На водах. Рассказ. Глава 14

                Глава XIV.



Три дня пролетели стремительно быстро. Антон почти всё время проводил в мастерской, желая скорее закончить портрет княжны Васильевской. Он полностью отдался работе и даже на некоторое время перестал думать о своей возлюбленной. Антон не видел её уже три дня, и когда, наконец, понял это – ужаснулся.
Молодой художник решил пойти в дом, где жили Васильевские, чтобы поговорить с князем. Нет, не о предложении руки и сердца его дочери, а всего лишь о картине, которая была уже завершена. Антон прекрасно понимал, что являться вот так, без приглашения – признак дурного тона, но и ждать пока его позовут, тоже не мог.
Ровно в час пополудни он вышел из дома и направился на Посадскую улицу. До дома, где жили Васильевские Антон добрался быстро, но зайти через воротца в сад так и не решался. Он бродил взад-вперёд около пяти минут, пока его не окликнули.
- Антон? Что вы здесь делаете? – осведомился князь Климов, который подошёл к Азарину.
- Здравствуйте, Григорий Петрович. Я пришёл к князю, чтобы сказать ему, что картина готова, - спокойно ответил Антон.
- Но, я смотрю, что-то вы не торопитесь заходить?
- Я как раз собирался, - улыбнулся художник.
- Тогда, не откажите в любезности и позвольте пойти с вами. Я тоже пришёл к князю и его семейству.
- Пожалуйста, идёмте вместе.
Антон и Григорий зашли в сад, потом подошли к двери дома, и Григорий велел лакею доложить об их визите. Молодых людей проводили в гостиную, где сидели князь и княгиня.
- Князь, простите мой дерзкий поступок. Я пришёл к вам без предварительной договорённости. Но, поверьте, я пришёл не просто так. Имею честь сообщить вам, что портрет вашей дочери уже готов, - сказал Антон после приветствия.
- В самом деле? – удивился князь Александр Михайлович. – Я не ожидал, что вы так быстро закончите работу. Когда я могу его посмотреть?
- Когда вам будет удобно. Приходите в любое время, - ответил Антон.
- Благодарю вас, мы обязательно приедем за картиной. Ждите нас завтра после обеда. Это как раз, кстати, что мы можем забрать портрет. Ведь уже в воскресенье мы уезжаем в Кисловодск.
Антон промолчал, не нашёл что ответить на это, только в его висках будто забили молоточки: «Воскресенье, воскресенье, воскресенье…».
- А вот мы и подошли к теме моего визита. Я пришёл попрощаться с вами, так как тоже уезжаю в Кисловодск, только завтра, - сказал Климов.
- Это правда, князь? – спросила княгиня Анастасия Павловна. – Но отчего же так скоро? Мы надеялись иметь удовольствие видеть вас на балу.
- К сожалению, я не буду там присутствовать. Меня ждёт очень важное дело, которое не терпит отлагательств. Но мы ведь ещё встретимся с вами в Кисловодске, - объяснил Григорий Петрович. – А к вам, Антон я, если позволите, зайду сегодня вечером, когда Андрей будет дома. Было бы не учтиво не проститься со старым товарищем.
- Конечно, заходите. Мой брат будет очень рад вашему визиту, - любезно ответил Антон.
- Всё-таки как жаль, что вас не будет на балу! – всплеснула руками княгиня. – Думаю, Софи будет расстроена отсутствию своего кавалера.
- Простите, что вмешиваюсь, а о каком бале вы ведёте речь? – осторожно спросил Антон. 
- Вы разве не знаете? – удивилась княгиня. – В субботу будет очередной летний бал в галерее, мы собираемся посетить его.
- Нет, к сожалению, я об этом не знал…. – потянул Азарин и вздохнул. – Да и что мне с того….
- Вы разве не пойдёте? – спросил князь Васильевский.
- Мы с братом обычно не бываем на таких приёмах, по причине того, что мы там никого не знаем.
- И вы в этом очень ошибаетесь, молодой человек. Теперь то вы знакомы со многими. И мы, и князь Лавров с дочерью будем очень рады видеть вас. Тем более, именно там мы можем попрощаться с вами перед отъездом, - сказал Александр Михайлович.
- Благодарю вас, князь. Я поговорю с Андреем и, возможно, мы будем на балу.
- Я слышу, вы уже говорите о бале, - улыбнулась София, вошедшая в гостиную.
- Софи, ты так неожиданно вошла…. – княгиня строго посмотрела на дочь.
- Позвольте поприветствовать вас, княжна, - подошёл к ней Григорий Петрович и поцеловал руку.
Антон сделал то же самое.
- Как там поживает мой портрет, Антон Сергеевич? – спросила София. В присутствии родителей и князя Климова она называла своего друга по имени и отчеству.
- Я как раз собирался вам сказать, София Александровна, что портрет закончен, и вы можете увидеть его уже завтра.
- Как это замечательно! А картина, которую вы писали во время пикника у провала?
- Какая ты внимательная, Софи! – заметил князь Васильевский. – Я совершенно забыл о том, что заказал ещё одну картину!
- Зато я не забыл. Благодарю вас, княжна, что упомянули о картине, - улыбнулся Антон и обратился к князю. - Я как раз хотел сказать, что мне нужно ещё два дня, чтобы закончить. Прошу меня простить, но я отдал очень много сил и времени написанию портрета княжны Софии Александровны….
-  Что ж, я думаю, что ничего страшного в этом нет. Работайте спокойно. Даже, если вы не успеете закончить к воскресенью, в чём я очень сомневаюсь, я пришлю посыльного из Кисловодска и, он заберёт картину, - сказал князь Александр Михайлович.
- Благодарю за доверие, князь. Но, не стоит создавать лишние хлопоты. Я уверяю вас, уже в субботу пейзаж будет готов, - ответил Антон.
- Может быть, вы пожелаете отведать чай? – осведомилась княгиня у гостей.
И Антон, и Григорий поблагодарили хозяев дома за их гостеприимство, но от чая отказались, так как им пора уже было идти. Они попрощались с Васильевскими: Антон до субботы, а князь Климов до встречи в Кисловодске.
Когда молодые люди вышли на улицу, они условились о встрече в доме Азариных в восемь часов вечера и отправились каждый в свою сторону.
Всё своё время до прихода гостя, Антон посвятил работе над пейзажем, который заказал князь Александр Михайлович Васильевский. Он снова старался увлечь себя делом, занять голову другими мыслями, кроме как о княжне. Поняв, что уже в воскресенье, нет – в субботу, он потеряет её навсегда, молодой художник старался смириться с этим обстоятельством. Антон думал о своём будущем, но никак не представлял себе его, мечтал стать знаменитым, но не видел теперь в этом смысла…. Казалось, что вот-вот он впадёт в безумие, но его спасала работа. Сидя за мольбертом, держа в одной руке кисть, в другой – палитру с красками, Антон окунался в прошлое, вспоминал тот piquenique, разговор с Софией. Его жизнь на эти несколько часов превратилась в сплошные воспоминания….
Но была в этом и хорошая сторона. Антон настолько погрузился в атмосферу того памятного дня, что передал все свои чувства, переживания и воспоминания на холсте. От этого пейзаж, который он писал, получился ещё лучше, чем он сам ожидал.
- Не хочешь спуститься, посидеть с нами? Жорж уезжает, ты должен быть рад. Только я надеюсь, в его присутствии ты не выкажешь этой радости,  - сказал Андрей, заглянув в мастерскую, где работал младший брат.
- Что? – спросил Антон, удивившись.
- Я говорю, что у нас гость – Жорж Климов. Он уезжает завтра в Кисловодск. Ты же сам сообщил мне об этом. И я спрашиваю тебя, не желаешь ли ты спуститься вниз и посидеть с нами? – повторил Андрей.
- Что? – ещё раз спросил художник, но осёкся. – Ой, то есть, я хотел узнать, уже, что восемь часов?
- Понятно…. – протянул Андрей. – Ты совсем заработался! Да, уже восемь. Нельзя же столько сил отдавать живописи! Пойдём в гостиную!
- Да, ты прав. Я действительно увлёкся, даже не заметил, как время пролетело. Скажи Григорию Петровичу, что я сейчас приду, только переоденусь, - ответил Антон.
Андрей вернулся к другу, которому, несмотря ни на что, он был всё-таки рад, а Антон спустился в гостиную через пять минут, уже переодевшись. Молодые люди долго разговаривали о путешествии Климова, о его впечатлениях, пили вино и ели вкуснейшие яства, приготовленные Дарьей Трофимовной. Князь Григорий Петрович объявил братьям о том, что он серьёзно намерен расстаться с холостой жизнью.
- И это уже вопрос решённый? – спросил Андрей осторожно.
- Да. Остались простые формальности. Её родители согласны, мои тоже – всё складывается просто прекрасно!
- Родители, родители…. Почему же ты не говоришь ни слова о твоей невесте? – снова спросил Андрей.
- Я думаю, вы уже поняли, о ком я говорю. Так вот, княжна София Александровна не знает о будущей свадьбе. Её родители должны ей сообщить об этом на днях.
- Не знает?! – громко переспросил Антон. – Но, как же вы…. Она же первой должна была узнать….
- Я уверен, что у княжны есть взаимные чувства ко мне. Мне тяжело было сказать ей обо всём, поэтому князь и княгиня любезно согласились сами поговорить с дочерью.
- Я желаю…. – после некоторой паузы хотел Андрей сказать, но остановился и поправил себя. – Мы желаем тебе, Жорж, счастья и благополучия в браке.
- Благодарю вас, друзья мои! Сожалею, что не могу пригласить вас на помолвку, она будет в Петербурге.
- Ничего страшного. Мы вышлем вам поздравление по почте, - нашёл в себе силы сказать Антон.
     После ужина Андрей пошёл провожать Климова, а когда вернулся, сразу побежал наверх, в комнату своего младшего брата. Андрей видел, как тот был расстроен, понял его настроение. Он лишь только подошёл к Антону, который сидел в кресле и бездумно листал какую-то книгу….
- Я поражаюсь твоей выдержке, братец. И, восхищаюсь, твоему благоразумию. Поверь мне, судьба ещё вознаградит тебя за это, - только и произнёс Андрей и вышел из комнаты, оставив брата наедине с собой.


Рецензии