Свобода и рабство. Часть 2

      Если каждый человек несет свое поручение, то каждый может быть не покинут помощью. Так оно и есть. Но можно представить себе огорчение и печаль руководителя, когда он видит, насколько его советы отвергаются. На каждом перекрестке можно усмотреть борьбу между мудростью руководителя и легкомыслием путника. Именно на самых малых делах будет проявлена свободная воля, и руководитель должен печально преклониться перед этим непреложным законом. Но в Братстве не может быть такой губительной борьбы, ибо все основано на взаимном уважении.

      Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества. 
Учение Живой Этики, Братство, 569

      Наступает Эра Огня. Эра свободы от всех видов рабства. Самое страшное из всех видов рабства – рабство духовное. Искажение религий породило его. Мой Меч, принесенный на Землю, разрубит все цепи, сковавшие дух. Я свободу народам Несу.

      Человек, крепко привязанный к Земле, подобен каторжнику, прикованному цепью к тачке. Каждая цепь состоит из звеньев, и на каждом звене можно различить четкую надпись, чем именно и как связывает она человека. Хорошо рассмотреть эти надписи, чтобы знать, чем и как связан дух и что и какое звено требуется разбить прежде всего. Не довольно ли рабства у своих недостатков, так крепко привязавших сознание к Земле. 
Грани Агни Йоги, т. VI, 225; т. VIII, 6

       …Преступное безумие захватчиков не имеет никакого оправдания. Толкающие весь мир на изобретение лишь средств для омерзительных разрушений и преступлений, истинно, не заслуживают имени людей.

      Но пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут осознаны миры надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека, и великое служение общему благу останется в пределах отвлеченности.

      Но не возопиет дух человека и не обратит взора к Высшему Водительству, не пройдя через все ужасы бедствий и катаклизм, вызванных его же безумием. Именно, в этом безумии страшного разъединения и нетерпимости, и отказа от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений, периодически посещающих нашу злосчастную планету.
  Письма Елены Рерих, 31.7.1937 

СВОБОДА И РАБСТВО (2)
(Из Посланий Учителя Света)

     Было бы лучше, если бы люди думали не о том, что их окружает в данный момент, но о логических следствиях их душевного состояния, в котором они находятся. Есть цепь причин внешних, материальных, и цепь причин духовно-психических – каждая в своей сфере. И та и другая протянуты в будущее. Из разных металлов цепи бывают и разного качества. Есть цепи счастья, соединяющие с прекрасным будущим, и есть цепи позора и рабства, удерживающие дух в оковах тьмы. И те и другие куются рукой человеческой. Страшнее духовные цепи. Железные можно спилить. Но как снять с духа оковы, сковавшие душу? Платон их называл «поврежденные» души. Кто сосчитал, сколько их? Не от них ли несчастья в мире? Так, среди самых возвышенных мыслей полезно подумать о том, как помочь тем, кто во тьме пребывает и тяжко томится без Света.

      Друг Мой, осознать цепи материального мира можно, только почувствовав всю их тягость и невозможность, даже их сбросив, освободиться от всех условий плотного мира. Пока в теле, живем в нем, в этом мире, и вынуждены нести на себе его ограничения и особенности. А чувствительность, между тем, возрастает, и обостряются чувства. Удерживать равновесие трудно необычайно, но нужно, ибо как же иначе охранить сознание. Те, кто не удерживается, отпадают и уходят туда, откуда пришли. За примером ходить далеко не приходится. Печаловаться слишком не будем. Наша забота о том, как бы не подпасть под магнитную власть настоящего. Ведь есть понимание преходимости текущего часа, а изоляции сознания от воздействий его нет. Отрешение от себя заключает в себе еще и способность отрешаться от вибраций среды окружающей. Ее сопротивление свету, горящему в сердце, настолько сильно, что порой угашает свет сердца или, вернее, закрывает его. Но знает пловец, что, хотя и далек берег, он доплывет, и волны, скрывающие его за своими гребнями, все же преградой не станут, чтобы достичь. Пловец доплывет.

      Победитель себя торжествует над условиями плотного мира, каковы бы ни были они. Если все в духе, то дух над всем. Так, не имеющий ничего своего есть все вместивший и право имеющий на владение всем. Но почитающий что-либо своим замыкается в орбиту вещей, которые считает своими, и пребывает в круге их замкнутости, тем исключая себя из сфер беспредельных возможностей духа. Как лучше объяснить, что собственность есть цепи на духе, ибо сознание связывает себя и окружает себя вещами, ему принадлежащими. Собственник ярый, имеющий большое хозяйство, землю, скот и дома и много различных вещей, столь нужных в хозяйстве, и постоянно думающий обо всем этом и ни о чем больше, окружен мысленными образами или астральными двойниками этих вещей и предметов, как кольцом, в сфере которого, и живет. Не зная того, что вещами можно владеть, но не считать их своими, он, умирая, уносит в себе свою незримую собственность и в окружении ее пребывает, связанный ею по рукам и ногам и, благодаря этому, не имеющий возможности выйти из этого круга и приблизиться к свободе Надземного Мира. Не только движимая или недвижимая собственность, но и собственные привычки, слабости, пороки и личные малые привязанности привязывают дух к объектам, связывающим его свободу, и лишают его безграничных возможностей внеплотного существования.

      Человек, чем-либо связанный в своем сознании на Земле, остается связанным тем же и в Мире Бестелесном, ибо связанность и освобождение в духе. Будем рвать на Земле эти цепи, упорно, каждодневно, сознательно. Можно иметь на Земле необходимые вещи, но надо знать твердо, крепко и неоспоримо, что не нужны они в Мире Тонком и нельзя считать их своими, хотя и можно ими владеть временно, так как в тот Мир с собою ничего взять нельзя. Люди, умирая, знают, что собственности своей с собою взять не могут, но, сознательно от нее не освободившись, все же мысленно уносят с собою образы и двойники воображаемой собственности, чтобы удушаться в их окружении в мире свободы.

      Освобождение совершается мыслью, когда сознает человек, что не только земля, дома и все прочее фактически не могут принадлежать духу, но даже и мысленные образы и астральные двойники всех этих предметов являют собою лишь видимость призрачной собственности и основания в действительности не имеют и не могут иметь. Абсолютно со всем, что человек считает своим, придется расстаться, до собственного тела включительно, до всех оболочек и даже ментальной, и лишь огненное тело его – есть вечное, неотъемлемое достояние духа. Вот об этой-то собственности, неотъемлемой ни жизнью, ни смертью, и можно помыслить, ибо элементы огненного тела накапливаются в течение земных воплощений через посредство всех оболочек и, будучи накоплены, позволяют сознательное пребывание духа в Высших огненных Сферах, сужденных человеку от начала времен. Все миры срочны и конечны и смертны все оболочки, бессрочен и вечен Мир Огненный. Огненное тело, необходимое для пребывания в нем, растет и оформляется постепенно в процессе длительной эволюции. Процесс может быть ускорен сознательно, если дух осознал конечную цель своих земных странствий и пребывания в различных оболочках в разных мирах.

      Рассмотрим явление поста не с точки зрения греховности пищи обильной и объедения, не с точки зрения угодности воздержания Богу или других клерикальных соображений, но под углом утверждения власти духа над той скорлупой, в которой временно он живет. И тогда кажущееся бездоказательным воздержание в пище или отказ пожирать трупы приобретут смысл и необходимость. Или человек чем-то владеет, или что-то владеет человеком. Едят все и делают разные вещи и производят различные действия все, но одни как рабы, другие как овладевшие. Дело не в самом делании, а в его волевой психоструктурности. Нам не надо рабов, Нам надо духом свободных. «Раб божий» – порождение прошлого, сын Божий, сын Света – зов в будущее.

      Интересно отметить, что человек, порождая мысль, властен над нею в момент или во время ее порождения. Как только мысль закончена, оформлена и сошла с конвейера сознания, она начинает свое самостоятельное существование, уже сама воздействуй на своего породителя или в данный момент или позднее. Сильный человек может прогнать так называемые привязчивые свои же собственные мысли, но слабый становится их жертвою. Сила привычки, подчиняющей себе человека, – в силе кристаллизовавшейся в течение времени мысли, которая постоянно и упорно воздействует на своего породителя. Кроме того, как, например, в случае алкоголизма или наркомании, человеческий организм, в свою очередь, тоже привыкает к алкоголю, наркотику или табаку и уже требует в союзе с мыслью повторения действия, а заодно и увеличения дозы. И все же борьбу надо начинать с мысли. Если, скажем, в случае курения, начать каждодневно ритмически посвящать некоторое время мысли о том, что человек прекращает курение, то настанет момент, когда оформленная и утвержденная мысль силой своей заставит его бросить табак.

      Таким образом, при помощи ритма можно породить уже сознательно по своей воле любую мысль, которая рано или поздно воплотится в соответствующее действие. Устанавливают привычку и освобождаются от привычки при содействии мысли. Причем, в первом случае, делается это обычно бессознательно, и когда привычка уже овладела человеком, искоренить ее можно лишь при условии порождения противоположных мыслей, но большего потенциала. Решение – в волевом применении ритма, ибо только подумать и решить не так-то уж просто, и требуется сильная воля. Потому столько пьяниц, курильщиков и наркоманов. Трудно им освободиться от рабства у привычки, ибо даже и не думают о сознательном применении мысли и не хотят освобождения, не понимая, какую участь уготовят себе в будущем.

      Всякое рабство недопустимо, ибо ставит человека в зависимость от чего-то вовне, когда сам человек должен быть своим властелином. Дух, перешедший в Мир Тонкий под грузом привычек, не может сбросить их рабство и там. Но можете представить себе ярые позывы к алкоголю без возможности удовлетворить их. Воображение создает самые яркие образы желаемых осуществлений, но они, порождая призрачное ощущение реальности, временны и удовлетворения не дают. Но зато устремление к удовлетворению запросов нематериального порядка – к Красоте, художеству или музыке дает неисчерпаемые возможности разнообразить их без конца и находить в этом радость и полноту удовлетворения или насыщения ими. Земное – земному и для Земли, но высшее – высшему. Переносить пережитки земные в Сферы Надземные очень болезненно, тяжело и удовлетворения дать не может.

      Дни памятные будем считать днями объединения, когда усиливается оно числом участников. Пространство тогда насыщается вибрациями Света, идущими по нитям устремления тех, кто памятует о людях или событиях, сроком сужденных. Мы и люди Наши суждены сроком, то есть активность Наша зависит от сроков и усиливается или изменяется в соответствии с космическими условиями. Это надо понять и не ждать летом снега, а зимою тепла. Незнающие ожидают явлений вне срока и, не видя их, теряют силу огней устремления. Но, даже зная сроки, необходимо запастись терпением, ибо близкие Космические Сроки по земному измерению могут показаться далекими. Мы в Нашей работе руководствуемся Космическими Сроками, и элемент времени теряет над Нами свою обычную власть.

      Живем как бы вне времени или над временем, которое течет подобно быстрому потоку, тогда как Мы находимся на берегу Вечности, мимо которого течет поток жизни. Личность человека погружена в поток, а его высшее «Я» – вне потока. Выходя из потока, личность как таковая перестает существовать, но память о жизни в потоке и опыт приобретенный она передает своему высшему «Я», которое посылает от себя все новые и новые личности в Колесо Времени или поток жизни. Только опыт и знания собирает личность в себе для передачи их своей Бессмертной Триаде, сходя со сцены сама и физически в плотном мире распадаясь на составные элементы. Тому же принципу распадения следуют и астральное и ментальное тела, ничего не оставляя от себя, кроме знания и опыта, приобретенных на планах внеплотных.

      Правильно мыслит тот, кто считает, что не имеет ничего своего и не видит вещей, которыми владеет. Собственность в космическом понимании совершенно нелепа, а привязанность к ней можно назвать цепями духа. Вместо того, чтобы приобретать новый опыт и знания в пространствах Надземного Мира, дух, не изживший чувства собственности, продолжает утопать в окружении вещей, которыми воображаемо владеет и которые его творческое воображение в изобилии и реально создало вокруг него из пластической субстанции астрального вещества. Вещами можно владеть, но без чувства собственности. Тогда сознание не связывает себя с ними, с каждой из них незримою нитью связи, которая держит эти вещи около их собственника, если чувство собственности еще не изжито. Мы в понятие свободы вкладываем нечто совершенно другое, чем это делают люди. Мы полагаем, что свобода может быть только в духе. Ни деньги, ни власть, ни здоровье свободу духу не дают. Почему же тогда миллионер кончает жизнь самоубийством, правитель дрожит за свою власть, а здоровый томится порою, не зная, что делать с собой. Мы Говорим, что в духе свобода. Свободу духу может дать только знание, утвержденное опытом жизни. Ведь это Дух Озаренный сказал: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными».

     Можно не иметь никаких вещей и все же в духе оставаться собственником, не изжившим этого свойства. Можно не совершать нежелательных поступков или позорных действий и все же в духе не быть свободным от них. Все дело в состоянии духа, освободившегося или же не освободившегося в глубинах своих от того, что должно быть изжито. Человек, питающийся корнями, но вожделеющий мясо, не свободен и не победитель себя. Борьба ведется единым началом духа и в духе. Конечно, внешнее потворство своим слабостям их усиливает, но окончательная победа над ними лежит в сфере духа, и, только достигнутая там, освобождает она человека от обострений со своими не изжитыми в духе слабостями в Мире Надземном. Изжитие полное означает искоренение, когда от искореняемого свойства в сущности человека не остается уже ничего. Оно вырвано с корнем. Иначе будет давать оно новые и новые ростки в каждом новом воплощении, несмотря на кажущуюся победу и подавление изживаемого свойства.

       Четкая, законченная мысль об одежде, облекающей человека в Тонком Мире, создает его одеяние. Обнаженными не принято ходить ни там, ни на Земле. Одеяния там такие же, какие привыкли или мечтали люди иметь в плотном мире. Одеваться надо и там, только платье не покупается в магазинах и не шьется у портного, а творится мыслью. Точно так же создаются и все прочие вещи, которые человек считает необходимым иметь. Некоторые понимают, что многое там совершенно излишне, и тем освобождают сознание и воображение от ненужного хлама или нагромождений. Но большинство окружает себя, пользуясь способностью духа творить мыслью, привычными предметами, вещами, обстановкой. Преимущество земных странников перед обычными людьми в том, что они уже не нуждаются ни в доме, ни в обстановке, ибо привыкли все свое иметь при себе.

      Чувство собственности, не изжитое на Земле, заставляет сознание окружать себя тем, что люди привыкли считать своим. Получается нелепое положение, когда развоплощенец утопает в вещах, которыми воображаемо владеет. А так как это чувство в нем укоренилось глубоко, то и нелепость положения длится до тех пор, пока не произойдет освобождения от земных пережитков. Очень странно и интересно наблюдать со стороны, как в Мире Надземном ютятся по закоулкам, созданным их невежеством или скудностью воображения, в котором отсутствуют элементы красоты. Можно еще примириться с прекрасными строениями, удовлетворяющими чувство красоты, но лачуги безобразия или громады безвкусия, вызванные к существованию забитостью или тупостью мысли, только лишь умножают хаос и некрасивость этих нагромождений. Именно нагромождения незнания и невежества – как же иначе можно назвать то, что искажает и засоряет пространство Тонкого Мира. Значение освобождения от чувства собственности и прочих земных пережитков можно только понять при осознании двух миров. Особенно сильные мысленные построения и образы создают вожделения и страсти. Эти формы необычайно ярки и жизнеустойчивы, ибо пороки человеческие продолжаются и там, требуя удовлетворения. Эти образования создают целые слои, или сферы, пространства. Чем они ниже, тем ближе к Земле. В них пребывают люди, которым эти сферы созвучны и близки.

      Каждый имеет именно то, что хочет и к чему стремится. Все получают по устремлению. Вывод отсюда такой, что, чем меньше груза за плечами, тем лучше и тем больше свободы. Уничтожение чувства собственности освобождает от необходимости воображаемого плотного окружения. Но это еще далеко не все. Главная связанность духа проистекает от мыслей, связанных и обусловленных низкими чувствами и желаниями. Если они не изжиты и не остановлены на Земле, в Мире Надземном они создадут соответствующее их природе окружение человека. Беда вся в том, что на Земле низкие вожделения могут получить какое-то временное удовлетворение.

      Там же, несмотря на всю яркость и жизненность этих образов, удовлетворения они не дают, ибо человек лишен тела, то есть инструмента, при помощи которого он на Земле удовлетворяет свои низкие страсти. К примеру, назовем пьянство. Развоплощенец может окружить себя бутылками и самой разнообразной едой и яро ее пожирать и напиваться, но ведь все это только воображение и его продукты; он будет повторять процесс бессчетное количество раз, получая призрачные ощущения, но не имея удовлетворения. Это и есть муки Тантала. Созданную воображением одежду он может носить. Ее будут видеть другие. От этого никто не страдает: ни он, ни другие, если только одежда не слишком некрасива. Но образы вожделений смущают и других обитателей-развоплощенцев. Особенно, если они слишком ярки, изысканны и продуманны. Гиганты зла создают чудовищные образы прельщения для низких сознаний – получается «чертова кухня». Эти адские области заразительны ужасно. Только чистою мыслью можно оградиться от них и миновать их, не задерживаясь ни на мгновенье.

      Сильная отрицательная воля может оказывать воздействие на слабые души и там. Но все же чистота воображения – мощный щит. Здесь оказывается особенно сильной и жизненной формула «что свяжете на Земле, будет связано на небесах», то есть в мире развоплощенных духов. «Пусть сердце ваше будет чистым и ум не омрачен» ни страстями, ни вожделениями, ни какими-либо другими низкими мыслями или чувствами. И тогда войдете свободными в Мир Тонкий, где все творится и движется мыслью и где мысль царствует вечным огнем.

     Можно представить себе, насколько крепко прирастает аура человека к дому или месту, в котором безвыездно прожил он всю жизнь. Смена тел и воплощений мудро дается людям, чтобы не привязывались они слишком прочно к тому, что их окружает. Странствия и путешествия поэтому необычайно полезны, чем больше перемен в каждой отдельной жизни и чем больше смены домов и жилищ, тем лучше для духа, познающего на опыте временность и непрочность земных домов. И все же, несмотря даже на этот опыт, аура успевает прирастать к очередному жилищу. Тогда жизнь посылает особо частые смены внешнего окружения. Каждая учит отрыву от них, чтобы отрыв от Земли при переходе Великих Границ был возможно более легким. Странникам нечего терять, не о чем жалеть и не к чему прирастать аурой, так как они в постоянном движении. Но живущим в домах и квартирах, и особенно в своих собственных, и почитающим их своими, отрываться трудно необычайно. С каждой комнатой, вещью привычной, предметом, которым владеем, связаны нитью, образующей ток объединения с нею в сознании.

     Тысячами невидимых нитей приковано сознание ко всем вещам, которые считает своими, к стенам домов и всему, что находится в них или около, к местам, в которых живет человек. Трудно даже вообразить, насколько загромождается сознание ненужными духу вещами и насколько оплетено, словно крепкой паутиной, переплетающимися токами, протянутыми от каждой владеемой вещи к своему владельцу. В этом проклятие собственности и в этом привязанность человека к Земле. Но освобождение в духе. Можно в духе порывать эти нити, можно в духе учиться освобождаться от вещей, зная, что каждая из них нужна лишь на время и что в действительности ничто не принадлежит нам, так как с собой с Земли взять ничего дальше нельзя. Люди, не освободившиеся от цепей собственности, уходят в Мир Тонкий, связанные ею по рукам и ногам. Нужно учиться в сознании полностью отрываться от насиженных мест и жилищ, выбрасывая из него даже память о них, так как воспоминания тоже привязывают к местам и вещам. Отсюда особая полезность частого изменения внешних условий.

      Среди всех этих смен мест, и домов, и обстоятельств неизменным остаются Учитель, Иерархия Света, связь с нею и те основы, на которых зиждется Учение Жизни. Это неизменное Основание Жизни нужно сугубо оберегать, чтобы мелькание волн житейского потока не закрыло самого важного и нужного для человека. Не привязывайтесь ни к чему, и вам нечего будет терять: ни к вещам, ни к домам, ни к местам, ни к прохожим и встречным случайным, ибо все это только на время. Все идет, все течет, все проходит, но Я Пребываю вовеки и с вами поверх преходящих течений жизни. Ко Мне устремленных Прошу: оставьте земное, точнее, оставьте привязанность к земному, освободите сознание от загромождающего его сора, чтобы можно было наполнить его явлениями непреходящего. Когда Говорю о сокровищах на небесах, Имею в виду непреходящие ценности мысли и накопления духа, которые он взять может с собою в путь дальний. Так и смотрите на все, что вокруг, как на то, с чем придется расстаться и что все это не ваше, все дано вам на время, во временное пользование судьбой или Кармой. Родится в мир человек, ничего не имея, уходит из жизни, не взяв с собой ничего. Откуда же это чудовищное извращение смысла вещей, которыми, воображает человек, что он ими владеет? Конечно, от незнания, то есть от невежества, которое является причиною всех заблуждений. Потому Говорю: знайте, знайте, прежде чем смочь освободить дух от цепей плотного мира, чтобы в Мире Надземном быть совершенно свободным от пережитков земных.

      Сперва нужная или желаемая мысль требует, чтобы на ней было сосредоточено внимание. Затем она крепнет, кристаллизуется, и уже не надо никаких усилий, чтобы ее удержать. А затем она становится настолько сильной, что нужно усилие, и порой очень большое, чтобы от нее освободиться. Навязчивые сильные мысли, порожденные человеком, сопровождают его долго после того, как он их породил, хотя бы он и не хотел более с ними общаться. Мысли привычные, мысли повторные, мысли, вызываемые нашими слабостями и потворствами им, особенно прилипчивы. Насколько же сильны мысли, взлелеянные и питаемые годами энергией творческого воображения! Мысль – это живые сущности. Она живет и вибрирует в пространстве. Ее легче породить, чем от нее освободиться. От чистых, прекрасных, светлых мыслей нет необходимости освобождаться, ибо, кроме добра, их воздействия ничего не принесут.

      Но как же быть с мыслями противоположной природы, с мыслями темными, с мыслями зла? Мыслями всеми, как хорошими, так и плохими, надо прежде всего овладеть и научиться ими управлять, устраняя их из сознания приказом воли. Если этого навыка не утвердить на Земле, когда еще в плотном теле, то там, где мыслью движется все, сделать это будет почти невозможно. Мысли, эти живые сущности, окружат человека независимо от того, хочет он этого или нет, и будут пульсировать жизнью и воздействовать на своего породителя силою вложенных им самим в эти мысли энергий. Упражнения в освобождении сознания от мыслей любого порядка очень нужны и полезны. Для этого хорошо научиться уметь переносить внимание с одного предмета на другой, с одного порядка мыслей – на совершенно новый. Перемена работы или занятий, замена одного другим очень полезны тем, что позволяют вместе с этим менять и течение мыслей, вернее, облегчают этот процесс. Надо учиться умению управлять своей мыслью. Это очень нужно для Надземного пребывания. На рабов у своих мыслей и свободных людей можно разделить человечество. Трудно говорить о какой-либо свободе рабам, находящимся в плену у своих собственных мысленных порождений. Но человек был свободным рожден. Цепи рабства он надел на себя, подпав под власть своих собственных мыслей. Только мысль о свободе может поднять раба на борьбу. Сковывает и освобождает человека мысль. Мысль о свободе будет преддверием освобождения. Рабство обычное видимо всем, но рабство у мыслей – очень немногим. Мне не надо рабов.

      Как напряженно идут эти дни, насыщая сознание опытом. Самое неприятное, самое тяжкое, самое обременяющее становится самым плодоносящим в смысле духовных накоплений. Из всего извлекается опыт, и нахождения духа явно растут. Следовательно, и благоприятные и противные обстоятельства яро начинают служить устремленному духу. А так как противодействия нагнетаются темными, то начинают служить и они, вызывая рост силы духа на все, идущее против. Так, верность и преданность Владыке и нам имеет награду свою. Рост мысли нельзя купить ни за какие сокровища мира. И если мысль начинает буйно расти, путь духа свободен. Свобода – не в отсутствии препятствий или темных противодействий, но в преодолении их, в победе над ними. Идти, несмотря ни на что, идти, ритма Общения и восприятий не нарушая, идти перед лицом самых больших трудностей и препятствий есть путь победный. Это Наш путь. И Мы радуемся, когда устремленный дух идет этим путем.

      Карма допускает известную степень свободы, но в пределах тех рамок, которыми она ограничивает человека. Нетрудно увидеть, что ограничения Кармы разрушить нельзя, как нельзя сбросить горб со спины горбатого, хотя бы он очень этого хотел. Порою очень полезно почуять эти железные ограничения Кармы. Казалось бы, нужные условия налицо, чтобы поступать согласно собственному желанию, но Карма на страже, и желание остается неосуществленным. Свободный выбор всегда перед человеком, но в пределах, дозволенных Кармой. Карма – хороший тюремщик. Заключенный имеет свободный выбор двигаться но камере или сидеть и выбирать те или иные мысли, но из камеры выйти не может. В этом кармическая свобода выбора. Конечно, это не что иное, как известный вид рабства. Освобождение от Кармы и ее цепей состоит в порождении Кармы свободы, ибо от Кармы свободы или Кармы рабства никуда не уйти, но выбирать, вернее, порождать, можно любую.

      Когда Карма рабства исчерпывает свои энергии, начинается Карма свободы. Освобождение от Кармы рабства состоит в освобождении от желаний. Человек слишком много желает и слишком много потому находится в рабстве у своих желаний. Желать в обычном смысле бессмысленно, ибо каждое желание, будучи удовлетворяемо более или менее часто, теряет свою привлекательность и должно заменяться другим, столь же непрочным. Путь желаний неверный. В конечном итоге он ничего не дает и приводит в тупик или пропасть. Пьяница и наркоман оказываются в таком тупике. Надо все время увеличивать количество яда, пока это не приведет к умерщвлению тела. Путь Йоги – это путь освобождения от всяких желаний. Бесполезно напрасно и вечно желать. Единственно чего можно желать – это исчерпать старую Карму и расплатиться с долгами. Процесс расплаты нелегок. Долго тянутся цепи старой задолженности. Надо учиться спокойно платить, ибо другого выхода нет, если цель – освободиться. Понимание идеи свободы поможет яснее увидеть цепи своей собственной Кармы с тем, чтобы утвердить желание освободиться от них.

      Сокровища энергии – так Сам Владыка Назвал, Говоря о накоплениях Агни. Собиратели все. Все собирают. Вопрос только в том, что собирают и как. Может ли быть что-либо бессмысленнее собирания предметов земных? Чудовищно безумие скупого рыцаря, сидящего над своим сундуком с золотом. Ведь так он и будет сидеть над ним после смерти. Сокровища земные свободы ему не дадут, но зато дадут рабство, ибо будет в плену у каждой монеты, которую считает своей. Свобода в собирании сокровищ на «небесах», то есть предметов нематериальных. Этим сокровищем и будет огонь, собираемый в Чаше в кристаллах. Это будет сокровищем на «небесах», то есть не уничтожаемым одновременно с телом или оставляемым человеком на Земле, ибо земные сокровища взять с собою на небо, то есть в Мир Надземный, нельзя. Агни – это действительно сокровище, ибо дает человеку свободу движения и полетов в пространствах Тонкого Мира. Да и кроме полетов – он дает очень много.

       Чем больше огня в человеке, тем более ярко и сильно он может творить. Огненное творчество в отличие от обычного, то есть от творчества обычных развоплощенцев, обладает очень устойчивыми формами. И когда они насыщены Красотою, истинно украшается тогда аура планеты нетленными сокровищами творчества духа. Без огня нет творчества, без Красоты оно лишено смысла. Так огонь сочетается с Красотою в красоте создаваемых форм. Накопления Агни не столько нужны на Земле, сколько в Мире Надземном, ибо на Земле люди, даже почти без огня, все же ухитряются как-то жить, вернее, прозябать, но там без огня не прожить. Неподвижные истуканы, являющие собой подобие людей, отолпляют низины Тонкого Мира – это они, это люди, лишенные Агни, огонь расточившие свой при жизни своей на Земле.

      До тех пор, пока раб не осознал своего рабства, он не будет стремиться к свободе. Люди – рабы своей физической оболочки. Люди не осознают, в каком страшном рабстве они находятся в своем теле. Но осознавший захочет свободы. Он будет искать. Он найдет, как освободиться из плена физических условий. Он поймет, что в духе свобода и что дух может ее обрести, если захочет. Но надо искать, надо стремиться и надо упорно и настойчиво разрушать стены темницы, в которой заключен дух. Овладение своими проводниками, власть над ними и означают эту свободу. Путь к ней открыт, как идти – Указует Учитель, значит, оно достижимо. Кончается жизнь рабства, и начинается жизнь свободы. Царство Мое, которое не от мира сего, есть Царство свободы духа. Нельзя служить одновременно двум противоположным началам в себе – временному и вечному. Меня утверждая, освобождаетесь от цепей плотного мира. Я Есмь – это есть «Я» в человеке, сужденное вечности жизни. Оно Одно и превыше всех оболочек.

      Свобода и связанность в духе. Можно иметь все, о чем только может мечтать человек, и все же быть в духе свободным, и можно не иметь ничего и быть рабом того, что хотел бы иметь человек. Поэтому безразлично, имеет ли что-либо он или не имеет, если в духе он связан. И поэтому следует стремиться именно к освобождению в духе от всего, что имеет над ним власть. Эту связанность и эти цепи переносит с собой дух в Мир Тонкий и продолжает находиться в этом рабстве до тех пор, пока не поймет, что никто и ничто не освободит его от этого рабства, кроме него самого; отказ не поможет, ибо отказ не есть освобождение, но лишь подавление того, что еще не изжито. Освобождение есть добровольная и сознательная замена одного другим, низшего высшим, рабства свободой.

      Дух, оставивший тело, уносит с собою все, за исключением низшей триады. Все, чем он жил, что желал, чем наслаждался, – все в образах, желаниях и устремлениях переносит в Надземное. И если жил он на Земле ради того, чтобы вкусно поесть, и видел в этом основу своих интересов, то с нею не расстается и там, окруженный мыслями, образами и процессом объедения. И если он никогда не думал при этом ни о чем, выходящем за пределы интересов желудка, и не допускал мыслей о жизни иной, то выбраться ему из этой темницы самоввержения трудно необычайно. Куда выбираться и зачем, когда он ни разу даже не подумал об этом? Хорошо понять еще на Земле, в каком психическом рабстве живет человек у своих [...]. Как можно увидеть свою психическую тюрьму, созданную собственными усилиями, если не отойти от нее, хотя бы на миг, и не взглянуть на себя со стороны. Человек живет под властью различных потенциалов. Познание основ истинного Учения заключает в себе зовы к свободе от рабства у своих собственных нагромождений, которые наслоены вокруг духа. Надо понять, что все, что составляет личность, ее интересы, слабости, пороки, привязанности, симпатии и антипатии, – все это не есть его «Я», что личность его умирает, а «Я» остается и может существовать без этой личности, не теряя ничего от полноты и богатства жизни. Только перенос сознания в сферу высшего «Я» позволяет увидеть связанность духа и дать силы стремлению к свободе. Не понимают они, не хотящие видеть, что так же будут тупо сидеть за столом объедения, пить, курить, утопая в воображаемых формах, созданных их собственными воображениями, когда будет сброшено тело. А если спросите, многие ли из услышавших откликнутся? И если даже знающие не находят в себе силы сбросить наваждение земной одури, то что спрашивать с них, не знающих ничего? Но со знающих спросят, и придется ответ дать за все, и не лучше ли сделать сейчас все, что в человеческих силах, чтобы освободить дух из цепей материального мира.

      Жизнь планеты не может вместиться в сознании личности, так как личность обнимает свое, но сознание сверхличное вмещает. Значит, вместимость сознания зависит от того, насколько оно свободно от личного начала. Сверхличная жизнь и перенос сознания в сферу Бессмертной Триады не только не уничтожают сознание своего «Я», но, наоборот, расширяют и углубляют его, только это будет уже не малое «я», но «Я» большое. И всякий раз, когда разгорается мысль, углубленная в пространственно сверхличное мышление, малое «я» заменяется «Я» большим. Отсюда полезность мыслей о Высшем. Под Высшим подразумевается все, что пробивает скорлупу аурического яйца и выводит сознание за пределы личности малой. Ее ограниченность и временность существования замыкают ее сознание в круг безысходности. Чтобы разорвать цепи низшего «я», надо, прежде всего, их осознать. Раб, почитающий себя свободным, не будет никогда мечтать о свободе, то есть никогда не освободится от рабства. Власть низшего «я» над сознанием следует осознать, если человек хочет разорвать цепи рабства.

      Бабочка, пришпиленная на булавку, не может летать, хотя и машет крылышками. Точно так же и дух, привязанный крепко к земному. Очень полезно определить крепость, свойство каждой связи, удерживающей дух на Земле. Тело у каждого есть. Один в нем свободен, другой его раб. Значит, не в теле свобода, но в духе. Язвы духа, порожденные земными желаниями и устремлениями, коренятся не в теле. Когда сброшено тело, все неизжитое остается полностью с человеком. Но трудно освобождаться от этого груза в Надземном – слишком остро и ярко выливается все в этом Мире в видимые глазу формы, явные, живые, притягивающие, влекущие и окружающие плотным кольцом своего породителя. Как же освободиться там от того, от чего не освободился человек на Земле? Дух развоплощенный все уносит с собою, и хорошее и дурное. Если все неизжитое подавлять, оно яро поднимет голову, подобно чудовищу, отрубленные головы которого вновь вырастают. Но если сохранено устремление к Свету, если ритм шага не нарушается, несмотря ни на что, если сохранится вера в Того, Кто Позвал, начнут отлетать от духа, как осенние листья, его неизжитые свойства, увядая и уменьшаясь в силе своей и теряя свою хватку над сознанием. Даже пыль не пристает к быстро движущемуся телу. Движение предохраняет от обрастания сором. Во время подъемов духа и яростного устремления вперед прошлые накопления как бы отпадали и уже не мешали, утрачивая свою власть над сознанием. Вот почему Говорю: устремитесь – и сияние Света зальет вас. Все мешающее надо оставить: все сетования, недовольства и все, возбуждающее сомнения. Трудно идти против очевидности, но приходится перестать считаться и с нею. Очевидность есть куриная действительность. Но кто же, коснувшийся Света, захочет обратить свою жизнь в курятник!

      Нас утверждая, ушедших, и с нами вступая в Общение, утверждаете незыблемость основания, то есть Основ. Если дух может существовать вне тела, то и энергии его продолжают свою активность, по принятому этим духом направлению. Так оно и есть в действительности. Освобождение от физического тела делает дух еще более свободным в выражении и проявлении своих энергий. Ведь для кого-то смерть – воистину освобождение от ограничений плотного мира. Ведь не хочет понять человек, насколько связан он своим телом, которое надо передвигать, одевать, обувать, кормить и для которого надо строить жилище. Ведь все это отпадает со смертью тела, которая действительно освобождает дух для возможностей надземной свободы. И только связанность и рабство у привычек тела и его потребностей, которые психически дух уносит с собою, мешают ему осознать радость свободы от тяжести плотной оболочки. Он считал ее своим «я», собою, и поэтому должен расплачиваться за свое заблуждение. Человеку даются возможности знать и добиться свободы, и только. Тупое отрицание мешает ему расширить сознание и сбросить с себя тяжкие цепи невежества.

      Не удивляйтесь, что цепи земные невозможно сбросить мгновенно. Много веков люди затемняли знание духа знаниями рассудка, противопоставляя материю духу. Ведь человек видит не дальше глаза и слышит в пределах слышимости уха, не зная и не веря, что обладает чудесным огненным аппаратом, который совершеннее всех аппаратов земных. Совершенствуя эти последние, он забывает об утончении и развитии чудесных возможностей своего микрокосма, пребывая в рабстве условий земных. Учение зовет и указует на возможность усовершенствования внутренней аппаратуры человека, поясняя, как достигаются и расширяются эти возможности. Когда-то планета умрет, а с ней разрушатся и все машины и аппараты, изобретенные человеком. Но аппарат духа бессмертен и способен к беспредельному утончению и усовершенствованию. И для него планета – только этап, или ступень, на пути его бесконечного странствования по звездам, по цепи миров со звезды на звезду.

      «Только сильный может вырвать его, корень зла, а слабый должен ждать веками, когда он вырастет, даст плод и умрет». Сказано ясно: или вырвать, или ждать. Это с одной стороны. С другой – дозволено все, но только тому, кто собой овладел и подчинил своей воле астрал. Уже Говорилось, что действия свои человек совершает в свободе или рабстве. Вседозволение разрешается только в свободе. Это положение может показаться опасным, но ведь тех, кто победил себя, так мало. Единицы на миллиарды. Победитель допущен, допущен в Наши Башни. Приходящих – в столетие один. Так что опасности нет. Остальных мера вседозволения не касается.

      Конечно, тело должно подчиняться воле и исполнять ее приказания. Но следует различать, когда воля хочет, и когда не хочет, и когда приказы ее, вследствие этого, недостаточно тверды. Но если воля решила и желание ее налицо, тело должно подчиняться беспрекословно. Власть над телом из рук воли нельзя упускать. Если она упущена, человек из повелителя тела становится его рабом. На пути Света рабы не нужны ни под какими обличьями. Свободное сотрудничество исключает явление рабства. Перенося центр тяжести из плотного мира в мир мыслей, освобождаемся от земных притяжений. Ликвидировать их надо еще на Земле, в земном теле, упорно и последовательно перерезая нити связи. Ведь на Земле можно действовать духом свободным, не привязанным цепями к тем условиям, в которых временно приходится жить. Постоянное памятование о скоротечности и временности земного окружения человека и будет освобождающей дух силой от притяжений земных.

      Отделить в себе низшее «я» от высшего хорошо еще потому, что тогда легче бороться со своеволием первого, не отождествляя себя с ним. Ведь если рассматривать себя в размере его слабостей и недостатков, желаний и вожделений, то и двигаться вперед невозможно. В понятие самоотвержения включим и умение отмежевываться от своего малого, личного «я» и становиться от него как бы в стороне. Завет «Отвергнись от себя» был дан людям, имея это в виду. Только освобождение от власти малого «я» даст духу свободу. Тяжко переходить в Мир Тонкий неосвобожденным. Темные направляют свои воздействия на низшую природу человека, и она ответствует на них. В этом проявляется особенность «связанных душ». Но то, что было связано на Земле, остается связанным и в Мире Надземном. Борьба с самим собою не прекращается до полной победы. Победителем Называем того, кто самого себя сумеет победить.

      Рабов Нам не нужно, особенно рабов своей низшей природы, рабов необузданного астрала, рабов привычек и заблуждений земных. Именно свободная воля ведет устремленного духом. Не может Учитель ни заставлять, ни подгонять или насиловать волю ученика. Отсюда самоисходящие устремления и свободные волевые действия ученика представляются особенно ценными. Слияние сознаний оставляет свободной волю ученика. Свободною волей своей освобождает он себя от всех видов рабства. В этом процессе он вправе рассчитывать на Помощь Учителя Света. И он получает ее. Было Сказано: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Освобождающую мощь знания следует осознать со всем желанием, всем пониманием и всем устремлением духа. Именно знание только и может освободить человека от самовверженных уз. Именно знание даст силу разбить цепи. Скрытое значение Сокровенного Знания заключается в том, что по мере погружения в него сознание освобождается от темных нагромождений и снимает печати с крыльев духа. Хорошо, когда полностью осознано утверждение Учителя, что знание несет с собою освобождение.

      Сокровище знания Общения с Сердцем Великим будем хранить и беречь как самое ценное, что можем иметь на Земле и что взять можем и дальше, за пределы Земли. Сокровища духа невесомы и не отягощают сознание, поэтому их можно накапливать в любом количестве. Они не обременяют дух на пути в Беспредельность. Остается лишь удивляться тому, что берут люди с собою вместо этих сокровищ. И сгибаются тяжко под ношею непомерной, еле передвигая ногами, а то и стоят неподвижно под бременем непосильной ноши. Пережитки и нагромождения прошлого, темные и тяжкие, ядрам чугунным подобны, прикованным цепью к ногам. Но чистую, светлую мысль называют крылатой. Так, мысли либо крылья у духа растят, либо становятся веригами на ногах. Вот почему так нужен контроль над мыслями. Мысль может тюремщиком стать, если от тьмы. Из всех тюрем самая страшная – это тюрьма духа, тюрьма самоутвержденная, созданная собственными руками. И самое худшее положение – это когда человек не понимает, не осознает всего ужаса этих самовверженных уз. Осознание – это уже шаг к освобождению. Кто же добровольно захочет заключать себя своими руками в темницу.

      Вспомните слова, что путь ученичества некоторые называют каторгой в известных его отрезках. Сопоставьте это с происходящим вокруг вас и увидите, что сравнение это имеет определенное основание. Жизнь обывательская от жизни ученика так чудовищно отличается, что отрешение от первой не может произойти без особых мер и условий усугубленных. Ведь надо в духе оторваться от всего, что привязывает обычных людей так крепко к Земле, и отрыв этот болезнен очень, и болезнен не столько отрешением от земного, сколько обстоятельствами, порождающими этот отрыв. И, только освободившись от земных притяжений, поймете счастье свободы и примиритесь с тою ценой, которую пришлось за нее уплатить. Мало понять указание Руководителя, его надо обязательно применять на деле. Каждое такое применение двигает дальше и освобождает от цепей прошлого. Ведь свобода от цепей прошлого тоже в духе. Свободными Хочет скорее вас видеть Учитель.

      Подробности обихода имеют огромное влияние на человека, освобождая его от притяжений Земли или, наоборот, приковывая его к ней. Следующее простое соображение весьма немаловажно: не имеющий ничего своего и не считающий ничего своей собственностью не привязан к вещам, не связан ими, то есть свободен от пут, которые крепко держат во власти Земли, не освобождая сознание. Не имеющий своего в Мире Тонком свободен. Таким образом, освобождение от всех видов собственности оказывается очень выгодным делом. Не только у собственности, но и у многих других явлений оказывается в рабстве земной воплощенный, перенося это рабство в Мир Тонкий. Все виды рабства и связанности духа надо понять, осознать, яро увидеть, прежде чем силы найти от них освободиться. Но самое тяжкое рабство из всех – это рабство у собственных мыслей. С освобождения от него и следует начинать борьбу за свободу духа.

      Дело совсем не в том, чтобы что-то иметь или не иметь, а в отношении к вещам. Когда человек знает, что ничего из того, что у него есть, не может он взять с собою в Мир Тонкий, ибо в действительности ничто не принадлежит ему, – то такое понимание уже будет ступенью к освобождению от рабства вещей. Все дается на время, для пользования, и в этом – значение предметов, которыми владеем. При таком отношении легко и просто расставаться даже с любимой вещью, ибо осознано правильное к ним отношение. Не в том суть, иметь или не иметь, а как относиться. Позволено не только владение вещами, но и многое другое, при правильном к ним отношении. Недопустимы те явления, в рабстве у которых находится человек, и допустимы те, владыкой которых он стал, которые подчинены контролю его воли и которые власти над ним уже не имеют. Таким образом, мерой вседозволения является условие свободы или связанности сознания. Ведь одно и то же действие можно совершить в свободе или рабстве. Владыка своей мощи свободен в своих действиях и не имеет запретов. Раб связан по рукам и ногам.

      Как хочет дух? Так спрашивайте себя, ибо хотите перенести жизнь сознания в область духа. Тело всегда чего-либо хочет: или есть, или пить, или спать, или ему то холодно, то жарко, то оно болеет, то нужно его двигать. Много чего хочет тело, и потому жизнь в нем сопряжена со многими обязательствами, неудобствами и ограничениями. Жизнь в духе, когда он еще находится в теле, не освобождает от обязанностей по отношению к телу, но освобождает от власти тела над сознанием и дает духу свободу. И тогда тело подчиняется духу. Дух сам по себе свободен, и, когда сбрасывается тело, эта осознанная свобода от ограничений земных становится действительным достижением человека, то есть он входит в Мир Тонкий уже не связанным земными условиями и представлениями. Свобода эта зарабатывается опытом и размышлениями над сущностью жизни в духе. Жизнь духа не от мира сего, мира земных привычек, условностей и ограничений. Даже трудно представить себе, насколько отличается пребывание в Надземном свободных, несвязанных духов. Ибо то, что было связано на Земле, продолжает связывать и ограничивать свободу духа в Надземном, а то, что было разрешено, то есть освобождено, получает свободу. Регулируется жизнь духа мыслью. Освобождает и связывает мысль. От скольких же пут нужно освободить сознание, прежде чем оно почует, что крылья духа уже не связаны. И сколь же велико значение мысли, если благодаря ей человек там может либо свободно летать по пространствам Тонкого Мира, либо вести себя так, как вел он себя на Земле, будучи ограниченным и связанным телом-тюрьмою.

Не горит и не тонет –
               что от духа дано,
элементы бессмертья –
               в Далеко понесло.
Понесло – через веси,
               что в пределах Земли,
и в Миры разновесности –
               где иные цветы.

Дух нектар собирает,
               время что принесёт,
и отбор – по сознанью,
               горечь, нет ли – возьмёт.
Волны, ветры ли встретят, –
               в Беспредельность идти.
И течение жизни –
               только в духе найти.

      «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными», – почему же относить слова апостола только к земному существованию, когда упор делается на приобретении надземной свободы. Многие там привязывают себя мыслью к Земле и ведут себя по-земному, но путь указуется вверх, и начинать его надо уже на Земле, чтобы в Надземном продолжить. Продолжать там легко, но начинать заново трудно невероятно. Мир следствий является продолжением утвержденных в мире плотном причин. В этом особенность Тонкого Мира, ибо пожинаются следствия тех причин и тех мыслей, которые приняты при жизни земной и зерна которых посеяны в собственном сознании.

      Только собственный опыт показывает, насколько трудно, даже многое зная, сбрасывать с себя цепи плотного мира. Но не будем делать ошибки, обвиняя мир земной в том, в чем он не виноват. Цепи надевает на себя человек сам, своей волей и своим неразумием. В самой же плотной материи нет никаких цепей. Великие Духи приходили на Землю, жили среди людей, ели, пили и спали, как обычные люди, и, будучи в мире, от цепей его были свободны. Следовательно, эти цепи существуют только для тех, кто сам сковал себя ими, отвергнувши дух, его жизнь и его свободу. Ведь свобода – в духе. Как же может достичь ее тот, кто дух отвергает? Учение так и называет эти узы «узами самоввержения». Мыслью можно освободиться от них. Ритм освобождающих мыслей дает духу свободу. Дятел долбит дерево. Мыслью ритмичной можно продолбить кору непонимания, невежества или желания самости погружаться в свой призрачный мир. Итак, свобода – в духе. Но рабство – в нем тоже, ибо дух сам заключает себя в узы самовверженные, но и сам же себя освобождает, когда осознает, в каком рабстве живет.

      Взмахнув могучими крыльями, поднимается орел над Землею. Земля внизу, прежним руслом протекает ее жизнь. Но орел над нею. Виден далекий горизонт. И Земля не может орла достать. Могучие крылья принесли дар надземной свободы. Так можно сознанием подниматься над событиями и мелочами жизни обычной. И тогда они уже не мешают полету мысли и ощущению той свободы от суеты обыденности, свободы, которой иным путем невозможно достичь. Что бы ни случилось вчера или что бы ни произошло сегодня, ритм взлетов духа над жизнью обычной несет в себе ручательство достижений, нет которым конца.

      Радость свободы от груза земного ни с чем несравнима. Это крылатая радость. И если радость ушла, то она вновь вернется, когда достигнуто будет освобождение.


Рецензии