Москва Мокошь сакральный регион

Москва – Мокошь – сакральный регион…

Не готов подтвердить абсолютную достоверность доводов увлеченного исследователя П.В. Овсянникова, ведущего научного сотрудника института Древнеславянской и древнеевразийской цивилизации АФН («Пенсионер и общество», № 5 [84], май 2007), при поддержке А.А.Тюняева, но его версия об ранней этимологии ононима Москва – в частности, от допустимого доностратически-протославянского (в рамках ИЕ) «москить» - вить, шить, делать одежду – ничем не хуже финно-угорских, балтских и иных походов к трактовке истоков ононима.
В новгородских средневековых берестяных грамотах есть слово - москотье с. "ткани" (?), !имущество, добро" (?): Р. ед. москотья 413 http://gramoty.ru/?id=dnd
Возможно, это и след уже исчезающего обозначения любого материального добра, имущества.
"Мо-скот" - мое добро, мои деньги (при учете "скот" - деньги) ?
Здесь есть и созвучия "мошне" (мосне), "мешку" (меску), "миске" (горшку) - обозначениям емкостей для добра.


Хотя "Ма (г;ск) – ва" уже в палеолите могло и означать «наше владение», «наша земля»… Более того специалистам по ностратике допускается существование "(mus(y)-ik’-") «Погружать в воду, окунать или нырять» (ИЕ, Ур, Др), что вполне созвучно «мусике» (Москве). По вариантам сказания о Словене и Русе, скифские князья около 2395 г. вышли к озеру "Мойско", которое переименовали в Ильмер (Ильмень). Это неолитическое Мойско созвучно Москве, да и ряду иных подобных ононимов.
А это вероятный след очень древних ритуалов, отчасти связанных и с инициациями.

По доностраческому  словарю Алана Бомхарда
№ 540а. (ma-) Основа личного местоимения 1 лица инклюзивного мн.ч. «Мы, нас» (ИЕ, Кар, АА, Ур, Алт, Шум, Этр). (Иллич-Свитыч № 289 то же).
№ 475. (wa-) Основа личного местоимения 1 лица (ИЕ, Кар, АА).
№ 555. (ma-)Указательное местоимение (ИЕ?, Кар, ФУ, Алт).
№ 524а. (ma-) Основа относительного местоимения (ИЕ, Кар, АА, Ур, Алт, Шум).
№ 523. (ma(?)-) Отрицательная/запретительная частица (ИЕ, Кар, АА). (Иллич-Свитыч № 290 то же).
№ 477. (wa-) Частица «и, также, но, как» (ИЕ, Кар, АА).
№ 553. (mag-) «Земля, область» (ИЕ, Ур).

Да, конечно, с водой связано много.
№ 530. (mar-) «Любая масса воды: озеро, море» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 294 «влага, влажный»)
№ 521. (maw-) «Вода, жидкость» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 298 «вода»).
№ 483. (wat’-) «Увлажнять, мочить; вода» (ИЕ, ФУ, Др).
№ 544. (mus(y)-ik’-) «Погружать в воду, окунать или нырять» (ИЕ, Ур, Др). (Иллич-Свитыч № 304 «мыть»). Почти в абсолюте соответствует ритуалам древнейшим посвящения.
№ 509. (wuy-) «Плавать, спускать на воду» (АА, Ур, Алт).

Но иного интересного хватает.
№ 543. (madw-) «Мёд, медовый напиток» (ИЕ, ФУ, ДР, Этр).
№ 545. (mag-) «Молодой; молодое лицо, ребёнок» (ИЕ, Др).
№ 536. (mat[h]-) «Приводить в движение, побуждать; процветать, быть плодовитым; быть живым, сильным, полным энергии; мужчина, самец» (ИЕ, АА, Др).
№ 484. (wus-) «Торговать, заключать сделки» (ИЕ, ФУ).
№ 515. (mig-) «Давать» (ИЕ, АА, Ур).
№ 520. (man-) «Оставаться, ждать, обитать; быть твёрдым, установленным» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 287 «оставаться на месте, прочно стоять»).
№ 548. (mak’-) «Держать в руках, работать руками» (ИЕ, АА, Ур).
№ 531. (mur-) «Вить, вращать, гнуть» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 309 «скручивать»).
№ 551. (muk’-) «Напрягать, делать большие усилия» (ИЕ, Др).
№ 513. (ma;-) «Увеличивать, распухать, распространять, превосходить; быть огромным» (АА, Др, Шум).При № 422. (ma?-) «Увеличиваться (в числе), быть многочисленным, быть обильным» (ИЕ, АА, Шум).
№ 546. (mik’-) «Превышать, превосходить, расти, распространяться, распухать; большой, великий, много» (ИЕ, Др).
И другие.


П.В. Овсянников обратил внимание на акцент академика Б.А. Рыбакова, указавшего на допустимую связь имени Макошь с ранним русским словом *mokos, «прядение». Это подтвердили В.В. Иванов и В.Н. Топоров в статье «Мокошь» , тоже указывая на «связь с *mokos, «прядение»».  Здесь автор  указывает на два слова – kosmos и kosma – где он обнаруживает весьма близкое родство со славянским именем Мокоши – *mokos: kosmos при перестановке слогов даёт mo+kos+s. Последняя s отражает другие потребности греческого языка. Слог *ma* или несколько более древний *mo* означают на всех индоевропейских языках понятие «мать». Поэтому в единственном числе, или скажем так: бога, отвечающего за это явление природы (Космос) в греческом исполнении должны звать – kosmo, kosma (коша мать), а в исконно славянском, с учётом правильного построения слов в предложении (мать коша), – makos, mokos.
Слово МОСКВА произошло от Богини МОКОШИ. И Москве гораздо больше лет, нежели писано в христанизированных текстах. "Выбирая Богов, мы выбираем судьбу"
Русским навязали чужих Богов и вот уже многие века Русь живёт в обмане и искарёженной истории. Но РУСЬ ВОЗРОЖДАЕТСЯ!!!
http://www.organizmica.org/archive/307/rp6.shtml

Первоначальное упоминание Москвы в источниках - "приди ко мне брате в Москов" напоминает словообразования типа - листов (позже листьев), братов (позже братьев) и т.п.
Лист-ва, брат-ва, хоть-ба, гонь-ба и т.д. - обозначение большой совокупности, указание на принадлежность тому, что указано в единственном числе.
Москов, Моск-ва - при таком подходе - неизбежно указывает на "моск" (ум, "з" могло появиться позже). Москва - обустройство жизни по уму, рационально.
Хотя некоторые видят в "моск" (мошь) - камень, отсюда отчасти - мостить, мощение.
Традиционные версии этимологии Москвы в Интернете представлены достаточно

http://moscow.gramota.ru/znan01.shtml
http://otvet.mail.ru/question/3091128/ и др.

Вода обильно представлена в языках уже десятки тысяч лет назад.

№ 530. (mar-) «Любая масса воды: озеро, море» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 294 «влага, влажный»)
№ 471. (yam-) «Вода, море» (АА, Ур, Др?). (Иллич-Свитыч № 144 «вода»).
№ 521. (maw-) «Вода, жидкость» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 298 «вода»).
№ 118. (t’ul(y)-) «Капать, падать каплями, брызгать, мочить, увлажнять;течь» (ИЕ, АА, Др).
№ 191. (saw-al-) «Мочить, увлажнять, течь, залить» (ИЕ, Кар).
№ 483. (wat’-) «Увлажнять, мочить; вода» (ИЕ, ФУ, Др).
№ 504. (wal-) «Течь, мочить, увлажнять» (ИЕ, АА, Др).
№ 505. (wal-) «Бить ключом, течь, затоплять» (ИЕ, Др).
№ 537. (mat’-) «Быть или стать мокрым, влажным» (ИЕ, АА).
№ 544. (mus(y)-ik’-) «Погружать в воду, окунать или нырять» (ИЕ, Ур, Др). (Иллич-Свитыч № 304 «мыть»). Это поближе Москве.
№ 556. (nat’-) «Увлажнять, мочить» (ИЕ, АА).
№ 582. (la;-) «Создавать течение, лить, увлажнять, мочить» (ИЕ, АА, Шум).
№ 83. (dan-) «Бежать, течь» (ИЕ, Кар, АА).
№ 145. (d(y)aw-) «Бежать, течь, хлынуть вперёд» (ИЕ, Кар, АА, Шум).
№ 157. (t’(y)ur-) «Бежать, течь» (ИЕ, АА, Ур, Др).
№ 163. (s(y)ur-) «Волноваться, хлынуть, течь, бить (о роднике)» (ИЕ, АА, Др, Шум).
№ 392. (;ap[h]-) «Идти, двигаться вперёд, течь» (ИЕ, АА).
№ 382. (;aw-) «Брызгать, разбрызгивать, идти (о дожде)» (ИЕ, АА, Др).

Так что ни у кого, включая балтов и финно-угров, нет и преимуществ в этимологии на – ва; ват; вал…

Можно поискать ранние индоевропейские созучия, особенно на "-м-"

Корень Значение Производные
*mag;- мочь русск. мочь, перс. magus/, лит. mag;ti, латв. megt, англ. meaht/might; m;g/may, старосл. мог;, нем. magan/m;gen, польск. mog;, др.-норв. mega, санскр. magha, тохарск. mokats/, греч. m;khos, готск. magan, арм. mart’ans
*mag;;- молодой готск. magus, гэльск. Magur;x, ирл. maug/, авест. ma;ava, алб. makth, латв. ma;, нем. magad/Magd, англ. m;g;/maid, валлийск. meudwy, др.-норв. m;gr
*mak- мешок русск. мошна, лит. mai;as, латв. maks, ирл. m;n/, валлийск. megin, нем. mago/Magen, англ. maga/maw, др.-норв. magi, старосл. мосина, польск. moszna, др.-прусск. dantimax
*man- рука греч. mane, лат. manus, англ. mund/--, нем. munt/Vormund
*marko- лошадь гэльск. markan, ирл. marc/marcach, валлийск. march, англ. mere/mare, нем. marah/M;hre, др.-норв. marr
*mat- мотыга русск. мотыга, лат. mateola, санскр. matya, польск. motyka, нем. modela, гэльск. matog, валлийск. matog
*me я (косвенные падежи) русск. меня, мне, мной, алб. mua, лат. me, умбр. mehe, англ. mec/me, нем. mih/mich, ирл. m;/m;, хетт. ammuk, ликийск. amu, лидийск. amu, готск. mik, др.-норв. mik;m;r, польск. mi;mi;;mnie, греч. eme, санскр. mam, авест. mam, валлийск. mi, перс. /man, Venetic mego, лит. man, курдск. (i)m(in)
*med- советовать лат. meditor, валлийск. meddu, греч. medomai, др.-норв. meta, англ. ;mtig/empty, арм. mit/mid, санскр. masti, авест. azd;, перс. azd;/, умбр. me;s, оск. meddiss, авест. midiur/, тохарск. mem/maim, готск. mitan, нем. mezzan/
*med;-u- мёд русск. мёд, санскр. madhu, старосл. медъ, лит. medus, латв. medus, англ. meodu/mead, греч. methu, авест. ma;u, гамб. mura, кашмирск. m;ch, польск. mi;d, валлийск. medd, тохарск. mit, нем. metu/Met, др.-норв. mj;;r, ирл. mid/, др.-прусск. meddo, осетинск. mydy, лувийск. maddu-
*med;yo- между русск. между, гэльск. Mediol;num, англ. ;lemidde/middle, нем. mitti/Mitte, санскр. madhya, гамб. p;m;;, готск. midjis, др.-норв. me;al, польск. mi;dzy, иллир. metu, лит. medis, латв. me;s, арм. m;j/m;;, оск. mefia;, перс. /m;;n, др.-прусск. median, лат. medium, оск. mefia;, валлийск. mewnin, ирл. mid/, авест. mai;ya, старосл. межда
*meH;ns- (nom. *meH;ns, gen. *mH;n;t-;s) месяц русск. месяц, греч. m;n, тохарск. ma;/me;e, лат. m;nsis, англ. m;na/moon, старосл. месеци, польск. miesi;c, санскр. m;sa, арм. amis, авест. mao;h, ирл. m;/m;, др.-норв. mani, нем. mano/Mond, готск. mena, алб. muaj, лит. m;nuo, латв. meness, валлийск. mis, гамб. mos, перс. /m;h, осетинск. m;j, др.-прусск. menig, курдск. mang
*mei- маленький русск. менее, хетт. meiu-, лат. minor, греч. mei;n, старосл. мьнии, нем. min/minder, готск. mins, др.-норв. minnr, санскр. min;ti, оск. menvum, тохарск. /maiwe, англ. min/, лувийск. mawa
*mei- менять русск. менять, лат. m;nus, англ. gem;ne/mean, нем. gimeini/gemein, готск. gamains, санскр. menis, старосл. m;na, лит. mainyti, латв. mains, ирл. m;in/, санскр. mayaite, валлийск. mwyn, польск. zmiana, авест. ma;ni
*meig;- мочиться русск. мезга, санскр. mehati, авест. ma;sati, лит. my;ti, латв. m;zt, арм. mizel, тохарск. --/mi;o, греч. omeihein, др.-норв. m;ga, готск. maihstus, англ. m;sc/mash, нем. /Maisch; miskan/mischen, лат. mingere, курдск. m;z
*meld;- молния русск. молния, др.-прусск. mealde, лит. milna
*melH;- молоть русск. мелю, старосл. melj;, лит. malti, латв. malt, тохарск. malyw-/mely-, англ. melo/meal, алб. miell, арм. malem, греч. mulos, готск. malan, др.-норв. mala, нем. malan/mahlen, лат. molere, умбр. kumaltu, валлийск. malu, ирл. melim/meilim, хетт. malla, польск. mle;
*melk- влажный->молоко русск. молоко, лит. malkas, латв. malks, греч. melkion, старосл. ml;ko, польск. mleko
*mel;- доить русск. молозиво, лат. mulge;, англ. melcan/milk, нем. melcan/melken, готск. miluks, др.-норв. mj;lk, тохарск. malke/malkwer, греч. amelg;, ирл. bligim/, валлийск. blith, лит. mel;ti, санскр. marjati, алб. mjel
*memso- мясо, плоть русск. мясо, санскр. m;;sa, лат. membrum, др.-прусск. mens;, готск. mimz, алб. mish, арм. mis, тохарск. /m;sa, греч. m;nigks, кашмирск. maz, лит. m;sa, латв. miesa, ирл. m;r/m;r
*men- разум русск. мнить, греч. menos, лат. m;ns, санскр. manas, авест. manah, англ. gemynd/mind, готск. muns, др.-норв. minni; man, нем. minna/Minne, лит. mintis, латв. min;t, др.-прусск. m;ntimai, старосл. mineti, арм. mitk'/midk', алб. mund, перс. mainy;hay/, тохарск. mnu/ma;u, ирл. dermet/dearmad, валлийск. cof
*mer- умирать русск. мереть, лат. mort;us, старосл. mr;tv;, лит. mirti, латв. mirt, санскр. marati, авест. miryeite, арм. me;nil, греч. brotos, англ. mor;or/murder, нем. mord/Mord, др.-норв. mor;, готск. maur;r, гэльск. marvos, гамб. m;e, осетинск. maryn/, польск. mord; umrze;, ирл. marb/marbh, валлийск. marw, перс. amariyata/mordan, хетт. mer, курдск. mirin
*me;- великий греч. megas, лат. magnus, арм. mec/medz, иллир. mag, гэльск. Magior;x, алб. madh, санскр. mahayati, тохарск. m;k/m;k;, готск. mikils, фриг. meka-, англ. micil/much, др.-норв. mikill, авест. mazant, перс. /meh, хетт. makkes, ирл. mochtae/, валлийск. Maclgwn, нем. mihhil/-- курдск. mezin
*misd;o- плата русск. мзда, санскр. m;;ha, авест. m;;da, готск. mizd;, греч. misthos, нем. mieta/Miete, перс. /muzd, англ. m;d/meed, старосл. мьзда
*mon- шея русск. монисто, санскр. many;, лат. mon;le, англ. manu/mane, нем. mana/M;hne, ирл. muin/muin, греч. mannon, валлийск. mwnwgl, гэльск. maniak;s, др.-норв. m;n, авест. minu
*mor- ежевика греч. moron, арм. mori, лат. m;rum, хетт. muri, ирл. sm;r/smeur, валлийск. mwyaren
*mori- болото русск. море, лат. mare, польск. morze, гэльск. Aremorici, лит. marios, латв. mare, санскр. mary;d;, англ. mersc/marsh, нем. meri/Meer, др.-прусск. mary, валлийск. m;r, ирл. muir/muir, готск. marei, алб. p;rmjerr
*morwi- муравей русск. муравей, лат. form;ca, ирл. moirb/, авест. maoiri, санскр. vamra, греч. murm;s, др.-норв. maurr, крымск. готск. miera, арм. mrjiun/mr;iun, польск. mr;wka, алб. morr, перс. /mur;e, старосл. мравие, тохарск. /warme, курдск. M;r;
*mosgo- мозг русск. мозг, авест. mazga, санскр. majjan, кашмирск. massunt, др.-прусск. musgeno, нем. marag//Mark, перс. /ma;z, польск. m;zg, тохарск. m;;;unt/, лит. smagen;s, латв. smadzenis, англ. mearg/marrow, др.-норв. mergr, курдск. m;;k
*mre;;;- короткий лат. brevis, авест. m;r;zujiti, нем. murgi/, англ. mirige/merry, греч. brakhus, греч. gama;rgjan
*mu- муха русск. муха, лит. mus;, латв. mu;a, лат. musca, нем. mucka/M;cke, англ. mycg/midge, алб. miz;, греч. muia, арм. mun, кашмирск. ma.;h, старосл. мъшь, польск. mucha, др.-норв. m;, перс. /magas, др.-прусск. muso
*muH;s- мышь русск. мышь, санскр. m;;, авест. mus, лат. m;s, греч. m;s, арм. muk/mug, алб. mi, нем. mus/Maus, англ. m;s/mouse, гамб. musa, перс. /mu;, др.-норв. m;s, польск. mysz, лит. mus;
*m;H;ter- мать русск. мать, арм. mayr, алб. mot;r, лит. motina, латв. m;te, др.-прусск. m;ti, гэльск. m;tir, ирл. m;thir/m;thair, кашмирск. m;.j, лат. m;ter, оск. maatre;s, умбр. matrer, греч. m;t;r, санскр. m;t;, авест. m;tar, тохарск. m;car/m;cer, нем. muoter/Mutter, англ. m;dor/mother, валлийск. modryb, гамб. motr, др.-норв. m;;ir, перс. /m;dar, фриг. mater, осетинск. mad/mad;, польск. matka, старосл. мати
*m;nu- человек русск. муж, санскр. manu, авест. Manu;;i;ra, англ. mann/man, нем. man/Mann, готск. manna, др.-норв. ma;r, старосл. м;жь, лит. ;mogus, гамб. m;n;a, перс. /mard, польск. m;;, курдск. m;r
*m;lH;-it- мёд греч. melitos, лат. mel, арм. me;r, алб. mjalt;, гэльск. Melissus, ирл. mil/, готск. mili;, англ. mild;aw/mildew, нем. milltou/Mehltau, валлийск. m;l, хетт. milit, лувийск. mallit-, Palaic malit-
*m;ne / *me-;s мой курдск. ;min англ. /mine, Gm /mein
*m;iso- шкура русск. мех, лит. mai;as, латв. maiss, санскр. me;a, авест. ma;;a, др.-норв. meiss, нем. meissa/, др.-прусск. moasis, алб. meshin;; mill
Мосна, месок уже упоминались.

Да и с добавочками "ва-"

*wad;- ручаться лат. vas;vadis, готск. wadi, др.-норв. ve;, англ. weddian/wed, нем. wetti/Wette, лит. vadas, латв. vadot,
*w;t- дуть, вдыхать лат./гэльск. vates, ирл. f;ith, др.-норв. ;;r, Germanic *W;danaz
*wed влажный *w;d-r;- «вода»: русск. вода, англ. w;ter/water, старосл. voda, др.-макед. bedu, греч. hud;r, лат. unda, лит. vanduo, латв. ;dens, санскр. udan, алб. uj;, ирл. uisce/uisge, хетт. watar, арм. get/ked, тохарск. w;r/war, умбр. utur, готск. wat;, валлийск. gwer, др.-норв. vatn, кашмирск. od;r, фракийск. udr;nas, нем. wazzar/Wasser, фриг. bedu, польск. woda, др.-прусск. wundan; *ud-ro- «выдра»: русск. выдра,санскр. udra, лат. lutra, авест. udra, ирл. /odar; uydr/; odoirne/ (;dra/udris?), старосл. vydra, греч. hudros, англ. oter/otter, нем. ottar/Otter, др.-норв. otr, лит. ;dra Osset wyrd; *udero- «живот»: лат. uterus; venter, санскр. udara, авест. udaras, лит. v;daras, латв. v;ders, нем. wanast




Эмоциональных оценок делать не будем. Но археология региона Москвы явно требует усиленного внимания, так как центры многотысячелетних государств чаще всего тяготеют к каким-то долговременным сакральным землям.
О Москве как центре дьяковской культуры, насчитывающей почти 3 тысячи лет,  неоднократно уже говорилось.
Дьяковская культура - Памятники первого этапа
1-16, 18, 20-25-городища, 17, 19-селища, 1-Щербинское, 2-Борисоглебское, 3-Кузнечики, 4-Боровский курган, 5-Круглица, 6-Подмоклово, 7-Старшее Каширское, 8 - Кропотовское, 9 - Протопоповское, 10 o- Мамоново, 11-Сетунское, 12-Кунцево, 13-Пирожная гора, 14-Синьковское, 15-Прислон, 16-у г. Калязина; 17-Жуковское,
18-Корыстовское, 19-Николо-Перевоз, 20-Тучково, 21-Саввино-Сторожевское, 22- Графская гора, 23-Луковня, 24-Городок; 25-Скнятино II Воспроизведено с иллюстрации к статье И.Г.Розенфельдт Керамика дьяковской  культуры // Дьяковская культура. М. 1974. С. 190, рис. 44. На территории самой Москвы ныне известно в общей сложности около 40 дьяковских памятников. И эти античные памятники с любопытными вкраплениями.

В них находили серебряные монеты парфянского царя Артабана II, чеканенные в 123 году до нашей эры. Как помним, парфянские и иные Аршакиды ведут историю от скифа Арсака, якобы обитавшего с соратниками в округе Дона. А в Измайловском лесу Москвы найдены монеты римского «солдатского» императора Гордиана III, правившего в 238 — 244 годах нашей эры. Причем опять обнаружили не где-нибудь, а в районе именно городищ так называемой дьяковской культуры.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/fa/Sravnenie.jpg
http://www.ogoniok.com/4952/28/

Спешные привязки столь развитой культуры только к финно-уграм или балтам выдают политические пристрастия исследователей, а не их объективность, что показано выше. Дьяковская культура – след ностратических содружеств, возможно, и архаичных, которые использовали сравнительно близкие языки тогда, когда в других местах индоевропейцы и финно-угры уже с трудом понимали друг друга.

http://3darchaeology.3dn.ru/_ph/38/2/977907871.jpg
Москва и округа имеют частные следы палеолита, но пока не столь впечатляющие как Сунгирь (окраина Владимира) и Зарайск. Вместе с тем Зарайск тоже требует все большего внимания и учета. Здесь поселение палеолита выявлено прямо с кремлем.

Стоянка относится к костенковско-авдеевской культуре (в более широком представлении — к костенковско-виллендорфскому единству) и является памятником из круга т. н. восточного граветта. Раскопки на стоянке велись с 1980 г. А. В. Трусовым, а впоследствии возобновились в 1995 г. и продолжаются под руководством чл.-корр. РАН, д.и.н. X. А. Амирханова (Институт археологии РАН, Отдел археологии каменного века).
Исследовавшаяся раскопками площадь в основном примыкает к Никольским въездным воротам северной стены Зарайского кремля 16-го века. Рассеянные находки в виде обработанных кремней и единичных костей животных плейстоценового времени обнаруживаются в шурфах и случайных вскрытиях почти на всем пространстве мыса, практически полностью занятого кремлем. В восточном и северном направлениях от стоянки подобные разрозненные находки выявлены на расстоянии до 200 м и за пределами мыса.

Несмотря на то, что значительная часть стоянки оказалась разрушена кремлем и крепостным рвом, большой фрагмент центральной ее части сохранился до наших дней и стал основным объектом раскопок. Как уже упоминалось, на этой территории люди обитали неоднократно, и приходили сюда с перерывами в несколько сотен и даже тысяч лет. Было выявлено 4 этапа заселения стоянки. Самый поздний из них приурочен к горизонту погребенной почвы и имеет радиоуглеродные датировки в пределах 15-17 т.л.н. Самый ранний этап имеет возраст 22-23 т.л.н. «Классический» период в жизни стоянки пришелся на второй этап, очень близкий по времени к первому, когда структура поселения стала полностью аналогичной Костенкам-1. Третий этап заселения отстоял от первых двух примерно на 2 тысячелетия, за это время здесь успела образоваться система мерзлотных трещин 2-й генерации (1-я существовала еще до заселения стоянки).

На втором этапе заселения структура поселения сместилась, в концептуальном плане оставшись прежней. Очаги были расположены в том же направлении на расстоянии 1-1,5 м от линии первого этапа, но стали крупнее и глубже (1м в диаметре, до 50 см в глубину). Жилища располагались вокруг этой линии и представляли собой вытянутые полуземлянки длиной до 5 м, шириной и глубиной до 1 м. Сверху, они, видимо, были перекрыты бивнями мамонта, покрытыми шкурами. Возле землянок были выкопаны ямы-хранилища диаметром 50 см и глубиной до 1,5 м. Ямы-хранилища, как правило, накрывались лопатками мамонта с проделанным в них круглым отверстием. Подобная структура поселения встречается в Костенках-1, слой 1 и Авдеево, там было обнаружено по два соседствующих жилищно-хозяйственных комплекса.

Третий этап заселения характеризуется небольшим числом ям, менее крупными и глубокими очагами (до 20 см в глубину) и предположительно появлением наземных жилищных конструкций. Культурный слой третьего этапа насыщен крупными костями мамонта, в большинстве своем имеющих четкие концентрации, вероятно связанные с остатками жилых построек. Основным строительным материалом служили черепа, нижние челюсти и бивни мамонтов.
 
Последний, четвертый этап заселения стоянки приходится на эпоху некоторого потепления климата. Он связан с верхней погребенной почвой, в которой залегают находки. В ней хуже сохранялась органика, и кости мамонта здесь встречаются в основном в виде трухи. Четких данных о плане поселения и жилищах этого этапа пока не удалось собрать в достаточном количестве (хотя А. В. Трусовым было обнаружено несколько очагов-"зольников" и один объект, интерпретируемый как жилище). Тем не менее, из этого горизонта происходит богатый кремневый материал. Значительная концентрация каменных изделий позволяет делать некоторые выводы о структуре поселения и хозяйственной специализации тех или иных его участков. Таким образом, изучение культурного слоя, приуроченного к верхней погребенной почве, является перспективным для данного памятника.
 
Большое количество костей мамонта, обнаруженных на стоянке, вызывает вопросы относительно их происхождения. Маловероятно, чтобы подобный объем костей стал результатом охотничьей добычи. Учитывая, что огромное количество костей сжигалось в очагах (в приледниковой тундре в то время нельзя было найти древесины в достаточном количестве), относительно небольшое племя (несколько десятков чел.) не могло добыть столько мамонтов. По-видимому, неподалеку находилось т. н."кладбище" мамонтов, погибших или утонувших в реке (река Осетр в те времена был гораздо полноводнее), и люди периодически наведывались к излучине реки, добывая необходимые кости (примечательно, что практически все бивни, использовавшиеся в качестве строительного материала, имеют одинаковые габариты, что свидетельствует об их предварительном отборе). В пользу этой гипотезы говорит и то, что многие кости, найденные на стоянке, иногда на несколько тысячелетий старше предельного возраста культурного слоя.

Помимо костей мамонта, на стоянке были обнаружены также кости северного оленя, зайца, бизона, птиц, грызунов. Из мелких костей изготавливались инструменты типа проколок, из крупных — мотыги для копания земли. Много обнаружено лапок песца — скорее всего, они оставлялись как декоративный элемент меховой одежды.
 
Важным элементом сакральной жизни стоянки была природная красная краска — охра, которую изготавливали, видимо, путем длительного пережигания конкреций самородного железа, в большом количестве встречающихся в песчаном материке. Охрой посыпали полы жилищ, маркировали ямы-хранилища и ямки-"кладики". Иногда охру смешивали с красной глиной или жиром. На стоянке в большом количестве обнаружены керамические фрагменты, часто смешанные с охрой или обожженные. На данный момент их предназначение остается не вполне ясным. Возможно, имели место попытки изготовления керамических поделок, известных на стоянках Центральной Европы.
 
Коллекция кремневых орудий с Зарайской стоянки чрезвычайно богата и насчитывает сотни тысяч изделий. Важным фактором, определяющим специфику памятника, является доступность сырьевой базы. Это коренным образом отличает Зарайскую стоянку от однокультурных, значительно удаленных от источника сырья стоянок. Близость естественных выходов кремня позволяла не экономить сырье, поэтому в коллекции можно встретить наконечники длиной 16 см и пластины длиной более 20 см. В 2001—2002 г. была вскрыта яма третьего этапа (переделанная из более древней землянки), полностью заполненная преформами — крупными кремневыми желваками массой до 4 кг. На стоянке обнаружено и много массивных нуклеусов. Это позволяет в деталях восстанавливать всю технологическую цепочку изготовления каменных орудий.

Подавляющее большинство кремневого материала составляют отходы скалывания. Чрезвычайно много найдено отщепов. При этом орудия на отщепах крайне немногочисленны (речь не идет об отщепах с ретушью), что свидетельствует о том, что сами отщепы, в основном, были лишь побочным продуктом при оформлении нуклеуса. Технология скалывания, таким образом, была направлена на получение пластинчатой заготовки — как в Костенках и Авдееве. Именно на этих широких массивных пластинах изготовлено подавляющее большинство орудий, найденных на стоянке.
 
Среди орудий культуроопределяющими для данной стоянки признаны т. н. "ножи костенковского типа" (НКТ), наконечники с боковой выемкой (НБВ) и листовидные наконечники, а также пластинки с притупленным краем (ППК). НБВ и листовидные наконечники являются культурноопределяющими не только для данной, костенковско-авдеевской, культуры, но и для всего костенковско-виллендорфского единства. Пластинки и микропластинки с притупленным краем являются интересным видом миниатюрного орудия; их могли использовать в качестве вкладышей в костяную или деревянную оправу для получения составного орудия (например, наконечника или ножа). Пластинки и микропластинки скалывали со специально подготовленных небольших или вторичных нуклеусов (то есть полученных из крупных пластин или отщепов). Среди прочих орудий следует отметить большое количество резцов разных типов, а также скребки, скребла, проколки, острия, обушковые ножи, а также отбойники из песчаника, известняка, кварцита и даже кремня. Встречаются и комбинированные орудия (резец-НКТ, НКТ-скребок и т. п.). К орудиям можно отнести также ретушированные отщепы, пластинчатые отщепы и пластины — все вместе они составляют более половины всех орудий.
 
Специфика памятника (наличие нескольких этапов обитания при отсутствии разделяющих их стерильных прослоек) на данный момент не позволяет в полной мере проследить эволюцию кремневых изделий на разных этапах заселения стоянки. Однако можно говорить о том, что принципиальных различий в ассортименте и технологии изготовления кремневых орудий не наблюдается. Изделия, относящиеся к верхней погребенной почве (четвертый этап) смотрятся порой как несколько атипичные по отношению к более древним формам. Видно, что, например, подбору заготовки стали уделять меньше внимания. Тем не менее, можно говорить о преемственности каменной индустрии на Зарайской стоянке, сохранявшей на протяжении тысячелетий фактически неизменность базовых форм.

До настоящего времени на Зарайской стоянке не найдено никаких следов антропологических остатков, кроме молочного зуба ребенка, обнаруженного при сортировке промывки. Погребения, пока не обнаружены, и мы не можем с достоверностью судить, как именно выглядел внешне типичный зарайский кроманьонец.

На протяжении 20 лет раскопок стоянки исследователи все больше убеждались в том, что они изучают следы действительно высокоорганизованной первобытной культуры. Об этом свидетельствовало наличие регулярной структуры поселения, широкая диверсификация кремневых изделий и т. п. Среди наиболее интересных находок выделялись ожерелье из зубов песца, мотыга из бивня мамонта и крупные кости с нанесенным на них крестообразным орнаментом (особенно много орнаментированных костей мамонта было обнаружено впоследствии в ходе раскопок 2005 г.).
 
Однако первое значительное открытие, поставившее Зарайскую стоянку в один ряд с наиболее известными палеолитическими памятниками Европы, было сделано в сентябре 2001 г. Тогда при разборке т. н. «ямы 71» С. Ю. Львом была обнаружена выдающаяся по своему натурализму статуэтка бизона из бивня мамонта. Она лежала в подбое яме на боку, на специально для нее выкопанном «подиуме». С левой стороны туловище было повреждено острым предметом, а с правой густо выкрашено красной охрой, обе левые ножки отломаны. По всей видимости, статуэтка была повреждена и положена в яму намеренно. Согласно выводам Х. А. Амирханова и С. Ю. Льва, «захоронение» статуэтки бизона было произведено в ходе магического охотничьего обряда — поразить добычу, а затем не дать ей убежать предполагалось и в действительности. В пользу данной интерпретации свидетельствует то, что первобытный скульптор изображал не взрослого бизона-самца, а молодую самку, которую легче было добыть на охоте. Максимальное сходство изображения с оригиналом должно было способствовать удачной охоте. «Яма 71» относится к древнейшему этапу заселения стоянки, и возраст статуэтки — 22-23 тыс. лет.
В 2005 г. были сделаны открытия еще нескольких произведений палеолитического искусства, столь характерных для круга памятников костенковско-виллендорфского единства. В яме-хранилище второго этапа была обнаружена классическая статуэтка «венеры» из бивня мамонта, а в соседней яме еще одна статуэтка малых размеров. Зарайская «венера» не отличается пышными формами, что сближает ее с «худыми» авдеевскими статуэтками, при этом она имеет одно существенное отличие — ее ножки не сведены вместе (это характерно и для Виллендорфа), а вырезаны раздельно, выделены даже ступни. Такой стиль в литературе принято называть авдеевским. Это может свидетельствовать об определенном культурном своеобразии Зарайской стоянки, объединяющей в себе особенности и Костенок, и Авдеева.

Зарайская стоянка ныне является археологическим памятником мирового значения, широко известным не только в нашей стране, но и за ее пределами. Стоянку часто посещают крупные отечественные и иностранные исследователи. В Зарайск приезжают на практику российские и иностранные студенты. В сентябре 1997 г. в Зарайске и Москве проходил международный коллоквиум «Восточный Граветт», посвященный проблематике исследования памятников средней поры верхнего палеолита Восточной и Центральной Европы. Участниками коллоквиума было подчеркнуто большое значение Зарайской стоянки для изучения эпохи верхнего палеолита в нашей стране и в мире в целом.

В 2008 году на стоянке были найдены ребро мамонта с нарисованными на нём фигурками, предположительно, изображающих трёх мамонтов; небольшая кость с x-образным орнаментом; две человеческие фигурки (вероятно — женские) и конусообразный предмет, вырезанный из кости мамонта, чьё назначение представляет собой настоящую загадку[7][8].

http://www.organizmica.ru/archive/307/rp6.shtml#3.6
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зарайская_стоянка

Повезет ли более близким к Москве местам на столь впечатляющие находки, сказать трудно. Но с учетом Сунгири, Зарайска и иных сравнительно близких памятников развитый палеолит в округе Москвы неизбежен. Интересны и памятники последующих периодов – мезолита, неолита, энеолита.

Обилие же античных и раннесредневековых находок в округе Москвы год от года лишь увеличивается. Примеров множество.

Москва, с. Дьяково (ныне Красногвардейский р-н). Клад бронзовых украшений V—VI вв. н. э. (шейные гривны, пряжки, подвески, колокольчики) нашли при исследованиях
Д. Я. Самоквасова в 60-х гг. XIX в. Вещи, по-видимому, предназначались для переливки. Клад найден на широко известном в русской археологии городище раннежелезного века.
Сизов В. И. Дьяково городище близ Москвы // Труды 1Х-АС. Т. П., СПб., 1897, с. 164, табл. XXVII; Смирнов К, А. Части костюма и украшения, найденные на Троицком городище // Материалы и Исследования по археологии СССР (МИА). МИА, 156. М., 1970, с. 179. 11.
с. Троица Можайского р-на. Клад из 12 железных .наконечников стрел IV—III вв. до н. э. был найден на древнем городище при раскопках Московской экспедиции Института археологии АН СССР 1956—1960 гг. Наконечники стрел привезены, очевидно, со Среднего Дона и использовались в качестве меновой единицы. Дубынин А. Ф, Троицкое городище // МИА, 156, с. 160—162; Крис X. И. Костяные и железные наконечники стрел Троицкого городища // МИА, 156, с. 160—162; Граков Б. Н. Легенда о скифском даре Арианте // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968, с. 104.
с. Троица Клад железных предметов, в числе которых оказались серп и топор-кельт I—II вв. н. э., был обнаружен при раскопках Московской экспедиции Института археологии АН СССР на городище раннежелезного века в 1960 г, Дубынин А. Ф. Троицкое городище // МИА, 156, с. 50.
с. Троица Можайского р-на. Клады железных спи-ральных колец II—III вв. н. э. были обнаружены на городище ран- нежелезного века (клад № 1—37 экз. диаметром 86—118 мм в цент- ре городища; клад № 2 — 13 экз. в северо-западной части городища) . Кольца представляли собой меновую ценность, клады их —  своеобразная форма сокрытия ценного черного металла. Находки были сделаны во время раскопок Московской экспедиции Института археологии АН СССР в 1960 г.
Дубынин А. Ф. Троицкое городище // МИА, 156, с. 50; Смир- нов К. А. Железные изделия Троицкого городища // МИА, 156, с. 178.
с. Троица Можайского р-на. Клад бронзовых украшений—гривны, шумящие подвески, бляхи, стеклянные золоченые бусы (всего 42 предмета IV—V вв. н. э.) — был найден на городище раннежелезного века при раскопках Московской экспедиции Института археологии АН СССР в 1960 г. Клад был укрыт во рву, в северо-восточпой части городища.  Дубынин А. Ф. Троицкое городище, с. 50; Смирнов К. А. Части костюма и украшения, найденные на Троицком городище, с. 180— 185.
с. Щербинка Подольского р-на. Клад украшений из 130 предметов III—IV вв. н. э. (бронзовые подвески-серьги, ажурные бляхи, браслеты, золото-стеклянные бусы, бисер, а также глиняный грузик) был найден в 1964 г. при археологических раскопках Московской экспедиции Института археологии на северозападном краю площадки городища раннежелезного века. Дубынин А. Ф. Клад Щербинского городища // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып. 112. М., 1967.
с. Щербинка. Три клада железных колец (в количестве 13,6 и 6 экз.) были найдены на городище раннежелезного века при археологических раскопках Московской экспедиции Института археологии АН СССР вблизи развала металлургического производства в 1963 г. Кольца, имеющие диаметр 10—12 см, свернуты в полтора-два раза. Клады датируются серединой I тыс. н. э.  Дубынин А. Ф., Розенфельдт И. Г. Раскопки Щербинского городища в Московской области в 1963 г. // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып. 107. М., 1966.
д. Дурпиха Раменского р-на. В 1956 г. на городище Круглица при раскопках Московского областного краеведческого музея под руководством Л. И. Пимакина был найден клад металлических украшений раннежелезного века середины I тысячелетия н. э. Среди находок имелись фибулы и орнаментированные накладки. Клад утрачен. Сведения археолога В. В. Сидорова.
с. Подмоклово Серпуховского р-на. Клад бронзовых предметов III—IV вв. н. э., в числе которых находились спиральный браслет, заготовка браслета, два спирально свернутых мотка проволоки, предназначенные для изготовления браслетов, был найден на древнем городище с горизонтами раннежелезного века и Древней Руси. Раскопки производились Государственным Историческим музеем в 1957—1958 гг. Находки свидетельствуют о развитии ювелирного производства на городище. Владельцем клада, несомненно, был мастер-литейщик. Успенская А. В. Остатки ювелирного производства на городище Подмоклово // История и культура Восточной Европы по археологическим данным. М., 1971, с. 159—160.

И так далее.

Москва, Кропоткинская на б., Ленинский р-н. При рытье фундамента для храма Христа Спасителя в устье ручья Черторый на глубине 13 аршип в 1837—1838 гг. был найден клад куфических монет. Среди датированных монет были тахиридская, чеканенная в Мерве в 862 г., и аббасидская, чеканенная в Двине и 866 г. Время сокрытия клада X в.
Савельев П. С. Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. СПб., 1846, с. 122—123; Качанова В. И. Топография кладов Москвы и ее окрестностей // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1954, № 3, с. 135'.

Москва, у Симонова монастыря (ныне Пролетарский р-н). Клад куфических монет IX в. был найден в первой половине XIX в. на левом берегу р. Москвы. Эта территория делается известной по письменным источникам с XIV в. Здесь проходила Болвановская дорога, ведущая через Коломну далее па юг.
Савельев П. С. Мухаммеданская нумизматика..., с. 162; К., № 4.

д. Глухово Дмитровского р-н а. Клад куфических монет VIII—IX вв. в количестве 55 экз. (в том числе три омайяд-ских и 52 саманидских ломаных дирхема) был найден в 1846 г.
Марков А. К. Топография кладов восточных монет. СПб., 1910, с. 22; Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1903, с. 41.

г. Кашира, районный центр. Клад серебряных украшений и куфических монет VIII—IX вв. был найден в 1807 г. крестьянином, продан помещику и затем разошелся по рукам. В составе клада — прутики, серьги, перстни, один с изумрудом, гривны шейные, общим весом свыше 3 фунтов. Время сокрытия клада IX —рубеж X в.

г. Васкач Каширского, р-на (бывш. Каширский уезд Тульской губ.). Клад серебряных украшений и куфических монет VIII—IX вв. нашел крестьянин при пахоте в 1861 г. Клад был продан кабатчику, часть монет попала к нумизматам, остальные — к золотых дел мастеру. В составе клада были монеты рубленые и целые, в том числе аббасидские дирхемы 765/6—867/8 гг., прутики и бляшки серебряные. Общий вес клада составлял около 2 фунтов. Время сокрытия относится к IX — рубежу X в.

Корзухина Г. Ф. Русские клады..., с. 81, № 7. 31. с. Гручин Каширского р-на (бывш. Каширский уезд Т у л ь с к ой губ.). Клад куфических монет (аббасидских, чеканенных в Багдаде и Самарканде в 808 и 818 гг., тахиридских, чеканенных в Мерве в 860 г.) был обнаружен в 1866 г. на берегу Большой Смедвы, правом притоке Оки. Марков А. К. Топография кладов восточных монет, с. 49, № 287. 32. с. Остроги Каширского р-на (бывш. Кашир-ский уезд Тульской губ.). Клад куфических монет VIII— IХ вв., спрятанных в глиняный сосуд, был найден в 1834 г. Определены монеты халифские 739—816 гг., чеканенные в Хузистане, Исфагане, Самарканде, и тахиридские 862—870 гг. из Самарканда и Шаша. Время сокрытия — X в.

Марков А. К. Топография кладов восточных монет, с. 49, № 283. 33. с. Роставец Каширского р-на (бывш. Каширский уезд Тульской губ.). Клад куфических монет VIII— IX вв. был найден в 1865 г. в глиняном сосуде. Определены монеты аббасидские, 9 экз., чеканенные в Багдаде, Нисабуре, Куфе, Го-ве в 776, 778, 805, 806, 808, 814, 821, 864 гг. Время сокрытия клада — Хв.  Марков А. К. Топография кладов восточных монет, с. 49, № 286.

д. Хитровка Каширского р-на (бывш. Кашир-ский уезд Тульской губ.). Клад куфических и византийских монет VIII—IX вв. в количестве 1007 экз., общим весом 2,765 кг, был найден в 1898 г. рабочими при строительстве железной дороги на глубине 0,7 м. Клад находился в кувшине. В составе клада византийские миллиарисии Михаила III (842—867), серебряные дирхемы Омайядов, Аббасидов, Тахиридов, подражания дирхемам. Младшая куфическая монета чеканена ъ 873 г. Клад зарыт около 880 г.
Кропоткин В. В. Клады византийских монет на территории СССР. М., 1962, с. 25, № 64.

с. Белый Омут Луховицкого р-на (бывш. Зарайский уезд Рязанской губ.). Клад серебряных изделий и куфических монет, саманидских дирхемов был найден в 1850 г. на берегу р. Оки. Судьба клада неизвестна.  Белый Омут — древнее селение, расположенное на левом берегу р. Оки. Вблизи поселка известны городище раннежелезного века и славянские курганы XI—XIII вв.  Черепнин А. И. Значение кладов..., с. 5; Марков А. К. Топография кладов восточных монет, с. 40, № 221; Корзухина Г. Ф. Русские клады..., с. 90, № 27.

 Там же. Куфические серебряные монеты: аббасидские — 2 экз., саманидские — 41 экз., зийяридские — 58 экз., бувейхидские — 4 экз., волжско-болгарские — 3 экз., с 854 по 967 г.— были найдены в 1839 г. Федоров А. Ф. Монетные клады Рязанской губернии. Спасск, 1928, с. 13.

с. Озерицы Луховицкого р-на. Клад куфических монет IX—XI вв. (более ста серебряных монет) был найден на огороде крестьянином Матвеевым в 1894 г.
Путь к коммунизму (г. Глуховицы), 1961, 13 мая.

Восточные купцы, торговавшие со славянами и другими жившими здесь племенами, оставили описания своих путешествий. И вот у путешественника Гардизи в сочинении XI века «Краса повествований» отмечено, что русы «не продают товара иначе, как за чеканенные дирхемы». Что ж, это было естественно. Русь не имела собственных месторождений серебра и могла получить этот драгоценный металл лишь в результате торговли или как военную добычу. Находки кладов подтверждают, что огромная масса восточных монет оседала на территории Древней Руси, что, несомненно, способствовало развитию денежного обращения.

Арабский путешественник Ибн-Фадлан, побывавший в Булгаре на Волге в 921—922 годах, рассказывал о русах, которые, накопив 10 тысяч дирхемов, дарили женам своим по серебряному монисту. Так что на шее иной из них, удивлялся араб, бывает много рядов монист. И действительно, на Руси известны находки огромного количества дирхемов в кладах. Колоссальный клад арабских монет обнаружен в XIX веке близ Великих Лук. При земляных работах в обнажении крутого берега реки Ловать неожиданно вывалился большой котел, наполненный серебряными монетами. Он покатился в реку, и немало монет при этом было потеряно. Однако и остаток клада оказался весьма значителен: он весил свыше 100 кг. Это были монеты X века, чеканенные с 924 по 977 год. Велик был и клад, найденный на Оке у Мурома: в двух медных кувшинах содержалось 11 тысяч дирхемов VIII—X веков общим весом около 42 кг.

В бассейне Оки в пределах современной Московской области, правда, столь больших кладов ученые не знают. Впрочем, многие клады, найденные в XIX веке, разошлись по рукам коллекционеров, не оставив следа в нумизматической литературе. Однако и те клады, что зафиксированы учеными, свидетельствуют о существовании обширной торговли с Востоком с конца VIII по начало XI века. Многочисленные находки дирхемов помогают в точном определении времени торговых сношений, потому что восточные монеты перечеканивались с каждой переменой в правлении, и деньги с именем и титулом нового правителя скоро вытесняли из обращения прежние.

По времени монет в окских кладах можно судить о годах утверждения далеких династий, о периодах подъема и упадка, о политической истории стран халифата. Так, монеты Сафаридов датируются 873—907 годами, а правила династия в 867—909 годы. Годы правления Зийяридов — 928—1042, но чеканились их монеты лишь в 966—983 годах. Начало и конец правления и Аббасидов и Саманидов представлены большим количеством дирхемов.

А. Векслер, А.Мельникова "Московские клады"  Московский рабочий 1988 г.

Вопрос другой. Разнообразные клады под Москвой и в Москве показывают, что регион оставался привлекательным для гостей с очень далеких земель. И жители региона тысячи лет сами явно бывали в далеких походах.

Горы Рипы (Рифы; возвышенности) на водоразделе Балтики, северных море и Каспия с Азовским морем тысячи лет признавались индоевропейцами и соседними народами очень древним священным центром.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm


К сожалению, пока должным образом это россиянами не осознается. Но исследования округи Москвы могут усилить внимание и к этому сакральному центру – реальной святыни России. Чего очень многих россиян притягивает округа Селигера и Валдая ?! Ни тепла и не особой экзотики, всяких южных красот… А вот чего-то в этих краях необходимое есть.

ЦЕНТР РОДНОЙ ЗЕМЛИ, места обитания царских сарматов, а – вероятно – и части царских скифов. Их, как ушедших от южных скифов, упоминал еще Геродот. В тот период дьяковская культура и становилась все более развитой.

А что было до дъяковцев ?!
Так Сунгирь, Зарайск, Костенки…

Интернет дает обилие сведений.
И все это – так или иначе – округа Москвы.
Вероятно, округа летних ритуалов (mus(y)-ik’-) «Погружать в воду, окунать или нырять» (ИЕ, Ур, Др).

Это – возможно – был священный регион проверки молодежи на смелость и уровень взросления…


Рецензии