Помогите, если можете!

 

    
               

   «Помогите, если можете!»- послышался мужской голос.
Светлана обернулась и увидела опрятно одетого молодого мужчину на костылях, взгляды их встретились, калека опустил глаза. Женщина протянула ему немного денег. Поблагодарив, он пошёл дальше по вещевому рынку Дордой, который находится недалеко от города Бишкек - столицы Киргизии. О, это целый город, с крытыми автостоянками, гостиницами, парикмахерскими, с маленькими закусочными и большими  кафе. Здесь открыты филиалы банков, сразу с его территории можно отправить товар во множество городов и стран, позвонить в любой уголок мира. Просто - Дордой называют его в народе.

   Появилось уже понятие «дети Дордоя». Это девочки и мальчики, родители которых работают на рынке и имеют немалые деньги, но не имеют времени, чтобы заняться воспитанием своих дочерей и сыновей. У таких детей есть всё: и дорогие вещи, и красивые игрушки. У многих имеются гувернантки и частные учителя. Только у них нет достаточного общения с мамами и папами. Какими они вырастут? Простят ли своих родителей, которые в погоне за прибылью бросили их, в лучшем случае, на руки чужих людей. Ни большие деньги, ни дорогие вещи, ни игрушки, ни сладости не заменят материнской ласки и отцовской заботы. Таким родителям в старости не стоит надеяться на внимание своих чад, дети отплатят им тем же.
   А есть и другие «дети Дордоя», они вынуждены сами зарабатывать себе на хлеб, а иногда и кормить родителей, которые потеряли работу и стали   алкоголиками.  Мальчишки постарше берут напрокат тачки и возят грузы за оптовыми покупателями, а ребятишки помладше разносят напитки и уже не по-детски простуженными голосами выкрикивают: « Фанта! Кола! Спрайт!». А маленькие детишки подбирают пустые коробки, проволоку, пластмассовые бутылки и всякий мусор, на котором можно заработать немного денег.
   На Дордое нашли себе работу более двухсот тысяч людей.

   И вот снова за спиной Светлана услышала: «Помогите, если можете!». Это был тот же мужчина на костылях. Многие нищие и инвалиды приспособились просить милостыню на рынке. За время работы, продавцы уже изучили их повадки: кто ходит каждый день и надоедливо клянчит, пока не подадут ему денег, другие пристают к покупателям. А есть и такие, которые ходят раз в неделю, как за зарплатой. Летом нищих больше, а в морозы и дождь попрошайничают единицы. А этого мужчину Светлана видела всего второй раз. «Что заставило его выйти с протянутой рукой. Хотя в народе и говорят, что от тюрьмы да от сумы не зарекайся. Но что-то ужасное должно произойти в жизни человека, чтобы он стал зарабатывать таким способом», - подумала молодая и красивая женщина.
   Этот день был не самым удачным. Последнее время, как и во всём мире, на Дордое - кризис.
   По дороге домой она думала о мужчине на костылях. Вдруг на Светлану упала капля воды, подняв голову, женщина увидела на балконе молодого папашу, который развешивал пелёнки и что-то напевал, так, видимо, приятно ему было это делать. «А тот, другой без ноги, тоже живёт в этом городе.» - Почему-то промелькнуло у неё в голове.
   Мужчина на костылях не появлялся три дня. Светлана уже и забыла про него, как опять услышала тихий голос: «Помогите, если можете!».
Женщина поспешила протянуть ему деньги, и их руки соприкоснулись. Её словно ударило током, одернув руку, она не могла понять: «Что же это было?».

   И Светлана решила отдохнуть от работы первый раз за много лет. Субботу она провела на природе с друзьями. А в воскресенье устроила поход в сауну. В парилке улеглась на верхнюю полку. Жар стал постепенно проникать вовнутрь, закрыв глаза, Светлана наслаждалась теплом и отдыхом. Когда тело распарилось, нырнула в ледяной бассейн, и опять в парилку, так раза четыре подряд. А потом отдала себя в руки массажисту, который трудился над её телом целый час. После массажа снова пошла в парилку, там находились две женщины, которые громко разговаривали между собой. Она не любила вникать в чужие дела, но женщины говорили о калеке на костылях, который, возвращаясь с Дордоя, упал, поднимаясь на ступеньку автобуса. Женщина говорила, что он сильно ударился и не мог встать. Дальше Светлана не стала слушать, а, быстро одевшись, выбежала из сауны, села в машину и поехала по больницам. Нашла его в городской больнице на окраине города. Мужчина сломал бедро ноги, которая была ампутирована по колено.
   Она подошла к кровати, села на стул, взяла его руку, её снова словно ударило током, и спросила:
   - Как тебя зовут?
   - Семён, - ответил он и отвернулся. Не зная, как поступить, женщина ещё немного побыла возле больного и ушла.
   Дома она не находила  себе места, не могла понять, что происходит, почему этот человек стал ей небезразличен. Два дня Светлана не могла выбраться в больницу, а когда пришла, то заметила, что Семёна никто не навещал. На тумбочке стояла пустая тарелка из-под какой-то каши, больничная постель сбилась.
  - Здравствуй, Семён, как дела?
  - Ничего, живу помаленьку, – неохотно ответил он и опять отвернулся, но на этот раз Светлана была настойчива, достала домашний бульон, сок, творог, фрукты.
  - Давай я тебя покормлю.
  - Я ел, - с безразличием сказал Семён.
  - Что ты там ел? Мужчина должен есть мясо.
Женщина взяла его за руку и осторожно потянула к себе, повернувшись, он посмотрел на неё и твердым уверенным голосом сказал:
  - Зачем тебе чужие проблемы? Уходи!
Но не в её правилах было оставлять человека один на один с бедой.
  - Давай, сначала поешь, а потом поговорим.Поделись,легче станет.
  - Уходи! Не о чём нам с тобой разговаривать.
  - Пока не поешь, не уйду, - сопротивлялась Светлана. - Не будешь есть, не поднимешься.
Семён взял кусок мяса,  съел его без соли и без всякого аппетита. Обидевшись, женщина выложила ему на тумбочку принесённые продукты и ушла. В приёмной узнала его адрес и поехала к нему домой.
   Долго стучала в железные ворота, за которыми лаяла собака. Потом стала кричать, но никто не отвечал, тогда Светлана позвонила в соседний дом. Вышла старенькая женщина, соседка показала, где за забором висит ключ, и добавила, что собака не достаёт до двери.
   Дом, в котором жил Семён, состоял из прихожей и одной комнаты, которая была поделена ширмой. На кровати лежала женщина, похожая на беспомощного исхудавшего ребёнка.
  - Здравствуйте. Можно войти?- почему-то шёпотом сказала Светлана.
  - Заходите, кто там?
  - Я от Семёна, он в больнице. - шептала девушка.
  - Знаю, мне звонили, - угасающим голосом произнесла женщина.
  - Что с вами? Вы больны?
Светлана прошла в комнату, перестелила постель, вымыла полы, сварила еду.
  - Спасибо, дочка,- послышалось из-за ширмы.
Она подсела к кровати умирающей женщины, посмотрела в потухшие глаза и попросила: « Расскажите мне о Семёне».
  Женщина говорила, плакала, потом долго молчала, затем снова начинала. Говорила, говорила, говорила, как в последний раз. Говорила о любви, о ненависти, о жизни и смерти…
   Светлана узнала что, Тамара, так звали мать Семена, ещё в юности познакомилась с красивым молодым Виктором. Он был старше её на восемь лет. Роман развивался стремительно. Были встречи, цветы, конфеты, шампанское и близость. Тамара тянулась к нему всей душой, была бесстрастна и наивна. Как заворожённая, смотрела ему в глаза. Затем Виктор исчез на все лето. А потом пришло письмо, в котором он писал, что осужден на семь лет. Тамара  уже ждала ребёнка. Убежав в сад, она прижалась к яблоньке и тихо заскулила, чтобы соседи не слышали.
   А в саду было так тихо, как будто деревья прислушивались к её плачу и не хотели мешать своим шелестом. Подул лёгкий ветерок, ласково прикоснулся к её лицу, смахнув горькие слёзы, а за ним налетел сильный ветер, поднял листья с земли, они закружились в хороводе и полетели в вихре танца. Зашумели деревья, сдвинулись тучи, сверкнула молния, поделив небо ломаной линией. Плечи плачущей Тамары вздрогнули от неожиданного грома. Разразилась гроза в природе и в душе девчонки, уже познавшей горькую женскую долю. Теперь её плач перешёл в рыдание, она упала на землю, прижалась  всем телом и хотела исчезнуть в ней навсегда, превратиться в маленький холмик. Но Бог не дал умереть ни ей, ни ребенку, который вывел Тамару из оцепенения, шевельнувшись под сердцем.

   Семён родился здоровым и красивым ребёнком. Бабушка с дедушкой баловали его, как могли.  Шли годы, Семён окончил школу и учился  в лётном училище. Сын безумно любил мать, которая больше и не пыталась устроить свою личную жизнь, обожал бабушку с дедушкой, но был ещё один человек – это Оля, девочка, которую он любил больше жизни. Отношения их были чистыми и нежными, потому что мама с бабушкой смогли привить Семёну уважение к женщине. Дело шло к свадьбе. Однако жизнь иногда делает такой крутой вираж, что трудно удержаться и не полететь под откос.

   Их машина перевернулась... И устремились  в необъятную высь две души, оторвавшись от тел. Они летели над жестоким миром суеты, несправедливости и лжи. Душа Семёна мчалась за Олиной. Им вместе было так хорошо, легко, они были счастливы. А там далеко внизу люди пытались эти души обуздать, поймать и вернуть на место. Потом Семён тысячи раз будет терзать свою душу за то, что она не захотела остаться с Олиной душой, а вернулась в его искалеченное тело. «Он ещё не знал, что вместе с Олей погибли дедушка с бабушкой», - закончила свой рассказ мать Семена.
   Эту ночь Светлана не спала, ходила по комнатам, курила и напилась, как сапожник. А утром помчалась в больницу.
   - Привет, больной Львов Семен Викторович! – выпалила она сходу.
   Но кровать, на которой он лежал, была пуста. Женщина побежала по коридору: «Боже, что случилось? Где он?»- мелькали вопросы. Светлана старалась отбрасывать плохие мысли, а они лезли и лезли ей в голову и в душу. Секунды ей казались годами, веками, вечностью.
Ворвавшись к главному врачу, она закричала:
  - Что с ним? Где он? Покажите мне его?
  - Прекратите истерику! - оборвал её крик мужчина в белом халате.
  - Я хочу его видеть Семёна, отдайте мне его! – она упала на диван. 
  Главврач склонился над ней и строго сказал:
  - Так нельзя себя накручивать, его увезли в операционную, ему сейчас нужна поддержка, а вы сами устраиваете тут концерт!
  - Доктор, он жив? Жив!
  - Да жив, жив, - уже ласково сказал врач.
   Всю неделю по утрам она кормила Семёна, меняла постель, растирала тело, а потом ехала к его матери – убирала, гладила, варила. Женщине нужна была сложная операция за границей. Они продали половину дома, но денег не хватало, вот тогда Семён, перешагнув через себя, снял протез, взял костыли и от безысходности пошёл просить деньги на Дордой.
   Семёна выписали из больницы через два месяца, а его мамы не было на этом свете уж вторую неделю. Светлана не знала, как и когда ему это сказать. Всю дорогу он молчал, что-то мучило его душу. Подъехали к дому, она достала ключ от ворот, помогла ему выйти из машины, подала костыли. Сама думала, что о смерти матери надо сказать до того, как войти в дом.
   - Семён,- начала она осторожно,- ты знаешь…
   - Знаю! Мне Саня «Веник » (так на Дордое прозвали разносчика напитков) вчера сказал, когда заходил в больницу к жене.
Сев на кровать, Семён упал на подушку, и Светлана видела, как дрожали его плечи, он не сдерживал рыдания, а она не успокаивала.

    «Боже, сколько ещё испытаний ты готовишь этому человеку, который стал мне близким, родным и необходимым», - думала Светлана, открывая дверь на улицу. Шёл снег. Снежинки мягкие крупные падали ей на лицо и таяли, капли вместе со слезами скатывались по лицу. Она не думала о времени, оно растворилось и улетело туда, откуда падал снег. Земля становилась белой. Два месяца Светлана не замечала изменений в природе, она как будто из лета сразу попала в зиму.
   - Света, зайди в дом, простынешь.
Первый раз за все это время Семён назвал её по имени.
   - Иду, - вздрогнув, сказала женщина.
    Она была старше его на пять лет. Ей уже двадцать девять. Что дальше…
В больнице Светлана  знала, что делать. Когда умерла мать Семёна, тоже знала, что кроме неё помочь некому. «А теперь? Что делать теперь?» - один за другим возникали вопросы в  голове, на которые она не находила ответов. Светлана взяла пальто, накинула на плечи и собралась уходить, как у самой двери услышала:
   - Помогите, если можете! – сказал мужчина, хотел улыбнуться, но не получилось.
   - Что? – от неожиданности Светлана оцепенела.
   - Свет, останься, мне сегодня нельзя одному.
   - Хорошо, я останусь.
    За ужином они, молча, выпили, поели то, что Светлана накануне приготовила. Сидели, не зная, о чём говорить. Потом она постелила ему за ширмой, а сама легла на кровать.
   - Расскажи мне о маме, - попросил Семён.
   - Давай не сегодня, - увернулась она от тяжёлого разговора, - потом поговорим.
   В комнате стало так тихо, что слышно было, как тикают часы на стене, как лают собаки и скрипит снег под ногами запоздалого прохожего. Спать не хотелось. Семён попытался встать, Света подошла к нему и подала костыли, но он взял её руку и поцеловал. «Спасибо тебе», - прошептал он и, притянув Светлану к себе, стал целовать её волосы, плечи, глаза и губы. Она отвечала ему тем же. Семён не походил на слабого и больного калеку, с ней рядом лежал красивый и сильный мужчина, который хотел обладать ею. Он походил на голодного, которому дали поесть. Страсть переполняла его душу и тело. Семён достиг желания стремительно и сильно.
   - Тебе хорошо?
   - Да! Да! – отвечала женщина.
   Прошла неделя, они перезванивались, Светлана иногда заезжала к нему после работы, какая-то тоска мучила её, что-то рвалось из груди и не находило выхода. Семён больше не просил остаться, не делал никаких попыток на сближение, а она не знала, как поступить. «Неужели – это любовь? - Подумала она. – А, может,  возраст поджимает, а личная жизнь не сложилась?".
   Да какая личная жизнь может сложиться, если ты привязана к Дордою. Встаёшь, когда почти весь город спит, транспорт не ходит, садишься в машину и мчишься на работу. Целый день на ногах.  А зимой тебя родная мама не узнает. Чтобы не замерзнуть, надо надеть обувь на пять размеров больше с носками из собачьей шерсти и войлочными стельками, а под куртку - сто одежек. И превращаешься из девушки в тётеньку. Кто положит глаз на такую «красотку». К концу работы думаешь только о доме, о тепле. Какая там личная жизнь? Выспаться и снова в бесконечную карусель вещевого рынка Дордой.  Он, как хищник пожирает твое время, высасывает силы, но надо работать, чтобы жить. Всего один день в году – это первого января, не работает  рынок, а второго снова тебя  закрутит, завертит и понесёт с новой силой в водоворот Дордоя. И надо выстоять, не сломаться, не проиграть, а как в шахматах просчитать свой ход и разгадать ход противника. Замешкаешься,  конкуренты не пожалеют тебя, а подтолкнут к пропасти, которая называется банкротство. У тебя нет никакой защиты, никаких гарантий, кроме своей головы и интуиции.
   Телефонный звонок прервал её раздумья, она взяла трубку и услышала ставший уже родным голос:
   - Света, ты можешь приехать?
   - Когда приехать, Семён?
   - Завтра, а, если не сможешь, то послезавтра.
   Она приехала на следующий день. Оказалось, он решил купить компьютер, свой Семён продал, когда нужны были деньги. Они поехали по магазинам, вместе выбирали компьютер, потом клавиатуру. Светлане было так хорошо рядом с ним. Дома они распаковали покупки, установили всё на столе. И она увидела, что Семён - компьютерный гений. Мужчина забыл обо всем, теперь существовали только он и компьютер.
   Тихо выйдя на улицу, женщина решила, что время всё поставит на свои места, и уехала в Китай за товаром. Кто хоть раз ездил на автобусе из Бишкека в Китайский город Джунхай  и проходил таможенный контроль, тот не сможет без содрогания вспоминать эту картину. За пять дней пребывания в Китае, она ни разу не вспомнила о Семёне.

   Прошло время, но Семен не звонил, и Светлана с головой ушла в торговлю.


      Как-то вначале зимы она провожала брата в Петропавловск. Объявили посадку на поезд Бишкек - Свердловск. И вдруг она увидела прихрамывающего человека, похожего на Семёна. Света окликнула его. Да, это был он. Семён подошёл к ней, поздоровался. Их руки соприкоснулись, и её снова пронзило током. Он уезжал в Екатеринбург на постоянное место жительства. Снова объявили посадку на поезд, к Семёну подошла молодая женщина с младенцем на руках и тронула за плечо.
   - Сёмушка, надо спешить,- ласково сказала она.
   - Это моя жена Оля. - Пояснил Семён.- Я познакомился с ней по Интернету. А это, - он взял на руки ребёнка,- наша дочка Светочка. А, если родится сын, мы назовем его Святослав. Я никогда не забуду тебя. Спасибо, что ты встретилась мне на пути.

   Состав медленно тронулся и, набирая скорость, проехал мимо Светланы, увозя с собой кусочек её жизни.
   Пошёл моросящий холодный дождь со снегом. Капли, как мелкие иголочки, неприятно кололи лицо. Наверное, она одна была благодарна этому дождю, потому что он смывал её слёзы, невольно хлынувшие из глаз. Светлане показалось, что и её жизнь, как этот поезд, проходит мимо.
   Вдруг  за спиной она услышала: «Помогите, если можете!».
Светлана обернулась и увидела мальчонку на костылях...
         


Рецензии
Татьяна, читал, читал и радовался за Семёна и Светлану. А ты вон как повернула - прямо вывернула душу наизнанку. Как у тебя так получается? Обычно я взял, прочитал, забыл. А здесь - взял, прочитал, проанализировал,задумался...Можешь ты тронуть душу. Как там у тебя - струны души.

Крутой Мачо   19.03.2010 09:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.