Мелочь - к слезам

Деньги я находил всего два раза в жизни. Тот , первый раз - три рубля в коробке спичечном. И еще раз- на следующий год, опять в начале летних каникул. И опять не один нашел -с брательником (двоюродным братом), самым младшим, моим тезкой –Леником  Семеновым.
Тетя Тамара , жена нашего дяди Миши, преподавала в школе химию. Зимой дядю Мишу, за пьяную драку в клубе, посадили на 3 года. Точнее- за саму драку его бы  точно не посадили. В той драке как раз ему-то и досталось больше всех. Забежав к нам домой, дядька схватил кухонный  нож, которым при случае и поросенка резали и бросился в клуб, искать своих обидчиков. С разбитым в кровь лицом, с большим ножом в руке- наверное он был страшен. Девки, пришедшие в клуб на танцы,  со страху попрыгали с визгом в   подпол .Зачем подпол нужен был в клубе?  Не знаю -но был. Одного из парней, с кем они подрались? дядька толи зацепил ножом, толи  пиджак ему прорезал- короче дядю Мишу  посадили. Тетка на каникулы уехала к матери, а отец ее, записной алкоголик, был сослан  ими для протрезвления в деревню. Ну и для присмотром за хозяйством-десятком куриц, годовалым  телком и кудлатой собакой. Нам же с брательником Серегой по кличке Потема выпало присматривать за тем, чтобы новоявленный хозяин подворья  не пил. Или хотя бы не сгорел от водки. Дед  Самородов , как мы его звали- был хитрющей бестией. В первый же наш приход с инспекторской проверкой  он  зевая вытащил из дома  одностволку 16-го калибра и   десяток  патронов с дробью №3 .Мы вмиг забыли все наставления , дед показал , как из ружья нужно правильно целиться и  стрелять . И разрешил пойти на охоту. Короче, когда мы вечером вернулись с Серегой  расстреляв все патроны и никого не добыв - пьяный дед  давно храпел на всю улицу. А нас дожидались наши мамки. Ждали молча- уже несколько лет они не разговаривали. А причина была простая- дядька Семен, муж тети Вали, выпив лишка  по случаю освобождения из тюрьмы , спросил свою тещу, бабку Ганну:
-Мам, а чего это  у тебя дочки разные? Сонька вон  пышная, краснощекая, а моя Валя худая и черная, как палка?!С теткой они как-то потом помирились, а вот сестре обиду свою тетя Валя так и не простила…
Дядька Семен отсидел 5 лет за то, что пьяный задавил на машине председателя колхоза. Могли за такое дать и больше -но пили с председателем они вместе, потом председатель приказал ему ехать в соседнюю деревню, были  этому свидетели. По дороге  председатель  на ходу вывалился из кабины и попал как раз под заднее колесо грузовика…
Машина в колхозе была одна. Но шофера , которые на ней работали, страдали через нее все поголовно, без исключения. Поэтому подолгу на ней  не работал никто. Взять хоть дядьку Зиндуля -на спуске отвалился у машины кардан, машина  встала торчком и перевернулась  вперед  через кабину. Присланная на уборку  городская молодая женщина, ехавшая в кузове, погибла. Пьянущий  Зиндуль   со страху схватил из бардачка опасную бритву, побежал в лог и резанул бритвой себе по горлу. Он выжил, отсидел  3 года, на память  об этой истории остался  у него страшный  бордовый шрам от уха до кадыка…
В город на этой машине ездил только Шурка, самый старший из Белышат. С тяжелым вздохом вкладывал в права три рубля- и ехал. По возвращению трояка в правах  как не было- такая уж это была непутевая машина…
Серегу отстранили от надзора за дедом Самогородовым- и уже назавтра мы шли на Скобелевку с Леником. Компания малолетнего брательника  меня совершенно не устраивала, поэтому я его всячески третировал. И довел-таки до слез…
Леник тащился всхлипывая сзади меня,и вдруг громко меня окликнул. Оглянувшись, я увидел его сидящим на корточках – он что-то разглядывал на земле. Пришлось вернуться. Леник сидел над кучей денег -именно кучей белых и желтых монет, словно нарочно высыпанных на дорогу! В этом было что-то нереальное, ненастоящее. Как во сне- подумалось мне. Неожиданно  он заявил:
-Это на двоих!
-Да ладно тебе. Ты нашел- деньги твои.
-Нет, давай на двоих поделим!
И я согласился. Мало того- я его обманул... Он еще даже не ходил в школу- обмануть его было не сложно. Медных монет- пятаков ,трояков, двушек и копеек было больше, чем белых монет.Я спросил:
-Ты какие берешь-белые или желтые?
-Желтые!
Так мы их и поделили.
Мама, когда я вечером рассказал про находку, попросила деньги эти показать ей.А когда увидела целую пригоршню монет-испугалась очень сильно:
-Это наколдовано.
- Мелочь- это  всегда к слезам.
-На Скобелевке у Гараськи баба болеет- это они ее болезнь  на кого-нибудь хотят перевести, вот деньги на дорогу и подсыпают...
Короче –куда эти злосчастные монеты делись- не знаю до сих пор. А на свои медяки Леник купил конфет. Угостил и меня…
Болезней особых у нас с ним не было. Слез –какие слезы у мужиков? Разве что пьяные…
Много лет спустя,вдруг  ни с того ни с сего, будучи в командировке в областном центре  я  неожиданно для самого себя  на выходной  заявился без предупреждения в деревню. Мама как-то насторожено встретила меня, покормила молча с дороги, налила соточку. Потом  тихо сказала – Лешка Семенов на мотоцикле разбился, похороны сегодня…
Лешке (с годами нас перестали называть Лениками) было уже 28 лет. Вечером, хорошо выпив -выходной же- разругался с женой, завел свой мотоцикл «Урал» и мотанул в деревню,  к матери. Было уже темно, а в переулке был оставлен соседом КАМАЗ.И он- с разгона-в него - насмерть!
Слез на похоронах было много.


Рецензии