сталине в современном эфире. «Баз или базок», между прочим, у донских казаков означал крытый скотный двор. «На базу также режут или заготовляют кизяк,… топливо из навоза… (В.И. Даль)».
Если заведующий кафедрой не имеет никаких особенностей, то есть не являлся (в докапиталистическую эру) близким родственником секретарей обкомов, горкомов и райкомов, обл. гор- и райисполкомов, а сейчас – ни каким боком не приближен к налоговой инспекции, государственной областной администрации, мэрам и лидерам правящей партии, то будь он хоть «Рыцарем Британской Империи или Кавалером ордена подвязки её Королевского Высочества», но его клиническая база не будет отличаться от «база» в какой-нибудь донской станице.
Любое помещение без ремонта за 15-20 лет эксплуатации, без смены стульев и столов неминуемо превращается в … понятно, что. Последние стулья и столы были разрешены для покупки клиническим кафедрам в последнем перестроечном году (1987). Предприимчивые сотрудники выходили из положения в период «развитого социализма» абсолютно нелегальными путями. Например, выставляется отличная отметка родственнице главного бухгалтера, а по протекции родственника прокурора области проводится транзакция безналичных денег на склад облпищеторга. Несколько десятков стульев и столов для столовых и ресторанов «завозятся» на клинические «база» предприимчивого до невозможности заведующего кафедрой.… До сих пор эта «мебель» и является её (кафедры) главной материальной ценностью. Есть, конечно, исключения, которые всегда только усиливают правила…
…Жила-была одна простая девочка. Она стала акушеркой и работала бы она себе в простом роддоме до сих пор, если бы ей не встретился один лихой комсомольский лидер. Крепко они полюбили друг друга и возник у них, как полагается, роман (или романс?)…Омрачала всё лишь одна маленькая деталь: был наш комсомолец из обкома уже женат и детки у него были, а время для признания полигамии нормальным явлением еще не наступило. Приходилось ему, бедолажечке, скрывать свой аморальный облик…
Не долго длилось такое издевательство над природой человеческой. Пришло светлое капиталистическое настоящее! Все комсомольцы были брошены на «прибирание» к рукам разного «майна» и строительства светлого для них завтра… А главное – нет уже ограничений по сексуальной части, гуляй, Вася!...
Купил он кооперативную квартиру и отвез постылую официальную жену с детками, да там и оставил, знай наших. Зажил счастливо с новой любимой женой государственный служащий высшего ранга. Жене этой подобрали новую специальность, подкрепили крутой поворот в карьере докторской степенью и «про-ф-ф-ессорским» званием (сейчас же уберите лишнее «фэ», а то наш пахан когда-то написал два «фэ»; что потом было…).
Увидел государственный служащий высшего ранга тот «БАЗ», куда хотят посадить его суженную, и пригрозил, что если не сделаете для нее настоящего места, которого она, как его жена, заслуживает, то натравлю на вас КРУ, да так, что мало не покажется! Выселили из больницы целое отделение и построили «коммунизм» в отдельно взятой семье государственного служащего за государственный же счет: использован и дорогостоящий современный синтетический материал, и натуральный мрамор, и другие строительные ухищрения. Сделана кафедра, которая по архитектуре и дизайну ничем не отличается от псевдоампира Митинского крематория в Москве, загляденье, да и только!! Берегись высшее медицинское образование и движимое и недвижимое, ужо я за вас возьмусь теперь: «делянки», «наделы» и зоны влияния намечаются заранее, вам всем вокруг такого даже и не снилось…
Предлаг-а-и-й-ю… или сон в майскую ночь
А всё-таки самым лучшим выходом из тупиковой ситуации было бы закрытие «медицинского университета» и открытие новой медицинской университетской школы, как было сделано в Берлинском университете после снесения бетонного забора между двумя Германиями. Все студенты этой школы до 3 курса учатся как обычные естествоиспытатели на общетеоретических кафедрах, постигая программу теоретического курикуллюма, а затем плавно переходят учиться в больницу Шаритэ. Такой медико-философский (или как его лучше назвать, – потом придумаем) факультет открывается при нормальном университете города (например, им. В.И. Даля). За три года пока первые студенты там будут учиться, создается полноценная университетская больница (в областной больнице, например, уже сейчас достаточно кандидатов наук, а за 3 года можно и докторов подготовить). При этом до 95% имеющихся сейчас в наличии «ведущих ученых» отправляется на давно заслуженный отдых, а молодежь с утроенной энергией начинает свои карьеры как врачи университетской больницы. За сэкономленные средства приобретаются учебные материалы и лечебно-диагностическая аппаратура. Университетская больница становится «вольным университетом», а дипломы ее признаются даже в штате Оклахома, не говоря о дружественном Израиле…
Доживем … до следующего …изма?
Современное высшее медицинское образование во всем мире имеет три объективные и практически трудно устранимые препятствия. Во-первых, в результате мельчайшего подразделения (дифференциации) клинических медицинских профессий, любой ВУЗ мира не может дать выпускнику полного (всестороннего) медицинского образования. Раз это объективная реальность, то из неё вытекает вполне логическое «во-вторых»: каждый ВУЗ должен думать о последипломном образовании своих выпускников, а обучать дипломированных врачей – это работа «штучная» и более трудная (последипломное обучение настолько развалено и не соответствует своему названию, что лучше и не вспоминать). В-третьих, все устаревшие (в Луганском мед. ВУЗе, например, некоторым учебникам по 30-40 лет, а других нет) учебные материалы немедленно должны быть перестроены на западный манер, то есть на первый план выделить информацию, обретение практических навыков, знакомство с аппаратурой и инструментами.
Студент должен без труда получать доступ ко всему новому в обучении, что формирует его СОБСТВЕННУЮ точку зрения на основе своего собственного действия, а не тары-бары-растабары и «вот был у меня случай, когда я работал на целине»…Всё, что может хотя бы в минимальной степени способствовать этому не должно быть «тайной за семью печатями», хотя бы лучшие учебные пособия и хотя бы в электронном формате надо иметь… Компьютер и Интернет в нем (даже стыдно об этом говорить) в некоторых детских садах и школах есть более обычный инструмент познания, чем в медицинском ВУЗе.
Медицинское высшее образование страдает от нехватки всяческих ресурсов, их столько много, что перечесть невозможно. Тем, кто профессионально был связан с этой отраслью человеческой деятельности последние 20 лет (как минимум), известно, как прогрессивно ухудшались стандарты, инфраструктура и требования. При этом никого не интересует (кроме Книги Рекордов Гиннеса), как будет распределено то огромное «пушечное мясо» недоучек-выпускников, которые ежегодно производится и в подавляющем большинстве не поступает на работу в медицинские учреждения.
Гигантские министерства, министры и министрики, ректора и заведующие, главврачи и завотделениями делают себе и своим родственникам гешефты на занимаемых постах, между прочим, за наш с вами счет. Число университетских подразделений, в которых «бабка за дедку, Жучка за внучку, а мышка за Жучку», уже переваливает за десятки: папа – заведующий, мама – доцент, старший сын – доцент, младший сын – ассистент… Может быть, упразднить этот класс (или прослойку), да платить нормальные деньги врачам Клинической Больницы, которые будут делать настоящее дело: спасая больных, учить детей…
* * *
В английском языке слово «ROMANCE» никогда (практически) не используется в смысле «песня о любви», как чаще предполагает русское значение слова «романс». Литературный жанр, который англичане называют так, означает «красивый вымысел, любовная история, где любовь лишь чуть-чуть отличается от того, что делает пчёлка, перелетая от тычинки к пестику, опыляя таким образом цветок и собирая нектар». Если та же самая «любовь» освещается несколько откровеннее, то такой литературный жанр расценивается как «эротика». Поднимаясь еще выше по этой любовной линии, достигаем «soft porno и hard porno». Отличаются друг от друга все перечисленные литературные жанры лишь степенью обнажения «органов и тканей» живого организма высшего животного и… больше ничем.
Точно так же мало, чем отличаются друг от друга методы и программы подготовки врачей в мире – степенью «соприкосновения» студентов с реальной клинической практикой. К сожалению, я не могу более точно перевести значение этого выражения с английского: grade of students’ exposure to clinical practice; переведите, если сможете, лучше. Так вот, в зависимости от «экспозиции» получается либо romance, либо порнография. «Обнажение» в Луганском медицинском университете как далеко ушло от «РОМАНСА»?... Думайте сами, решайте сами!
В сознании, не омраченном такими бредовыми идеями, как например, «любое высшее образование – это что-то наподобие утренней гимнастики; всем полезно начинать так свой день и свою жизнь»??! …прежде всего, возникает желание посмотреть на проблему «ширше и глыбже», в то время как «космические корабли… бороздят »,… а то, не ровен час, какой-нибудь другой ректор-интеллектуал чистейшей 98-ой пробы сравнит высшее образование с каким-нибудь физиологическим отправлением животного организма!
«O, sancta simplicitas!» …хотя так ли уж наивна и свята (бескорыстна) указанная простота?
Свидетельство о публикации №209082100625
отдельное спасибо за сравнение учебной базы с местом, где "режут и заготавливают кизяк"
Игорь Дедушкин 21.08.2009 18:09 Заявить о нарушении