Крутой базар рашн, или Назад - к первобытности

    На вопрос: «Как пишется слово «кошелка»? — большинство моих учеников начинают гадать либо отвечают неправильно. Задаю наводящий вопрос: «А что это вообще такое?»
Один из семиклассников, сын довольно интеллигентных родителей-врачей, высказал свое предположение:
— Кошелка — это такая старая женщина.
   Поверьте, что в последние 10 лет почти никто из школьников не может и предположить, что слова «кошелка» и «кошелек», «кошель» — однокоренные…
 Я привела самый безобидный пример того, насколько безграмотны наши дети. И чем младше поколение, тем печальнее картина. Даже страшно предположить, что будет с грамотностью через 5-10 лет. Видимо, все поголовно будут разговаривать примерно так, как общаются тинейджеры (и, увы, не только они!!!) в чатах и на форумах Интернета, или уподобятся известной героине из «12 стульев».
  Представляете себе такой Указ президента или постановление СМ? Скажете, утрирую? Нисколько. Посмотрите наши печатные СМИ, книги последних 10 лет издания (в том числе и Донцовой), я уже не говорю о сайтах. Впору кричать: «Караул!». Но нет. Дружными рядами мы, воодушевленные знанием английского и полнейшим незнанием родного, русского языка, идем по пути наименьшего сопротивления… А зараза, как известно, передается быстро: из чатов — в рекламу, из нее — в газеты, из газет — в постановления правительства!
Не так давно у меня возник спор с верстальщиком одной из газет. Он просто отказался исправлять ошибку после корректора, мол, какая разница, все и так поймут: «Главное – смысл, а не грамотность. Ведь все всё понимают и с ошибками».
В унисон с ним один из руководителей серьезной государственной структуры тоже заявил: «Да какая разница, через «а» или через «о» написано!? Понятно же».
А реклама, развешанная буквально повсюду!?
Приходится признать: людей-профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает только молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики?! Вот и выходят из печати сплошные орфографические ошибки, я уже не говорю о запятых и безграмотно построенных предложениях!
При этом все мы хотим иметь грамотных и умных деток. Увы, по грамотности пора произносить поминальные молитвы. Мы кричим своим детям: «Читай больше, зрительная память поможет стать грамотным». А что им читать-то? Газеты и баннеры с ошибками или полнейшую «туфту» в рекламках?
    А может быть, предложите школьную программу? Увы, им эта литература не интересна. Не интересны сюжеты, не интересны герои, ушедшие в былое со своими моральными ценностями. Такое чтение для них — за редчайшим исключением(!) — каторга, сплошное наказание. И никакие наши уговоры не помогут. Они найдут выход из положения, но все равно читать «эту ерунду» не будут! В лучшем случае – посмотрят в кратком изложении, чтобы ответить на вопросы учителя, и мгновенно забудут не только, как называется произведение, но и кто его автор. Или фильм посмотрят, снятый по мотивам классического произведения. Почему? Потому что не готовы морально и психологически воспринимать настоящее! Потому что мир вокруг них изменился до неузнаваемости и все, что ценно и дорого было нам, их родителям, они презирают и считают «отстоем» или «совком». Да и кто из учеников станет писать сочинение сам, если существует Интернет? Зато поголовно все КРУТЫЕ, НЕ ЛОХИ КАКИЕ-НИБУДЬ, что называется, В ТЕМЕ! Знают марки пива, например.
   
  Позволю себе небольшой экскурс в теорию.
Как вообще формируется грамотность человека? Наверняка, вам приходилось слышать расхожее высказывание: «Я ни одного правила не помню, а пишу без ошибок». Действительно, поколения, выросшие еще при Союзе, на несколько порядков грамотнее нынешних. А почему? Потому что грамотность формируют три фактора: зрительная память, «механическая память» руки и знание правил. Теперь посмотрим, что происходит сегодня.

Первое — вокруг практически ни одного грамотно написанного текста. Поверьте мне, филологу, любые современные листовки-плакаты-баннеры-статьи будут ну хотя бы с одной если не орфографической, то пунктуационной ошибкой! Про Интернет, тексты которого в основном и читают наши дети, я, с вашего позволения, просто промолчу…

Второе — «механическая память» руки. О ней не может быть и речи. На «помощь» пришла техника. Рукой дети пишут только в школе. Все остальное – кнопочки мобильников (СМС) и все тот же ПК.

Остаются только правила. Но голое знание сложнейших правил просто не в состоянии изменить ситуацию. Никакой репетитор не сможет ничего сделать, если сам ребенок не захочет (подчеркиваю – ЗАХОЧЕТ сам!) их выучить и научиться писать грамотно. Они (правила в русском языке) слишком сложны, чтобы осваивать их с наскоку и по-быстрому. К тому же многие написания напрямую зависят от лексического значения слов. А вот здесь — полная «засада»: дети их не знают и… считают все той же «мурой».

«А зачем учить правила, если комп сам исправит?», «Буду я еще париться с таким количеством всяких правил. А общаться так проще!» — говорят мои оппоненты. И действительно, ведь так проще. Но разве можно при помощи слов «щас», «о-кей», «щасте», «лады» или, вставляя на каждом вздохе опостылевшее «типа», выразить состояние души, или признаться в любви, или описать пейзаж за окном?
А может быть, через те же 5-10 лет и в этом отпадет необходимость? Отправит такой влюбленный СМС с изображением сердечка своей возлюбленной — вот и все признание. Да и пейзажи описывать не придется: картинок в Интернете -- море, скачал — и порядок!
Смею напомнить, что эволюция общества предполагает развитие чего бы то ни было от простого к сложному. В отношении же современной языковой ситуации — все наоборот. Самым активным образом мы, уподобляясь западным странам, засоряем величайший и красивейший язык Пушкина и Лермонтова примитивными англицизмами без особой на то надобности и считаем, что стали от этого крутыми рашн. А что? Зато круто! Престижно! И сами того не понимаем, что катимся в пропасть. Как культурную, так и моральную.
С такими темпами скоро вместо нас будут разговаривать ПК, а человеческое общение сведется к примерно такому диалогу: «Превед!» — «Хай» — «О-кей».
Вам это ничего не напоминает? Приблизительно так общались первобытные люди, да и сегодня общаются животные и птицы — нечленораздельными звуками. Но они-то, как известно, по своему интеллектуальному развитию ниже homo sapiens.
Так куда мы двигаемся: вперед или все-таки назад, к первобытному обществу, только на новом витке? Вместо природы — роботы, вместо красивых баллад — СМС…
А вместо души — что?


Рецензии
Важная тема, ведь нет языка -нет народа,
"Понравилось."

Григорий Устинов   11.06.2015 00:41     Заявить о нарушении
Спасибо!

Ирина Бим   11.06.2015 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.