Ведьма - Фарби

 - Сгинь, тварь поганая! Слышишь меня?! Отвали, я ещё не готова!

В последнее время эта гадина совершенно распоясалась, всю дверь мне чем-то изрешетила. Сначала пальцы свои жёлтые с когтями в образовавшиеся дырочки засовывала, а теперь развлекается тем, что дует в них в шахматном порядке. Выдохнет из себя зловонную ядовитую струю и давай тут же подглядывать, как я задыхаться начинаю, кашлять с соплями и царапать стены от бессилия.

 Имя этой ведьмы -- Слепота. Когда я родилась, она уже была тут как тут. Но пожалела, что ли. Тень свою отбросила мне на глаза, так, чтоб я на свет не реагировала. Мама стала показывать меня разным светящимся светилам от офтальмологии, давать вместе с супом какие-то японские стимуляторы и свет, вместе с дивными очертаниями, сделал мир ясным и увлекательным. Процент такой ясности в официальных организациях называется «остаток зрения».
У Слепоты, за прошедшие тридцать с лохматым хвостом лет, было столько дел, что обо мне она, казалось, забыла.

Перебираю имена тех, за чей счёт я, время от времени, бегаю самоутверждаться.

Анна Георгиевна.

Анна Георгиевна, председатель ВОСовской первички, очень давно живёт в кромешном мраке, но цепкий ум – между прочим закончила философский факультет МГУ – редкая память, бешеный энтузиазм и чуткость к нуждам каждого входящего-звонящего притягивает и навсегда очаровывает. Она увлекается историей, прекрасно разбирается в музыке, литературе, театре, но, кажется, самое любимое её хобби – архитектура. По средам несколько её подопечных рассаживаются за круглым столом и происходит чудо.
Анна Георгиевна бережно достаёт довольно грубый макет храма Христа Спасителя, Исакия или чего-нибудь вовсе заграничного. Переносной шедевр может быть из хрупкой керамики, дерева или пластмассы – это не важно. Важно то, с какой нежностью передаётся он из рук в руки, с каким трепетом рассказывает Анна Георгиевна о каждой арке или пилястре, как приоткрываются рты у немногочисленных слушателей, как подробно «осматривают» они руками причудливое строение, которое кто-то привёз и подарил ей. Жаль, коллекция бедновата. Почему-то у нас почти не продаются такие вещи. В других странах – больше. Я когда-нибудь добуду для вас хоть один экспонат! Обязательно! Только не болейте, Анна Георгиевна!..

Так всякий раз я даю себе слово и забываю о нём, получив то, за чем пришла.

Эй, ведьма, ты записываешь мои невыполненные обещания?

Миша.

Некоторые московские театры выделяют небольшое количество билетов для всяких убогих, в том числе, для Общества слепых. Сейчас – по льготным ценам, несколько лет назад – бесплатно.
Что-что? Зачем слепому театр? Вы серьёзно спрашиваете? Затем же, зачем и всем остальным: вникать, сопереживать, отвлекаться… Слушать и ощущать для этого бывает достаточно. Но, если вы увидели в зале странную пару зрителей, один из которых всё время нашёптывает что-то другому – не спешите рычать, чтоб немедленно прекратили это безобразие, вполне возможно, что сегодня одному из слепых повезло: у него с собой оказались глаза друга, подруги, случайного соседа… Доброго соседа, дающего бесценные пояснения.

Миша был один. Мы легко разговорились перед началом спектакля, продолжили в антракте и после спектакля, по дороге к метро. Он потерял зрение после операции по удалению опухоли в головном мозге. В 15 лет. Задели зрительный нерв и мальчик довольно быстро ослеп. Ухитряется работать в трёх местах, рассказывает обо всём с удовольствием, не переставая улыбаться. Белую тросточку несёт просто так, не трогая ею асфальт потому, что я его веду.

Потом он стал звонить и я, даже если было совсем некогда, болтала с ним хотя бы минут двадцать, раздуваясь от ощущения собственной нужности. Достаточно было спрашивать и слушать. И тихо офигевать от Мишиного оптимизма.

Однажды в звонках случился довольно большой перерыв: оказывается Миша эмигрировал в Израиль! Оттуда стал звонить вдвое чаще – у него кругом были привилегии, в том числе спец. тарифы на международные звонки. Поступил в университет, стал серьёзно изучать иудаику и брать уроки игры на флейте!

-- Я через пару месяцев собираюсь в Москву, маму повидать (так и сказал, «повидать»), сестёр. Как у тебя со временем? Мы сможем встретиться?
-- Конечно! Я тебя в гости приглашаю!

Так, чтобы нам встретиться второй раз, ему надо было соскучиться по маме, сидя в Тель-Авиве.
Миша изменился. Отрастил светлый пушистый «хвост». Если б не тросточка, я б его не узнала. Впрочем, зрительная память у меня ужасная.

-- Ты возмужал и тебе идут длинные волосы!
-- Говори пожалуйста громче, я стал хуже слышать. И с ногами появились проблемы, но это ерунда! Веди…

Дома я проявляю изощрённое издевательство, положив ему в тарелку курицу с консервированным горошком в качестве гарнира. Доходит до меня только тогда, когда он растеряно тыкает вилкой мимо еды.

-- Миш, прости! Пожалуйста, очень тебя прошу, расслабься и ешь, как привык, мы помоем потом руки. Я всё хотела тебя спросить, как ты решился один уехать за тридевять земель от дома? Почему?
-- Понимаешь, -- он с облегчением кладёт вилку и пальцами нащупывает горошину – мне надоело с ними ругаться из-за ерунды. Я их очень люблю. Но так устал искать вещи, которые они не кладут на свои места! Одному – гораздо проще. А в Израиле мне сразу такое пособие назначили, что я ещё им сюда деньги высылаю.—Миша лучезарно улыбается и мы ещё несколько часов беседуем, главным образом, об иудаизме.
Звонит его мама и мы решаем, что я проедусь с ним в метро до его станции, а там она его встретит.
-- Это не обязательно, я и сам могу доехать.
-- У меня там дела, давно хочу зайти в … (что-то уверенно вру), и потом, мне жалко тебя отпускать! – добиваю его кокетливым аргументом.

Сидя в вагоне метро, он вдруг дотрагивается до моей головы и спрашивает:
-- А какого цвета твои волосы?.. Они пахнут весной… Можно тебя обнять? Знаешь, я чувствую себя каким-то недомужчиной…
-- Господи, Миш, что ж мы с тобой так много времени зря потратили! – я произношу это после паузы весело и храбро, надеясь, что сейчас всё и кончится.
-- Давай вернёмся…-- Миша внезапно охрип, а я начинаю лепетать что-то про его маму, которая уже ждёт и волнуется, про ревнивого своего молодого человека и ещё сорок бочек неубедительных причин, но он сник, отлично поняв, что я его не хочу. Что меня даже не очень привлекает стать воплощением красоты. И, наконец, что у моей жалости обозначились чёткие границы.

Ты мстишь мне за Мишу?

Он прислал мне из Израиля гигантскую майку с верблюдами, таких как я в неё поместится шестеро. И больше никогда не звонил.

Костик.

Как и Анна Георгиевна, Костик в ВОСе не последний человек. Это неудивительно потому, что он – гений. Ему нравится, когда я так говорю и, вообще, ему нравятся все девушки и женщины, которых он может заподозрить в способности нескучно общаться.
Костик разработал систему группового обучения слепых персональному компьютеру и возглавляет эти курсы в масштабах страны. Из всех региональных подразделений Всероссийского общества слепых к нему поступают заявки от желающих освоить хотя бы азы компьютерной грамотности при помощи одной из озвучивающих программ.
Костик родился у незрячих родителей, унаследовав от них диагноз в полном объёме. Рос, как и многие инвалиды по зрению, в интернате. Потом была Тимирязевская академия, где сейчас, помимо работы в ВОСе, Костик преподаёт кибернетику обычным студентам. Считает, что своим образованием обязан маленькому количеству учеников в интернатском классе: всего восемь. Каждого из них спрашивали каждый урок. Но дело, конечно, не в этом. Не только в этом. У Костика феноменальные способности и весёлый нрав, удерживающий его на плаву в самых сложных ситуациях.
Как-то он признался, что не было момента страшней, чем выпуск из интерната. Он не представлял, как будет выживать в другом, кажущимся таким враждебном, зрячем мире. До восемнадцати лет у Костика не было ни одного, хоть сколько-нибудь видящего знакомого.

-- Скажи мне, солнце, что ты кушал, чтоб стать таким умным? – Костик только что записал мне Fine Rider и я благодарно чмокаю его в макушку.
-- Сейчас предпочитаю водчушку на природе! Кстати, наш тимирязевский турклуб через две недели устраивает большой слёт, поехали?
-- Спасибо! Но ты ж знаешь, что, если я и соберусь, то прибуду со «своим самоваром» и петь тебе только грустные песни! – Костик прекрасно играет на гитаре и неплохо поёт, -- вон, Олю позови…
-- Ты считаешь, что она… достаточно правильная? – «Правильными» девушками Костик называет тех, кто сможет выдержать, не поморщившись, обильный мат одного из тимирязевцев, которым тот не столько ругается, сколько на нём разговаривает, а также девушка должна обладать ещё парой достоинств… Короче, я оказалась неправильной, поскольку целых два раза брала с собой друга мужеского пола и сейчас, в третий раз, Костик приглашал меня, скорей, по инерции. С «правильными» ему, вообще, не очень везёт.
-- Возьми – проверишь! Да, поздравляю тебя с днём рождения сына! Как у него со зрением? – маленькому Артуру исполнился годик и до сих пор я не решалась спросить, а сейчас, вот, выпалила и жду, не дыша.
-- Сто процентов! – это самая лучшая новость из всех возможных. Потому, что жена у Костика тоже никогда ничего не видела.

Ты ещё здесь?.. Притихла, подлая.
В последнее время эта гадина совершенно распоясалась...


Рецензии
Очень тонко, ярко, образно, проникновенно выписаны портреты людей, потерявших зрение. Столько тепла и нежности, подстрочного драматизма, восхищения - в каждой строчке! Такое участливо-писательское чутье, осторожность в развертывании стальной пружины стремительного повествования - явление, на мой взгляд, редчайшее! Смело, талантливо, пронзительно - для любой, наверное, читательской аудитории.
Образ Слепоты, как мне кажется, построенный больше на эмоциональном восприятии, менее осязаем и, возможно, даже концептуально спорный...
В первый момент кажется, что речь идет о Смерти... но ведь слепота - это еще не смерть! И это блестяще доказывают герои очерка! Я не смогла принять этот образ, хотя, если он родился, значит, имеет право на жизнь.
Слепота - безусловно, очень страшна, но даже в ее объятьях жизнь может расцветать всеми цветами радуги! Я верю в это и имею, к счастью, лишь теоретическое обоснование, но множество примеров подтверждают это.
Творческих успехов Вам и крепкого здоровья!
С уважением,

Галина Гаевская   27.08.2009 21:43     Заявить о нарушении
Галина, Вы выдали такую невероятную обойму безумно приятных слов, что я совершенно растерялась. Уверена, о такой рецензии мечтает любой маститый-перемаститый литератор, даже тогда, когда дорогих костюмов не видно уже из-под лавровых венков. Спасибо Вам!..
Наверно Вы правы в характеристике образа Слепоты, как эмоциональной гиперболы. Мне уже приходилось слышать несогласие с ним. Но именно так я это ощущаю и никак иначе. Ольга Бурина попробовала посидеть несколько минут с закрытыми глазами (см. предыдущий отклик). Попробуйте и Вы, например, пожарить вслепую яичницу. Дома. Где Вы точно знаете местонахождение сковородки, яиц и пр. Прочувсвуйте свои ощущения. Засеките время.
Сделайте это просто так.
Если Вы после этого всё ещё не испытаете ужаса, то прогуляйтесь по своему двору.
Люди, которых я описывала -- это герои. Таких очень немного. Я бы хотела иметь хоть половину их мужества.
Ещё раз благодарю Вас за необыкновенную рецензию.
Вам тоже здоровья, удачи и новых открытий!
С уважением,

Фарби   28.08.2009 11:09   Заявить о нарушении
Забудьте про яичницу вслепую, Галина.
Простите меня.
Я не знала, когда писала предыдущее замечание, что вся Ваша жизнь -- и так подвиг. Что Вы -- одна из немногих, кто не собирается сдаваться и находит способ не просто выжить, а извлечь все доступные и недоступные подарки от жизни для себя и других. Одна из немногих.

Фарби   28.08.2009 12:00   Заявить о нарушении
Милая, милая Фарби!!! Блаженно улыбаюсь Вашей импульсивности и безумно радуюсь нашему знакомству! Никто не знает предела своих возможностей. Отрепетировать мужество еще никому не удавалось. Но есть примеры, когда действительно, степень адаптации на грани реальности. Для меня совершенно непостижимым остается жизненный подвиг Ольги Скороходовой, Елены Келлер, того же Рубена Гальего...
Иногда страх бывает гораздо вредоноснее, чем само бедствие, не давайте прорости ему в Вашей душе!
С искренними пожеланиями добра и счастья,

Галина Гаевская   28.08.2009 18:35   Заявить о нарушении
Ты права Галя - страх убивает раньше причины бедствия...

Веруня   30.08.2009 10:55   Заявить о нарушении
Галина, я не знакома пока с теми, кого Вы перечислили, восполню сей пробел обязательно.
Но, знаете, девушки, мужество запросто репетируется (ток назувается это треннингами или ещё как-нибудь красиво), а страх, хоть я его никогда и не пропогандировала (само по себе глупо) является подчас нехилым импульсом и стимулятором к подвигам. Для этого он, наверно, и существует. Не согласны?

Фарби   31.08.2009 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.