Выпуск 5. Шесть ошибок начинающего сказочника

Статья для рассылки "Как написать сказку".

Полагаю, этой статье место в другом разделе - в ближайшее время я ее перемещу. Но поскольку написанное имеет отношение к сказкам и сказочникам, размещаю здесь.

------------------------------------------------------
Шесть ошибок начинающего сказочника
------------------------------------------------------

Развивая талант сказочника, я делал множество ошибок. Вероятно, вы тоже будете их совершать, даже если я предупрежу о них заранее. Тогда зачем нужно рассказывать? А затем, чтобы столкнувшись с трудностями, вы не впадали в уныние, а чувствовали себя уверенно. Ведь ошибки совершают все, и это нормально. «На ошибках учатся» - несколько заезженная, но вполне верная фраза.

Итак, шесть ошибок начинающего сказочника:

1. Большое произведение без плана.
Однажды пришло вдохновение, и я принялся сочинять сказку. Пол дня писал, потом сделал небольшой перерыв. Вернувшись к работе, я перечитал то, что получилось – и это мне совершенно не понравилось. Вроде бы написал много, но получилось слабо, неубедительно, много лишнего.
Теперь, сочиняя сказки, я, как правило, начинаю с плана, и стараюсь представить, как будет выглядеть мое произведение в миниатюре. Если идея миниатюры нравится, то, скорее всего, сказка тоже получится интересной. Кстати, это одна из причин, по которой я рекомендую моим читателям освоить жанр сказки-крошки.
Большое произведение начните с плана, а сказку – с миниатюры.

2. Заданная концовка.
Некоторые сказочники делают так: придумывают начало и конец сказки, а потом пытаются придумать недостающую середину. В чем тут ошибка? Представьте, что у вас есть гречневая крупа и молоко. При этом вы хотите приготовить из этих продуктов манную кашу. Будет довольно сложно свести концы с концами – это может стать причиной творческого ступора. Кроме того, заданная концовка – это барьер, который вы поставили на пути вашего воображения.
Дайте волю воображению – оно придумает лучшую концовку!

3. Красиво... но без смысла.
Какой бы нарядной ни была придуманная вами сказка, красота не заменит смысл. Идея сказки может заключаться в размышлениях или поступках героев и последствиях этих поступков. Чтобы сказка цепляла читателя, необходимо действие, конфликт, проблема и ее преодоление. В противном случае, произведение получится слабым.
Даже художники стараются рисовать картины со смыслом.

4. Выпячивание морали.
Когда автор желает во что бы то ни стало донести понравившуюся ему мысль - это другая крайность. Выпячивание морали может испортить впечатление даже от самой замечательной сказки. Пусть мораль в сказке будет тихой и ненавязчивой.

5. Застрял...
Бывает так, что сочиняешь сказку, и вдруг наступает творческий ступор. То, что написал не нравится, а как исправить – не знаешь. Это нормально. Не вымучивайте себя, оставьте произведение на потом. Сделайте паузу, придумайте другую сказку, а к этой вернетесь через неделю, месяц или год – как получится. Сказку «Принцесса-снежинка» я написал с третьей попытки. Это неважно – главное, чтобы результат был по душе.
Иногда сказке нужно дать время, чтобы она «дозрела».

6. Страх неудачи.
Страх потерпеть неудачу может проявлять себя в разной форме: неуверенность, боязнь критики, разочарование в своих способностях из-за того, что сходу не получается. Я видел, как начинающие сказочники поддаются этому страху, и в результате перестают заниматься творчеством. Это очень серьезная ошибка, и поэтому я остановлюсь подробнее на том, как бороться с этим страхом.

Как преодолеть страх неудачи

>> «Никогда у меня так не получится».
Так говорят самокритичные люди, сравнивая свои первые пробы с произведениями любимых писателей. Почему-то люди забывают, что талантливые люди не всегда были талантливыми. У них тоже были первые пробы, первые удачи и неудачи. Знаете ли вы, сколько неудачных проб было у Стивена Кинга перед тем, как его начали печатать?
Поначалу талант – это семечко, и чтобы вырастить из него дерево, нужны время и усилия. А пока бессмысленно сравнивать маленький росток с большим цветущим деревом. Вот и не сравнивайте. Все равно дерево вашего таланта будет отличаться от всех других.
Соревнуйтесь сами с собой. Сказка, которую вы придумали сегодня лучше той, что была вчера. Какую сказку вы придумаете завтра?

>> «Не получается. Кажется, у меня нет таланта».
Позиция «либо у меня сходу получится что-то сносное, либо я и пробовать не буду» - это просто проявление вашей гордыни. Вы действительно думаете, что начнете писать, и у вас сразу же начнет все получаться? Думаете, так бывает?
Разумеется, если ваше творчество приносит вам лишь разочарование, то заниматься им бессмысленно. Но достаточно часто разочарование наступает в результате надуманных причин. Например: «У меня в голове есть представление, что сказка должна быть красивой и душевной, а у меня все больше получается нечто больше похожее на притчу, чем на сказку. И, поэтому, я перестаю заниматься сказками».
Друзья, не забывайте, жанр сказки чрезвычайно разнообразен. Сочиняйте сказки, которые вам ближе. Сказки мыслителей ничем не хуже красивых волшебных сказок. Если же вы непременно хотите научиться сочинять красивые сказки – что ж, замечательно. Пробуйте, учитесь. Только не забывайте, что вы в самом начале пути. Цветущее дерево не вырастет из семечка за один день. Но проблема не в семечке – а в ваших завышенных ожиданиях!
Наберитесь терпения. Научитесь радоваться даже небольшим успехами.

>> «Чужие замечания (даже если они глупые) выводят меня из себя. А еще меня задевает, когда люди не обращают внимания на мое творчество».
Знаете, у вашего творчества есть по крайне мере один заинтересованный читатель – это вы. В первую очередь мы творим для себя, потому что творчество от души приносит человеку радость. Проблемы начинаются, когда писатель пытается объективно оценить результаты своего творчества.
Когда человек не верит в себя, он начинает искать поддержку у окружающих. Он разрешает себе радоваться только если другие его хвалят, и испытывает страдания, когда его критикуют по любому пустячному поводу. Человек настолько не уверен в себе, что запретил себе иметь собственное мнение. В душе таких людей живет строгий внутренний цензор, который внушает им мысль о собственной бездарности. Так радость творческого процесса омрачается страхом критики внешней (а на самом деле – внутренней).
Друзья, нельзя творить от души  «из под палки». Либо вы сумеете поставить своего внутреннего цензора на место, либо вам действительно не стоит заниматься творческим трудом. Компромиссы вроде писать в стол - не в счет. Я надеюсь, вы уже почувствовали, как это здорово творить – и осознаете, что можете потерять, если пойдете на поводу у страхов.
Как бороться с «внутренним цензором»? А вы не боритесь с ним. Когда у вас появляются мысли – мол что ты делаешь, у тебя нет никакого таланта, и все равно ничего не получится, над тобой будут смеяться и т.п. – соглашайтесь. Да, пускай у меня нет таланта, пускай ничего не получится. Но я делаю именно то, что хочу делать, и получаю от этого удовольствие. А что из этого получится – время покажет.
Это вовсе не призыв к графомании. Графоман – это несостоявшийся ремесленник. Графоман пишет много, но плохо, и непонятно для кого. Я же призываю – пишите для себя, пишите от души.


------------------------------------------------------

Вопрос сказочникам - с какими проблемами вы сталкивались в самом начале, и какие ошибки совершали?


Рецензии
Сказки пишу давно, мне почти ничего не надо выдумывать, все сказки- наблюдения из жизни с толикой фантазии. Трудность лишь в умении остановиться,детские сказки пишу, а получаются большие, для взрослых.
С интересом читаю Ваши маленькие сказочки, учусь краткости.
С уважением

Зоя Кудрявцева   26.07.2010 11:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя. Я тоже большиннсвто сюжетов беру из жизни.
Успехов вам! :)

Сергей Сергеевич Трубников   26.07.2010 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.