Рассказ Поездка на юг

                Поездка на юг

     От этой поездки ни я, ни мой друг Игорь не ожидали такого обилия всевозможных событий, обрушившихся на нас в относительно короткое время. Их четкая направленность была непонятна, и объяснить ее иначе, чем особым «расположением» Господа к нам , смертным, не берусь.
     В этот раз решили ехать в отпуск на машине. Слишком свежи были в нашей памяти воспоминания о прошлогоднем путешествии на юг в поезде. Расположились в купе на двоих, разложили на столике всяческие закуски, налили по рюмочке, и… в этот момент состав тронулся. Создалось впечатление, что у нашего вагона колеса квадратные,- вместо того, чтобы в уюте и прохладе выпивать и закусывать, коротая время в приятной беседе и карточных баталиях, мы не успевали ловить прыгающие предметы. Так продолжалось около часа, пока на ближайшей станции не заменили колесную пару.
     Излишне говорить, что конечным пунктом нашего автопутешествия должна стать Гагра, другого в нашем представлении просто быть не могло. По пути должны были остановиться дня на 3-4 в Киеве и на пару дней в Ростове-на Дону у друзей, которые давно приглашали в гости.
     Знакомство с Игорем произошло много лет назад, и все это время он был моим единственным другом. Несмотря на довольно приличную разницу в возрасте (он был старше на 21 год), мы одинаково смотрели на мир, и между нами была масса точек соприкосновения. Нам было хорошо вдвоем, даже когда сидели и молчали. Он, его жена Верочка и Любаша, их дочь, были самыми близкими людьми для моей семьи и всегда желанными гостями в доме.
     Многое в Игоре мне очень нравилось, исключением являлась его безудержная игровая страсть, которая приносила ему одни неприятности. Игроком он был не очень сильным и крайне невезучим. На ипподроме, где он тоже любил появляться в дни соревнований, его карточное «везение» продолжало иметь место. Все лошади, принимавшие участие в забеге, уже давно стояли в стойлах, в то время как та, на которую ставил мой друг, еще бежала по кругу.
     Многие из знакомых, хорошо знавшие его, отказывались играть с ним в карты, так как проигравший всем был известен заранее. А Игорь хотел играть всегда, игровой яд постоянно подталкивал на поиски новых приключений, без адреналина, выбрасываемого в кровь игровым азартом, жить не мог.   
     Зарабатывал он очень прилично, являясь одним из крупных специалистов в создании современного электронного оборудования для торговых предприятий. Все получаемые деньги тут же делил на две равные части (семье и игре) и моментально проигрывал свою долю, так как стремился играть крупно и с сильными игроками, считая себя стоящим с ними на одном уровне. Это был добрый и открытый, как младенец, человек, и я не знал никого, кто плохо бы к нему относился.
     Первый предупреждающий звонок, раздался через полчаса после начала пути, когда решили, не останавливаясь, выпить по чашке кофе. Термос выпал из рук и разбился. Мы не обратили на этот явный знак предупреждения никакого внимания. С кем не бывает.
     В Киеве наши приятели подготовили такую плотную программу, что не было минуты без словесной или зрительной информации. Они старались показать нам максимум, что можно увидеть за два дня. Напрасно Боженька пытался еще раз предупредить о грозящих нам впереди неприятностях. Выйдя утром в день отъезда к машине, обнаружили, что с нее сняты и колпаки, и фарные очки. Но очередная потеря имущества совсем не омрачила наше радостное настроение, ведь мы ехали в Гагру!
     Закрепив на крыше специальными резиновыми приспособлениями чемоданы и положив две канистры с бензином в багажник, мы помчались дальше. Почему мы так сделали? До сих пор не пойму. Логичнее было бы все сделать наоборот. Перекусить остановились в Полтаве у придорожного кафе-стекляшки. Уже сидя за столиком, случайно взглянул на машину. Что-то в ее очертаниях, как мне показалось, изменилось. Ничего не говоря своему приятелю, пошел к ней и обнаружил, что со стороны, противоположной кафе, крепления перерезаны, и чемодан Игоря исчез.
   - Игорек, ты будешь долго смеяться, но твои вещички стибрили.
     Пауза. Глядя в окно, Игорь произнес:
   - Сейчас поедем до трассы, там остановишь, я выйду. Ты - направо на юг, я-            
     налево попутками в Москву.
     Отпуск с другом рушился на глазах.
   -Давай лучше сделаем иначе. Чтобы тебе не было так обидно, выкинем и мой чемодан, а налегке покатим дальше. Нас ведь ждет не только Гагра, но и друзья в Ростове.
Похоже, это предложение склонило чашу весов в другую сторону:
   -Нет, чемодан выкидывать не будем. Я буду наряжаться в твои одежды ( он был худее меня раза в четыре!). А на что мы будем играть? ( В переводе это звучало так - а что я буду проигрывать?)
Слава Богу, уезжать в столицу ему, видать, совершенно не хотелось.
   -То, что буду выигрывать я, и, кроме того, получишь часть денег из тех, что остались (большая часть нашего золотого запаса улетела вместе с чемоданом), но жить придется скромно.
   - Вперед, направо!
     В Ростове нас встречали не только наши приятели, но и люди, связанные с Игорем по работе. Так как желающих участвовать в неофициальной части церемонии встречи было много, а времени мало (мы планировали уезжать через день) было решено снять бунгало на противоположном берегу Дона в зоне отдыха и провести там день.
     Пиршество проходило под девизом - РАКИ! Мне казалось, что божественный аромат от приготовленного состава для варки раков должен был доноситься до города. Никогда, ни до, ни после, я ни ел ничего подобного. У меня даже слов нет, чтобы описать то гастрономическое чудо! Но это был Ростов со своими специалистами приготовления раков.
     Отправлялись мы в Гагру рано утром, чтобы по холодку пробежать как можно большее расстояние. Выйдя к машине, стоящей под окнами дома, обнаружил, что она сплошь в росе. Достал тряпку, вытер и, спрятав ее под сиденье, позвал Игоря. Пора в путь.
     Солнышко стало припекать уже часов с восьми, а вместе с его теплом машину стал заполнять стойкий аромат мочи. Мы стали подозрительно поглядывать друг на друга. С одним из нас явно произошло несчастье, надо останавливаться, желательно, у реки. Лишь остановка позволила выяснить причину возникновения запаха. Какой-то «доброжелатель», недовольный расположением чужой машины возле дома в Ростове, вылил на нее из своего окна содержимое ночного горшка, которое я, приняв за росу, тщательно вытер, а тряпочку спрятал под сидение. Хозяйственный! Солнце своим теплом ускорило процесс обнаружения причины. Но все это были мелочи, впереди уже виднелись горы, среди которых была наша Гагра. Вперед!
     Появление Игоря на пляже, куда мы приезжали из года в год, в моих плавках, которыми он мог завернуться пару раз, было воспринято всеми присутствующими, знавшими его много лет, как прикол, а его отказ играть, как блажь. Но случившееся с нами в дороге - однозначно, как трагедию, лишившую игрока не только средств существования, но и смысла самой жизни - возможности играть. Решение экстренно созванного Чрезвычайного Совета Ареопага, органа ежегодно избираемого и авторитетного для решения всех спорных вопросов, обязательно возникающих во время игр, был краток и мудр - наложить на всех присутствующих дань по 10 рублей, дабы реанимировать Игоречка.
     Сумма собралась очень солидная, так как многие добровольно увеличивали свой взнос в несколько раз, его на самом деле все любили. Игоречек худой и высокий, обернутый моими плавками, стоял посредине толпы, вытирая красные глаза и сопливый нос. Таким я его видел единственный раз. Дальше жизнь потекла по своему обычному руслу. Благополучно проиграв к концу отпуска почти все денежки, стали готовиться к отъезду.
     Справив на Пацхе, местечке, где подают копченую козлятину, зелень, мамалыгу, домашний сыр, лаваш и охлажденное в холодных водах Бзыби местное вино, день рождения нашего общего приятеля 16 октября и мой 18 октября, (следовательно торжества длились три дня), мы отправились в обратный путь.
     Традиционно остановившись у придорожного базара в станице Иловайская, купили копченой рыбки, отварной картошечки с укропом, свежего хлеба и молока. Для своих домочадцев приобрели очень вкусные маленькие дыни «Колхозница», загрузив ими все заднее сидение. Теперь аромат в машине стал намного приятнее. Поехали дальше.
     На одной технологической детали моего вождения автомобиля, не оборудованного кондиционером, в жарких районах страны обязан остановиться. Одетый в плотные джинсы и сидящий безвылазно за рулем несколько часов, я, как правило, в начале пути расстегивал штаны, открывал окно и ветровичком направлял поток воздуха именно в тот самый район. Становилось жить намного легче. Так поступил и на этот раз.
     Офицер ГАИ остановил нас километрах в пяти за Иловайской. Я управлял машиной, поэтому, прихватив сумочку с документами, вышел из нее. Джинсы тотчас же поехали вниз, пришлось поставить сумочку на крышу, подхватить штаны и застегнуться.
   - Мне ваши документы не нужны. Дело в том, что моя рация вышла из строя, и я хочу попросить вас передать на пост ГАИ в 25 километрах отсюда, чтобы приехали за мной к семи часам вечера. Вас это не затруднит?
   - Нет проблем, командир.
     В это время Игорь вышел из машины, и, сказав, что сейчас поведет он, сел за руль. Я же отправился на место второго пилота. И только через километров десять меня, как обожгло, - сумочка !
   - Тормози!
   - В чем дело?
   - Профурсетка!
Ничего говорить больше было не надо. Развернувшись на пятках, Игорь погнал обратно. Ни по дороге, ни у знакомого нам офицера ничего не нашли.
     В полутора тысячах километров от дома остались без копейки денег и последних документов. «Последних» потому, что документов моего друга мы лишились еще в Полтаве. Нашим активом были многочисленные дыни на заднем сидении и две канистры с бензином в багажнике. Господи, насколько же я был прав, упрятав их туда. Но любому стражу порядка мы не смогли бы доказать ничего: ни кто мы, откуда, куда, чья машина и вообще, ни ворованная ли она.
     Бензина должно было хватить где-то на 1000км, а на остальные 500? Но выбора не было, и мы тронулись в путь. Кормили нас девочки в придорожных кафе за щедро отдаваемые им дыни, за них же нас единственный раз на каком-то полевом стане заправил тракторист бензином А-66, под который никакого октан-корректора нашего двигателя не хватило, и пальцы стучали, как бешенные. Ехали мы предельно аккуратно, никто не остановил и, в конце концов, мы добрались до дома.
     Последнюю точку в этой Одиссее поставил мой командир в виде строгого выговора в приказе за утерю офицерского удостоверения личности. Игорь долго смеялся над этим, в его представлении, соратники по оружию должны были поддерживать своего товарища, попавшего в беду, а не добивать его. 
     Чтоб ему тоже было не очень сладко, на его день рождения подарил красивую пивную кружку, мимо которой не мог пройти в магазине сувениров на улице Горького. По ее ободу крупными буквами было написано: «В память о Полтаве». Я был абсолютно уверен, что в природе не существует предметов с надписью «Помни Иловайскую».


Рецензии