У каждого вершины свои

У КАЖДОГО ВЕРШИНЫ СВОИ ИЛИ НЕРОМАНТИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
3 сентября 1972 г.


Все люди рождаются разными. У каждого силы и возможности разные и значит у каждого победы свои. Сейчас мой  личный триумф и чувство вос-торга меня переполняет. Его хватит на несколько лет. Я и тогда понимал, насколько это опасное путешествие. Вскрылись неучтённые неизвестные мне  элементы. Неизвестные потому, что предшественники их не наблюда-ли.
При входе в бухту её бывшее дно  бугристое и как будто изъедено кислотой. Затем песчаное с прекрасно сохранившимися знаками волновой ряби. Та-кие можно встретить на мелководье или на ещё мокром песке. Но эти были сухими и покрытыми тонкой твёрдой коркой. Приходилось же видеть ископаемые следы капель дождя с возрастом не один десяток миллионов лет. Поэтому не сразу осознал что это были современные.  Может быть - не-дельной давности. А сейчас - совершенно ровное песчаное покрытие. Ощущение ПЛОСКОЙ ЗЕМЛИ было невероятно сильным - во всех направ-лениях не было ничего. Я был один на ПЛОСКОЙ ЗЕМЛЕ и лежал, завернувшись  в плащ - палатку в позе, обозначающей откуда шел. Взойдёт солнце и я путь продолжу.
С наступлением темноты  заснул сразу, но во сне пришла странная и до ужаса ясная мысль: днём ветер отгонял воды залива к востоку, а теперь го-нит их обратно. Это значит что  поднимутся воды погребённых рассолов  и подо мной всё раствориться.  Я понял это во сне.
И теперь я иду по дну Кургузульской бухты на свет маяка острова Кара-Ада.        В ином случае можно было бы ориентироваться по звёздам. Это нетрудно при наличии навыков. Чтобы не заблудиться в пустыне, достаточно дож-даться появления звёзд.
Но сейчас  свет маяка  ослепляет. Это опасно, потому что приходиться тщательно выбирать дорогу. . Уже обошёл несколько  гидровулканов.  Предстоит проделать обратный путь - это около 20 километров. Я так и не достиг цели - так и не узнал  как выглядит БЕРЕГ залива.  Возможно, эта цель недостижима.  Нет никакого  берега в привычном понимании.
..........................
Провалился.
Лечь на спину.
Успокоиться.
Освободиться от рюкзака.
Там дюралевая канистра с водой и немного еды.
Выбираться спиной.
Не нарушая.
Что-то это напоминает уже знакомое.
На ветру соль кристаллизуется.
Это отнимет от моего тела еще 2 градуса тепла.
Холодно.
Холодно настолько, что не могу унять содроганий тела.
Крупные сотрясения вплоть до конвульсий.
Такого ещё не бывало никогда.
Хорошо что сейчас меня не видит никто.
.........................
Выхожу в посёлок промыслового озера N 6.
Возможно, в будущем  назначу эту дату вторым днём рожденья.
.........................
когда звучит музыка
"От винта!"
Мы взлетаеи.
Я люблю этот биплан проекта 47.
Я увижу МОРСКОЙ ВОДОПАД с воздуха.
Единственный во Вселенной.
Я знаю звук этого мотора с детства.
Я вырос с ним.
Мне слышится токатта и фуга ре минор Баха.
Мы летим над косой.
Нас жестоко швыряет поток ветра. Нос самолёта задрался и тяжелые ящи-ки с кинолентами ползут в хвост. Борюсь с этим явлением чтобы мы не спи-кировали хвостом. Так мне тогда казалось.
Залив не виден - там разыгралась соляная буря.   
Оказавшись в ней, у вас будет полное ощущение метели в жару, будут со-хнуть глаза и трескаться до крови губы  и питьевая вода будет горького вку-са.
Это летят хлопья сухого сульфата, ценного сырья.
.........................

предыстория
Я всегда хотел оказаться здесь. Не знаю почему.

 Я думал о нём, сидя в библиотеке Географического общества и странствуя по Мангышлаку и другим местам нашей Родины.
Я полюбил пустыню.    Возможно, это были остатки воспоминаний раннего детства о.....
....другой жизни в которой  я был погонщиком верблюдов, водил ка-раваны к самому Синему морю. Во всём Туране не было лучше нас!  Нет теперь моря...
И ещё - Платонов.
Да! Платонов!
Его рассказы ДЖАН, ТАКЫР.
Я уже шёл по следам Соймонова, Бековича-Черкасского и лейтенанта Же-ребцова. Карелина. Тайного советника Генса. Читал тома Записок гидро-графического департамента морского министерства  с пометками Л С Берга, купленные в букинистическом. на Большом проспекте Васильевского.
Прогуливался по впадине Карагие....
Узнал о Захаре Дубском и прикоснулся к остаткам его дел.
Отдыхал под его деревом.
Не торопился  читать эту повесть, подобно тому, как ребёнок оставляет вкусное "на потом".
В ней автор почти полностью и дословно цитирует журнал лейтенанта Российского Императорского Флота Жеребцова.
..........................
Книппович, Кесь, Кунин....
..........................

В маленьком посёлке на мысе УФРА с хозяином дома пью хорошее домаш-нее вино.
Наливаем из чайника. Это так естественно и так удобно, что напоминает мне детство. Только там наливают из самоваров. Да ещё - летняя печка...
Ну конечно - хозяин - выходец с Малороссии!
Размышляем о следствиях и причинах.
Беседуем о судьбах участников экспедиций Перовского и Бутакова.
О Шевченко, штатном живописце Аральской экспедиции. Пиши, радуйся, общайся с приличными людьми. Ему повезло, а он остался недоволен. Не-ужели гарнизон не надоел?

 Другие понятия, другой мир.
Ну как же - москали... - ответил бы мне Тарас Григорьевич.

О Плано Карпини, посланце и разведчике Папы Римского Иннокентия....
О Дженкинсе.
О том кто первым положил на карту Карабугаз. О том, как их каравану уда-лось переправиться через пролив. И способны ли верблюды плавать.
О личном интересе и вкладе Петра Великого. Да, туркмены посулили Се-ребряный Бугор. Туркмены хитрые - просились под руку РУССКОГО ЦАРЯ.  Но Петра больше интересовало восстановить старое русло Аму-Дарьи. Ох уж эти коварные хивинцы.... за то и будет голова Черкасского  отрублена и надета на кол!
..........................
Я неплохо подготовился. Знал, что на восточном берегу Карабугаза самые грандиозные на планете оползни. Проявления целестина.
Тысячи наскальных рисунков.
Наскальные рисунки - зачем в таком количестве они были сделаны? Они не старше начала 19 века.... Что делали там люди тогда? Увидеть всё это своими глазами  и понять превратилось в побуждающую мысль.
Я не мог найти себе товарища по этой мысли.
Всех пугало....
Не знаю что.
Они боялись пустыни.
Они готовы были ходить в горы,  проникать в пещеры, сплавляться по ре-кам, предаваться бегу по снегу, преодолевая солидные расстояния.....    Чаще всего всё это естественным образом совмещалось с работой.
Мой проект их пугал.
А я хотел увидеть белые палатки - соляные торосы и розовую птицу  фла-минго. Единственный во Вселенной МОРСКОЙ ВОДОПАД. 
..........................
Потом....  Потом морским судам стало трудно выгребать против течения в проливе. 
В 1938 году последний пароход  прошел по проливу  и остановился. Водо-лаз докладывал что гребной винт превратился в бесформенный оковалок из-за осевшей на нём соли. Куда направлялся пароход и что было дальше, осталось неизвестным. 
Выходить в залив на лодках стало нельзя. В солёной воде они рассыхались и давали течь.
Сменился солевой режим.
Посёлок Кара-Богаз-Гол на северной косе перестал существовать.
Потом образовался МОРСКОЙ ВОДОПАД.  Это море выливалось в залив с разностью уровней в несколько метров.
Настолько было сильно испарение.
Когда-то было поверье что течение воды связано с существованием русла подземной реки доходящей до.... Индии.
Меня уверяли что  дождя в этих местах не бывет никогда. Но однажды он всё-таки случился и я его увидел. 
Ниже водолада тогда жили четыре тюленя, питавшиеся плывущей на них рыбой.
По берегам залива валялись просоленные засушенные осетры. 
Их некому было поедать.
Море мелело. По неизвестным причинам.
Бывали времена  когда оно было ещё ниже метров на 25. Тогда и геогра-фия другая была. 
Если залив высохнет, дно его будет углубляться ветровым выдуванием.          Последствия будут ужасные. Вскроются этажи погребённых рассолов и то-гда жизнь отступит ещё дальше. Ветер, и особенности местного рельефа -  вот тот великан, копающий впадины.  Так образовалась впадина Карагие и западная часть Аральского моря. Вероятно, и Мёртвого моря тоже. Араль-ское море на памяти человечество пересыхало 13  раз.  На его дне сохра-нились постройки.... 
..........................
Разглядываю космический снимок. Имей я такую возможность тогда, многих ошибок не должно было состояться. Разглядываю, как отрываются фраг-менты береговых чинков, оползая в залив. Совсем как айсберги  от антарк-тического ледника...
Пологий купол пород под периодическим воздействием соли  разрушился и известняковое основание сохранилось там где его прикрыл слой песка.  Я вспомнил почему новые стены Хивы сохранились хуже старых. В их осно-вании не было песчаной подушки и слоя кизяка с соломой. Ошибки при строительстве сооружений случались и тогда.   Взирая на попавшийся кусок известняка на поверхности обнаженного дна, как будто изъеденного кисло-той....   
..........................
 финал
Большое Начальство постановило перекрыть Карабугазский морской про-лив.  Реку из моря в залив шириной 70 метров  перекрыли. Море продолжа-ло мелеть.   Климат ухудшился. Соляные бури участились.
Естественное равновесие было нарушено.
Всё что человек делает с природой - только её ухудшает.
..........................
Неожиданно море стало наступать. На полуострове Бузачи его воды проса-чиваются прямо через грунт.  Это было настолько неожиданно что застало врасплох  учёных  и  начальников уже расколовшейся страны.
..........................
Вот и ответ.
Были, были сведения о находках выходов лёгких фракций нефти. С этого многое началось. Но нефть Мангышлака тяжелая, сильно парафинистая...   
..........................

Дамбу в проливе решили разрушить.
Толку никакого.
Поступающая вода успевает испариться.  Мёртвый залив не восстанавли-вается. Карабугаз умер и его высохшее дно мстит людям.
После развала  страны местное начальство решило, что эти места вполне подходят для ссылки неугодных элементов.
Это туркменская  Колыма.

вторая попытка
Кажется, я здесь уже  был.
Никто меня не ждал. Я сел в Красноводске на ИЛ-14 и прилетел в Бекдаш. ИЛ-14 мой любимый самолёт потому, что его конструкция позволяет распо-ложиться, не упираясь ногами в спинку переднего кресла.
 До этого по той же самой причине любимой конструкцией был ЛИ-2, но он уже безвозвратно отошел в историю нашим рейсом Чокурдах - Певек.  Это был последний рейс прославленного ДУГЛАСа на территории нашей стра-ны.   Просыпаясь, я видел что механик постоянно наблюдал за правым мо-тором.
Плюхнулись на солончак.
В Бекдаш  я иду пешком.
По дороге меня обгоняет ракетовоз.
Устраиваюсь в гостиницу этого небольшого посёлка.
- Оставьте паспорт!
- Это еще рочему?
- Так положено!
Знакомлюсь с мужиками.
Это водители ракетовоза.
Рассказывают как они перевернулись на подъёме Сай-Утёс.
У них на платформе бульдозер.
Послезавтра я поеду с ними к МОРСКОМУ ВОДОПАДУ.
Открывается дверь.
Входит администратор и капитан милиции.
- Вот! -   указывает на меня.
- Ваш  паспорт я забираю. Зайдите завтра! - это капитан.
..........................
Завтра наступило.
- Мы вас проверили.
- Это я?
- Да. Зачем вы сюда приехали?
- У меня работа тяжелая. Вот, приехал отдохнуть.... Я ведь работал недалеко отсюда. Помните, когда холера была?
На лице капитана неописуемое удивление. Он же привык считать, что хуже этого места быть не может.
Замечаю на стене портрет Иосифа Виссарионовича.
..........................
На берегу моря. Наблюдаю остров Кара-Ада.

Случившееся на нём описано в повести Паустовского.
Зачем нужно было везти с западного берега 26 бакинцев, чтобы расстре-лять их в Ералиево?
..........................
Я в правой кабине ракетовоза.
Мы застряли в песках.
Но если в спектакле на стене висит ружье - оно должно  выстрелить - у нас же на платформе бульдозер.....


Рецензии
Привет геологам!!!!!!!!!!!С удовольствием прочла, да.... НАШИ люди всегда победителями выходят из любых ситуаций!!!!!! и одни могут совершить любое путешествие - и все из-за прихоти - я хочу!!!! это потому что ДУХ у нас такой - изначальный - верю знаю - делаю!
Всегда и во всём удачи тебе, Сергей!!!!

Лана Истор   19.04.2010 21:04     Заявить о нарушении
не по прихоти
А УМОМ И ЖЕЛЕЗОМ

Сергей Козлов 2   26.04.2010 09:23   Заявить о нарушении