Стержень

          Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в том , что если в человеке есть стержень , его не сломают жизненные неурядицы, горе и беды.  Как часто на одного валится столько, что  десятерым бы хватило, чтобы каждый из них сломался.
         Жизнь сталкивала меня с огромным количеством человеческих судеб. Я порой поражалась тому, как одни стойко несли свой крест, а другие ломались, спивались, становились наркоманами. Я хочу рассказать вам о судьбе одной из миллионов девчонок, кому судьба уготовала немало испытаний.
                Янка с детства была заводилой и в классе и во дворе. Удивительно, но мальчишки уважали ее и считались с ее мнением буквально с первого класса.
Училась она  отлично, но вот с поведением всегда были проблемы. Очень часто вступала Янка в споры с учителями, отстаивая свою точку зрения или кидалась на защиту обиженного, по ее мнению, одноклассника. Чем старше становилась Янка, тем больше я переживала: сорвиголова, девчонки все уже влюблялись, дружили с мальчиками, а эта всегда оставалась своим парнем. А ведь яркая,  щедро одаренная природой ее красота к десятому классу расцвела пышным цветом.
                Как - то раз  заметила я на руках, ногах странные полосы. Оставила Янку после уроков и спросила : « Яна, что это?» Слезы брызнули из глаз : « Мама воспитывает. Отец ушел к другой женщине». Раньше я нарадоваться не могла на эту семью : отец работал, мать воспитывала трех дочерей, в доме порядок и уют. И все рухнуло в одно мгновение. Отец ушел. Мать ни дня не работавшая, растерялась. На алименты прожить явно было не реально. Жгла сердце обида. Заливала ее горькую, водочкой.
                Стыд жег огнем, когда протрезвев, видела она глаза своих дочек. И срывалась на старшей, по поводу и без повода хватая в руки резиновый шланг. А Янка, проревевшись, принималась готовить еду, убирать в доме, полоть огород, носить воду. И при этом она не винила мать, она понимала.
               Терпение мое лопнуло, когда увидела я синяки на лице у Янки. Мы встретились с матерью, но разговора не получилось, она в своем горе замкнулась, и ни чего не хотела слышать. Ничего умнее не придумала мать Янки, как перевести ее в другую школу. Как мы не убеждали ее, она уперлась и перевела Янку, мотивируя тем, что сама будет там работать. Я зная сложный Янкин характер, перед расставанием долго с ней говорила, просила держать язык за зубами, приглядеться вначале кто и что . Чуяло сердце мое беду. Через полгода мне позвонил следователь : « Вы не могли бы подъехать, необходимо побеседовать с вами о Яне» . «Случилось что?»  « Приезжайте , побеседуем»
               Янка обвинялась  по очень серьезной статье  - грабеж. Вникнув в суть произошедшего, я сразу поняла -  Янкин  характер все- таки ее подвел. Две девицы решили проверить на «вшивость» ( так они тогда говорили)  Янку, предложили ей снять с «богачки» норку и мохер ( норковую шапку и мохеровый шарф). И Янка пошла с ними на дело.
Девицы раздели «богачку» и спрятали вещи в  доме Янки.   Во время допросов глупая моя Янка показывала характер, в результате девицы на свободе, а эта «зубоскалка», в тюрьме.
Как не пыталась я убеждать судей , что человек она хороший, что это только характер ее такой норовистый, мнение следователя – социально опасна – оказалось сильнее. Срок три года колонии. Я ревела от обиды, злости на нее , на себя, но сделать уже ничего нельзя было.
               Через пару месяцев после приговора мне передали записку : « Дорогая Т.А. , у меня все нормально. Я жду ребенка. Через три месяца рожать, только потом в колонию.
Скучаю по нашим. Передавайте всем привет. Янка». Где ,когда, кто ?- вопросы роились в голове. Собрала девчонок, поговорила  с Янкими  подружками, и выяснилось – влюбилась и как в омут головой кинулась она в любовь. Результат не заставил себя ждать, как говорится.    
                Поздним вечером  мне позвонили из роддома и сухо сообщили : « Яна родила девочку.3 500- вес .54 -рост . Мама и ребенок  чувствуют себя хорошо.» « Подождите, когда можно их навестить?» « Навестить не получится, Яну отправляют в тюрьму»  «Как, она же только что родила?» « Так положено. До свидания».   
              Назавтра нашла сестер Янки и узнала : мать спивается и передачи в тюрьму носит бабушка. Для малышки практически ничего нет. Поговорила я с одноклассниками Янки и на следующий день в лаборантской стояли три мешка забитые пеленками, распашонками,  игрушками, бутылочками,  продуктами. Теперь предстояло все это передать Яне.
           Общими усилиями и с этой задачей мы справились. Я попала на свидание.
Похудевшая, но прекрасная в своем материнстве Янка, гордо несла свою дочь. « Яна , как назвала то ?»  « Милка». Я взяла малышку на руки. Она была чудо как хороша. Время свидания пронеслось быстро. Теперь оставалось ждать письма.
          Янка писала не часто, но по многу и обстоятельно все описывала, рассуждала о своем проступке, о воспитании дочери. Свободолюбивой, нелегко ей приходилось на зоне. Но и там умудрилась она  найти общий язык и стать лидером, в хорошем смысле этого слова. На зоне окончила школу на одни пятерки. Если бы не зона , была бы золотая медаль.
            Вернулась домой с дочкой, а там разруха. Мать пропила все,что можно было пропить. Собрала сестер и поехала в соседний город к бабушке. Устроила девочек в школу, Милку в ясли, сама на работу. Впятером в однокомнатной квартире прожили они три года. Янка работала на трех работах, надо прокормить, одеть детей. Сама с зоны в телогрейке приехала, белья сменного не было.  Прихварывала бабушка. Нужны лекарства. Янке казалось, вся жизнь пролетит в этом бешеном ритме  и уже ничего удивительного с ней не произойдет.
                Возвращалась с работы затемно, успела в обеденный перерыв  продукты купить, сумки оттягивали руки, ныла спина ( работа маляра и уборщицы не мед).
Рядом затормозили «Жигули» : « Садитесь девушка, подвезу». « Нет у меня свободных денег, на такси раскатывать». « Девушка я просто вижу, вы устали и предложил вам помощь, денег не надо». Как назло на улице было промозгло, а из «Жигулей» тянуло теплом. Она села в машину, назвала адрес и задремала. Очнулась, почувствовав на себе, чей - то взгляд. « Эй, Вы чего уставились, ну устала, задремала». Мужчина улыбнулся как то так нежно, ласково : « Какая же Вы красивая!» Она ошарашено на него уставилась: «Это я - то красивая? Дядя, Вы на грудь сегодня часом не принимали?»  Мужчина искренне расхохотался : « Девушка, да я не пью совсем, отпил свое. Давайте ка  Ваши сумки , помогу донести». И она отдала. Он донес до  квартиры ее сумки, а она вдруг, неожиданно для себя, пригласила его попить чай. Дети и бабушка уже спали, а они просидели почти до двух часов ночи. Янка невольно глядя в эти синие, такие ласковые глаза, все о себе рассказала. Как потом она говорила мне : « Не понимаю, что меня заставило ему все рассказать? А только как на исповеди все выложила».
                Игорь появился у них дома на следующий день, нагруженный пакетами. Чего там только не было: сыр, колбаска копченая, фрукты, конфеты,  всякие вкусности .Ребятня довольная облепила стол. « Это что такое? Я не нищая, в подачках не нуждаюсь. Вон отсюда со всем этим». Все застыли с раскрытыми ртами. В гневе Янка была еще прекраснее. «Яна, выходи за меня замуж»  « Ты больной? У меня дочь, две сестры, бабушка. Я их не брошу». « И не надо, всегда мечтал о большой семье».
                И Янка согласилась. «Любовь – морковь. Вначале, не было никакой любви. Я увидела в  нем  ч е л о в е к а.  Большого, надежного и какого-то уютного. Мне было очень комфортно с ним. Это потом я влюбилась в собственного мужа» - это говорила мне Янка, спустя 8 лет после брака.
                Хваткая, умная, она быстро вникла в суть бизнеса мужа. Она осторожно высказывала вслух какую –нибудь идею. Так вскользь озвучивала интересное предложение. Спустя несколько дней, муж возвращался к ее идее,  уже как к своей. Она  хитренько улыбаясь, хвалила его. Так нечаянно  была высказана идея переезда  в Москву.
                Вот уже 10 лет они живут в Москве. Коттедж за городом, на Дмитровке.  Сестры получили образование в вузах Москвы. Обе замужем. Янка родила еще одну дочку, Софочку.  Милка уже невеста, окончив школу, поступила в театральное училище, подрабатывает на подиуме в доме моделей. Янка звонит раз в месяц. Мы долго болтаем обо всем. Я смотрю на часы и поражаюсь : « Яна, у тебя ведь только шесть утра! Ты когда спишь?» « Встаю рано, кручусь по работе, пять пекарен на голове, только поворачивайся. Поздно ложусь спать. Но с Вами поболтать – это как отдушина. Часто в конфликтных ситуациях вспоминаю Вас и беру себя в руки. Всегда можно найти слова, что бы тебя услышали, Вы же так меня учили. Вот и ищу слова для работников, для мужа, детей. Особенно для Милки. Дочь копия я , такая же строптивая. Порой очень хочется выпороть, но как вспомню себя, руки опускаются и ищу слова, что бы достучаться до дочки. Слава богу, она у меня разумная».
                Виделись мы давно, около трех лет назад. Янка с сестрами прилетала на похороны матери. Я узнала их сразу.  Мы обнялись и не стеснялись своих слез. После похорон Янка встретилась с одноклассниками, они просидели всю ночь, вспоминая школу, свои художества. А утром все поехали в аэропорт провожать Янку. Они  не забыли ее , и по - прежнему хорошо к ней относились.
 
                Вот так сложилась жизнь моей любимицы, теперь я уже могу  признаться  в том, что всегда любила ее больше других. Почему? Не знаю, может по духу она была мне близка.


Рецензии
Танюш, прочёл все твои рассказы. Молодец! И тебя припёрло излить свои чувства на бумагу...
Слог у тебя хороший, лёгкий и сюжетов думаю ещё не меряно. Удачи тебе в творчестве!

P.s. Как пан относится к твоим рассказам?

Андрей Рафиков   19.03.2010 11:03     Заявить о нарушении