Автопортрет в музейном интерьере
Л.Н.Бюлль родился в далеком 1924–м в Москве в семье обрусевшего немца. Один дед по материнской линии долгое время работал на фабрике Кузнецова, другой – был из дворян Силиных, предок - герой 1812 г., участник Бородина. Бабушка из Верещагиных, отец был художником, тетя - жена ректора петербургской консерватории, один из дядьев – актер Малого театра… Такие вот корни. С детства в нем была тяга к живописи, он готовился к поступлению в худ.училище, но война круто изменила его судьбу, как впрочем и жизнь всей страны… Но если одни его сверстники ушли на фронт, то его прямо с призывного пункта в 42-м как немца отправили на Лубянку, а затем в лагеря: Голицыно, Смоленск, Соликамск, Барнаул и наконец Ныроблаг. Здесь он 10 лет проходил «университеты» под руководством многих художников, журналистов (например, зам.редактора газеты «Правда»), философов, поэтов, сидевших с ним по 58-й (политической) статье …
Льва Николаевича спас талант художника – он стал оформителем лагерной газеты. А чтобы не сломаться и не впасть в тоску от вида колючей проволоки и однообразного лесного пейзажа, занесенного снегом, рисовал втайне яркие красочные акварели - цветы, амуров. Но больше рисовал тушью, углем, пером портреты и пейзажи; сшил самодельную маленькую книжку, куда записывал каллиграфическим почерком стихи, свои и которые запомнил с детства, которые ему наговаривали его товарищи. Одним из них был поэт И.В.Положей, который так и сгинул в лагере. В 1952-м г. после смерти Сталина Л.Бюлля выпустили. Ему удалось вывезти часть своих рисунков, сделав в самодельном этюднике двойное дно. На жительство его определили в Ставрополь. Здесь на первых порах его приняли в мастерскую Крайсправки, на место ушедшего и уже тогда пользовавшегося известностью Гречишкина, а затем он стал работать художником-оформителем в мастерской Центрального Парка культуры и отдыха. Собственно по его макету, представленному на ВДНХ и получившему диплом 1 степени, парк и приобрел знакомый ныне ставропольцам вид. Он был и оформителем музея у мемориала Вечного огня. А с 1954 г. и по сей день Лев Николаевич работает в Ставропольском музее-заповеднике. Здесь его руками созданы сотни экспозиций. Немало времени работал художник и в Карачаево-Черкесии: выполнил экспозицию в Музее-памятнике защитникам перевалов Кавказа в Кобанском ущелье; создавал областной краеведческий музей, Музей альпинизма и туризма в усадьбе Крым-Шамхалова.
Но главной страстью художника была реставрация. Он реставрировал старинные документы, плакаты и фотографии, иконы, картины (например, Ю.Клевера «Зимняя ночь» и «Вечерний закат»; пастель В.Шлипнева «Хаджи-Мурат-наиб Аварский» и др.); ввел вновь в научный оборот карты Ставропольской губернии, Пятигорска времен Лермонтова. А его муляж русского издания «Капитала» К.Маркса, на котором был автограф первого переводчика Г.Лопатина,кстати, ставропольца, вверг в заблуждение даже внучку Лопатина - Елену Бруновну, которая спутала его с оригиналом.
Л.Бюллю 85 лет и почти 60 из них он отдал искусству. Он так и не стал членом Академии художеств – помешала биография, только в 2007 г. он получил членский билет под №8 в новом Творческом Союзе художников России… и по-прежнему живет и работает в маленькой 27 метровой квартирке-мастерской. Но главное – он подготовил замечательную смену – у него есть ученики, которые продолжают его дело, его дочь Виктория, зять Михаил и внучка Тамара Аксировы – его коллеги, талантливые художники, которые выставляются в Москве. Совместная выставка «Искусство сегодня» дедушки и внучки состоялась в этом году. А представители власти как всегда не очень жалуют своим вниманием - никто не посетил открытие экспозиции, вот только прислали 2 почетные грамоты из краевой думы да из минкульта в мае. Но никого это давно уже не удивляет, а посетители несмотря на жаркое лето – приходят, долго изучают экспонаты и оставляют благодарные записи.
Свидетельство о публикации №209082800309