Бога искали под землей?

Что старцы делали под горой Монашка, зачем уходили «от мира» в подземные лабиринты, где температура воздуха и сегодня не превышает плюс 15 градусов? Зачем измождали себя скудостью быта и постоянными молитвами? Такие вопросы задают себе любопытные экскурсанты – учителя и студенты, офис-менеджеры и программисты, парикмахеры и чиновники. Все они  приезжают в село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области посмотреть на «православные катакомбы». И… неожиданно начинают анализировать собственную жизнь.

Историческая справка: Никольский монастырь, время постройки ориентировочно конец 19 века. Основатель – казак из Верхне-Озерной станицы Орского уезда Захарий Карцев. Как он сам рассказывал, ему было Божие откровение: идти в Покровку и устроить там  монастырь. В 1896 году Захарий поселился на указанном  месте, вырыл пещеру с небольшой кельей и два года жил в молитвенных и постнических трудах. Впоследствии стал игуменом Зосимой, получив благословение на устройство монастыря лично у Святого Иоанна Кронштадского.
 Монастырь был возведен в трех километрах от села Покровка. Имел каменный  храм во имя Святого Николая Чудотворца, большую колокольню, братский корпус. В храме хранился чудотворный список Иверской иконы Божией Матери.  Монастырь содержал дом для калек мужского пола, приют для мальчиков-сирот.  Во владении были земли, где выращивалась пшеница, арбузы, большой сад с грушами, яблонями и сливами. Работали при обители кирпичный и кожевенный заводы, мастерская, где валяли валенки, шили облачения. Возле монастыря бил родник с незамерзающей водой.
Основным делом для монастырской братии стало житие по подобию Киево-Печерских подвижников, поэтому они выкопали пещеры - кельи протяженностью более 150 метров. Далеко за пределами Покровки были известны имена схимонаха Нила, иеромонаха Лаврентия, монаха Тихона, который нес подвиг юродства Христа ради и обладал даром чудотворения.
 В двадцатые годы прошлого века начались гонения на монастырское братство, в 1923 году умирает основатель монастыря отец Зосима. В 30-х новая власть предложила монахам публично отречься от веры и образовать рабочую артель, но братия отказалась. Тогда монастырь взорвали, родник засыпали щебнем, вход в пещеры закрыли. А некоторых монахов, возможно, расстреляли, документальных свидетельств об этом не нашли.
После многолетних поисков 8 июня 2002 года был обретен вход в Святые Пещеры. В сентябре этого же года над входом в пещеры освящена церковь в честь Рождества Иоанна Крестителя. Установлены кресты на месте разрушенного храма и часовни, на монастырском кладбище. Ныне планируется восстановление Никольского монастыря. Возведена 47 - метровая колокольня с двенадцатью колоколами, выстроено здание жилого корпуса для детей-сирот на 25 мест. При Покровском приходе работает приют для престарелых. В сентябре 2004 года начала работать начальная церковно-приходская школа в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. При школе организованы футбольная, теннисная и шахматная секции.

-Кресту Твоему поклоняемся Христе…, - тихонько напевает отец Анатолий. Его голос то теряется, исчезает в коридорах подземного монастыря, то гулко отдается под низкими сводами. Мы бредем за священником, сжимая свечи в руках, словно держимся за тонкую едва видимую нить света.
Красный песчаник, из которого состоят стены длинных и извилистых коридоров, холоден и влажен на ощупь. Кажется, что кто-то специально надышал на них, на запотевшие лики икон. Мы под самым куполом горы Монашка.
Что нашли в подземном монастыре?
Обнаружили подземные монастырские помещения в 2002 году. А искали их очень давно. Селяне лазали по ковыльной седой горе «за кладом» и в 30-х, и в 60-х годах, затем к поиску «сокровищ» подключились приезжие не то археологи, не то мародеры. Но никому не удавалось обнаружить среди мягких трав даже расщелины. Открылся вход в подземный монастырь только священнику. И то чудом.
Отец Анатолий Чернецов, едва получил здешний приход, сразу узнал о местных тайнах. Мол, есть под землей ходы, в них спасались монахи. Настоятель, взяв благословение у благочинного, пригнал на гору землеройную технику. Ему дружно помогали местные сельские власти.
-Копали, копали, - и ничего, - вспоминает настоятель храма в селе Покровка. – Пришел глава сельской администрации, посмотрел и говорит: «Да, ладно, батюшка, ничего не найдем… Я тоже сник, устал: «Ну, подбодряю экскаваторщика, - еще раз вот здесь ковшом задень».
Вход в подземный монастырь показался неожиданно. Отец Анатолий, молодой еще священник, от радости чуть в яму не свалился. Ну, надо же, если бы полметра в сторону копнули, ничего не увидели, а тут даже входа из красного кирпича не задели.
С помощью роты солдат, местных жителей и с горячим участием священника раскопано не более 50 метров подземного убежища православных монахов. А по историческим свидетельствам пещеры уходят далеко под гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Удалось обнаружить несколько старинных икон, стоящих в нишах, крепления для лампад, небольшую подземную церковь с алтарем, где собирались монахи на совместную молитву. Но всех поразила крошечная келья, где едва может уместиться человек. И то, только стоя на коленях. Подножием для коленопреклоненного стояния на молитве служит плоский валун. Рядом небольшая ниша в стене – для книг, свечи и кружки с водой. Одно из помещений оказалось полностью засыпано песком, думали, что там хранятся мощи схимонаха Зосимы - основателя монастыря. Однако  комната оказалась пустой, что тоже загадка. На одной из стен солдаты, ведущие раскопки увидели надпись, сделанную красивым почерком: «Господи, спаси!» А рядом был  начертан крест. Кто это написал? Может быть, последний монах, которого вели на расстрел в 30-х годах?
Зачем монахам уходить под землю
Представьте, что вы спустились под землю, и находитесь там продолжительное время. Если только вы не спелеолог, то скоро становится не по себе. Темно, сыро, холодно. Хотя дышать на удивление, легко. Воздух свежий, приятный, такое ощущение, будто кондиционеры работают. А ведь система вентиляции примитивная - фильтрует воздух песчаный грунт.
Даже попав в пещеры с 40-градусной жары, через некоторое время начинаешь замерзать. Как тут можно жить, молиться? Если человек долго находится в темноте, сумерках, то начинает испытывать депрессию, ученые это объясняют отсутствием солнечного света. Мол, организм должен заряжаться энергией. А у монахов кроме слабого света свечей да лампадок, в которых они, наверняка, экономили масло, никакого «электричества» не было. Сколько же было в их сердцах тепла и света, чтобы не чувствовать холода, не видеть темноты?!
Большинство паломников в  Свято-Никольские пещеры довольствуются поначалу поверхностными впечатлениями. Но некоторых посетителей лицезрение  аскетического жития монахов наталкивает на размышления о собственной жизни, заставляет задаваться неожиданными вопросами.
Олег Рукавицын – фотокорреспондент областной газеты: «Я раньше читал про схимников, которые себя заточали под землю, в башни. Поэтому не удивился такому «подземному существованию» монахов Никольского монастыря. Йоги ведь тоже уходят в пещеры, замуровывают себя в стены, я читал об этом и верю, что они до сих пор живы! Это, по-моему, высшая степень сосредоточенности, проявление особых, заложенных в человеке сил. Думаю, что монахи уходили под землю, чтобы обрести мир в душе. Если человек склонен к уединению, он хочет остаться наедине со своей болью, с искуплением. «Наверху» этого достичь нельзя. Я бы и сам пошел под землю, но пока не хватает мужества, да и «наверху» слишком много людей, который я люблю». 
Никита Самохин – программист: «А я не понимаю, зачем нужно уходить под землю? Наверху ведь никто не мешает молиться. Иди в затвор, в свою келью и молчи или молись. А под землей можно или с ума сойти, или впасть в какие-то особые грехи, в гордыню, например. Мол, я таким святым тут стал, берегитесь! Я читал до этого об одном таком подвижнике святом Никите Новгородском. Он заперся от всех монахов и молился, тогда ему дьявол явился в образе ангела, стал искушать. Никита возгордился, разговаривал с ним, поучал своих товарищей. Его еле высвободили из этого плена. Потом он раскаялся, что так поступил. Не знаю, зачем оренбургские монахи ушли под землю, может быть, это были самые нелюдимые из всех?»
Юлия Матвеева студентка философского факультета Оренбургского государственного университета, пятый курс.
"Я не церковный человек и согласилась на поездку просто из любопытства, но
пещеры заставили меня посмотреть на многие вещи, а главное на знакомых мне людей с совершенно неизвестной мне стороны.
 Пещеры представляют собой разветвленный туннель под землей. Его ширина, не больше метра, а высота менее двух. Пройти по нему можно, лишь следуя за впереди идущим почти в затылок. Это заставляло, приехавших в паломничество, держаться вместе, прислушиваться друг к другу, что совершенно не свойственно людям «наверху». В повседневной жизни мы могли ссориться, игнорировать мнение друг друга, а здесь, оказалось, что без человека, идущего впереди тебя, пропадешь. И дело не столько в физическом страхе потеряться, сколько в какой-то возникшей неожиданно внутренней, душевной потребности быть рядом. Наверное, это случилось после молитвы, которую нам перед экскурсией прочли в храме? Во всяком случае, подруги старались быть предупредительными, что от них нельзя было ожидать в университете. Все было необычно, нас научили Иисусовой молитве, мы шли и повторяли ее, держа в руках камушки с алтаря. Сказали, что так делают все паломники, ведь мы не на развлекательной экскурсии в музее. Мне показалось, что я поняла внутренний смысл этого духовного занятия. По крайней мере, на душе стало легко и тихо.
В пещерах меня поразила таинственная белая полоса, которая проступает чуть выше середины стены и видна на протяжении всего туннеля. Нам объяснили, что это горная порода, однако, несмотря на реалистическое объяснение, у меня возникло какое-то мистическое чувство. Будто находишься в гробу, накрытым крышкой. Причем не испытываешь при этом страха и опасения, а даже, наоборот, хочешь продлить это состояние. Я в это время думала о том, что испытывали монахи, которые каждый день вставали на молитву, не зная, что наверху – день, утро, ночь? Мне кажется, это были живые люди в потустороннем мире!"
И вот, несмотря на эмоции и впечатления, главный вопрос остается. Зачем уходить под землю? Что обретаешь там, под толщей грунта в тишине, в уединенности и темноте? Показалось, что сегодня никто не сможет ответить на это. Ведь даже самые пожилые монахи, которые сегодня живут в монастырях - люди современного мира, не говоря о священниках, которые говорят по сотовому телефону, не удивляются полетам в космос, ездят на автомобилях, хорошо знают, что такое факс и компьютер. Никто из них не жил в подземных пещерах и не собирается этого делать.
И все же послушаем, что скажет нам отец Анатолий (Чернецов), который как раз и открыл эти пещеры.
-Уединялись иноки в аскетическое житие, чтобы сосредоточиться на молитве, ведь известно, что молитва дает дары Святого Духа. Только здесь, в пещерах, под двадцатиметровым слоем грунта, такая тишина, - священник указывает пальцем наверх. - Не услышишь ни грома, ни разговоров, ни колокольного звона. И хотя монастырь не похож на базар, там тишь да гладь, а все-таки глаз и ум «наверху» отвлекаются.
- Но, отец Анатолий, в пещерах аскетика доведена до предела! Спать монахам, видимо, приходилось даже не на деревянной лавке, а на земле. Скорее всего, они жестко ограничивали себя в пище и питье, не будешь ведь без конца курсировать из подземелья наружу? Зачем же так мучить себя? Может быть, они чувствовали себя самыми грешными?
-Сознательное заключение себя в тесные рамки жития, скудость пищи -  не просто истязание, а попытка смирить свою душу, ведь «гордым противится Бог». А смиренная душа – вовсе не унижение, радость для окружающих людей. Это безмерная любовь-вектор, направленная не на себя, а от себя – к Богу, людям. Ведь к старцам в пещеры «на прием» (а такие свидетельства сохранились), люди приходили не за любопытством, а за утешением, за наставлением. На первый взгляд, они просили помощи у тех, кто сам был немощен, (я имею в виду физическую силу). Но, отвергая плотское, монахи возрастали духовно, они молитвенными трудами снискали себе такие духовные и душевные силы, что потом смогли щедро делиться ими с людьми. Достигается такое большими   трудами.
Скептически и с большой долей реализма относится к пещерному монастырю иеромонах отец Валентин (Коробов), который уже долгое время по благословению Преосвященнейшего Владыки митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина (Мищука) занимается сбором и изучением документом о храмах и церквях Оренбургской епархии.
-Вокруг пещер, на мой взгляд, создали много мифов.  У меня есть документ из архивов УФСБ, сколько монахов подвизалось в свое время в этом монастыре – всего 40, а не как рассказывают, чуть ли не 200. И нет документальных свидетельств, что их расстреляли. Да, до сих пор жива дочь схимонаха Нила, но она в то время была девочкой и ничего особенного не запомнила. Я привык опираться на документы и верить им, а не рассказам «вокруг и около». Недавно была передача по радио, мол, пионеры во времена Хрущева решили разыскать  каких-нибудь свидетелей жизни Ленина и, вдруг, одна бабуля заявляет: «Помню я Ульянова. Бегал тут маленький, кудрявый такой»… Пионеры к ней с вопросом: «А сколько вам лет?» «Как сколько - 60!» Я так смеялся, чуть не до слез. Историю, на мой взгляд, нельзя приукрашивать. Да, многие документы не сохранились, но нельзя заниматься мифотворчеством.
- Отец Валентин, а как вы думаете, зачем же тогда монахи выкопали эти подземные ходы?
- Я с ними об этом не разговаривал. Можно только предполагать, может быть для того, чтобы хранить продукты, а может быть, для захоронений.
-Ну, это уж чересчур приземлено! Для продуктов… Вряд ли бы им понадобились такие разветвленные «холодильники». Говорят же, что монахи хотели жить по подобию Киево-Печерских подвижников. Ведь нашли же там иконы, пусть сопревшие, нашли подобие кельи и маленькой церкви с алтарем.
- Это все догадки. Церковь ли это? Алтарь там отец Анатолий соорудил в современное время. В наших пещерах очень уж холодно, и долго находиться там, практически, невозможно, тем паче жить. Там же сыро, это не Синай, не Афон, где совершенно другой климат. В Киево-Печерских пещерах тоже никто не жил. Да, туда уходили молиться, но в основном, это место для захоронений. Монахи, видимо там прятались, когда наступали враги. Наши монахи, по-моему, тоже вырыли пещеры на этот случай – для захоронения братии.
Я обратилась еще к одному специалисту по «подземным ходам» - профессиональному спелеологу с 16-летним стажем Олегу Рыжкову. В «миру» Олег – инженер автоматизированной системы управления предприятием ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания». Рыжков с товарищами из оренбургского спелеоклуба не раз путешествовал по разным пещерам. Был в подземельях на отрогах Уральских гор, в Башкирии, на хребте Арабика в районе Хосты, он прекрасно знает, что такое очутиться под землей в кромешной тьме и сырости и почти одиночестве.
-Олег, вы были в Покровских пещерах, которые вырыли монахи? Как на ваш взгляд профессионала, там возможно жить, долго находиться?
-Да, я с товарищами был там года три назад, когда только что их открыли и вели дальнейшие раскопки. Видели ходы, вырытые в плотном песчанике, есть заплывшие фрагменты, видимо рядом проходят грунтовые воды, внизу под горой - родник. Первое впечатление от пещер – ребята сильно тут поработали, нужно же было все это сделать, выкопать ходы и кельи! Мы еще хотели пройти вперед, тоже поучаствовать в раскопках, но священник нас не пустил. Я понял, это место они оберегают, оно возведено в ранг святыни.
Жить там можно. Да, холодно и сыро, но, думаю, монахи находились там не в тонких рясах, а были одеты теплее. Я читал про одного француза Мишеля Сифера, по-моему, он решил поставить эксперимент над собой, опустился на 200 метров под землю и находился в пещере продолжительное время, почти год. На нем были укреплены различные датчики температуры, давления, врачи следили за его состоянием. А сам Мишель следил за тем, как изменяется его мироощущение. Он понял, что время под землей ощущается иначе. Вернее, оно будто бы растягивается. Вначале он бодрствовал 17 часов, потом 24. У него было небольшое освещение, немного продуктов, которые ему спускали по особому шлюзу. Все эти биологические исследования оказались важны для космонавтов, с точки зрения физиологии и психической выносливости. Мишель описывал, что у него начались галлюциногенные видения, слышал даже голоса. Это у него, конечно, было от одиночества и замкнутого пространства. Он потом книгу написал «В безднах земли».
-А зачем монахи, по – вашему, опускались под землю? Им вряд ли были нужны  биометрические исследования.
-Моя специфика – спортивная спелеология, и я, в общем-то, христианство мало знаю. Мне кажется, что все зависит от цели, которую поставил тот или иной монах. Отречение от мира, лишение всех благ, комфорта. Тело бренно, чтобы достичь просветления, нужно уйти вниз под землю, где никто не будет мешать.
- Вы считаете такой уход от мира адекватным?
- Вполне. Я не думаю, что это фанатизм. У монахов были свои идеи, цели. В здравом контексте - это нормально.


Рецензии
Люди используют разные пути для продвижения к цели.И понять их не всегда возможно потому, что тот, кто пытается это сделать, мыслит совсем по иному. Человек, ушедший в монашество, уже сделал первый шаг на пути к своей цели - уход от мира. Большинство этим и ограничиваются, но ведь есть и меньшинство, которое идёт дальше. Заточение себя в келье ли, в скиту, или в пещере - это следующий шаг. Распространённое мнение, что аскетизм и сомоограничения физические, духовно возвышают. Возможно, что это так, только обидно, что всё это вовышение, в основном, в подземных ходах и остаётся.
Изменение сознания достигается несколькими методами: медитациями, постом и молитвами, самовнушением. И это совсем не значит, что человек сходит с ума, и присуще оно всем религиям, в разной мере, а не только йогам и буддистам.
С уважением

Владимир Волкович   30.09.2009 17:08     Заявить о нарушении
"Возможно, что это так, только обидно, что всё это возвышение, в основном, в подземных ходах и остаётся..Изменение сознания достигается несколькими методами: медитациями, постом и молитвами, самовнушением. И это совсем не значит, что человек сходит с ума, и присуще оно всем религиям, в разной мере, а не только йогам и буддистам".
Ваше высказывание, к сожалению, говорит о полном незнании предмета, простите, но мне иногда кажется, что вы смело судите о вещах, которые не умещаются в рамки вашего собственного восприятия и собственного "я". Может стоит их немного отодвинуть, и горизонты информации поразят ваше воображение? Впрочем, чему я учу человека, который учился на фак-те журналистики?

Вера Арнгольд   01.10.2009 11:27   Заявить о нарушении
«Ваше высказывание, к сожалению, говорит о полном незнании предмета, простите, но мне иногда кажется, что вы смело судите о вещах, которые не умещаются в рамки вашего собственного восприятия и собственного "я"».
Возможно, вполне вероятно, что я полностью, ну, то есть, абсолютно не знаю предмет. И несу по этой причине какую-то околесицу. И моё маленькое, и примитивное восприятие с какими-то, возможно, идеологическими рамками, не даёт мне познать огромные горизонты информации, которые непременно, должны поразить моё воображение:-)))
И даже ф-т журналистики не пошёл мне впрок, а ведь оттуда, как правило, выпускаются человеки с необозримыми горизонтами, и настолько раздвинутыми рамками восприятия, что они теряются в бесконечности. И живые примеры этого - у нас перед глазами.:-)))
Вера! Из вашей краткой автобиографии видно, что вы служите сейчас рупором Оренбургской епархии. А из истории нам известно, что журналисты в России никогда не были свободны, те которые попытались ими стать, давно за рубежом, или в земле. И вы должны глаголить в рупор то, что соответствует линии партии, ой, пардон, циркулярам и инструкциям православной церкви. И лучше всего, если будете делать это искренне, без сомнения, как положено настоящему коммунисту, ой пардон, истинно православному.
Ваш покорный слуга уже лет двадцать занимается постижением обеих, совершенно разных частей Святого писания, разным народам данные. Вернее, первая часть дана только одному народу, а вторая многим. Интересно, правда, с чего бы это.
А вот медитативные упражнения, которые я постигал на курсах, организованных Всемирной Ассамблеей медитации, в исполнении индусов и англичан – это тоже очень интересно. А откровения Агни-йоги Елены Рерих, это весьма занимательно для расширения своих и так бесконечных горизонтов. А рассуждения о сём предмете всемирно известных психологов В.Леви, Е. Литвака, А.Свияша, с последним я нахожусь в переписке, а с Леви даже шёл в одной связке через перевал на Кавказе.
Нельзя считать истиной только то, что исповедует твой начальник.
«Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.
Специалист богословия подобен флюсу: полнота его одностороння.
Не в совокупности ищи единства, но более — в единообразии разделения».
Это сказал, незабвенной памяти Козьма Прутков, когда не только нас с вами, но и нетленных факультетов Журналистики в природе ещё не существовало:-))))).
Успехов вам на пути познания
.

Владимир Волкович   02.10.2009 16:42   Заявить о нарушении
Вот мне пришло сейчас в голову наитие, о главной мысли, основной идее вашего дневникового повествования, под которую можно построить прекрасную повесть. О несвободе талантливых журналистов.Я это
замечал в вашем повествовании на каждом шагу глазами молоденькой практикантки.

Владимир Волкович   02.10.2009 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.