Рассказ Интеллигент

                Интеллигент

     Коренной израильтянин, увидев тебя в длинном коридоре водолечебницы, где я какое-то время работал в качестве физиотераписта, вместо того, чтобы спокойно подойти и тихо поздороваться, начнет во все горло кричать издалека:
     -Владимир (с ударением на последнем слоге, никакие попытки исправить ударение не помогают), как дела? – Тут же следует подсказка,- Все в порядке? (кому хочется слушать перечень твоих проблем?) - Замечательно!
     Этот громогласный ритуал предшествует началу любого общения, продолжающегося также на полностью включенной мощности звука. Израильтяне даже дома, в семье не говорят, а кричат. Все наши соседи - сабры (коренные жители), и мы с точностью до минуты можем сказать, в котором часу они просыпаются. Причина, вероятно, кроется в каком-то дефекте слуха.
     Таким же оказался и мой следующий пациент, оповестивший о своем приходе сразу все закоулки лечебницы. Это не было для меня неожиданностью, а вот следующие его действия вызвали некоторое недоумение. Сев на стул, он вынул из пакета чистый носовой платок и стал тщательно протирать межпальцевые промежутки стоп. На вопрос, с какой целью он это проделывает, последовал ответ, суливший много интересного в последующем общении:
   - Я – интеллигент, и знаю, что на машаз (это массаж) нужно приходить с чистыми ногами.
   -Тогда тебе следует покупать в буфете небольшую бутылочку минеральной воды и использовать ее во время этой замечательной процедуры.
     Совет был принят, и мы приступили к сеансу массажа, во время которого он, на правах хозяина дома, благосклонно интересовался, когда я приехал в Израиль, где живу и т. д., нисколько не заботясь тем, хочу ли я вообще разговаривать. Все, о чем он спрашивал, входило в комплекс стандартных вопросов, который задавали все, без исключения, коренные жители страны приехавшим, демонстрируя, таким образом, свое непосредственное живое участие и внимание к их судьбам. Мне, порой, очень хотелось до того, как посыпятся эти вопросы, самому перечислить подряд все ответы, дабы избежать нудного и неинтересного общения.
   - Скажи, Владимир (В Израиле все на «ты», что, порой, даже коробит), а как ты стал машазистом?
   - Однажды в детстве увидел в каком-то фильме, как один человек трет тело другому, и понял, что это то, что мне нужно. Вся дальнейшая моя жизнь была посвящена осуществлению этой цели. После окончания обычной школы я поступил в школу массажа и потом всю жизнь занимался только этим.
     Он долго хвалил меня за такую целеустремленность; ему ли, как интеллигентному человеку, было не понять, чего стоят такие усилия. Затем наступила пауза, и он, вероятно, под благотворным воздействием массажа и приятной тихой музыки, льющейся из динамиков, затих. Потом серьезно произнес:
   - Хорошая музыка, Это пятый концерт Шопена.
   - С чего ты взял?
   - Знаю.
     Думается мне, эти слова были вызваны маленьким событием, свидетелем чему он был накануне. В коридоре лечебницы я встретился с одним знакомым, бывшим полковником Армии Обороны Израиля, и поблагодарил за подаренный диск с записью первого фортепианного концерта Шопена. Теперь моя довольно симпатичная сорокакилометровая дорога на работу и обратно окрасилась в новые цвета настоящей светлой музыкой. Наш герой был свидетелем этого разговора и решил, вероятно, слегка приобщиться к культуре и проявить глубокое знание предмета. Вот только с номером концерта он ошибся, не обратив внимания на слова моего знакомого о том, что из двух концертов, написанных композитором, первый, без сомнения, наиболее интересный.
   - Это не пятый концерт. У Шопена их всего два. Кроме того, должен тебя разочаровать, к этой музыке Шопен не имеет никакого отношения. Ты не поверишь, ее написал вообще не композитор.
   - А кто же тогда?
   - Просто этого человека нельзя назвать композитором, потому что основная его работа другая, но талантливые люди талантливы во всем. Эту музыку для своего фильма написал Чарли Чаплин, ты знаешь такого?
   - Конечно, знаю, а вот тебе откуда это все известно?
   - Видишь ли, когда я учился в школе массажа, то наши преподаватели, предвидя возможные встречи своих учеников с пациентами – интеллигентами, вроде тебя, старались расширить наш кругозор, чтобы в разговорах с ними мы могли себя чувствовать на равных. Посещение Московских музеев, художественных выставок, театров и концертов настоящей серьезной музыки входило в обязательную программу обучения. Но, видать, наши отцы-воспитатели где-то перестарались, и наша подготовка несколько превысила объем знаний некоторых интеллигентов. Поэтому я тебе настоятельно рекомендую при дальнейших встречах с массажистами из России рта не раскрывать, иначе они не поверят, что ты – интеллигент.
     Я смотрел вслед удалявшейся по коридору фигуры моего пациента и почему-то подумал, что ему, наверняка, на этом свете живется легко.


Рецензии