Книги по 10 рублей

__Шёл в пятницу домой. Раньше отпросился, чтобы успеть до пробок.

__На повороте в переход увидел очень старую женщину, продающие книги из семейного шкафа.
__Старушка в старом, очень изношенном, сером плаще, выгоревшем и промытом всеми эпохами и субботниками.
__Кожа очень бледная, как пергамент по древности. Такая кожа бывает от отсутствия прогулок и витаминов.
__Я очень хорошо знаю такой тип крайней старости людей, которым осталось жить несколько месяцев.

__Однако она была очень оживлена и активна.

__Книги о 10 рублей. Любая.

__Много школьной литературы, хрестоматий, Пушкина.
Бедный Пушкин не берут его совсем. Книг пять осталось. Дефицитные в 70 годы детективы и фантастика. Какая-то ерунда про семью.

__Мне показалось, что она спала лет двадцать, проснулась и пошла искать, как выжить.
Я выбрал все книги, что были по поэзии - поэмы Евтушенко, стихи Луговского, старинный сборник Рождественского и ещё четвертую - не помню какую. Почти все эти авторы были у меня в библиотеке. Но понятное дело - нужно было помочь, и потому что издания очень старые, а
там очень неплоха бумага и оформление.

__Книги пахли унылой атмосферой нынешней квартиры старушки - лекарством, дешевой рыбой, тишиной, и одиночеством. Но было в них и пережитые запахи хороших времен - книги то с 70ых-80-ых. Они пахли школой, веселыми фруктами с юга, солидным парфюмом видно бывшего мужа, ушедшими счастьем и беззаботностью.

__Я собираю все книги со стихами. Старушка, видя, что я не люблю детективы и фантастику, предлагает ещё купить Липатова.

- Кто это? - Спрашиваю я. Бывшая учительница, не боясь потерять клиента, восклицает –

- Тааак - кто такой Липатов?!!!

__Я стыдливо лепечу - А кино..сережка ольховая, Косталевский, Леонов, детектив, его вроде Виль звали.. Нет - мне ненужно детективов.

__Мне было стыдно, что я покупаю книги по 10 рублей. Потому как казалось, что бабушка эта не в себе.
__Это как обокрасть убогого или ребенка и еще под видом благодеяния. Воспользоваться немощью - самое кощунственное - шакалье.

__Я допридумал её историю - старушка жила безвылазно в квартите, каком-то полутемном курятнике, за ней ухаживали и она не знала, что творится в мире, а потом соцопеку или помощницу сняли, а может, умер тот, кто ухаживал и жизнь ткнулась старушке в лицо вонючей головешкой голода и страха.

_Я отдал сто рублей за четыре книги, сказал, что без сдачи, поблагодарил и было пошёл.
Старушка пыталась впихнуть мне сдачу.
__На мои слова, что книги она продает слишком дёшево и не от хорошей жизни, бабуля заплакала и заблагодарила за то, что я понял ее и помог.
Мне стало ужасно жалко её и стыдно, что я не могу дать ей больше - в кошельке были только  только большие купюры.

__Я шел к метро, а ее приближающаяся смерть кричала во мне - как ты мало дал Саша - как мало! Она только поест один раз и всё - ей будет нечего продавать и она умрет. Раз ты прошёл мимо - значит, тебя послали за помощью, а тебя жаба придушила, и ты так мало дал. Ну не жадный - так ты просто тупой - не успел сообразить.

__Я уговаривал себя - дай я больше - потом бы шёл и клял бы себя за расшвыривание денег. Всех старушек не спасешь. И потом это всего лишь еще на один день. И почему я? Я дальше буду упиваться своей хорошестью и впаду в еще больший грех прелести-самовосхваления.

__Шёл и думал о себе, и опять о себе, о своих переживаниях, о своей совести, хорошести и жадности, а её приближающаяся смерть всё кричала во мне - как ты мало дал Саша!  Как мало! Я несколько раз порывался вернуться. И вообще можно же было разменять деньги и вернуться, дав меньше. Но мне было стыдно своей хорошести и глупого порыва добра, как спьяну. Как часто мы стесняемся делать хорошие и романтичные поступки.

__Люди, закованные в город. Я шёл, а в несомой мной сумке болталась огромная, как чёрный обелиск книга стихов Евтушенко, где так хорошо написано о бесшабашных, честных и смелых людях, которые бы отдали всё, что было при себе.

__Зачем такие книги пишут для таких как я? Потом в метро я читал стихи и пытался писать свой стих по этому случаю.

__До меня вовремя дошло, что это будет обмусоливание моей рефлексирующей псевдоинтеллигенской душонки, подавшей бывшей учительнице 60 рублей, что это пафосно, глупо и самовозвышающе.

__Мало того! Это кощунственно - все порывы души и истории, которые нужно скрыть, а не выпятить - переводить в стихи.

__Для чего я написал этот рассказ? Для того чтобы и прочитавшие всмотрелись в свою совесть, готовность и умение вовремя сделать добро, помочь, понять, пожалеть.

__Для того чтобы не заржавел замок и петли на потаенной дверце, - из которой выходит добро так редко. А у меня он заржавел. Бог посылает возможность сделать истинное подаяние. Им нужно уметь вовремя воспользоваться.
Все же мы различаем, кто просит себе на хлеб, а кто на водку, а кто в рабстве у нищенствующей мафии.

__До сих пор в глазах старушка в мятом плаще, мечущаяся с книжками на уголке.
Мне не за что стыдиться, но стыдно.

А может она еще раз придёт?


Рецензии
Мне тоже бывает очень стыдно,что мы живем в стране где есть такое.Но это говорит наша совесть.Кто совсем забыл стыд-тот не заметит и старушку,покупая бриллиантовый ошейник для собачки.

Ирина Давыдова 5   01.05.2018 14:11     Заявить о нарушении
Спасибо -что не прошли мимо.

Александр Феоктистов   01.05.2018 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.