День рождения

1. День рождения.

Ну вот, наконец, и прозвенел звонок.  Сегодня у меня день рождения и один из учеников – Саша Берёзкин преподнёс мне великолепный подарок -  экзамен по физике сдал на пять, в этом, конечно, ничего удивительного нет, иногда мальчишки сдают физику на пятёрку, но при условии, что в начале года у него был кол по этому предмету – это действительно удивительно.
Как мы с Таткой его тянули! Изо всех сил! Впрочем, это больше Таткина заслуга, а не моя. Она подбирала этому нескладному застенчивому мальчику задачки, подсовывала интересные книжульки по физике, на Новый год подарила ему три томика Перельмана- свою любовь  лет с десяти… И  все эти старания оказались не напрасными. Саша блестяще ответил на оба вопроса по билету, задачу решил двумя способами, один из которых для некоторых учителей даже стал открытием – таким интересным и оригинальным был его подход.
Да, это наша самая большая победа. Что ж, быстрее домой – обрадовать Татку – она, наверное сидит на иголках и волнуется – кажется, она неравнодушна к этому юноше, который старше её на три года и который уже год как «прописался» в нашей небольшой квартирке, делал уроки, нагонял материал по физике, математике, химии, или просто пил чай и слушал нашу с Таткой болтовню о моих уроках, о физике, астрономии, проблемах с учениками и о разных разностях.
По улице не шла – летела. Многие прохожие удивлённо оглядывались и многозначительно переглядывались – а я летела домой обрадовать дочь.
Вот и дом. На одном дыхании взлетаю на пятый этаж, толкаю дверь – странно, она вдруг оказывается закрытой. Стоп. Где ты? У тебя сегодня ничего нет, ты должна была сходить в магазин за продуктами и заплатить за свет. Сейчас ты должна уже быть дома. Странно.. На минуту закралось   подозрение, что вы с Сашей, не дождавшись меня, пошли отмечать его пятёрку по физике – но это вообще на тебя , да и на него тоже – не похоже. Тем более- сегодня, когда у меня день рождения, да не простое – сорок лет. Нет, тут что-то не то.
Еле попадаю ключом в замочную скважину, поворачиваю два раза, открываю дверь. Да, так и есть. Была дома, приготовила обед, переоделась и ушла. Иду на кухню. На столе – огромный торт. С сорока свечами, открытка и записка «Не волнуйся, скоро буду. Поздравляю с днём рождения. Татка.»
Волнение немного улеглось, но беспокойство не проходило. Неужели я где-то чего-то не досмотрела, упустила что-то важное, сделала что-то не так и правы мои коллеги, утверждающие, что дружба со старшим  мальчиком, не  доведёт до добра.
Но этот мальчик мне тоже очень нравится. И если таткино юношеское увлечение (а он ей не безразличен, я это вижу) перейдёт в более глубокое чувство, я буду только рада.
Переодевшись, прилегла на диван, чтобы хоть немного собраться с мыслями, взяв  свой дневник  и открыв его на первой попавшейся странице.
Этот дневник всегда спасал  меня в те минуты, когда на душе неспокойно – я как будто ухожу в другой мир и читаю о чьей-то чужой жизни, красивой, правильной и интересной.

2. 30 дней после твоего рождения.

Мороз разрисовал стёкла окон в причудливые узоры: колючие цветы и деревья, остроконечные башни сказочного города…
Уже целую неделю стоят жестокие холода – люди по улицам почти бегут, чтобы побыстрее очутиться снова в тепле. В нашей комнатке холодно, и мы с тобой живём на кровати, собрав почти все тёплые вещи. Тебе всего лишь тридцать дней и тридцать ночей, и ты постоянно спишь, зарывшись с головой в пелёнки, уткнувшись курносым носиком-пуговкой в свои маленькие кулачонки и согреваешь их своим дыханием. Маленький комочек тепла и света… люблю, люблю бесконечно.
Поневоле поверишь Дарвину – когда ношу тебя по комнате на руках, ты цепляешься за мой халат своими ещё такими маленькими, но сильными ручонками. Смотрю на нас в зеркало – так похоже, что ребёныш обезьяны держится за свою маму. Славная моя, тебе всего тридцать дней, но ты уже всё понимаешь, улыбаешься. Когда я подхожу к тебе, машешь ручонками. Пытаешься что-то сказать. Не могу налюбоваться на тебя: твоими ясными, весёлыми глазёнками, пухленькими щёчками, длинными ресницами, носиком- кнопкой и  светлыми, пшеничного цвета, мягкими пушистыми волосиками. Как я ни стараюсь их пригладить – почему-то на затылке они стоят торчком, и это ещё больше усиливает твоё сходство с маленькой обезьянкой.
В комнате холодно, тускло горит в углу старый ночник и всё вокруг погружено в полумрак и от этого кажется ещё холоднее. Я кутаюсь в пуховый платок, а ты сладко посапываешь на кровати, укутанная почти с головой одеялом.
Времени уже два или три ночи, но ты вот-вот проснёшься – возишься, всхлипываешь во сне, трёшь кулачонками глаза. Понимаю теперь, почему малышей, таких как ты, называют грудными, а не кроватными или постельными – им хорошо у маминой груди, на ручках, поэтому-то они так отчаянно кричат, когда их не берут на руки просто так, а берут только для кормления (как будто ребёнышу нужно только поесть!). ты же почти полдня проводишь у меня на руках. Мне самой до того приятно чувствовать твоё тепло и тяжесть твоего маленького тельца, что ношу тебя на руках даже тогда, когда ты сладко посапываешь, вдоволь насосавшись молочка. Кажется, что в такие моменты мы заряжаемся друг от друга нежность, ласковостью и любовью.
… А ещё ты любишь, когда я ношу тебя по комнате и громко называю вещи: шкаф, ковёр, окно, кровать, диван, стол….Любишь ты и таращиться в окно, из которого видны пустырь да лес вдалеке.
Совершенно не знаю, что бы я без тебя делала. Без этой полуулыбки невпопад и непонятно кому (или чему?) предназначенной, без этого взгляда, направленного в себя и поэтому такого серьёзного и непонятного, без твоего дыхания в мою грудь – мы спим вместе – так нам теплее – и согреваем друг друга своим теплом и дыханием – надышим, надышим – и уснём сладко-сладко, до самого утра.
А за окном всё также шумит ветер и яркие звёзды смотрят на нас из несказанной вселенской дали и что-то хотят сказать, но я уже ничего не слышу – сплю. Может быть, ты уловишь этот печальный полушепот звёзд невероятными спиралями розовых ушек.
Всё. Спать. Завтра снова целый день нам с тобою жить вдвоём, ребёныш ты мой ненаглядный.

3.
1 год, 11 месяцев и 25 дней после твоего рождения.

Тебе уже почти два. Сегодня впервые за зиму выпал снег и ты вдоволь навалялась в нём, налепила снежков и снежных баб маленьких-маленьких. Только что на улице бегала весёлая и задорная, а пришла домой и я почувствовала – худо! Вся горишь, кашель – лающий, глаза – осоловелые, ходишь – шатаешься. Поставила градусник и на моих глазах столбик ртути дополз до сорока. Что это?!  что с тобой, моя крошка? Беру тебя на руки – от тебя пышет жаром как от хорошей печки. Положила тебя в кровать, укрыла двумя одеялами и побежала к соседям вызывать «скорую». Пришла, а ты уже забылась в ватной полудрёме, и когда приехал врач и разбудил тебя, испугалась и зашлась неистовым плачем.
Врач был непреклонен: двухстороннее воспаление лёгких – немедленно в больницу. И я второпях собирала твои вещички. Милая, как же ты там без меня будешь выздоравливать?!
На следующий день пришла к тебе в больницу, как в тюрьму – твоё личико распухло от слёз. Увидя меня, ты вцепилась в мою руку и заплакала навзрыд… Так и пришлось искать главврача, чтобы вызволить тебя из больницы…
-Только учтите, мамаша, - сказал мне врач напоследок, - последствия могут быть самые непредсказуемые, прогноз неутешительный, я ничего не мог гарантировать здесь, в больнице, а дома… Смотрите, можете потерять девочку.
Но я твёрдо решила, что дома тебе будет лучше – уколы я научусь делать сама – не велика премудрость, таблетки буду давать по времени, как  и в больнице, а всё остальное у нас лучше чем здесь. Дома и стены помогают.
Так начались мои бессонные ночи и тревожные дни, но мы с тобой были вместе. Болезнь была сильна, она долго сопротивлялась, не хотела отпускать тебя, но она была одна, а нас – двое и мы выдержали всё и победили.

4. 5 лет 11 месяцев со дня твоего рождения.

Сегодня в первый раз повела тебя в садик. Ты очень ждала этого дня и безумно хотела идти. Очень легко простилась со мной и побежала разведывать свои новые владения. Вечером, когда пришла за тобой, все воспитатели обступили меня и спросили, по какой методике я с тобой занималась. Оказывается, сегодня ты целый день читала книжки своим новым друзьям и рассказывала о планетах и звёздах, рассказала и нашу любимую сказку о звезде Даль…
Я растерялась и не знала, что ответить. Методика? Какая? Как занималась? Сколько раз в неделю? По сколько времени длились занятия? От этих вопросов захотелось скрыться,  убежать, но воспитатели не унимались и всё пытали:
-Вы использовали какую-нибудь литературу, пособия?
-А наглядные пособия были, вы их делали сами?
-Вы знаете автором методик?
-Как вы её учили читать?
-А сказки? Как вы развили ей такую фантазию?
-С какого возраста вы с ней целенаправленно стали заниматься?
Я, наверное, глупо и растерянно улыбалась, а пред глазами чередой всплывали картинки из нашего с тобой прошлого.
…Тебе нет ещё двух месяцев, а я уже вслух читаю тебе книжки и показываю разные картинки. В нашей небольшой комнатке развешаны на стенах разные слова на русском, английском и французском и ты, ещё такая кроха, ничего не понимая, таращищься на них, лёжа в кроватке.
Следующая картинка – как вспышка – мы с тобой в парке, увлечённо из шишек творим старичка-лесовичка, а рядом, на скамейке, сидит ещё одна мама, читая какую-то книжонку, а её дочурка, примерно твоего возраста, подходит к каждому дереву, гладит его по стволу рукой, обнимает, а потом спрашивает:
-Мама, что это?
-Дерево,- не отводя глаз от книги отвечает ровным голосом эта мама и продолжает читать дальше.
Девочка подходит к берёзке, гладит её по стволу и снова задаёт вопрос:
-Мама, что это?
-И это дерево, - снова ровным, механическим голосом отвечает мама.
Я тебя не вижу, но чувствую, как ты удивлённо, во все глаза смотришь на эту ещё молодую, восхитительно красивую женщину и, не понимая ничего, не выдерживая, кричишь:
-Это берёзка! Берёзонька! А это – сосна, а это- дубок, маленький ещё, а это- ёлочка…
А у меняв  внутри всё застыло – и в горле –ком. Я словно вижу эту девочку лет через двадцать, как она уже своей дочке на вопрос: «Мама, что это?» отвечает: «Это дерево, просто дерево».
Вспомнив всё это,я, тряхнув головой, словно отгоняя неприятное воспоминание, отвечаю всем этим воспитателям, которые учились общаться с детьми, открывать для них необыкновенно прекрасный и удивительный мир:
-Я просто отвечала на все её вопросы.
Просто… Если бы это было просто!..
-Мама. А что такое звёзды?
-А почему у верблюдов два горба?
-А почему слоны в Африке живут?
-А почему сейчас нет динозавров?
-А почему?.. Почему?,.  Почему?...
Сколько было этих разных «почему». Я не говорила тебе бессмысленную фразу «Подрастёшь – узнаешь. Вот пойдёшь в школу…» уж если возник у тебя вопрос, значит, ты можешь переварить и ответ. И я, как самая прилежная ученица, рылась в энциклопедиях и старых учебниках, в книжках и журналах, чтобы найти ответ на очередной твой «детский» вопросик:
-А почему небо голубое?
-А почему бывает зима?
-Откуда падает снег?
-А небо на нас не упадёт?
-А почему буква «А» первая?
Пособия… Какие ещё пособия! Мы с тобой буквы и цифры складывали из веточек и травинок, из ягод и пуговиц, рисовали их на песке и снегу… Фантазия моя обгоняла мою.
Кажется, после этого моего ответа воспитатели даже чуть обиделись, потому что «метод» на самом деле проще некуда.

5. 5 лет, 11месяцев и 9 дней после твоего рождения.

Сегодня были твои первые слёзы в садике.
-Таня не хочет больше со мной дружить. Она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули, - сказала ты мне, подозрительно хлюпая носом.
А я и не знала, что мне ответить тебе, моя крошка. Вот ты и узнала, что в мире не так всё прекрасно, как хотелось бы. Ты всю дорогу шла понурая, на мои вопросы, которые я задавала, чтобы хоть как-то отвлечь тебя, отвечала односложно, а я всё обдумывала, что тебе ответить на это твоё первое в жизни разочарование, вспоминала, что мне говорили в таких случаях родители и что я слышала от других людей . Именно  тогда я впервые, может быть, поняла, что педагогика, которую нам читали на физфаке, и к которой мы относились снисходительно, на самом деле – великая наука, раз она может дать ответы на такие вопросы. А мы её не учили, прогуливали лекции и только за день-два перед экзаменом почитаем учебники… Большее внимание мы уделяли физике, математике, методике преподавания, забывая о том, что всё начинается с педагогики…
Родители же мне в таких случаях говорили:
-Не переживай, ерунда всё это, значит она – плохая девочка.
Или:
-А ты ещё поплачь, поплачь!,.
После этого у меня пропадало всякое желание что-либо ещё говорить и делиться своими чувствами. И ещё у меня возникало чувство досады на себя и на родителей. На себя за то, что пристаю к ним с какой-то ерундой (по сравнению с их проблемами), на них за то, что они не могут понять, как мне горько и обидно то, что от меня отмахиваются как от назойливой мухи.
Моя подруга своему сыну говорила, что , наверное, он сам виноват во всём, раз с ним не хотят дружить. Значит, он – плохой мальчик. Потом она ему предлагала рассказать, что случилось, расспрашивала, давала советы… Вроде бы делала всё, чтобы помочь своему Витюшке разобраться в ситуации, а он почему-то отходил от неё всё дальше и дальше. В результате о его свадьбе она узнала в последнюю очередь…
…Да, задачку ты мне задала не из лёгких. Я уже всю голову сломала, думая о том, как разобраться в твоей ситуации. Ведь я подозреваю из-за чего разгорелся весь сыр-бор. Таня очень бойкая девочка, до прихода тебя в группу она была лидером. А теперь т – центр внимания, ты читаешь книжки, рассказываешь сказки, с тобой интересно ребяткам, и к ней меньше обращаются, меньше слушаются, меньше подчиняются… Она просто  ревнует их к тебе, завидует тебе, твоим умениям, твоей потрясающей фантазии и великолепной памяти. Она уже несколько дней называет тебя врушкой и подговаривает всех не водиться с тобой. Но что будет, если я выскажу эту догадку? Ведь никто не любит, когда его «вычисляют».
Все эти сумбурные мысли крутились в моей голове, пока мы шли домой. Дома ты снова рассказала  о своей печали. И я, махнув рукой на все «методы», прижала тебя к себе, провела рукой по твоим мягким волосикам, и, заглянув в глазки, полные слёз, проговорила, сама проглотив подступивший к горлу ком:
-Ты очень обиделась на Таню за то, что она не хочет с тобой больше дружить…
И, о – чудо! Ты заговорила:
-Да. Мы ведь всегда вместе играли, она слушала сказки про девочку со звезды Даль и ей они нравились…
-Тебе показалось, что она предала тебя, твоё доверие и твои сказки, - осторожно продолжила я полуутвердительно.
-Да, сегодня она сказала, что всё это глупые выдумки. Сказки у меня плохие и ещё что-то обидное и плохое…
-Она тебя обидела…
-Да, я больше не буду ничего ей рассказывать, даже если она меня сильно-сильно попросит. Лучше я буду их рассказывать Любовь Петровне – она всегда так слушает! А сегодня она даже сказала, что из надо все записать и получится книжка, которую будут читать все дети. Я пойду писать, мамочка, ладно?
И ты, быстренько чмокнув меня в щёку, убегаешь за тетрадкой и ручкой, и горя для тебя уже нет.
А перед сном, когда мы дочитали «Маленького принца», ты, хитро так улыбнувшись, прижалась ко мне и спросила:
-Мамочка, ты, наверное, волшебница?
-?!?!
-Мне сегодня в садике было так плохо, так плохо из-за Тани, а ты пришла , и всё стало так хорошо! Я на неё  теперь совсем-совсем не обижаюсь, она просто не знает того, что знаем мы с тобой, правда?
Я кивнула  и подумала, смотря как дочка уходит в мир снов, что постараюсь быть волшебницей для неё, чего бы мне это ни стоило. А ты уже безмятежно посапывала, улыбаясь чему-то во сне и не знала, и не знала, что её милая мамочка сегодня сдала самый трудный экзамен за всю свою жизнь – экзамен на доверие и любовь.

6. 12 лет
25 мая.
У меня в классе есть девочка Лиля. Отличница. но, если честно, душа не лежит у меня к ней. Ставлю пятёрки, а про себя думаю, что, если бы  оценивать не только знания, но и любовь к ним, интерес и увлечение загадками и тайнами природы, то Лиля никогда бы не стала отличницей. Знание у неё какое-то бездушно-равнодушное. Она не восхищается гением Ньютона. Всемогуществом закона всемирного тяготения, не видит ничего удивительного в законе Архимеда… Но формулы, надо отдать ей должное, и параграфы из учебника учит прилежно, задачки решает быстро и праивльно, теорию рассказывает безукоризненно – что ж, задали, значит, надо  придётся учить эту ерунду – никуда не денешься – так и чувствуются эти тайные мысли в её ответах помимо озвученных слов.
А ты, моя чистая, добрая Татка в неё влюбилась безоглядно. Ходишь за ней по пятам, ждёшь после школы (она ведь тебя старше на два года и уроков у неё побольше, чем у тебя). Подражаешь её почерку, причёске, её жестам… внутренне ахаю, неужели не видишь внутренней пустоты – душевной и умственной, но  это только внутренне. А так молчу, вместе с тобой восхищаюсь её аккуратными тетрадками и и её чётким почерком. Лилия к тебе тоже благосклонна: то конфетку тебе принесёт, то косы переплетёт, но чувствую во всём этом не тёплые дружеские бескорыстные отношения, а полезную дружбу с дочкой физички.
Позавчера она пригласила тебя на день рождения. Разница у вас  всего в два года, но для школы два года – существенная разница. Почему она тебя приглавила? Может, надеется на дорогой подарок или на  снисхождение к ней в годовой контрольной работе по физике? Вчера долго с тобой думали, что же подарить твоей старшей подруге. Остановились на том, что ты сошьешь ей фартук с прихваткой, подпишешь о ткрытку и подаришь свою любимую книжку- «Рыцари с Черешневой улицы». Сегодня ты весь день шила фартук и прихватки, сделала на них потешные аппликации – мордочки зайца, поросёнка и кошечки – получилось очень мило – я сама была бы не прочь пофорсить в таком…

26-27 мая.
…Не иначе, как где-то произошло землетрясение, но Лиля написала итоговую контрольную на тройку. Я, каюсь, не дрогнущей рукой поставила ей заслуженную отметку. После шестого урока она подошла ко мне в кабинет.
-Наталья Витальевна, как я написала? – как всегда спокойно, с уверенностью спросила она.
-У тебя три, Лиля.
-Дайте тетрадь, - не попросила, а потребовала девочка и, взяв её, пробежала исправления, сделанные красной пастой.
-Ну, эта – глупая ошибка, я здесь трение покоя написала вместо трения скольжения. В этой задаче расчёт вела в другой системе отсчёта – поэтому получилось немного неправильно, а на качественный вопрос я не стала  отвечать потому, что он мне показался некорректен – вы, Наталья Витальевна, просили в нём пофантазировать на тему что бы было, если бы вдруг  перестала действовать сила трения. А я написала правду – такого не может быть в нашем мире. Наталья Витальевна, вы же физик, а задаёте такие глупые вопросы. Я считаю, - продолжала без запинки Лиля, - вы несправедливо занизили мне оценку. Если учесть ещё, что завтра у меня день рождения, то вы бы спокойно могли сделать мне подарок – поставить пять за итоговую контрольную.
Она ещё что-то хотела добавить  к этой отповеди (иначе невозможно было назвать этот монолог), как влетаешь ты в класс радостная, светлая, лёгкая, распахнутая всему миру навстречу.
-Мамочка!..- начинаешь ты и вдруг замечаешь каменное лицо своей подруги и как будто натыкаешься на невидимую стену, спотыкаешься  и становишься в чём-то виноватой перед Лилей. 
-Что вы такие грустные? – всё-таки решаешься ты спросить.
-Что, что, -грубо отвечает тебе Лиля, - итоговая контрольная по физике, а у меня тройка за неё.
И, оставив на парте свою тетрадь с жирной тройкой, она уходит быстрым шагом, закрывая за собой дверь.
-Мамочка, а что, совсем-совсем нельзя поставить пять или хотя бы четыре? – умоляюще спрашиваешь ты.
Я молча качаю головой, кладу Лилину тетрадь в стопку, а ты. Моя Татка, снова бежишь – но уже вслед за Лилей.
Дома ты была тихая-тихая, чувствовалось, в душе у тебя происходит какая-то внутренняя борьба только вот с кем и для чего? Ты беспрекословно  перемыла  всю посуду, сложила бельё, погладила своё нарядное платье, приготовила подарок… Перед самым сном села ко мне на колени и  заглянула в глаза.
-Мамуль…
-Что, Тат? – внутренне напряглась я , зная уже о чём пойдёт речь.
-Завтра у Лили день рождения.
-Я знаю, дочь.
-Я сшила фартук и прихватки…
-Очень хороший подарок. Ты у меня умница.
-Лиля сказала, что для неё лучшим подарком будет пятёрка  за контрольную по физике.
-Ты хочешь подарить её пятёрку по физике7
-Она хочет. Она сказала, что это для неё будет самый лучший подарок.
-Ты хочешь сделать ей приятное?
-Да. Конечно, ведь она моя подруга. А ты разве не хочешь, мамочка, ведь оценки в журнал за контрольную ты ещё не выставила, правда?
-Да, не выставила. Но, понимаешь, милая, у Лили на этот раз были очень грубые ошибки. Если бы мне такую работу сдал Миша Петров или Лёша Зайцев, я бы , ен задумываясь, поставила двойку. Я и так ей уже завысила отметку.
Ты кивнула своей светлой головкой и пошла упаковывать свой подарок. Фартучек и прихватки ты аккуратно сложила, подписала разноцветными фломастерами открытку, положила  в подарочный пакет и книгу.
Утром мы купили три хризантемы и в нарядном платьице, с букетом и подарком ты пошла на день рождение к своему кумиру.
А ещё через четверть часа   ты сидела, поджав ноги, на диване и хлюпала носом – Лиля, увидев тебя без тетрадки с пятёркой за контрольную – не пустила тебя к себе на праздник и не приняла подарок. А я молчала. Можно было бы прочитать целую лекцию о неблагодарности и корысти, о… Но я молчала. Это твоё первое большое, почти взрослое разочарование в человеке и ты должна сама сделать выводы из этого события. А я тебе помогу своим молчанием. Сегодня. А завтра, когда боль утихнет, я знаю, что мы поймём друг друга. Ты сделаешь правильные выводы и пойдёшь дальше расти душой, распахнутая навстречу всем людям и миру. И я люблю тебя за это.

7. 14 лет.

…Что-то случилось. Который день ты ходишь тихая-тихая, погруженная в себя, ждущая чего-то… В школе дела у тебя просто отличные – не из-за школьных проблем у тебя такой вид. Неужели влюбилась? Стала позже приходить из школы, особенно тщательно прилаживаешь воротнички и заплетаешь косы… выяснилось, что после школы ты идёшь провожать подружку до дома (а дом у неё в противоположной  стороне от нашего) и только потом идёшь домой. Случайно узнаю, что в вашем классе появился новичок и живёт он как раз в той же стороне, что и твоя подружка, которую ты ходишь провожать.
Стала присматриваться к тебе: ага, вяжешь длинный шарф с кистями (ты у меня молодец! Красоту создаёшь своими руками!), вяжешь шикарный воротничок на форму. Такого уж точно нет ни у одной девочки в школе, дольше, чем надо сидишь за уроками (хочешь блеснуть перед этим новеньким своими знаниями – ничего) и добиваешься потрясающих успехов: 1 место в математической олимпиаде, сочинение по русскому языку  по произведениям Пушкина – лучшее в школе, на конкурсе чтецов – первое место, на олимпиаде по английскому – первое место… Сколько же в тебе энергии, творческого потенциала, работоспособности…Да, ты хочешь показать этому мальчику, что ты  - лучшая, чтобы он обратил на тебя внимание. Для тебя успехи в школе и в познании мира – это ценности, достойные  уважения , а для него? Ты знаешь, что он  ценит, может, для него в девочке важно совсем другое?
Как бы невзначай подсовываю тебе журнальчики и книжки о первой любви, статьи на эти же темы. Слишком щекотливая это тема, чтобы прямо о ней говорить. Тем более сейчас, когда всё так неопределено и в твоём мире и в его.
..
8. 15 лет.

Так уж повелось, что вечерами мы садимся вместе проверять тетради моих учеников. Ты тоже мне помогаешь – исправляешь карандашом ошибки, ставишь оценки. Впрочем, можно  и не карандашом- учась в девятом классе, ты спокойно можешь вести физику в одиннадцатом.
Вот Лилина тетрадь- всё решено чисто, аккуратно и ты ставишь заслуженную пять. А сейчас у тебя на лице грустное выражение – наверняка кто-то не справился с заданием.
-Мам, опять двойка, - со вздохом говоришь ты и протягиваешь мне тетрадь.
Я беру и смотрю чья. Так и есть – Саши Берёзкина. В этом году у меня появился новичок в классе. Вернее «старичок» - второгодник. Уже вторую  контрольную пишет на два и ты принимаешь это близко к сердцу, поскольку не понимаешь, как можно  на два знать физику.
-Ты посмотри, какие глупые ошибки, - это снова ты, - вот, вот и вот. Такое впечатление, что он  вообще ничего не понимает. Что это у тебя за новичок такой появился? С Луны что ли он упал? Откуда он приехал? Где так плохо учат физике?
-Ну, во-первых, он учился в нашей школе…
-?!?
-Не удивляйся, он второгодник.
-А почему его оставили на второй год? Он что, совсем глупый? Зачем же его взяли в десятый класс? Или он хулиган?
-Да нет, - нехотя вздохнула я , - просто у него в том году произошло большое несчастье. Они всей семьёй попали в аварию – проезжали по мосту и столкнулись с машиной, ехавшей им навстречу. Удар был очень сильный – они все оказались в реке, а был ноябрь месяц – осенние каникулы- они ехали из деревни от бабушки. Мама погибла сразу, ещё от удара, отец получил черепно-мозговую травму и прелом ноги, а они с сестрёнкой чудом уцелели и отделались только испугом, если не считать того, что пролежали несколько месяцев в больнице – купание в ноябрьской реке не прошло даром.
-Мамочка, какие ты ужасы рассказываешь. Как же они потом жили дальше?
-Саша, конечно, очень отстал  - почти две четверти не ходил в школу – сначала пролежал в больнице, а потом сидел с сестрёнкой – отец после аварии долго не ходил и практически всё хозяйство бало на Саше да на старенькой бабушке. Которой было далеко за восемьдесят.
-Да, несладко ему было. А ты ему ещё и двойки ставишь,  да на второй год ещё оставили.
-Что ж делать, дочка, если задачки он не решает, материал запустил, оставили его сначала на осень, но за лето у него не получилось нагнать годовой материал, -оправдывалась я,  и чувствовала, как моя Тата права на все сто процентов – где же были мы, учителя, где были его одноклассники и их родители, где была его прежняя классная руководительница?! Надо было прикрепить к мальчику учителей, вцепиться в него руками и тащить, отвлекать его от грустных мыслей, наладить, в конце концов, помощь ему по хозяйству. Где же мы были. А?
-Мама, что ты такое говоришь, - возмущенно сказала ты, - ты сама понимаешь, что всё это ерунда, это жалкое оправдание. Теперь он в твоём классе?
-Да.
-Всё. Берём над ним шефство,- решительно сказала ты. – Завтра у меня 4 урока, после я прихожу к тебе и ты меня с ним знакомишь. Я его подтяну не только по физике. Но и по математике, - ведь у него запущены все предметы?
Ну вот, ты сама снова всё решила. Что ж, попробуй себя в роли учителя. Вот только как это будет выглядеть – ты в девятом, а он – в одиннадцатом. Сможешь ли ты правильно ему всё объяснить? В общем, физику сможешь, а там, где физика – там и математика, в конце концов, я тоже дома, а зимой вечера длинные – вот и будет чем заняться нам с тобой.

9.

И всё-таки, где ты? Неужели я на самом деле чего-то не учла в твоём воспитании? Вернее в нашей совместном житье-бытье все эти пятнадцать лет? Беспокойно хожу по комнате. Не зная, что предпринять – остаётся только ждать.
Сходила на кухню, машинально поставила чайник..  Ну, наконец-то – шум в прихожей – вы с Сашей. Но что это с вами? Неужели?! У меня дух захватило от счастья и радости. А они, видя, какое впечатление произвёл их подарок- заговорщицки перемигнулись.
-Да, да, мамочка-  ты не ошиблась- радостно проговорила Татка, - это телескоп. Мы с Сашкой его в тайне от тебя собирали несколько месяцев у него дома. А его папа нам помогал – доставал всякие нужные детальки. Мамочка ты у нас сегодня такая красавица, правда, Саш,- повернулась она к своему другу.
_-Да, Наталья Витальевна,  вы сегодня выглядите на все сто процентов, или даже на двести, - подтвердил Саша, скорее , чтобы сделать мне приятное –я-то видела, как он не сводил сияющих  глаз с  моей Татки и вздохнула с завистью – так на меня давно уже никто не смотрел.
Что ж, жизнь продолжается. И я всё сделала правильно. Татке с её чистой и лёгкой душой нужен именно такой друг – познавший печаль и горе, умеющий преодолевать трудности и знающий цену жизни.
Саша с Таткой умчались на балкон устанавливать своё творение, а я пошла к буфету расставлять чашки к чаю. сорок лет - большая дата и я, кажется, жила именно ради сегодняшнего дня. Ради него стоило жить.


Рецензии
Далекий уже 89-й... Мы гуляем с 2-х-годовалой дочерью, наслаждаясь майским солнышком. (Погодный подарок для Питера!)
Дочурка топотала новыми ботиночками по асфальту на жирных мух, садившихся на прогретый тротуар, и, подражая папе, говорила:-<Кыш, муха!>
Естественно, малютка не представляла опасности для этих юрких насекомых. Но одному насекомому не повезло. Оно не успело увернуться от ботиночка малютки. Это оказалась <Божья Коровка>...
-<Доча! Что-же ты наделала!?! Это-же <Божья Коровка>! Она полезная и хорошая!>,- не удержался я от эмоций, и тут-же пожалел об этом! Дочь была так расстроена своим поступком-ошибкой, и тем, что расстроила папу, что мне пришлось просить у нее прощения за свою несдержанность! Потом, в продолжении нашей прогулки, она оглядывалась на меня, указывая на очередное насекомое:
-<Папа, муха?>
-<Да, доча!>
-<Кыш, муха!>,- топала ножкой дочь...

Не так давно я описал историю чьей-то подлости в рассказе <Незнакомка в интернете-2>. Там был затронут момент, когда женщина взяла на руки чужую дочь, и нянчилась с ней пока любовник готовил ужин, а позже бросила ему обвинение, что он плохой отец, и его дочь поэтому явно отстает в развитии, не видя различия между птицами, деревьями, и многим другим. Лит.герой не мог, и не хотел об'яснять, что мать его дочери, прекрасный, образованный человечек, совершивший глупость, когда подала на развод, просто физически не успевала заниматься ребенком, а у отца просто небыло такой возможности...

Вашему лит.герою ОЧЕНЬ повезло!!!!

На днях, у меня случилась беседа с другим хорошим человечком, (Незнакомкой в интернете), которая высказала некоторые сомнения по поводу правильности подхода в воспитании своих двух детей.
Мое мнение простое,- если мы желаем нашим детям добра, то только став для них надежными друзьями, нам дано помочь им отличать одно от другого, верно расставлять приоритеты, и принимать СВОИ решения, в готовности отвечать за свои действия-поступки!

Мне было очень странно читать предыдущих рецензентов!
<Собака лает,- караван шагает!>

Удачи! С ув. Роберт!

Лозовский Роберт   25.11.2017 14:20     Заявить о нарушении
спасибо. Роберт. очень редко сюда захожу, поэтому извините за столько поздний ответ. удачи Вам и вдохновения! С уважением Наташа.

Наталья Боталова   23.06.2022 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.