ВОХРовские аборигены. 3 часть

И еще одну историю из лагерного детства я хочу рассказать, которую я вспомнила в то время, когда горела Останкинская телебашня. Вернее, когда я узнала, что одним из погибших был Володя Арсюков. Не знаю, в каких закоулках моей памяти хранилось это воспоминание, но когда я услышала страшное известие, то перед глазами пошло «кино»…
        Несколько экскурсионных автобусов везут нас в музей-усадьбу графа Шереметьева в Останкино. Дорога, которой мы ехали, для меня была незнакома. Я часто была на ВДНХ, но туда мы всегда добирались на автобусе №33, который ходил от станции Лианозово. Сначала он шел по узкому шоссе, через лес, где сейчас проходит Череповецкая улица. Затем по каким-то закоулкам и пустырям, и подъезжал к выставке с северной стороны. Не было тогда  районов Алтуфьево, Бибирево, Отрадное. А вот со стороны Ботанического сада многие из нас ехали впервые. Вдруг кто-то громко крикнул: «Смотрите!», как будто увидел что-то неожиданное. Все дружно повернулись к окну и увидели «НЕЧТО», которое представляло из себя огромную  «раскоряку» на бетонных ножищах.
Все прилипли носами к окнам автобуса  с удивлёнными и восхитительными возгласами: «Вот это да!», «Ну и ну!»,
«Ух, ты!». Посыпались вопросы: «А что это?». Вожатые нам объяснили, что это строится очень высокая телевизионная башня, и когда её построят, то будет больше программ и она даже сможет  передавать сигналы через космические спутники. На то время, о котором я рассказываю, была построена примерно третья часть от сегодняшней высоты, и то нам пришлось задирать головы. На всех увиденное произвело огромное впечатление, как будто мы посмотрели фантастический фильм. В музее было конечно интересно. Нам рассказывали о графе Шереметьеве, о его крепостном театре, но это же было так давно, это история. А тут будущее совершается  буквально на наших глазах! Несколько дней в лагере только и говорили, что о телебашне.
        Как только это воспоминание вырвалось на свободу из моей головы, то моём «кино» я видела, как Володя Арсюков с другими мальчишками сидит в конце автобуса и они по очереди дергают за косы и «хвосты» впереди сидящих девчонок. Девчонки визжат, ругаются, а они каждый раз невинно поднимают глаза вверх, мол, мы тут ни при чем. Хотя, может эта "картинка" была и с другой экскурсии. Мы же были ровесники, и на экскурсии нас возили не только в лагере, но и в школе. Ведь это так давно было.Тем не менее, вероятность того, что эти воспоминания возникли не на пустом месте, очень высока, раз так вот сразу выплыли у меня из памяти. И тогда, в середине 60-х годов прошлого века, нам, детям поселка «Северный», приклеившим свои носы и губы к стеклам автобуса, было невдомёк, что пройдут годы и на рубеже тысячелетий случится такая беда. И что один из нас, тоже едущий в этом автобусе, c ужасающей высоты шагнёт в огонь и в вечность именно в этом месте. И что мы, так уверенные тогда, что прикоснулись к будущему, на самом-то деле, прикоснулись к истории. Время летит так быстро!
     Да, время летит очень быстро. И, по-видимому, героев своих страна тоже быстро забывает. Когда Останкинская телебашня отмечала 40-летний юбилей, что-то не было слышно, чтобы вспоминали тех, кто погиб при пожаре. Они жизнь свою отдали, чтобы не только россияне, но и весь мир мог смотреть телевидение из Москвы, чтобы светился голубой экран в каждом доме, чтобы президент каждый Новый год мог обращаться к гражданам своей страны. Да они все трое заслужили звание «Героя России»!!! Насколько мне известно из СМИ, все они могли бы там и не находиться, и никто их не осудил бы за это. Но они пошли… И теперь их нет…
А если говорить о нашем земляке Владимире Арсюкове, то уж «Орден Мужества» он и так заслужил просто за 30 лет борьбы с огнём, потому что он был не только настоящим полковником, но и настоящим «тушилой», как его ласково называли сослуживцы.
Страна его, конечно, отметила… в день похорон, и какое-то время спустя. На стену старого здания школы, где сейчас размещается и успешно работает ДЮЦ, повесили две мемориальные доски. Из Интернета узнала, что и у этого благого дела были противники. Причем те, которые по роду своей деятельности и занимаемой должности должны были воспитывать у детей патриотизм. Или кто-то будет спорить, что Володя Арсюков не был патриотом своей страны? Да, он погиб, не успев потушить этот страшный пожар. Тушили его уже другие, наверное, не менее достойные. Но у них еще есть время показать, на что они способны, а у погибших –  уже нет.

   Здание школы ещё крепкое, таких по Москве очень много. Да, для школы, где по этажам бегают несколько сотен детей, оно конечно не годится, а вот для кружковой работы вполне пригодно, если сделать там соответствующий ремонт. Вон какие развалюхи в Москве восстанавливают и ничего. Но почему-то нам постоянно подбрасывают информацию о сносе школы, и руководствуются только одним доводом – нехваткой школьных мест в районе. Конечно, надо работать на перспективу и всё просчитывать. Но почему именно здесь надо сломать для того, чтобы построить? А по каким углам и закоулкам микрорайона распихают так успешно работающий ДЮЦ? И куда денут после сноса школы эти две памятные доски? На какую стену повесят? Вопросов море.
      
   И опять о «своей рубахе»… Практически все взрослое население поселка училось в этой школе. Здесь прошли лучшие годы нашей жизни. Заметьте, НАШЕЙ, а не их. И не важно, как её хотят ломать: по кирпичику, или установят башенный кран с огромной чугунной гирей и раздолбают всё за один день – это всё равно, что по всему населению Северного проехаться бульдозером!!! Такие важные вопросы, вообще-то, надо обсуждать с народом, а не ставить нас перед фактом принятого решения. Еще раз хочу напомнить, что всё, что я здесь пишу, это моё личное мнение, никого и ни к чему не обязывающее. Но знаю, что по этому вопросу большинство со мной согласны. Мы не устраиваем никаких референдумов, а просто встречаемся и разговариваем. И для всех, кто учился в нашей школе, это больной вопрос. Конечно, я допускаю, что могу быть неправа, что не знаю каких-то нюансов, но одно я знаю точно, что такие вопросы надо обсуждать с людьми.
      И ещё я бы сказала так. Раз уж наша страна не оценила подвиг нашего земляка Владимира Арсюкова как «Героя России», то мы, жившие рядом с ним и знавшие его должны считать его таковым. И здание школы, где он учился, и две памятные доски на стене – это лишь малая толика того, что он заслужил.  Да только ради этого можно было бы оставить здание и вложить деньги в его реставрацию и капитальный ремонт!
       Когда-то в детстве мы восхищались: «Ух, ты! Какая высота!» Сегодня, когда  я проезжаю мимо Останкинской телебашни, то у меня внутри всё холодеет от ужаса, и я также восклицаю, но: «Боже! Какая высота!» По смыслу практически одни и те же слова, но между ними – бездна!  А ещё для меня самой стало загадкой то, что я никак не могу себе представить Володю Арсюкова в пожарной экипировке. У меня перед глазами так и стоит лицо улыбчивого мальчишки с 8-й линии из далекого детства.
И ещё. Я высказала тут предложение написать "ЖЗЛ" нашего поселка. Вспомнить тех, кого уже нет с нами. Думаю, что Владимир Арсюков достоин наших воспоминаний одним из первых.


Рецензии