Русский флот и Гражданская война в США

(На иллюстрации: Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич)

Русский Императорский флот и Гражданская война в САСШ(I)

 Рассказ моего небольшого очерка затронет середину XIX века, и все хитросплетения мировой политики которые имели место. После Крымской войны 1853 – 56 гг. Российская Империя оказалась в очень затруднительном положении. По итогам войны был заключен так называемый Парижский мир, по которому Россия не имела права иметь флот на Чёрном море. К тому же, сразу после заключения мира русский флот стал активно реформироваться. Давно кочует миф о том, что де якобы у России был лишь деревянный флот, в годы Крымской войны. Тут всё не так. Паровые корабли были, но их число было очень мало и практического применения так сказать на просторах морских они ещё не прошли в широком понимании этого слова. Отдать должное за восстановленный русский флот мы должны Великому князю, генерал-адмиралу Константину Николаевичу, который занимал пост управляющего Морским министерством. При нём, за период с 1855 – 63 гг. было построено - 132 больших и малых винтовых судна, и только 5 из них были построены за границей. 
 Шли годы. В 1863 году в Царстве Польском вспыхнуло восстание антирусского характера. С первых же дней этого восстания правительства европейских держав заняли заведомо антирусскую позицию. Англия, Франция, Австрия, требовали от России прекратить действия по подавлению «мятежа», и даже создать реставрированное Польское королевство. Позволю себе небольшое отступление. Правительства этих стран видимо были очень «слепы», и, бросая упрёки в адрес России, толи не видели, толи забывали, как войска этих держав вели себя и подавляли мятежи в СВОИХ колониях. Англия в крови утопила индийское национальное восстание в 1857 – 59 гг., пыталась оккупировать Афганистан, часть Китая. Воюя с Китаем, Англичане просто-напросто вели себя как бандиты с большой дороги, украв даже женский наряд китайской императрицы и вывозя из Китая свободное население как рабов в свои колонии. Стоит напомнить, как в этом время вела себя Франция в Мексике и Алжире, при подавлении восстания Абд аль-Кадира. Как вела себя Австрия при подавлении венгерского восстания в 1848 - 49 гг., и во время национально-освободительной войны итальянцев за воссоединение. Так что не в благоденствии польского народа были заинтересованы дипломаты этих стран, а в интересах своих держав, ослабляя Великую Россию. Солидарную с Россией позицию заняла лишь Пруссия, барон фон Бисмарк отказался идти на конфронтацию с Россией т.к Пруссия сама владела значительной частью Польши.
  Ситуация была очень накалена, в воздухе пахло войной. Не имея флота на Чёрном море, и имея только строящейся на Балтике – Россия была очень слаба в отношении защиты побережий и морских границ. Десанты неприятеля могли высаживаться где угодно. Генерал-адмирал Константин в этом время был в Польше и на посту начальника морского ведомства его замещал адмирал Н.К. Краббе. Вот ему то и пришла смелая и гениальная мысль предотвратить войну путём одного хитрого морского манёвра. Дело было в следующем. В этом время в Северной Америке шла война между Севером и Югом. Англия и Франция заявили о своей поддержке Южных конфедератов. Из всех европейских держав одна Россия выступила в поддержку Северян. А значит, Россия могла использовать базы на западном и восточном побережье Северной Америке как базы для своего флота. Прямо угрожая судоходству, как англичан, так и французов. В те годы, когда ещё не было ни радаров, ни авиации, идея «крейсерской» войны в особицу для владычицы морей Англии звучала грозно. Несколькими судами могла быть нарушена вся система торговых маршрутов и увеличения фрахта за перевозки грузов. Идея крейсерской войны получит своё воплощение отчасти в Русско-японскую войну, эту тактику будет использовать Россия, хотя и не очень удачно, и во время Первой мировой войны, когда германские лёгкие крейсера-рейдеры такие как «Эмден», «Кёнигсберг», «Карлсруе» и многие другие, будут держать в страхе и оцепенении целые районы Мирового океана. Великий князь Константин и Император Александр II ободрили подобную идею действия флотом. И потому, было сформировано две эскадры. Эскадру Атлантического океана возглавил контр-адмирал Лесовский и в неё вошли следующие суда: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя» и корветы «Варяг» и «Витязь» и клипер «Алмаз». Местом дислокации на побережье Северной Америки должен был стать Нью-Йорк. Русские адмиралы справедливо опасались её перехвата англичанами, и потому вся предстоящая операция держалась в полном секрете. Из Кронштадта суда выходили поодиночке, якобы для смены отряда судов крейсировавшего у берегов Курляндии. У острова Борнгольма эскадру ждали два угольщика.  Выйдя в Северное море, она обошла, Английские острова с севера и направилась в Нью-Йорк.
  Местом дислокации эскадры Тихого океана должен был стать Сан-Франциско. В неё вошли следующие суда: корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик» и клиперы «Абрек» и «Гайдамак». Командовал эскадрой контр-адмирал Попов.  Экипажи на эскадрах были подобраны боевые, смелые и талантливые моряки, способные действовать автономно на торговых путях неприятеля, вдали от собственных баз снабжения. До последнего момента, дабы сохранить тайну, о назначении экспедиций от простых моряков скрывалась цель плавания. И эта мера была оправданной. Русские моряки совершили поистине чудо. Не имея ни баз снабжения, и имея на подготовку плавания всего месяц, они без потерь добрались до мест дислокации. Эскадра адмирала Лесовского прибыла в Нью-Йорк 24 сентября, 1863 г. эскадра адмирала Попова в Сан-Франциско 27 сентября. В Сан-Франциско над бухтой Золотые ворота гремели орудийные салюты, взлетали в небо фейерверки.  Газеты писали и о восторженном приёме русских в Нью-Йорке. Дело было сделано. Действия русского флота вызвали ошеломление в Лондоне, и англичанам, которые готовились к войне с Россией, теперь в спину угрожал русский флот. Увидев жёсткий ответ на ультиматум, Австрия тут же отказалась от своих претензий, и даже вызвалась помочь России подавить мятежи в Польше. Англия, было, послала в Россию ноту протеста, но это была уже фикция, и британцы вышли из лагеря «клеветников России», как в своё время обозвал данные страны А.С. Пушкин. А Франция не решилась объявить войну одна. Даже идея Наполеона Бонапарта III о созыве конгресса по польскому вопросу не вызвала сочувствия ни в Англии, ни в Австрии. 
  Конечно, потом скажут об Американо-Российском союзе, но прибытие русского флота в САСШ было продиктовано лишь интересами России, а не каким либо союзом, проще говоря, и Америка и Россия на тот момент «нашли друг-друга».  Несколько слов о пребывании русских моряков в Америке. В Сан-Франциско русские моряки, с корветов «Богатырь» и «Калевала» отличились при тушении ночного пожара, и делали это добровольно. Делали это наши моряки так самоотверженно, что американские газеты написали в последствие в первой полосе своих газет: «Русские военные моряки тушили пожар в порту так, словно готовились сражаться с англичанами на стороне северян…» Отличились тогда молодые гардемарины, будущие адмиралы русского флота Бирилёв, и прославленный в последствии адмирал Макаров. Командирам русских судов предписывалось «не салютовать и не признавать бумаги в порядке, кораблей мятежников-южан». В ответ американские власти заявили что «ценят дружбу России». Сразу после Гражданской войны в 1861 – 65 гг. узнав, о покушении на Императора Александра II американские власти отправили в Россию особый отряд в составе: монитора «Миантономо» и парохода «Августа» с депутацией, чтобы поздравить Императора с избавлением от опасности, и выразить благородность за поддержку Северных штатов. А русские суда ушли из Америки спустя почти год, когда утихли страсти вокруг Польши, и наметился перелом в борьбе Северян с Южанами в пользу первых.
  Конечно, могут сказать, что идея крейсерской войны это обыкновенное пиратство. И что нечего русским гордится. Но, а если посмотреть, как действовали те же союзники во время Крымской войны? Обстрелы монастырей и городов, побережий, захват торговых судов. Это если судить такое же пиратство.
  Русские моряки в середине XIX века показали, как нужно отвечать на ультиматумы. Только веские доводы дипломатов, подкреплённые силой могут подчас остудить «горячие головы» врагов, а не уступки. Уступки лишь разжигают наглость и побуждают противника брать больше. Думаю нашим политиками современности, есть, чему поучится у моряков прошлого. Отдали бы Польшу тогда, что дальше? Белороссия, Малороссия? Кавказ - Турции и Ирану? Среднюю Азию - Британской империи? Да, они бы были не прочь получить данные территории, обвинив ещё Россию в том, что она оккупировала де Казань и Астрахань. Так что, у тех, кто обвиняет Россию в «подавлении освободительных движений» на Кавказе, Средней Азии, Польше, нет на это никаких оснований, потому как сами они поступали в СВОИХ колониях подчас грубее, чем их предки варвары в отношении Римской империи на закате её могущества. И уже тем более чем делала это Россия в рамках своей государственности.
  Вот так, в кратком очерке мы осветили некоторые аспекты международных отношений в мире в середине XIX века. И показали в этом роль русского Императорского флота в целом, и генерал-адмирала Константина, сделавшего многое для его восстановления после Крымской войны в частности.   

Примечания:
I – В середине XIX века, не было названия США, а были Северо-Американские Соединённые Штаты.

Список использованной литературы:

1. История российского флота. – М.: Эксмо, 2008.
2. Шишов А.В. Адмирал Макаров: Помни войну. М.: Астрель, АСТ, 2003.
3. Бунич И.Л. Корсары кайзера. – М.: Яуза, Эксмо, 2008.


Рецензии