История моей фамилии

   Как следует из сохранившихся документов, прадед мой со стороны отца, - Ниссен( Натан) Рехельс Радзивиловский мещанин (польск. mieszczanin — горожанин) Волынской губернии, родился в 1859 году. Из воспоминаний о нём известно, что был он классным токарем, художником – резчиком по дереву и музыкантом. Когда и почему он оставил Волынь неизвестно, а может быть и не оставлял вовсе, а родился в Одессе (мещанство ведь передавалось по наследству, отсюда и Радзивилов). Точно известно лишь, что четверо его сыновей родились в Одессе и один из них - мой дед Лейб (Лев )родился в 1885 году, а умер в 1922 году в Константинополе(Стамбуле). Вопросов  много, а это значит, что пришло время  для нового виртуального путешествия по временам и дорогам.

Обратимся к истории с географией. Волынская губерния - юго-западная губерния Российской Империи была образована в 1797 году, а Радзивилов (первое упоминание о нём -1564 год) – небольшое еврейское местечко Кременецкого уезда этой губернии. Точных сведений о времени основания Кременецкого уезда нет. Летопись свидетельствует, что уезд входил в состав Галицкого княжества. В 1240 г. был обращен в груды развалин полчищами Батыя; в 1331 году был подчинён Литве; с 1672 г до 1699 г находился под властью Турции; затем был присоединен к Польше, а в 1795 г. к России.

Располагался Радзивилов вблизи австрийской границы, на самой западной окраине территории, доставшейся России при Екатерине Второй. Жителей (по разным источникам)от 3 до 8 тыс. жителей, таможня, церкви православная и католическая, еврейские молитвенные дома, училище, больница, богадельни и библиотека(?). Через несколько километров от него на Запад начиналась австро - венгерская часть бывших польских земель. Так сложилось исторически, что именно здесь заканчивалось одно государство и начиналось другое,а посему Радивиллов был, как бы, воротами в Европу.

Основатели городка - семейство Радзивилов - могущественный и богатый род в Великом Княжестве Литовском. Миколай I Радвилла сын Радзивила Осьциковича (умер в 1477 г.) – основатель династии, принявший христианство - исторический персонаж, о существовании которого известно из письменных источников. Его сын - Радзивилл ІІІ получил титул князя Римской империи, распространенный в 1547 г. на весь род. Вокруг этнического происхождения Радзивилов существует немало споров.
Некоторые указывают, что имя Осьцик (Оська, Ёська, Иосиф) похоже на еврейское. Другие указывают на древность и балтийские корни  имени: Радзивилл (по аналогии с Будзивил, Товтивил, Эрдивилл, Монтивилл и др.) будто бы это древнее литовское имя. Третьи указывают на похожесть имени Радзивил на славянские Радил, Радила (возможно поэтому и исчезла вторая буква "л" в имени). А чем плоха, например, моя версия, что оно произошло из, распространённого в средние века, ивритского имени Разиэль (тайна Бога )?
 
Радзивилов упоминают в своих произведениях и записях  Лев Толстой, Козьма Прутков, Владимир Короленко, Николай Гоголь, Михаил Шолохов, Исаак Бабель, Оноре де Бальзак, историк Дмитрий Дорошенко, Владимир Броневский. А вот, что о Радзивилове, в повести  "Мальчик Мотл", написал Шолом - Алейхем:  "…Я вам, кажется, уже рассказывал, что Пиня пишет стихами. Стихи о границе начинаются так:

"Радзивилов — городишко. Нечем похвалиться...
Здесь перебираются украдкой за границу.
Здесь людей обкрадывают с головы до ног...
Все, что есть, отдашь и скажешь: «Милостив мой бог!
Счастливо отделался! Спасибо и на том,
Что не угостили на прощанье кулаком,
Что без мордобоя дело обошлось,
Что не пробуравили тебя ножом насквозь... " (1)

Перечитав всё, что мне удалось найти о Радзивилове, в книге М.Г.Штейна "Ульяновы и Ленины.Семейные тайны" я, неожиданно встретился с одним очень колоритным персонажем – поставщиком вина, рома и водки Радзивиловским купцом Волынской губернии из Брест-Литовска Бланком Моше Ицыковичем, женатым на Мирьям Фроймович и… дедом В.И.Ульянова. Моше Ицыкович личность был весьма известная. Доносчик и взяточник (доносил на тех членов еврейской общины, кто, по его мнению, скрывал от властей рождение детей, а за свое молчание он требовал по 100 рублей с родителей родившегося ребенка). Приписывали ему также поджог города (сгорело 23 дома, воровство и блудодейство (не соблюдал кашрут, продавал в праздник непасхальную водку «простую» вместо «фруктовой»). Симпатичный букетик,не правда ли? Что не говорите, но гены от древа рода недалеко падают.

Оказывается здесь жил и Пётр Каверин - тайный советник,командир пограничной стражи,бесшабашный гусар  приятель А.Пушкина, упоминаемый в "Евгении Онегине" и других произведениях поэта.
 
"В нем пунша и войны кипит всегдашний жар,
На Марсовых полях он грозный был воитель,
Друзьям он верный друг, красавицам мучитель,
И всюду он гусар ".("К портрету Каверина")(2)

А теперь поговорим немного за Одессу. Согласно имеющимся данным, в начале 1760-х гг., после того, как Екатерина Вторая решила использовать евреев для освоения Новороссии, в ней осело примерно 8 тыс. евреев, а в течение последующих 20 лет это число выросло примерно до 12 тысяч. В 1821-22 годах после засухи и неурожаев был сильный голод и среди голодающих распространились слухи, что где-то там на юге, возле Херсона ждет их "райская земля, плодородная и хорошая" и сытая, спокойная жизнь. Появилась даже песня об этом: "Знаете ли вы Херсон, что на берегу моря? Кто хочет изведать хорошую жизнь, пусть возьмет палку, суму и семью и отправится туда...".

К тому времени еврейские колонии в Новороссии существовали уже второе десятилетие. В этих глухих степных местах часто спасались от властей беглые крепостные и солдаты. Их принимали радушно в еврейских колониях, а они помогали пахать, сеять и жать. Подолгу скрываясь в колониях, некоторые из бродяг забывали про свою религию и порой даже перенимали еврейские обычаи.

До захвата русскими войсками турецкой крепости Хаджибей в 1789 году, в ней жило 6 евреев. Когда крепость переименовали в город Одессу ( 1795 г.) там проживали 246 евреев –переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы. В середине 1840-х гг. 12 тысяч (20% населения),а в 1855 г. – 17 тыс. (21,7%). Переселялись сюда евреи не только из России, а также из Германии и Галиции.

По переписи 1897 г. в Одессе проживали 139 тыс. евреев (34,4% населения)(3). В 1910 г. из 55 торговых компаний экспортировавших зерно, 46 принадлежали евреям, на долю которых приходилось 89,2% экспорта. Евреи преобладали и в мелкой торговле: в 1910 г. им принадлежало 56% лавочек. Мелкой торговлей вразнос занимались исключительно евреи. В 1910-е гг. 63% городских ремесленников составляли евреи. Стопроцентный результат статистика показала среди портных: все 59 мастерских по пошиву женской одежды принадлежали евреям. Евреи работали грузчиками в порту, занимались конной транспортировкой грузов (биндюжники) и сбором утиль сырья, а прадед мой Натан днём настраивал рояли, а вечерами музицировал в ресторанах.

Теперь о происхождении фамилии Рехельс. Основой фамилии при переписи обычно служили имена собственные. Однако, в отличие от многих европейских фамилий такого типа, у евреев фамилия часто образовывалась от имени матери, а не отца. 
Рахельс - сын Рахели " ес" , "ис "или" с " окончание на идише, указывающее на принадлежность. Часто бывало, что в еврейском местечке мужчина сидит и учит Тору, а его жена Рахель, в это время, зарабатывает на жизнь и ведёт хозяйство, поэтому её все знают. Возможно ещё и потому, что в иудаизме в заупокойных и поминальных молитвах, а также в молитвах об исцелении, принято называть того, о ком молятся, по имени матери, а не отца.

Кстати ,из различных написаний имени Рахель, Рейчел, Рахиль, Рохель, Рашель, Ракель, можно сделать предположение и о стране в которой оно стало основой фамилии.
Следует отметить и то, что матронимические фамилии характерны  для  евреев  Черты оседлости Российской империи, там где фамилии принимались внутри еврейской общины. В провинциях, где  этим процессом управляли христианские чиновники матронимические фамилии не присваивались.

Как известно, становление первых фамилий происходило в Северной Италии в X—XI вв. и продолжилось в Австрии и т.д. При этом запрещалось брать в качестве новых фамилий названия городов и библейские имена, принятые у христиан. Однако уже существующие фамилии такого типа разрешалось оставить, если они к тому моменту использовались в течение нескольких поколений. Возможно так оно и произощло, с фамилией Rаchels.
В конце восемнадцатого столетия, мои пра - прадедушки жившие тогда в Волыни, входившей в Великое княжество Литовское, стали поданными Российской империи и при переписи населения в 1844г. получили, почти неизменённую старую, только записанную кирилицей фамилию Рехельс.

Поиск моих предков по ней, был затруднен ещё и тем, что фамилия могла трансформироваться при эмиграциях весьма существенно. Так, в русском написании моей фамилии, это " проблемная " буква - х, которая встречается в разных транскрипциях: - h, ch, k , kh. В немецкой транскрипции: х – h, а сочетание же букв ch может произносится как х, хь, ч, ш и даже к, хотя при транскрибировании фамилий чаще всего пишется буква - х.
В польском языке для обозначения звука х существуют два написания: h и ch (4).
Но, в конце концов, мой поиск оказался успешным, когда в базе данных JRI-Польши с периода 1870 – 1907гг. (5)
(Kremenets BD 1870-71,Volynia Gubernia ) я прочёл : REKHILS, Bina-Nekhy, 1871г.
И всё совпало, потому как и прадед мой был Радзивиловским мещанином Волынской губернии, а Радзивилов входил в Кременецкий Уезд.

Чтобы  понять, как могли оказаться в Волынской губернии мои предки, я составил краткий, представленный ниже, путеводитель - экскурс в историю евреев-ашкеназов.
Уже в I в. до н.э. в Европе  существовали значительные еврейские общины. По некоторым данным, в I в. н.э. иудеи составляли до 10% римского населения. В Греции евреи жили с III в. до н.э., в I веке н.э. общины существовали почти во всех главных городах. Во Франции первые упоминания о евреях относятся к началу I в. н.э.

К началу  II в. евреи (предки ашкеназов) проживали в Италии, в основном в Риме, а также селились в портовых городах Остия, Порто, Помпеи, Таранто, Отранто. Еще через два века они уже жили в Кампании - Неаполь, Капуя, Салерно, на острове Сицилия. После падения Римской империи и образования западноевропейских королевств евреи начали заселять страны Западной Европы. В Германии евреи впервые оказались вместе с римскими легионами (321 - 331 гг.).  Считается, что наиболее ранние германо-еврейские общины (не менее 60) возникли на рейнских землях, там, где река Майн впадает в Рейн  и, возможно, в Баварии. Это города Вормс, Шпеер, Майнц, позднее  Франкфурт-на-Майне. Оттуда евреи, говорившие на германском диалекте, распространились на восток по Германии, Моравии, Венгрии и Польше. Возникли колонии и в каролингской Франции - в Шампани и Лотарингии.

Это общепринятая версия образования современного еврейства. По другой версии, в  Средние века, значительная часть хазар исповедывающих  иудаизм также  перебралась в Польшу, Литву, Венгрию и на Балканы, где образовала восточное еврейское сообщество, которое, в свою очередь, дало подавляющее большинство мирового еврейства. Исторических сведений о раннем периоде существования Хазарии  немного, но известно, что в IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, «франкском», испано-романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь, Волжскую Булгарию и, вообще, Поволжье. Естественно, что параллельно с торговыми поездками возникали, в разных районах Восточной Европы, и еврейские колонии.

Основная масса еврейских эмигрантов в Хазарию прибыла тремя путями: из Багдада, т. е., очевидно, из арабского Ирака, где издавна существовала вторая по значимости еврейская колония, из Хорасана, т.е из восточных областей Халифата, включая Среднюю Азию, из Византии и  Крыма. В Хазарии жили евреи, как этнические, так и  хазары  принявших иудаизм. Иудаизм исповедовали царь, кахан, окружение царя и его род. В X в. царь и кахан должны были быть обязательно иудеями. Основная же масса, предположительно, исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы(6). Тот факт, что хазары - иудеи  в немалых количествах эмигрировали в Польшу, сомнений  у  историков не вызывает. Однако есть разногласия в связи с масштабом эмиграции последних,  в сравнении с притоком западных евреев и их удельным весом в образовании современного еврейства.

В конце 14 в. численность евреев только на германских землях составляла примерно 20 тыс. человек. С тринадцатого по пятнадцатый век четко определилось направление еврейской эмиграции в Европе - с запада на восток. Евреи уходили из Центральной Европы, с берегов Рейна, на южные и восточные германские земли, а оттуда уже в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Наиболее крупные общины были в немецком городе Франкфурт на Майне и в чешской Праге. Самое раннее упоминание о евреях во Франкфурте-на-Майне относится к 1074 г.. В 1618 г. Во Франкфурте-на-Майне проживало 3 тыс. человек. Одной из крупнейших в Европе была  Пражская община. Так, в 1703 году она насчитывала около 11,5 тыс. человек – треть всего пражского населения. С 1675 по 1867 гг. Чехия (Богемия) входила тогда  в состав  Австрийской империи, которая  была  первым государством в котором в 1787 г. было введено обязательное присвоение евреям наследственных фамилий. Аналогичные австрийским, законы позднее  были приняты в различных германских государствах: в 1807 г. во Франкфурте-на-Майне, в 1812 г. в Пруссии и т.д.

После трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) образовалось польско-литовское еврейство, проживавшее в  Российской "Черте Оседлости ", введенной в Российской Империи для евреев в 1792 г. Она совпадала с землями аннексированными у Польши, а также частично распространялась на Украину (Восточную Галицию). Сведения о числе евреев в польско-литовском государстве в конце 16 века приведены у ряда еврейских историков (от 150 до 160 тыс. чел.). Итак, предки  ашкеназских евреев оказавшиеся России могли  попасть в Восточную Европу двумя  основными  маршрутами: из Праги или из Франкфурта на Майне.
По мнению А. Бейдера, профессионального исследователя в области ономастики  "наиболее типичные еврейские  фамилии из Франкфурта в "Черте Оседлости" практически не встречаются, а вот Пражские фамилии оказались среди самых распространенных фамилий евреев Российской империи"(7). А это значит, что можно с достаточно высокой степенью вероятности, предположить, что  ниточка и моих предков тянется  из Богемии.

Литература:

1.В.Ящук, Радзивилов и известные евреи,
  http://blog.i.ua/user/353652/487912/
2.В.Ящук, Приятель Пушкина – Петр Каверин,
  http://www.proza.ru/2004/11/30-156
3.http://www.sem40.ru/evroplanet/world/ukraine/18203/
4.http://www.vgd.ru/ENGLISH/translit.htm
6.А.П. Новосельцев,Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа,
  http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0111.htm
7.http://www.sem40.ru/evroplanet/world/czechia/22524/


Рецензии
Большое спасибо, Теодор.
Получил удовольствие.
По поводу иудейских колоний в мире 2000 лет назад... После смерти Иешуа из Назарета группа его апостолов и соратников, скажем по простому - в конце концов разошлись в разные стороны по миру туда, где были некоторые значимые количества людей, понимающих вообще концепцию о "мессии" и что с этим всем и вокруг неё связано. Да, так вот... В Киеве на Подоле стоит Андреевская Церковь, построенная Растрелли. Она постоена там потому, что якобы ещё лет так за 500 до появления Киева под тем именем которое нам известно сегодня, туда приходил с новостью Андрей Первозванный. Спрашивается - зачем бы он приходил туда аж из Иерусалима, где никто ни бельмеса бы не понимал, о чём он говорит? Так? Лично мне это подсказывает, что там, на будущем Подоле, не знаю как тогда это место могло называться, должны были быть то ли этнические евреи-колонисты-торговцы-ремесленники какие-нибудь, либо обращённые иудеи из местного на тот момент населения. В любом случае, они должны были понимать, о чём речь и радоваться такой вести. И быть в достаточном количестве, чтобы к ним идти с этой вестью.
Это как бы вливается в затрагиваемую Вами тему расселения и миграции.
Ещё раз спасибо.
Всех Вам Благ.
:).

Ярослав Вал   30.11.2025 06:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.