История моей фамилии

   Как следует из сохранившихся документов, прадед мой со стороны отца, - Ниссен( Натан) Рехельс Радзивиловский мещанин (польск. mieszczanin — горожанин) Волынской губернии, родился в 1859 году. Из воспоминаний о нём известно, что был он классным токарем, художником – резчиком по дереву и музыкантом. Когда и почему он оставил Волынь неизвестно, а может быть и не оставлял вовсе, а родился в Одессе (мещанство ведь передавалось по наследству, отсюда и Радзивилов). Точно известно лишь, что четверо его сыновей родились в Одессе и один из них - мой дед Лейб (Лев )родился в 1885 году, а умер в 1922 году в Константинополе(Стамбуле). Вопросов  много, а это значит, что пришло время  для нового виртуального путешествия по временам и дорогам.

Обратимся к истории с географией. Волынская губерния - юго-западная губерния Российской Империи была образована в 1797 году, а Радзивилов (первое упоминание о нём -1564 год) – небольшое еврейское местечко Кременецкого уезда этой губернии. Точных сведений о времени основания Кременецкого уезда нет. Летопись свидетельствует, что уезд входил в состав Галицкого княжества. В 1240 г. был обращен в груды развалин полчищами Батыя; в 1331 году был подчинён Литве; с 1672 г до 1699 г находился под властью Турции; затем был присоединен к Польше, а в 1795 г. к России.

Располагался Радзивилов вблизи австрийской границы, на самой западной окраине территории, доставшейся России при Екатерине Второй. Жителей (по разным источникам)от 3 до 8 тыс. жителей, таможня, церкви православная и католическая, еврейские молитвенные дома, училище, больница, богадельни и библиотека(?). Через несколько километров от него на Запад начиналась австро - венгерская часть бывших польских земель. Так сложилось исторически, что именно здесь заканчивалось одно государство и начиналось другое,а посему Радивиллов был, как бы, воротами в Европу.

Основатели городка - семейство Радзивилов - могущественный и богатый род в Великом Княжестве Литовском. Миколай I Радвилла сын Радзивила Осьциковича (умер в 1477 г.) – основатель династии, принявший христианство - исторический персонаж, о существовании которого известно из письменных источников. Его сын - Радзивилл ІІІ получил титул князя Римской империи, распространенный в 1547 г. на весь род. Вокруг этнического происхождения Радзивилов существует немало споров.
Некоторые указывают, что имя Осьцик (Оська, Ёська, Иосиф) похоже на еврейское. Другие указывают на древность и балтийские корни  имени: Радзивилл (по аналогии с Будзивил, Товтивил, Эрдивилл, Монтивилл и др.) будто бы это древнее литовское имя. Третьи указывают на похожесть имени Радзивил на славянские Радил, Радила (возможно поэтому и исчезла вторая буква "л" в имени). А чем плоха, например, моя версия, что оно произошло из, распространённого в средние века, ивритского имени Разиэль (тайна Бога )?
 
Радзивилов упоминают в своих произведениях и записях  Лев Толстой, Козьма Прутков, Владимир Короленко, Николай Гоголь, Михаил Шолохов, Исаак Бабель, Оноре де Бальзак, историк Дмитрий Дорошенко, Владимир Броневский. А вот, что о Радзивилове, в повести  "Мальчик Мотл", написал Шолом - Алейхем:  "…Я вам, кажется, уже рассказывал, что Пиня пишет стихами. Стихи о границе начинаются так:

"Радзивилов — городишко. Нечем похвалиться...
Здесь перебираются украдкой за границу.
Здесь людей обкрадывают с головы до ног...
Все, что есть, отдашь и скажешь: «Милостив мой бог!
Счастливо отделался! Спасибо и на том,
Что не угостили на прощанье кулаком,
Что без мордобоя дело обошлось,
Что не пробуравили тебя ножом насквозь... " (1)

Перечитав всё, что мне удалось найти о Радзивилове, в книге М.Г.Штейна "Ульяновы и Ленины.Семейные тайны" я, неожиданно встретился с одним очень колоритным персонажем – поставщиком вина, рома и водки Радзивиловским купцом Волынской губернии из Брест-Литовска Бланком Моше Ицыковичем, женатым на Мирьям Фроймович и… дедом В.И.Ульянова. Моше Ицыкович личность был весьма известная. Доносчик и взяточник (доносил на тех членов еврейской общины, кто, по его мнению, скрывал от властей рождение детей, а за свое молчание он требовал по 100 рублей с родителей родившегося ребенка). Приписывали ему также поджог города (сгорело 23 дома, воровство и блудодейство (не соблюдал кашрут, продавал в праздник непасхальную водку «простую» вместо «фруктовой»). Симпатичный букетик,не правда ли? Что не говорите, но гены от древа рода недалеко падают.

Оказывается здесь жил и Пётр Каверин - тайный советник,командир пограничной стражи,бесшабашный гусар  приятель А.Пушкина, упоминаемый в "Евгении Онегине" и других произведениях поэта.
 
"В нем пунша и войны кипит всегдашний жар,
На Марсовых полях он грозный был воитель,
Друзьям он верный друг, красавицам мучитель,
И всюду он гусар ".("К портрету Каверина")(2)

А теперь поговорим немного за Одессу. Согласно имеющимся данным, в начале 1760-х гг., после того, как Екатерина Вторая решила использовать евреев для освоения Новороссии, в ней осело примерно 8 тыс. евреев, а в течение последующих 20 лет это число выросло примерно до 12 тысяч. В 1821-22 годах после засухи и неурожаев был сильный голод и среди голодающих распространились слухи, что где-то там на юге, возле Херсона ждет их "райская земля, плодородная и хорошая" и сытая, спокойная жизнь. Появилась даже песня об этом: "Знаете ли вы Херсон, что на берегу моря? Кто хочет изведать хорошую жизнь, пусть возьмет палку, суму и семью и отправится туда...".

К тому времени еврейские колонии в Новороссии существовали уже второе десятилетие. В этих глухих степных местах часто спасались от властей беглые крепостные и солдаты. Их принимали радушно в еврейских колониях, а они помогали пахать, сеять и жать. Подолгу скрываясь в колониях, некоторые из бродяг забывали про свою религию и порой даже перенимали еврейские обычаи.

До захвата русскими войсками турецкой крепости Хаджибей в 1789 году, в ней жило 6 евреев. Когда крепость переименовали в город Одессу ( 1795 г.) там проживали 246 евреев –переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы. В середине 1840-х гг. 12 тысяч (20% населения),а в 1855 г. – 17 тыс. (21,7%). Переселялись сюда евреи не только из России, а также из Германии и Галиции.

По переписи 1897 г. в Одессе проживали 139 тыс. евреев (34,4% населения)(3). В 1910 г. из 55 торговых компаний экспортировавших зерно, 46 принадлежали евреям, на долю которых приходилось 89,2% экспорта. Евреи преобладали и в мелкой торговле: в 1910 г. им принадлежало 56% лавочек. Мелкой торговлей вразнос занимались исключительно евреи. В 1910-е гг. 63% городских ремесленников составляли евреи. Стопроцентный результат статистика показала среди портных: все 59 мастерских по пошиву женской одежды принадлежали евреям. Евреи работали грузчиками в порту, занимались конной транспортировкой грузов (биндюжники) и сбором утиль сырья, а прадед мой Натан днём настраивал рояли, а вечерами музицировал в ресторанах.

Теперь о происхождении фамилии Рехельс. Основой фамилии при переписи обычно служили имена собственные. Однако, в отличие от многих европейских фамилий такого типа, у евреев фамилия часто образовывалась от имени матери, а не отца. 
Рахельс - сын Рахели " ес" , "ис "или" с " окончание на идише, указывающее на принадлежность. Часто бывало, что в еврейском местечке мужчина сидит и учит Тору, а его жена Рахель, в это время, зарабатывает на жизнь и ведёт хозяйство, поэтому её все знают. Возможно ещё и потому, что в иудаизме в заупокойных и поминальных молитвах, а также в молитвах об исцелении, принято называть того, о ком молятся, по имени матери, а не отца.

Кстати ,из различных написаний имени Рахель, Рейчел, Рахиль, Рохель, Рашель, Ракель, можно сделать предположение и о стране в которой оно стало основой фамилии.
Следует отметить и то, что матронимические фамилии характерны  для  евреев  Черты оседлости Российской империи, там где фамилии принимались внутри еврейской общины. В провинциях, где  этим процессом управляли христианские чиновники матронимические фамилии не присваивались.

Как известно, становление первых фамилий происходило в Северной Италии в X—XI вв. и продолжилось в Австрии и т.д. При этом запрещалось брать в качестве новых фамилий названия городов и библейские имена, принятые у христиан. Однако уже существующие фамилии такого типа разрешалось оставить, если они к тому моменту использовались в течение нескольких поколений. Возможно так оно и произощло, с фамилией Rаchels.
В конце восемнадцатого столетия, мои пра - прадедушки жившие тогда в Волыни, входившей в Великое княжество Литовское, стали поданными Российской империи и при переписи населения в 1844г. получили, почти неизменённую старую, только записанную кирилицей фамилию Рехельс.

Поиск моих предков по ней, был затруднен ещё и тем, что фамилия могла трансформироваться при эмиграциях весьма существенно. Так, в русском написании моей фамилии, это " проблемная " буква - х, которая встречается в разных транскрипциях: - h, ch, k , kh. В немецкой транскрипции: х – h, а сочетание же букв ch может произносится как х, хь, ч, ш и даже к, хотя при транскрибировании фамилий чаще всего пишется буква - х.
В польском языке для обозначения звука х существуют два написания: h и ch (4).
Но, в конце концов, мой поиск оказался успешным, когда в базе данных JRI-Польши с периода 1870 – 1907гг. (5)
(Kremenets BD 1870-71,Volynia Gubernia ) я прочёл : REKHILS, Bina-Nekhy, 1871г.
И всё совпало, потому как и прадед мой был Радзивиловским мещанином Волынской губернии, а Радзивилов входил в Кременецкий Уезд.

Чтобы  понять, как могли оказаться в Волынской губернии мои предки, я составил краткий, представленный ниже, путеводитель - экскурс в историю евреев-ашкеназов.
Уже в I в. до н.э. в Европе  существовали значительные еврейские общины. По некоторым данным, в I в. н.э. иудеи составляли до 10% римского населения. В Греции евреи жили с III в. до н.э., в I веке н.э. общины существовали почти во всех главных городах. Во Франции первые упоминания о евреях относятся к началу I в. н.э.

К началу  II в. евреи (предки ашкеназов) проживали в Италии, в основном в Риме, а также селились в портовых городах Остия, Порто, Помпеи, Таранто, Отранто. Еще через два века они уже жили в Кампании - Неаполь, Капуя, Салерно, на острове Сицилия. После падения Римской империи и образования западноевропейских королевств евреи начали заселять страны Западной Европы. В Германии евреи впервые оказались вместе с римскими легионами (321 - 331 гг.).  Считается, что наиболее ранние германо-еврейские общины (не менее 60) возникли на рейнских землях, там, где река Майн впадает в Рейн  и, возможно, в Баварии. Это города Вормс, Шпеер, Майнц, позднее  Франкфурт-на-Майне. Оттуда евреи, говорившие на германском диалекте, распространились на восток по Германии, Моравии, Венгрии и Польше. Возникли колонии и в каролингской Франции - в Шампани и Лотарингии.

Это общепринятая версия образования современного еврейства. По другой версии, в  Средние века, значительная часть хазар исповедывающих  иудаизм также  перебралась в Польшу, Литву, Венгрию и на Балканы, где образовала восточное еврейское сообщество, которое, в свою очередь, дало подавляющее большинство мирового еврейства. Исторических сведений о раннем периоде существования Хазарии  немного, но известно, что в IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, «франкском», испано-романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь, Волжскую Булгарию и, вообще, Поволжье. Естественно, что параллельно с торговыми поездками возникали, в разных районах Восточной Европы, и еврейские колонии.

Основная масса еврейских эмигрантов в Хазарию прибыла тремя путями: из Багдада, т. е., очевидно, из арабского Ирака, где издавна существовала вторая по значимости еврейская колония, из Хорасана, т.е из восточных областей Халифата, включая Среднюю Азию, из Византии и  Крыма. В Хазарии жили евреи, как этнические, так и  хазары  принявших иудаизм. Иудаизм исповедовали царь, кахан, окружение царя и его род. В X в. царь и кахан должны были быть обязательно иудеями. Основная же масса, предположительно, исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы(6). Тот факт, что хазары - иудеи  в немалых количествах эмигрировали в Польшу, сомнений  у  историков не вызывает. Однако есть разногласия в связи с масштабом эмиграции последних,  в сравнении с притоком западных евреев и их удельным весом в образовании современного еврейства.

В конце 14 в. численность евреев только на германских землях составляла примерно 20 тыс. человек. С тринадцатого по пятнадцатый век четко определилось направление еврейской эмиграции в Европе - с запада на восток. Евреи уходили из Центральной Европы, с берегов Рейна, на южные и восточные германские земли, а оттуда уже в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Наиболее крупные общины были в немецком городе Франкфурт на Майне и в чешской Праге. Самое раннее упоминание о евреях во Франкфурте-на-Майне относится к 1074 г.. В 1618 г. Во Франкфурте-на-Майне проживало 3 тыс. человек. Одной из крупнейших в Европе была  Пражская община. Так, в 1703 году она насчитывала около 11,5 тыс. человек – треть всего пражского населения. С 1675 по 1867 гг. Чехия (Богемия) входила тогда  в состав  Австрийской империи, которая  была  первым государством в котором в 1787 г. было введено обязательное присвоение евреям наследственных фамилий. Аналогичные австрийским, законы позднее  были приняты в различных германских государствах: в 1807 г. во Франкфурте-на-Майне, в 1812 г. в Пруссии и т.д.

После трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) образовалось польско-литовское еврейство, проживавшее в  Российской "Черте Оседлости ", введенной в Российской Империи для евреев в 1792 г. Она совпадала с землями аннексированными у Польши, а также частично распространялась на Украину (Восточную Галицию). Сведения о числе евреев в польско-литовском государстве в конце 16 века приведены у ряда еврейских историков (от 150 до 160 тыс. чел.). Итак, предки  ашкеназских евреев оказавшиеся России могли  попасть в Восточную Европу двумя  основными  маршрутами: из Праги или из Франкфурта на Майне.
По мнению А. Бейдера, профессионального исследователя в области ономастики  "наиболее типичные еврейские  фамилии из Франкфурта в "Черте Оседлости" практически не встречаются, а вот Пражские фамилии оказались среди самых распространенных фамилий евреев Российской империи"(7). А это значит, что можно с достаточно высокой степенью вероятности, предположить, что  ниточка и моих предков тянется  из Богемии.

Литература:

1.В.Ящук, Радзивилов и известные евреи,
  http://blog.i.ua/user/353652/487912/
2.В.Ящук, Приятель Пушкина – Петр Каверин,
  http://www.proza.ru/2004/11/30-156
3.http://www.sem40.ru/evroplanet/world/ukraine/18203/
4.http://www.vgd.ru/ENGLISH/translit.htm
6.А.П. Новосельцев,Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа,
  http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0111.htm
7.http://www.sem40.ru/evroplanet/world/czechia/22524/


Рецензии
Известное дело - евреи мастера приспосабливаться. А как же иначе, когда они, почему-то, ну не нравились многим. Они меняли место жительства,с завидной лёгкостью, на первый взгляд. Легко сказать из Испании, например, "перебраться" в Литву, или на Кавказ, ближний свет.
Меняли многое в своей жизни - женились на (ш-ш-ш) не иудейках(не иудеях)в результате менялась характерная внешность,меняли имена и фамилии меняли, понарошку, веру,меняли дело, которым занимались ...Что делать, надо же как-то жить.
Никто не говорит, что все такие приспособленцы, извините за непотребное слово, были. Вот мой муж мне рассказывал, что когда он получал документы об окончании службы в армии, писарь предложил ему изменить пятую графу на более приемлимую. Ты - говорит - на еврея не похож,нос без горба, волосы не чёрные,губы не толстые,фамилия тоже не еврейская.могу тебя запросто русским сделать. Уж не знаю,что в благоверном взыграло,но, на свою голову, отказался, потом работу пол года искал.
К чему это я ? Просто представила какую работу Вы проделали, сколько бумаг переворошили, сколько терпения и настойчивости - снимаю шляпу!
Надеюсь,Ваши дети-внуки заинтересовались и продолжат семейную летопись.

Элла Рахманова   07.03.2023 08:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.