О некоторых фильмах

    О  НЕКОТОРЫХ  ФИЛЬМАХ

   Заметки о хороших фильмах


«ВСЕ  О  МОЕЙ  МАТЕРИ»
Режиссер – Педро Альмодовар, 1999 г.

   Так в чем же она заключается, эта самая «женская аутентичность»?
   В материнстве и заключается.
   Мужчина может накачать себя силиконом и превратиться в женщину, он может даже стать великой актрисой, как Ума, но детей рожать ему не дано.
    Помощница Умы Нина – наркоманка и полное ничтожество, но она вышла замуж и родила ребенка. Толстого, уродливого, - но Ребенка! И вот она уже переходит в другое качество, недоступное Уме, - она становится Матерью!
   Автор упоминает фильм Д. Макевича «Все о Еве» (все о женщине как о Женщине), видимо, намекая нам, что название его собственного фильма следует понимать как «Все о Богоматери» (все о женщине как о Матери). А Богоматерь является здесь сразу в двух лицах:
    Мануэла – это Богоматерь уже потерявшая сына, отдавшая его сердце людям, и идущая в этот грешный мир, чтобы спасать чужих детей.
    Роза – это совсем молоденькая Дева Мария, которая только-только забеременела от непонятного существа, не то мужчины, не то женщины. Кто ей поможет?
    От мужчин в этом фильме мало толку. Они либо беспомощны, как отец Розы, либо жестоки, как герой пьесы «Трамвай Желание» Стенли, либо слишком заняты своими удовольствиями, как Лола.
    Лола всю жизнь безнадежно мечтает о ребенке, упуская возможность стать хорошим отцом двум своим родным(!) сыновьям.
    Так что же, мужчины совсем забыли о СВОЕМ предназначении, комплексуя из-за невозможности исполнения чужого? Не на это ли намекает П. Альмодовар? Не этим ли возмущен?
    Вы настоящий Рыцарь, сеньор Альмодовар, настоящий Кабальеро!
    Кто же еще защитит в этом жестоком мире женщину-мать как не Мужчина?
    Что мог сделать для своей матери сын Мануэлы? Он собирался написать о ней книгу.
    Что мог сделать для своей матери режиссер П. Альмодовар? Он снял этот фильм.


«ЮРЬЕВ  ДЕНЬ»
Режиссер – Кирилл Серебренников, 2008 г.

    Все очень просто: сын бросил мать.
    Она ему больше не нужна. И Родина не нужна. И вообще, все надоело. Захотел «раствориться в воздухе» - и растворился.
   Много их таких. Бегут - кто в монастырь, кто в преступный мир, не задумываясь о своих близких. Видимо, время сейчас такое, что можно все бросить и уйти. Сплошной Юрьев день на дворе.
   Такие вот «сыны Отечества».
   А ведь народ – это не женщины. Народ – это мужчины!
   Наше общество устроено так, что женщина не может продлять свой род. Она продляет род мужа. Стало быть, все эти понятия – Племя, Нация, Народ – это понятия мужские. Мужчинам за них и отвечать.
   А женщины?  А женщины – они, как электроны в кристаллической решетке металла, - они переходящи. (Мужчины же – ядра этой решетки.)
   Какая чудесная галерея мужских образов представлена в фильме, начиная с завсегдатаев рюмочной (на месте родного дома главной героини) кончая…, да, в общем, всеми остальными…
   Хозяйка туберкулезного отделения смотрит на своего мужа-очкарика и кричит в голос от ужаса. От того, что кругом «одни крокодилы плавают»…
  Мрачноватую картинку рисует автор…
  А, может быть, сами женщины во всем виноваты? Распустили мужиков своей терпимостью, мягкотелостью, вместо того, чтобы взять – и в лицо кипятком. (Брр…)
   Обсуждать поступки главной героини не стоит - бедная женщина абсолютно «не в себе».
   Она сама уже почти «растворилась в воздухе».
   Одна надежда у нее и осталась…
 

«ДИКОЕ  ПОЛЕ»
Режиссер – Михаил Калатозишвили, 2008 г.

    Тысяча девятьсот девяносто четвертый год…
    Вся страна похожа на одно большое дикое «Гуляй-поле»…
    Кто мы? Чьи мы?… Хоть бы война, что ли, началась, чтобы понять, где оно, Государство. Есть еще или уже нет? Нужны ли мы ему?
    Похоже, что мы уже никому не нужны…
    В маленьком степном селении люди отчаянно пытаются выжить.
    У них есть милиционер. Защитник. Он уже не от Государства милиционер – он уже от народа милиционер. От этой горстки сельчан милиционер.
    Но один в поле не воин.
    А он и не один. С ним его народ. И среди земляков всегда найдется смельчак, который в нужное время придет на помощь и в нужное место бросит гранату.
    А еще у них есть врач. Их Ангел-хранитель. Его хижина маячит где-то на отшибе, не давая угаснуть последней надежде. Хотя, что он может сделать без лекарств, один?
    А он и не один. С ним его народ. И среди земляков всегда кто-нибудь да поможет мудрым советом (подскажет, как мертвого после удара молнии оживить), или кровь для раненого сдаст.
    Так вот и выживают. Один за всех – все за одного.
    А иначе как?
      

«ЗАЛЕЧЬ  НА  ДНО  В  БРЮГГЕ»
 («In Bruges»)
Режиссер – Мартин Макдонах, 2008 г.

   Это фильм о Карликах.
   О нравственных Карликах, о моральных уродах, коим, несомненно, является Гарри.
   А кто же Рей?
   Он чувствует, что в нем что-то не так, смутно осознавая свое уродство, и ему все время хочется приставить пистолет к виску (ведь «карлики часто кончают жизнь самоубийством…»).
   Он пытается анализировать «принципы», по которым живет, видимо, сомневаясь в их правильности, но собственная недоразвитость и нравственная слепота не дают ему возможности разобраться в них.
   Добрый старина Кен посмеивается над принципами Рея («женщин бить нельзя, но если они вооружены бутылкой - то можно», «американцев бить можно и нужно», «заказное убийство – это работа, а случайное – преступление» и т. д.), ведь сам Кен пытается жить совсем по другим правилам – по тем, которым уже две тысячи лет…
   А вот принципы Гарри тверды, как скала («убил ребенка – умри сам» и т. п.). Неизменны. Карлики же не изменяются, не растут.
   На своих тупых принципах он и погорел в конце фильма, не сумев отличить ребенка от карлика (погорел, кстати, в окружении персонажей картины Босха о Страшном суде). А то, что, убивая Рея, он убивает «ребенка», ему в голову не пришло.      
   Кто же, все-таки, Рей? Карлик или Мальчик, который еще может вырасти?
   Кен верит в него и пытается спасти, но собственные грехи не дают Рею вырваться из Брюгге.
   Что же это за место такое, Брюгге? Ад это или Рай, или Чистилище?
   Это город в Бельгии. Просто маленький город в Бельгии.
   Когда-то Гарри смотрел на него восхищенными глазами семилетнего мальчика, и старый Брюгге казался ему сказкой…
   Увы, Рей в своем развитии не достиг и семилетнего уровня. Кажется, он не способен любить что-либо. И ничего святого для него нет.
   Но вот что-то странное случается с ним в Брюгге.
   Оказалось, что он все-таки способен любить.
   Он встретил девушку, и случилось чудо. В нем стали происходить перемены. Старина Кен, похоже, был прав, - Рей не безнадежен…
    Эх, чуть бы подольше пожил – и ему бы Брюгге Раем показался…
    Да и как в таком жутком городе жить без Любви? Время в нем словно застыло. Жители его похожи на роботов – ни обидеть их, ни напугать невозможно (как хозяйку гостиницы, к примеру). Художники здесь вдохновляются страшными образами из своих болезненных сновидений (как Иероним Босх, например). Ад какой-то…
    Любой город без Любви – Ад.
    Наверное…


«ИЗГНАНИЕ»
Режиссер – Андрей Звягинцев, 2007 г.

   Пересохший ручей – главный образ фильма.
   В этой семье «пересох» мужчина. Пересох, зачерствел душой. И женщина рядом с ним умирает от жажды.
   Но, вот, проносится над источником буря. Страшная буря с громом и молнией. И ручей наполняется водой и бежит к дому…  Но поздно. Дом уже заколочен. Там уже никто не живет… 
   Женщина спровоцировала эту бурю. Чтобы душа ее любимого ожила, наконец. Чтобы из его сухих глаз пролились спасительные слезы.
   И вот уже эта история перерастает из просто истории об Иосифе и Деве Марии (которая уже имела в чреве своем) в историю об искупительной жертве Христа. Не зря главная героиня говорит Его словами (обращенными к Иуде) «Что задумал – делай скорее».
   Женщина приносит себя в жертву. Ведь, если муж не изменится, ей все равно не жить…
   Ах, как бы ей хотелось душевной близости с любимым! (Вот друг Роберт всегда ее выслушает и поймет. А собственный муж – как чужой.)
   Способны ли мужчины на жертвы ради семьи?
   Да, в фильме показано такое семейство.
   Отцу трех дочерей иногда приходится нелегко, но в их доме живет Любовь, она-то и помогает преодолеть все трудности.

   Действие фильма происходит в какой-то чужой стране, в которой запрещены аборты.
   Ведь у нас эта история выглядела бы совсем по-другому.


«ПРОСТЫЕ  ВЕЩИ»
Режиссер – Алексей Попогребский, 2007 г.

    Приходит как-то муж домой от любовницы, а жена ему говорит: «Дорогой, ты мечтал о сыне – будет тебе сын. Я беременна». Муж отвечает: «Ничего страшного. У меня друг здорово делает аборты. Я его попрошу – он и тебе сделает».
    Главный герой  ХОТЕЛ  УБИТЬ сына,  НО  НЕ  УБИЛ.
    Почему?
    Пацану повезло. Его сестра вышла замуж и переехала к мужу, освободив жилплощадь.
    Сестре тоже повезло. Папа  ХОТЕЛ  УБИТЬ  зятя,  НО  НЕ  УБИЛ.
    Почему?
    Зятю повезло. Будущий тесть выпил лишнего и просто не смог его добить (за что – непонятно).
    А старичка актера он  МОГ  УБИТЬ,  НО  НЕ  УБИЛ, только обворовал.
    Почему?
    Потому что его тогда  СОВЕСТЬ  БЫ  ЗАМУЧИЛА!


«БЕОВУЛЬФ» (анимационный)
Режиссер – Роберт Земекис, 2007 г.

   Действие скандинавского эпоса, по мотивам которого снят фильм, происходит в 5-6 веках н. э., но в самых первых кадрах дата указана весьма точно – 507  год н. э.
   Если вспомнить, что фильм вышел на экраны в 2007  г., сразу становится ясно о каком времени пойдет речь. Тем более что погрязший в разврате двор короля Хротгара, кое-что очень сильно напоминает. Да и ничего за эти 15 веков особо не изменилось. Золотой кубок, похоже, так и кочует из рук в руки, и среди современных богатырей тоже не найдется Героя, способного одолеть Демона собственной похоти. Как следствие – брошенные дети, которые вырастают в Чудовищ, и мстят своим отцам за свое сиротское детство. Потому что они хоть и Чудовища, а тоже хотят хоть немного родительской любви. И никакие боги не защитят от этой страшной мести, ни старые, ни новые...
   Чем наказан Беовульф за свою слабость?
   Бесплодием.
   Страдает он от этого?
   Похоже, не очень.
   Страдает его любимая, которая ни в чем, в общем-то, не виновата.
   Все как в жизни, хоть и сказка…


Рецензии