Зовущие Города Из цикла Домой в гости

         Есть город, который зовет...
 Тот, чьими глазами мир отражается в тебе. Который вбирает без остатка и растворяет в изгибах улиц и кружевных мостов. Твой город исцеляет воздухом, дыханием. Бросает песчинкой в укромную заводь. Прячет в скорлупе и ждет. Пока не окрепнешь. И не попросишь отпустить. Напоенный его силой. А когда душа заплутает, он вновь примет тебя. Зажжет маячок в далекой гавани. Твой город...
 Им не напиться, как водой из лесного ручья. И не постичь холодным здравым смыслом. Здесь ты обнажен душой-не слукавить, не солгать. И совсем необязательно жить в этом городе. Просто он- твоя вторая кожа...
         Москва не звала меня. Никогда. Я сама являлась с болезненной одержимостью не по доброй воле, по нужде, за выживанием. Мощный культурный потенциал столицы оставался за чертой усталости и опустошенности в погоне за хлебом насущным. Это в памяти, это было... Что теперь?!
 Нужно было смениться вождям, разрушить и скроить нечто новое, не поддающееся пока определению, перемолоть судьбы людей и выбросить за борт отчаявшихся, чтобы начать лепить заново.
         Я приехала в Москву гостьей, которой впервые ничего не было надо. Просто бродила по улицам ,узнаваемым и чужим, наслаждаясь неспешным внутренним спокойствием на фоне бешеного ритма столицы. Она предстала королевой, прекрасной и надменной, купающейся в роскоши  и великолепии. Меня не мучила ностальгия по старой Москве, я просто ее не знала! И мне не нужно было брюзжать по поводу "потерянного лица города". Я  поздно родилась и не могла его помнить. Мне оставалось догадываться, листая книги, какая это была эпоха, потерянная и прекрасная.
 Я слушала сумасшедший пульс Москвы, бродя по Старому Арбату, и в многоголосом шуме пыталась уловить знакомые мотивы.
 
                " Глаза, вперенные в закат,
                Выходишь в Вечность...на Арбат:
                Бывало, бродишь ты без речи,
                И мне ясней слышна, видна
                Арбата юная весна!"
 
                А.Белый
                "Снова осень валит Тамерланом
                В арбатских преулках тишина..."

                А.Ахматова
            Для немосквичей, /а остались ли они, коренные москвичи?/, Арбат-это прежде всего литература. Эта улица была тесно связана с жизнью А.Блока, В.Поленова, И.Бунина, А.Белого,А.С.Пушкина. В 19 веке на Арбате сосредоточилась московская интеллигенция.
 В арбатском ресторане "Прага" А.П.Чехов праздновал с мхатовцами премьеру "Чайки".
 А Ипполит Матвеевич водил Лизу обедать в этот ресторан,в период нэпа превратившийся
 в столовую "Моссельпрома",/И.Ильф, Е.Петров, "Двенадцать стульев"/.Здесь же Л.Толстой устраивал публичные чтения "Воскресения". А в доме напротив,в бывшем кафе
 "Литературный особняк", С.Есенин читал "Пугачева". В местных ресторанчиках вели дебаты Маяковский и Пастернак, а в гостинице "Столица" снимали номера Бунин и Бальмонт.Здесь гулял Пьер Безухов и летала Маргарита!Саша Панкратов родился и вырос на этой улице,/А.Рыбаков "Дети Арбата"/.В доме 43, в коммунальной квартире на 4-ом этаже, провел свое детство будущий поэт, певец Арбата Булат Окуджава.
 "Арбат для меня не просто улица,-писал Б.Окуджава,-а место, которое олицетворяет Москву и мою Родину..."
 
                "Ах,Арбат, мой Арбат, ты -мое Отечество,
                Никогда до конца не пройти тебя".
           На углу Арбата и Плотникова переулка я увидела скульптуру неизвестного человека. Я не могла найти имя автора и стояла в недоумении. За разъяснением обратилась к местному художнику."Окуджава это",-усмехнулся уличный творец,-" а скульптора не знаю, грузин какой-то..."  Я обескураженно смотрела на тщедушную фигурку криминального подростка в арке, то ли споткнувшегося, то ли приглашающего прохожих на пьяную вечеринку. Таким увидел человека-эпоху, мудрого, тонкого, интеллигентного поэта Б.Окуджаву неизвестный мне скульптор Г.Франгулян. Им же создано еще одно "творение" на Арбате- памятник Н.Гончаровой и А.Пушкина, некое олицетворение семьи.На мой взгляд, эти новоиспеченные карикатурные монументы похожи, скорее, на поспешную реализацию денег или "заказ" сверху. Никакого отношения к искусству они не имеют!Из памятников и культурных заведений на Арбате остался лишь музей-квартира А.С.Пушкина/ Дом Хитрово, старинные палаты 18 века/,здесь поэт провел "самые счастливые 3 месяца" после свадьбы с Н.Гончаровой,театр им.Вахтангова, построенный на месте усадьбы князей Голицыных,-единственный театр, находящийся на Арбате,со знаменитым фонтаном Принцессы Турандот в память о самом известном спектакле, и еще Дом Актера, в прошлом Доходный дом А.Филатовой.В середине 20 века на Арбате работали книжные и нотные магазины, 8 школ,типографии, редакции, кинотеатры, музеи. Сейчас всего этого нет. Арбат стал улицей кофеен, пиццерий, сувенирных лавок и дорогой одежды, улицей туристов и приезжих.Говорят, сами москвичи Старый Арбат не любят...
 Несмотря на то, что мэром Москвы запрещена продажа китчевых сувениров "пряничной "
 России, вся эта торговля перенесена в отдельные павильоны, на входе которых "живые"
 матрешки пенсионного возраста, в несвежих национальных костюмах , зазывают иностранцев. Отголоски Старого Арбата живут, пожалуй, в шаржах и портретах художников, продолжающих продавать свое творчество, а также музыкантов, любителей и профессионалов, оживляющих колорит улицы. Мое внимание привлек интересный гитарист с удивительным инструментом в руках. Разговорились. Сергей Садов более 10 лет играет на улице на "садоре"- уникальном инструменте собственной разработки.
 Играл он просто здорово! Поп-флейта Михаила Ровченко каждый день звучит напротив театра им.Вахтангова. В разговоре, Михаил подчеркнул, что дорожит свободой и независимостью уличного музыканта.На Арбате теперь можно встретить клоунов, мимов,гадалок, экстрассенсов, которые и "вылечат", и судьбу предскажут...
           Я бродила по знаменитой улице и ощущала себя...чужой. Отсюда ушла душа Москвы, ушли люди, целая эпоха, а у пришлых-иные ценности, другой духовный потенциал  и ...короткая память. Мне стало скучно. Я задержалась у Дома Пушкина, бросила монетку в фонтан у театра и побрела прочь, словно "погостила" в доме без хозяев, равнодушном и холодном...
 В октябре московскому Арбату-515!лет.Говорят, в следующем году власти Москвы начинают реставрацию единственной пешеходной улицы столицы. Будут вынесены за пределы Арбата сувенирные лавки и откроют книжную торговлю, как в прежнее время. Знаменитым фонарям  вернут рассеянный свет и отреставрируют "Дом с привидениями", где жил чернокнижник Хипков. Мостовая будет выложена цветной брусчаткой.
 Думаю, это хорошо-сохранить хотя бы внешне исторические черты Старого Арбата, а вот вернуть атмосферу улицы -невозможно! И нужно ли?! Ведь эпоха ушла,это закономерно.Хотя и печально. Послушаем иные ритмы современной Москвы, попробуем понять, впитать, принять,чтобы внезапно услышать ее зов...

 
 
 

 
 


 
    
 
 


Рецензии