Генерал де БЫТ
__________________
Р А С С К А З
____________________
Вот уже два часа я веду бой с его превосходительством генералом де Бытом. Я ненавижу его могущество: ордена на его кителе блестят, как хорошо отчищенные кастрюли, и в каждом отражаются глаженные пеленки, груда немытой посуды, связка лука - натюрморт почти во вкусе “малых голландцев”. Когда-нибудь его превосходительство пронзит меня шпагой, не знающей поражений.
- Ах , генерал – генерал, ваше превосходительство, сжальтесь, отведите удар от меня.
- Чтой- то.- отвечает генерал,- руки в бока, рукава засучены. на лице пена от стирального порошка.
Мы стоим друг против друга, пот льется градом, как из только что исправленного крана. Генерал кряхтит, плюется, швыряет в меня грязным бельем. Я отстирываюсь от него изо всех сил и наконец включаю стиральную машину. Она жужжит , как воздух на поле боя , и на какое то время генерал отвлекается от меня с ненавистью глядя на предел его могущества.
Я ухожу на кухню, оставляя старика исходить злобой перед бесчувственной, глухой машиной.
... Отодвинув натюрморт и стерев ладонью со стола я открываю книгу. Откуда- то издалека , из глубины веков затрубил четкий рожок. Из книги прямо на кухню сошел Рембрандт ван Рейн и с ним его знаменитый Ночной дозор.
При свете неяркой электрической лампочки , какими бравыми удальцами показались мне они! Этот “ дозор” отгородил меня от генерала. Пол- часа как- нибудь продержимся, решила я и стала разглядывать их.
От лица к лицу от темноты к свету вел меня Рембрандт ван Рейн. Как темно у Вас! Oн вынул из кармана лампочку в двести свечей и ввернул ее вместо старой и тусклой.
Картину заказали художнику амстердамские стрелки , которые за свои деньги требовали портретного сходства и героических поз. Каждому хотелось быть залитым светом.
Ничего этого я не увидела в картине “Ночной дозор”, ни портретной ясности, ни героических поз. Лица стрелков едва различимы. Даже капитан Бранинг Кок остался в тени , что привело его в немалую ярость. Зато весь свет в картине сконцентрировался на небольшой девочке с петухом , которая неизвестно откуда появилась среди стрелков и сама как бы излучала свет.
К черту такого художника!- кричали стрелки.- Не покупайте у него картин...
Жужжание в ванной прекратилось. Наступившая тишина грозила прибытием ненавистного генерала . И вот уже “Ночной дозор” с Рембрандтом Ван Рейном отступили назад в книгу, попираемые главнокомандующим генералом. Зло покосившись на Рембрандта, на его свободное от повседневности лицо, он выхватил из- под него табуретку и уселся, тяжело дыша.
Ах, генерал- генерал, ваше превосходительство... Вы не знаете поражений . Никакого Рембрандта . Никакого “Дозора”. Лишь в до блеска начищенных сковородках отразилась раскрытая дверца шкафа, детский чепчик, груда немытой посуды.,-Все книжки читаете,- сказал генерал- а посуда грязная стоит.
Утром следующего дня мы с генералом тащим вниз детскую коляску. Грохот стоит, будто из пушек палят. Какой- то человек, поднимающийся по лестнице, едва успел отскочить в сторону.
Прогромыхав четыре пролета, мы упустили коляску на первом этаже. От нее отвалилось колесо и укатилось в грязный угол.
По три раза в день гонял меня генерал вверх вниз с коляской. Он уверял , что коляски эти крадут и отравлял мне жизнь постоянными историями о злостных похитителях матрасиков.
Я проклинала гнусного генерала, который был набит до отказа устрашающими историями и которые действовали не хуже яда. Почему, думала я, не собирает он истории о доброте, о любви к ближнему, наконец, смешные истории, которыми так забит мир?
Уложив в коляску Анюту, я было совсем уже отправилась на спасительный кусочек земли , затерявшийся среди городского асфальта, вдруг вижу - бежит генерал , глаза на выкате, заикается. Ну думаю, что- то из ряда вон выходящее произошло. Подбегаю к нему , поддерживаю.
- Сардельки!- едва выговаривает генерал,- На Ордынке . За рубль сорок. Лифтерша очередь заняла...
И мы отправляемся за сардельками.
На скверике , возле раскидистого дерева, там, где мало кто ходит, сидел и поджидал меня Рембрандт ван Рейн. Он был совсем такой же, как на старческом автопортрете, с грязным платком на голове, с морщинистым дряблым лицом и маленькими , глубоко сидящими глазами. И следа не осталось во всем его облике от человека, обладающего состоянием, владельца ценной коллекции картин, от собирателя редкостей, которыми он так любил украшаться.
Сейчас, на скамейке, в своем выцветшем бабьем платке он больше походил на выжившего из ума пенсионера, зашедшего на тихий городской кусок земли. обсаженный деревьями. Он пожаловался , что кредиторы его совсем замучили, что пришлось продать с молотка любимые картины и офорты, что умерла его жена и что ученики его оказались все дрянными, хоть он и старался их обучать.
Вдруг, неподалеку , за черными прутиками кустов на безлюдной заасфальтированной набережной заиграл военный рожок . Живший в эпоху постоянных войн и сражений, Рембрандт ван Рейн даже не вздрогнул. Я обернулась . Прямо на меня, обходя тонкие кусты и газоны, шел мой генерал. Он едва не задел Рембрандта, но даже не извинился. Он вообще не терпеть не мог художников считая их за бездельников. C одним , правда, он дружил и очень уважал, потому что на столе у того художника и красная икорочка, и черная паюсная, и наливочка, как полагается. Вот это художник!- любил говаривать генерал- не то что у тебя - одна колбаса за два двадцать, прости господи !
Извинившись за прерванный разговор и попрощавшись с Рембрандтом ван Рейном, я пошла следом за ненавистным генералом , проклиная его толстую солдафонскую спину и грубый чеканный шаг.
Однажды вечером я подняла с клеенки кухонного стола тяжелый, разрывающийся от пара чайник. Неужели генерал поставил чайник прямо на клеенку?- удивилась я.
Под чайником оказался кусок испорченной клеенки. Яркие цветы превратились в потемневший бесформенный букет. Сняв с батареи сухую тряпку и предварительно смочив ее, я стала оттирать цветовые накопления, которые к моему удивлению сразу сдвинулись с места. Под ними я увидела яркий кусок неиспорченной клеенки. Несколько озадаченная, я взяла в руки этот букет, который , при ближайшем рассмотрении, оказался куском бумаги или, вернее, иллюстрацией с картины Рембрандта ван Рейна “Ночной дозор”.
Нет, мой генерал не изменил себе, он не поставил горячий чайник прямо на клеенку! Он подстелил страницу , которую вырвал из первой попавшейся книги.
В бешенстве я бросилась к генералу. Генерал сидел в одних подштанниках , чинил продырявленное в сражениях галифе и смотрел по телевизору передачу “А ну ка девушки”.
- Либо вы будете в этом доме командовать. либо я! В глубокой ярости я размахивала погибшей иллюстрацией перед разбухшим носом генерала.
- В грязи потонете.- спокойно ответил генерал , тщательно заштопывая продырявленное место.
Я отберу у вас ключи! Вы никогда сюда не войдете !- Свекольные тона покрыли меня с головы до пят.
- Это я уже слышал,- спокойно заявил генерал, ловко орудуя иглой.
- Чайник вы ставите на книжки, выдираете страницы без разбора. записываете телефоны на моих рисунках, наконец, сгребаете мусор на мои этюды , будто это не живопись, а совок для мусора!
- А что ж всякий хлам то беречь.
- Пошел вон отсюда!- крикнула я и так сильно топнула ногой , что телевизор погас.
- Ну вот,- на самом интересном месте.- огорчился генерал.- Придется к соседям идти... Там в духовке каша томится , поешь с молоком. Щи да каша - пища наша,- сказал он уже в дверях.
Генерал закрыл дверь на три замка и на задвижку, несмотря на то, что я была дома. Он долго гремел ключами , чихал , сопел, кашлял сморкался . Когда не стало слышно его шагов, я немного успокоилась, села возле кухонного стола и открыла духовку. Внутри духовки я увидела красную чугунную кастрюльку, в которой томилась рассыпчатая, румяная гречневая каша, которую так лихо умел готовить генерал.
Я достала чистую, вымытую содой тарелку , положила в нее душистой крупенчатой каши, полила маслом, заправила густой сметаной и домашнее наше блюдо, как тяжелый занавес закрыло от меня испорченную иллюстрацию, испорченные книги, картины, выбрасываемые вместе с мусором.
- Надо бы ему китель заказать новый,- подумала я и телевизор починить. Чего по соседям ходит на старости лет.
И впервые я подумала , как безрадостна, как неинтересна его генеральская грязная работа, и как жаль, что мир Рембрандта для него совсем закрыт. Каким усталым приходит он после сражений с продавцами, сколько ран получает от них. Устал мой генерал, измельчал . Нет уже настоящих крупных сражений, и боль мелких , повседневных побед совсем разъела его старческое, усталое сердце.
Не знаю уж сколько времени прошло, но прошло много. Заболел мой генерал булемией - волчьим голодом . Он пожирал мое время без остатка. Он потолстел вдвое, стал неповоротлив и жаловался на боли в желудке.
Однажды, к нам позвонили. Звонок был веселый , легкий и такой непривычный , что я вздрогнула. До сих пор звонки были тяжелые, настойчивые, грозные, деловые: то придут снять показания со счетчика, то сменить краны на газовой плите, то лифтерша напомнить, что задолжали за квартиру, то техник – смотритель. Пришла, оглядела расписной шкаф в передней, поджала тонкие губы в усмешке: Чудно как- то, намалевали на шкафу то.
Это генерал ей натрепался, Он часами точит лясы с лифтершей . Насыплет полные карманы семечек и на крыльцо.
Звонок повторился. И опять я не поверила его легкости и чему- то такому, о чем я давно забыла.
На пороге стоял кто- то молодой, красивый, в бархатном берете, с молодецки торчащими усами и смеющимися , глубоко посаженными глазами.
Передо мной стоял молодой Рембрандт ван Рейн , точно такой , как на его знаменитом автопортрете с Саскией.
- Идемте ,- сказал он- и крепко взял меня за руку.
Я оглядела свой халатик, покрытый мыльной пеной,
которая стекала на босые ноги , обутые в мужнины шлепанцы, на голове , прикрывая неубранные волосы , крепким узлом была завязана детская пеленка.
Я беспомощно посмотрела на Рембрандта.
- Ишь от ребенка уходит ! Ну и мать !- закричал генерал из ванной.
Но Рембрандт крепко держал мою руку.
-Идемте,- твердо сказал он и , зачерпнув из угла слой пыли, нарисовал на дверях ванной большой замок.
С жадностью изголодавшегося человека я смотрела на мокрое, потемневшее дерево, окутанное легким паром, на небо, залитое акварелью, на старый дом, покосившийся забор, над которым раскрыв руки- створки приветствовало весну чистое , синеватое окно.
Все вокруг казалось мне столь прекрасным, что рука едва осмеливалась переносить это на бумагу. Я спохватилась лишь тогда, когда акварель потемнела, а створки- руки улеглись на груди окна.
И вдруг, луч уходящего солнца вырвался из темного плена туч!
На какое то мгновенье, мир , лежащий передо мной , разделился на черные провалы тени и на узкую полоску света , которая вырвала у ненастья угол дома, часть дерева и сконцентрировалась в небольшой лужице талого снега.
Вот он , Рембрандт ван Рейн, вечный мученик света и тени. Он видел жизнь со всеми ее глубокими, трагическими провалами и все - таки не заливал ее светом из страха перед нею. Он видел света ровно столько, сколько было его в жизни художника и потому так нещедро разбрасывал его по своим картинам и офортам...
Через три ступеньки взбежала я вверх по лестнице на четвертый этаж. Уже пять, пора кормить Анюту.
На пороге квартиры меня встретил генерал с перекошенным от злобы лицом.
- Тебя убить мало! P****ка совсем замучила!- вопил он на весь дом .
Я взяла на руки Анюту и сунула в лицо ненавистного генерала целый ворох набросков и акварелей. - Смотри!
Ровно год назад , когда родилась Анюта, генерал злорадствовал: - Теперь не порисуешь своих картиночек!
И теперь , при виде акварелей , лицо его и без того красное , совсем побагровело. И если бы не соседи, вылезшие на шум скандала, он бы выхватил рисунки и в миг уничтожил бы их.
- Смотрите , люди добрые, в ванной белье грязное, а она картиночки рисует!
- Чистоту любишь?- наступала я на генерала, решив - сейчас либо никогда!- А сплетни грязные собирать не брезгуешь? А в замочные скважины подсматривать?
Генерал схватился за сердце.
Воображаю, какими чистыми руками вскрываешь ты чужие письма . А уши свои ты наверное хорошенько моешь чтобы лучше подслушивать у чужих дверей?
Генерал охнул и как мышка юркнул в квартиру. Я вошла следом и, победоносно посмотрев на соседей, закрыла дверь.
Маленький, жалкий, похожий на половую щетку, генерал де Быт сидел на кухне. С тех пор, он совсем переселился туда и спал на сундуке, охраняя свое сокровище- разный хлам , собранный за долгую жизнь: непарные носки , обмылки, фуражки речного флота , где он когда- то служил, дырявую посуду. Охранял генерал все это с исправным рвением старого солдата. Днем и ночью. Хотя я и не собиралась выбрасывать этот хлам. В конце концов, в этой жизни каждый сражается за свое.
==========v
Свидетельство о публикации №209082801218