За что убили Дика?

 Давно ли существует статья "За жестокое обращение с животными"?
 
Когда я подрастал в деревне, а это было десяток лет после Великой Отечественной войны, всяк бы  из наших сильно удивился, узнав, что за собаку или кошку можно схватить срок. Их было в каждом дворе по паре, и, если которая кому-то не нравилась, ее быстро брали на мушку. Не возились с живностью, как сейчас, какие там ветлечебницы, один ветеринар на огромный куст деревень. Если корова, или овца заболеет, или поросенка надо кастрировать, и то, надо было за четыре км. идти, да звать Сашу Лутю. У того был велосипед, и он приезжал, делал какую-нибудь примитивную процедуру, денег больших не драл, обходились чем могли. А собак никто не лечил, наоборот, например мой сверстник Юрка всячески измывался над их Тегой, и ее обожателями, которые в известный период набегали из соседних деревень.
 В нашем дворе всегда была собака. Про одну отец рассказывал, что ее утащили волки.
  Волков тогда еще все побаивались, рассказывали, что бывали случаи, что они нападали на овечье стадо, но это в первые годы после войны, а на моей памяти, уже не случалось. И медведей уже не бывало, но до моего рождения заломал одну корову медведь в Медвежьих головах. Это глухое болото за пару км. от деревни на север. А когда я подрастал, по лесу можно было гонять скот спокойно.

 Так вот, одну-то собаку мой отец не уберег от волков, рассказывал, что жили они тогда еще на старине, это прямо в центре деревни. Услышали в доме. возню и рык, он с ружьем выбежал, преследовал до края селенья, до так называемой Веретевки, это такой пустырь между дорогой и лесом. "Показалось что-то темное, выстрелил раз, но бесполезно."

 Дик жил у нас довольно долго, и попал к нам уже взрослым. Никаких подвигов за ним не числилось, не был и слишком злобным, однако, сидел на цепи за избой, за редкой изгородью из жердей.

  А у меня был закадычный друг Серега. И если мне к тому времени исполнилось года три, может быть четыре, так ему и на полтора года меньше.  и он часто приходил к нам, ведь жили они через дом от нас. Родители сильно не ладили, постоянно бранились, а мы, напротив, тянулись друг к другу.
  Была зима,скучно, помню нас с ним возле избы нашей, вздумали подразнить пса. Возможно, инициатива от меня исходила, хотелось друга развлечь, вечно он был недоволен и не весел. В семье долго хранилась фотка наша с ним совместная у на фоне стены избы нашего соседа Павлыча. И на том изображении я стоял весь сморщенный как гриб от светящего в глаза солнца, а он вполне себе нормально выглядел и спокойное серьезное лицо.
 
Пес почуял недоброе, стоял к нам боком, и злился. Мы какое-то время топтались возле жердей, что отделяли нас от него, ну и мне первому подвернулся засохший стебель от лопуха длиной с метр. Где Серега был в тот момент,я  даже не видел, похоже, присунулся к самой изгороди, я же ловко так  ткнул стеблем собаке под хвост и хотел сказать Сереге, что попал в ж.

Оборачиваюсь,а тот упал и орет, как будто его зарезали. Как собака достала, не пойму до сих пор. Долго у него потом рана не заживала на локте.
 В избе поднялся шум неимоверный. Вроде не было взрослых, но тут же и Серегу утащили домой, и меня начали мутузить.
 Помню, я был на руках у матери, сидящей в сенях на сундуке, отец метался вокруг, и старался достать ремнем по мне. Но доставалось матери, которая кричала: "Ни дам".

 Прошло какое=то время до вечера. А в деревне было полно народу, не то, что сейчас. Жили тесно, дома плотно стояли, и шум поднялся не слабый. Тут тебе и Мироновна со своими сыном и невесткой, и Фомины, что дом рядом, а уж про родителей Сереги и говорить не приходится, все озверели, и хотели порвать собаку и моих родных. И Кутузов Сергей с семейкой,  и все решали судьбу собаки...
 
  Серегин отец был моложе моего, бригадирствовал,  и я слышал, он кричал с улицы: "Саша, убей собаку".

А у нас в доме уже шла полемика. Сестра, которой было  лет десять, брату шестнадцать, не хотели и думать, чтобы убивать Дика, плакали, кажется даже, но отец, все-таки пристрелил его.

Другое дело сейчас, пошла совсем другая жизнь. Люди селятся далеко друг от друга. не лезут ни к кому, побаиваются чего-то. Да и есть чего. недавно дом сгорел, ни с того, ни с сего. Хозяева были днем, уехали а дом запылал ночью.

  А вот позавчера, гляжу, а через дорогу поодаль на фундаменте недостроенного дома, появились детки, в числе трех-четырех. Хозяева редко приезжают, хотя живут в городке. неподалеку. Дети разыгрались, да кричат, матерятся даже, вижу, даже кирпичи  перетаскивают с места на место. Думаю: "неужели ни у кого нет смелости прикрикнуть, или позвонить хозяевам? Сам-то я один живу, и боюсь всякого взгляда недоброго.
 Но, нет, кто-то сообщил, приехали хозяйка с мужчиной, и собака при них. Шантрапу как ветром сдуло, и я подумал:" по этой жизни не плохо собачку завести, бойцовую, чтобы одного вида страшились всякие озорники. А тоже опасно, на кого попадешь. Какого сыночка тронет, а то и самого убьют за излишнее усердие собаки. 


Рецензии