О горнем и земном...

    Случай  помог мне познакомиться с картинами молдавского художника Виктора Христова. Они поразили меня многообразием тем, виртуозностью цветового решения, мастерским использованием различных изобразительных техник. Сильное впечатление произвела на меня  картина В. Христова «Весть», находящаяся в экспозиции  Национального музея Молдовы. Именно об этой сложной  по сюжету картине хочется поделиться своими впечатлениями.
     Вникая  в смысл изображенного на  картине, я невольно вспомнила      размышления о природе творчества выдающегося  философа 19 в. В.С. Соловьева.  Он считал, что личность, получившая от Бога бесценный дар – талант, во время творческого процесса обладает особой созидательной способностью и в этот момент мысль художника может приобретать редкий дар проникновения в те сферы, которые недоступны обычному человеку. Вот такой прорыв в область тайного, скрытого, недоступного зритель видит в картине В. Христова «Весть».
    Композиционно картина представляет  два сложно сочетающихся между собой смысловых  пласта: в верхней части полотна изображается мир «горний»  - высокий,   небесный,  а нижняя часть картины – это мир «дольний»  - земной,  человеческий. Фигурой, сопрягающей, объединяющей эти два мира, автор избирает  образ Иисуса Христа - богочеловека, который «своим воскресением из мертвых начал преодоление зла.  В этом вся сила и дело Христа», так  писал  философ В.С. Соловьев.
    Посмотрим, что же представляет собой  мир «горний». Художник взял на себя смелость, опираясь на древние традиции иконописи, показать то, что не подвластно взгляду людей, живущих на Земле, но что они чувствуют и во что глубоко верят. «Горний» мир, изображенный на полотне художником
 В. Христовым,  подобен  полю брани. В огненном пекле атаки  беснуются черные полчища зла, мечущие  стрелы-молнии, и их черные тени заслоняют солнце.     Но сила Спасителя так велика, что ему не нужно оружие в борьбе со злом, он вознес руки, властно останавливая  злые силы, защищая мир. Победно  развевается его знамя с красным крестом – символом милосердия.    Победа Спасителя предрешена:   его поддержка - светлые силы добра.
      Когда в небесах  так убежденно и активно богочеловек   противостоит черным силам зла,  земная жизнь представлена художником, как мир покоя. Перед глазами зрителей - мирный сельский пейзаж. Центральное место в нем занимает безмятежно несущая свои воды река – символ бесконечности и неисчерпаемости жизни.   Вокруг цветущие луга, вспаханные щедрые поля, за которыми белеет церковь. И над всем этим простым  и неброским по красоте  пейзаже разлита благостная тишина нового дня, лишь в водах реки  да на полях отражаются тревожные красные сполохи – следы ожесточенной борьбы злых сил с добрыми за господство в мире. И только этот отблеск, свидетельствующий о  борьбе,  может  противостоять взгляду непосвященного человека  на небеса, как на безмятежно голубеющую даль - спокойную обитель Бога.
     В. Христов говорит своей глубокой философской картиной, что мир на земле хрупок, но человечество может быть уверенно: в «горних» сферах есть защита - Спаситель, сохраняющий покой и красоту Божьего творения.


Рецензии
Уважаемая Людмила! Да, искусство - один из способов познания.
Вы совершенно правы: "...во время творческого процесса обладает особой созидательной способностью и в этот момент мысль художника может приобретать редкий дар проникновения в те сферы, которые недоступны обычному человеку".
Любовь

Любовь Царькова   29.09.2012 17:27     Заявить о нарушении
Дорогая Любовь, приятно, что наши представления о природе искусства и о мышлении художника так совпадают... Искренне благодарю за отзыв.
С глубоким уважением.

Людмила Береснева   29.09.2012 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.