Красоту спасет Добродетель

В программе "Треугольник" в гостях у Лики Кремер и Тани Геворкян был галерист Марат Гельман. В ответе на один из вопросов он между прочим выразил один фундаментальный принцип эстетики: "Вкус каждого человека это не ключ понимания им искусства и красоты, а наоборот замок". То есть, по мнению М. Гельмана, субъективность восприятия человеком эстетического объекта есть замыкание гнозиса на самом себе, на своей индивидуальности. Задача же подлинного ценителя через свою индивидуальность познать всеобщность идеи эстетического объекта, то есть вкус должен преодолеть свою субъективность и только тогда он будет "ключом" для понимания красоты. То есть по меткому вопросу Т. Геворкян - как же отличить произведение искусства от "хулиганского перфоманса" ответ был следующий: "Инопланетяне если увидят на планете земля сверху "постановку войны", и саму войну, не смогут отличить, также и тот человек у кого "замок" есть формат его вкуса, тот не сможет быть подлинным ценителем, так как не отличает настоящего от подделки. Интересно что настоящее в данном примере аморально, зато подделка наоборот добродетельна. Таким образом, антиномией принципа М. Гельмана есть то, что подлинная красота произведения искусства и есть всеобщий ключ который может раскрыть код замка субъективного вкуса.

Если исходить из положения что прекрасное есть нечто единственно в своем роде, то есть единство уникальности и всеобщности в произведении искусства, как в части бытия просматривается все бытие, вся вселенная, история, словно в клетке человека весь человек, то положение о двойной автономии вкуса неверно (ведь ключ и замок это два полюса субъективности, принцип автономии воли грубо переносится на автономию вкуса). Предпосылка что прекрасное формируется индивидуальностью, и что только разгадав код индивидуальности, можно созерцать объект в целостности кажется неверной. Искусство не есть тайна, код, ускользание очевидности, стремление снять через искусство целесообразность природы (которая дана в созерцании возвышенного в ней), есть не больше чем лишь отрицание красоты как таковой. Сначала "искуство ради искуства", потом "искусство ради ничто". В целом это вполне закономерный регресс эгоизма вкуса в самоотрицание, подобные процессы происходят и в мышлении (ego cogito sum), и в религиозном гнозисе - буддизм, где абсолют есть Ничто, и явление прибавочной стоимости как активное ничто в финансах капиталистического общества есть самоуничтожение экономики себя через явление инфляции и т.д. Эти тенденции самоуничтожения есть вполне закономерный онтологический процесс, и поэтому развитие и распространение постмодернисткого искусства в России вписывается в общую картину хода всемирной истории. М. Гельман говорил о создании площадки в Перми (интересно что благодатная почва для этого сеятеля Ничто есть тяжелое социальное прошлое и настоящее Перми - индустриального, северного города с высоким уровнем преступности и уголовной ментальности (что не есть само по себе так плохо, как то, что очень удобно развратить эту ментальность еще больше)), в других городах, областных центрах создаются "площадки" инноваторов и провокаторов от искусства. Это явление на фоне кризиса целей, производства печальное впечатление, ведь искусство должно воодушевлять и воспитывать в людях нравственное чувство (если исходить аксимы что прекрасно то, что добродетельно), а не склонять его к эгоизму и к либерализму во вкусе. Творчество это прежде всего, феноменологическая дедукция трансцендентного, то есть делание из актуальной вечность для созерцания, и закодированная рассудочность, схематизм перфоманса, рассчитанная на случайность, на плюральность интерпретаций, на деконструкцию соборности непосредственности восприятия прекрасного, на деконструкцию Духа в гармонии, в результате конечно ломается гармония становления красоты в созерцании, но не Дух, который трансцендентен для конечного рассудка.

Таким образом, эстетика предлагаемая современным искусством, есть прежде всего онтологический момент виртуального самоуничтожения общества, но так как тотального самоуничтожения произойти не может, не может произойти свертывания бытия в ничто, из-за первичности первого (почему это так, это предмет рассуждения выходящий за пределы этого поста), то и современное искусства для вынуждено наполнять себя положительным содержанием, а именно иронией и копированием классических шедевров. Безусловно "современное искусство" это термин обозначающее направление в искусстве, конечно не имеется ввиду то вечное и прекрасное что создается современными творцами вне направления которое обозначается "современным искусством". Безусловно эти творцы творят не ради "лейтенанстких цен" в галерее того же М. Гельмана. Но нельзя противостоять тому что завтра возьмет твои методы на свое вооружение и скопирует тебя.


Рецензии