Из жизни семьи Молоховцов

Наверняка многие из вас читали или хотя бы слышали о кулинарной книге Елены Молоховец.
У моей бабушки тоже была такая книга. С факсимильной подписью автора.
С дивными картинками в духе гравюр Дюрера и с совершенно фантастическими рецептами.
Особенно потрясало экономическое меню на неделю для бедной семьи из 6-7 человек.
Сейчас так, пожалуй, только буржуи недорезанные питаются. И то- не каждый день.
Но это собственно не о кулинарии.
А об одном семействе из нескольких поколений, которое все только так и звали: Молоховцы.
Хотя из Молоховцов там осталась одна бабка, да еще одна из ее пожилых  дочерей, никогда не менявшей
фамилии(хотя и была замужем неоднократно)
 И не потому, что я с пристрастием выясняла их гениологические корни, а потому что это было очевидно:
В их доме никогда ничего не готовили.
Зато в любое время дня и ночи у них была открыта дверь.
Ну не то что- прямо настежь, но она просто никогда не запиралась.
И все гости могли заявиться в любое время.
Правда, с пустыми руками в этот дом приходить было непринято, поэтому в
холодильнике вечно громоздились друг на дружку с пяток недоеденных тортов, в пакетах лежало колбасное ассорти, в коробочках
с прозрачными крышками-25 сортов сыра, на подоконнике- початые бутылки,( сделававшие бы честь любому бару) в три ряда, а под столом- ящики с мандаринами и яблоками, связки бананов и все остальное...это уже по сезону.
Создавалось впечатление, что  не один представитель семейства за всю свою жизнь не разу не был в магазине, хотя магазин находился как раз под их квартирой. Стоило только хозяйке(Молоховец-самой старшей) всплеснуть руками, что "кончился чай"
или "кофе остался только на одну джезву"...то тут же кто-то из гостей вскакивал и через пять минут на столе(как по велению
волшебной палочки) появлся чай нескольких видов, кофе- молотый и в зернах и сопутствующие товары: сахар, лимоны, очередной тортик и пара коробок конфет...
А почему? А потому что в этом доме было так приятно сидеть за гигантским овальным столом(персон на 30-не меньше), что каждый вновь обращенный  из просто гостя в "гостя постоянного" очень хотел понравиться.
Да даже без угощения сидеть за этим столом было сплошное удовольствие.
Во-первых- стулья потрясающе удобны
Во-вторых- кружевная скатерть цвета топленого молока так и располагала заплетать и расплетать косички на бахроме...
А в третьи- слушать! Гости все были один интереснее другого. С необычной судьбой, с экзотическими профессиями, знаменитости, намозолившие всем глаза в телевизоре(но тут открывающиеся в совершенно ином свете) да и вообще все люди, оказывающиеся за этим столом сразу становились загадочными, красивыми и значительными.
То ли виной была огромная бронзовая люстра, похожая на паникадило с разноцветными слюдяными вставками вместо хрустальных висюлек и мягкой присборенной оранжевой тканью снизу( чтобы лампы не слепили глаз), затянутой тяжелой
кистью из золотых ниток... Под этой люстрой лица казались одухотворенными, гладкими, а глаза блестящими и внимательными
к собеседникам. Чудеса- да и только.
А еще  к этой квартире совершенно не приставала грязь. Я, иногда там тусовавшаяся сутками, не разу не заметила, чтобы кто-нибудь когда-нибудь подметал, мыл полы или вытирал пыль. Более того, в доме не держали тапочек и убедительно просили всех не разуваться. Но было чисто. Разве не чудо?
Но некоторая ветхость в квартире присутствовала. Но магическая ветхость. И несмотря на обилие всевозможного, даже чрезмерного декора, ни одна вещь не была случайной.
-Вот эту картину маме подарил художник К., когда он заметил на обоях жирное пятно. И на следующий день притащил свое творение- исключительно для сокрытия обойного недостатка.
-А вот этот гобелен у нас от одного знаменитого грузинского поэта- он иногда оставался у нас ночевать на этой отоманке и от
стены дуло- притащил  с собой, да еще тигриную шкуру в придачу- чтобы не мерзнуть, ну и по стилю вроде подходит.
-Вот эта полочка скрывает брызги от Цимлянского-один гость неловко открыл бутылку и подарил потом эту резную полочку...
И все в таком духе.
Картин в квартире( в пятикомнатной:заметьте!) было немеряно, кое-где они даже висели в три ряда, что говорит исключительно о плачевном состоянии обоев-коллекционированием никто из членов семьи никогда не занимался.
И все бы текло в этой квартире в том же духе как повелось за последние 80 лет, пока младшая внучка- дочь Молоховец- не самой старшей не вышла замуж.
Вот тут-то все и поменялось. Но не  без чудес....
Муж младшей внучки всем понравился сразу.
Он был "свой" до мозга костей. Приведенный кем-то из гостей. Да так и оставшийся однажды навсегда. Хотя у него была
комната в родительской дипломатической квартире, но ощущение родительского стерильного дома с жестким режимом
напрягало Матвея(так его звали) с самого детства. Внутри он был художником и анархистом, а его душевным потребностям никак не подходила полуказарменная атмосфера семьи военного атташе.
Он был породисто красив, умен, ироничен и совершенно не сноб. То есть подходил по всем статьям. И вся семья Молоховцов
( в количестве 8 человек) приняла его с распростертыми объятьями. Бабушка даже переехала в комнату к старшей дочери,
дабы осободить молодеженам самую комфортабельную светелку- с большим окном, балконом и рядом с ванной.
Но после свадьбы Матвей резко испортился.
Не. Характер у него не испортился. А вот внешность! Он стал одутловат, нос приобрел синюшный оттенок сливки, а глаза
цвета "мокрый асфальт" стали красненькими  и заплыли как у рождественнского поросенка. Матвей  теперь не расставался с носовым платком и никакие народные средства(липовый чай, горчичники на пятки и малиновое варенье) не
помогали категорически.
Он оказался аллергиком. У него была смертельная несовместимость с молоховцовой квартирой.
Стерильный организм Матвея на дух не переносил пыль.
И впервые за несколько десятилетий в доме решили провести генеральную уборку. О чем было оповещено посредством
плаката, вывешенного на входную дверь, гласящего, что:
                С такого-то по такое-то числа( всего 3 дня)
                квартира закрыта по техническим причинам
                (санобработка)

И дверь была впервые заперта на ключ.
Первый день был потрачен на закупку вспомогательных уборочных средств, двух пылесосов- ручного и моющего, нескольких
швабр разных фасонов, а также тряпки, тряпочки и тряпищи и несколько упаковок резиновых перчаток.
На второй день- начали. По науке. С самого верха. Начиная с потолка и многочисленных антресолей.

Но все оказалось не так-то просто. Человек, как известно, предполагает, а вот располагает....кто-то совершенно другой.
Когда через три дня в дверь стали царапаться гости, то кто-то из домочадцев отпирал и гость видел перед собой чумазое как
трубочист существо неопределенного пола в резиновых перчатках и респираторе, которое хрипело :
- Мы пока разобрали только две антресоли.
А за спиной одного из хозяев виднелось хаотичное нагромождение множества чемоданов, тюков и непонятного назначения
предметов.
И гость , топчущийся возле входа, тут же начинал чихать и кашлять- похоже, что квартира решила не на шутку взбрыкнуть- и награждала  мгновенной аллергией уже каждого встречного-поперечного.
И гость уходил. Грустный. Впрочем, оставив шматок колбаски и тортик- не помирать же с голоду хозяевам.

Ничего не изменилось даже спустя две недели. Квартира не желала расставаться со своими богачествами.
Да и хозяева(как выяснилось) тоже. Неожиданно на антресолях, полках и шкафах нашлось столько всего интересного и ценного, что никак не подлежало выбрасыванию.
Ну как, скажите, выбросить фигурные коньки 33 нумера , пренадлежащие прабабушке, в ее золотую гимназичскую пору?
Хотя мутончик внутри давно изъела моль, а золингеновская сталь(даром, что нержавейка) покрылась толстым слоем ржи?
Или ее же муфточки и шубки- такие маленькие и трогательные( прабабка была миниатюрна как дюймовочка), еще сохранившие запах ее духов. Все нюхали эти шубки( ша нуар?- так кажется назывались те духи) и понимали, что ни-ког-да их не выбросят. Или дедушкин архив(он баловался графоманией), где наброски стихов, начатые(раз 100) и брошенные воспоминания в нескольких коробках и чемоданах. Нет, это никак нельзя выбрасывать. А толстая пачка тайных любовных писем бабушкиной покойной сестры, найденная за пейзажем Кончаловского под самым потолком? Наверняка она сама ее
туда спрятала. И это выкидывать? Хотя прочитать- тоже неловко. Сжечь? да как же возможно?
И еще много, много всего такого, расстаться с чем никак нельзя.
С этим соглашался даже Матвей, который "совсем никакой" отлеживался около самого окна, периодически захлебывающийся
приступами кашля. Но тоже пытающийся помогать.
Все тщательно обтиралось, засыпалось нафталином и опять закладывалось в глубины шкафов и антресолей.
Но были и совсем уж неожиданные сюрпризы.
В прадедушкиных валенках, завернутые в два слоя полуистлевших гамаш обнаружились 30 штук золотых царских десяток
(видимо, спрятанные на "черный день")
В старом театральном радикюле  нашлась россыпь разрозненных сережек, украшенных брилиантиками, изумрудами, сапфирами и другими драгоценными камнями.
Среди подшивок старинных журналов "Нива" затесалась папка с графикой мироискусстников( с ними когда-то дружил двоюородный прадедушка)
А из-под шкафа вытащили неизвестно откуда взявшийся гигантский чернильный прибор из цельного куска малахита с серебрянными нимфами и чернильницами. Его происхождение не мог вспомнить никто.
Ну и еще кое-что по мелочи.
Но много.
В общем- все закончилось хорошо!
Рисунки по знакомству пристроили на аукцион. Туда же и чернильницу. На одиночные сережки тоже нашлись состоятельные желающие- по большей части- из-за камней.
В общем- денег вышло немеряно. Внучке с мужем купили квартиру в доме напротив. Окна в окна. (Через вхожего в дом риэлтора)
И все осталось как было.
Всем на радость. И хозяевам и гостям.
Правда, квартиру так до конца не доубирали.
И не до всех антресолей руки дошли.
Ну и что?
У внучки уже правнучка вот-вот народится. Назовут Еленой. И фамилию договорились дать ей фирменную, свою.
Да и Матвей не против.
Возможно, что хоть она научится готовить, дабы не посрамить звание Елены Молоховец.
И доразберет, наконец-то закрома малой родины.
               


Рецензии