Отец Михаил

- Разберу церковь и увезу, будете на службу ездить.
Это первое, что меня удивило в проповеди о. Михаила.  О. Михаил – сельский священник. В его  селе   две церкви - одна каменная, построенная в девятнадцатом веке и его трудами восстановленная после социализма.  Один раз я была в ней:  нужно было пригласить батюшку на отпевание. После снежной, морозной дороги храм показался просто сказочным. Откуда здесь такое совершенство и гармония? Высокие своды, деревянный пол, чистота необыкновенная. Тихо, спокойно, хорошо. Другая  церковь - деревянная, поменьше и попроще, действующая. Рядом речка протекает, сосновый лес, местных жителей мало.

За десять лет его настоятельства в районе были построены и открыты новые церкви. Приехали священники из города, потихоньку народ стал на службы ходить. Первыми пришли бабушки в платочках, как водится. Они еще веру не потеряли, не забыли молитвы.  Потом интеллигенция подтянулась, а  мужчин, как и везде, пока мало. В массе своей народ на службы редко ходит - кому колокольный звон мешает, кто ворчит, что строить надо было в другом месте - на кладбище, например. Многие молодые пары крестят своих новорожденных детей.  Моя соседка первый раз к причастию идет, хотя она уже на пенсии два года.  Жизненный груз давит, помощь божья нужна каждому. За детей переживает, за мать больную волнуется, за которой уход нужен, за то что внуков нет. Дочка ей посоветовала исповедаться и причастится.  Хоть и трудна дорога к первому причасти, но она была пройдена.

 Упрекают  о. Михаила  односельчане, что он из агрономов.
 – Какой из него батюшка? Он пьет, под  забором валялся не один раз.
- А вы видели?
- Нет, люди говорят, люди видели.
Проще нелепицу выдумать и не ходить, чем службы длинные выстаивать. А служить батюшка умеет, времени не жалеет. Служба начинается в 8 утра, часы вычитываются, идет без сокращений, часов пять. Прихожане ропщут, не у всех есть силы стоять. Надо же и вечером на службе быть, тоже часа два времени потратить. Но для кого молитва в радость для души, тот времени не замечает.
- Почему на клиросе в один голос до сих пор поют? Всех на клирос  петь благословляю. Я месяц отсутствовал, в паломничестве на Афоне был, для вас маслица привез, святой воды. А у
 вас изменений нет. Вместо меня другой священник был, так вы к нему не ходили, церковь пустая была. Цветник зарос  травой сорной.  А еще говорите, что любите меня!
Так о. Михаил распекал свою паству, сердился еще долго.
- В лес  с корзинками только ездите.  В лесу уже ни грибов, ни ягод, а вы Бога ни о чем не просите, не молитесь.

Во время целования креста о. Михаил стал иным - строгость ушла. Его весь внешний вид излучал любовь: глаза ласково смотрели, слова были добрыми и назидательными. Благодатный батюшка , совсем еще не старый , энергичный. В  его приходе жизнь идет так, как он установил.  Помог многим, привел к вере не одного человека, утешил и обогрел.   В таких уголках земли нашей и сохраняется то, чем сильна была Россия - своей духовностью, чистой верой. Хотя мне-то казалось, что это забытое Богом место, где все плохо. Обрелась  и благодатная икона Божьей матери. Не один раз она миро по каплям  источала, сейчас увешана цепочками и крестиками в  знак исцеления.   Первый раз она замироточила около десяти лет назад, когда еще и храма не было, а была половина дома с печкой в углу. Несколько человек там умещалось всего. О. Михаил служил, его матушка на клиросе пела, сыновья в алтаре прислуживали. Зимой о. Михаил в валенках служил - морозы сильные были. Происхождение иконы не знаю, но икона большая, с алтарной стены. На ней изображена Божья Матерь с младенцем в полный рост. Следы от мироточения хороши были видны, я  разглядела, когда о. Михаил разрешил приложиться к иконе.  Но знают про мироточение  только люди церковные, информация дальше пределов храма не идет. Не все же верят, что благодатный огонь на Пасху исходят в иерусалимском храме. Каждый год показывают это чудо, а уж что про икону говорить?

После службы многие прихожане идут  на трапезу, все друг друга знают, есть о чем поговорить за общим столом.
О. Михаил служит и в других небольших церквях: священников не хватает, нет дьяконов. Приходы довольно бедные. Одна задача - дарителей найти,  добрых жертвователей. Церкви украшаются иконами нового письма, и старинные иконы возвращаются от жителей.  Много церквей было в округе, всех не восстановишь. Жители ушли из деревень во время укрупнения городов и поселков. Была такая программа переселения из деревень. Хотя, как знать, может быть и там найдется такой подвижник как о. Михаил, сельский батюшка.


Рецензии
Любаша, Господь выводит на мою страницу добрых людей. Я стараюсь с каждым познакомиться: прохожу по списку, нажимаю по наитию, - и "прямо в яблочко". Как же не высказаться! Иллюстрация пленила сразу и - подтвердила догадку об авторе. Ну, а сам рассказ!!!)))... Читала комментарии и ваши ответы с теплым чувством. "Споткнулась" только один раз: 01.09.09... Выбрала трех рецензентов, которых хочу почитать. А к вам еще зайду - порадоваться и поразмышлять. Да хранит вас Бог. Екатерина Яковлевна.

Екатерина Истомина 2   09.01.2011 11:41     Заявить о нарушении
Екатерина, я рада нашей встрече на сайте! Заходите непременно!С пожеланиями добра и света!

Любаша Искрометная   10.01.2011 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.