Глава 2. Матушка Елена

2. МАТУШКА ЕЛЕНА

Я огляделась. Деревянный забор заменили на бетонные плиты. Ворота – в виде арки с куполком, крестом, иконами на входе и выходе. Во дворе, кроме храма и гостевого домика – деревянное строение для Владыки, новое стеклянно-бетонно-пластиковое здание для официальных приемов гостей, хозяйственные постройки – погреб, теплицы, баня, гараж… Вдалеке, за грядками, огородом – ферма и курятник… Кругом – клумбы с нераспушившейся рассадой. Через месяц монастырская ограда будет утопать в цветах.

Навстречу спешила высокая тонкая монахиня в черной одежде и островерхой шапочке поверх платка. Подошла поближе. Настя! Вернее, теперь - матушка Елена. Я вгляделась в её удлиненное, чуть желтоватое, личико с коричневым румянцем, в светло-зелёные глаза, что глядели вглубь себя, и - комок к горлу…
- Обнять можно? – это я, ей.
- Можно, - Настя, то есть матушка Елена, улыбнулась…
И я бережно обхватила ее тельце в ворохе одежды, прижала на мгновение к себе, и отпустила. Будто птичку подержала – настолько легка она и суха… Смахнула слезы, а мать Елена смотрела на меня и улыбалась…

…Настю я знала с самого ее детства. Она выросла на глазах, приходила нянчиться с моими детьми…
 
Помню, как мы с мужем и детьми впервые встречали Рождество. Наготовили всего, и только собрались садиться за стол, как – незваные гости: знакомая с дочкой Настенькой… Мы пригласили их за стол, я пропела все положенные тропари, прочитала молитвы.
 
Насте, помню, было очень неловко, она все теребила мать, чтобы уйти. А той, напротив, было очень интересно.

Вскоре после этого случая Настя неожиданно крестилась, сама, без воли матери. А когда стала учиться в университете, жестко соблюдала все посты.

Мать приходила ко мне, жаловалась, что дочь не соглашается брать из дома молоко и мясо… Сокрушалась… Тяжело ей было. К тому же мучила ревность: едва Настя приезжала домой, так и норовила прибежать ко мне в гости. Мы могли с нею говорить часами, и не раз мать буквально за руку уводила её из нашего дома…

До сих пор помню наши многочасовые разговоры. Я и не ожидала, какой крепкий в этой хрупкой девочке окажется стерженёк… Благодаря ей крестились все её одногруппники и одногруппницы… Но искушения у неё были – жёсткие.

Она рассказала, как однажды несколько часов просидела на балконе, мертвой хваткой вцепившись в перила – молитвой отгоняла от себя помыслы о самоубийстве. Чуть рассвело – побежала в храм…  Духовник отругал, что не позвонила, не разбудила его среди ночи…

Настя окончила университет, устроилась на работу в городе, всё реже и реже бывала у меня… Выходные дни и праздники проводила она в монастыре, помогала сёстрам…

Однажды мать её пришла с почерневшим от горя лицом и сообщила, что Настя стала послушницей монастыря… Месяц приходила ко мне, и я утешала её, как могла, говорила, что радоваться надо…

Тогда мать её душевно переболела, нашла в себе силы примириться… Вскоре сама приняла крещение. Стала ездить в монастырь, одна и с младшей дочкой. Жила там, помогала на ферме – очень трудолюбивая и старательная…

Возвращалась домой, а тут – муж-невер, страшный богохульник, немощная свекровь, да еще престарелого отца привезла… Крест ей до сих пор приходится нести еще тот…

Недавно, узнав о постриге дочери, она уже почти не горевала. Смирилась.

Кстати, её муж, молитвами дочери Насти-Елены, тоже крестился недавно… Теперь не изрыгает богохульства, молчит, поблёскивая глазами, словно хотел бы что сказать по старой привычке, да не может... Такое ощущение, что пёс его не выгнан, но посажен на цепь.

Продолжение: http://www.proza.ru/2009/08/30/188   


Рецензии
Оленька, не поверите, но знаю такое искушение, как у Насти. Господи, помилуй. Я - о помысле самоубийства и балконе (в моем случае - лоджии). Тоже спаслась молитвой, а еще - мужем моим. Наверное, без искушений нам вперед не продвинуться. А Господь же рядом! Тем и спасаемся...

Страшно представить... Я - про пса, который "не выгнан, но посажен на цепь"... Как хорошо, Олечка, Вы это сказали и показали!

Ольга Суздальская   20.11.2017 13:48     Заявить о нарушении
Олечка, родная, Господь посылает людей, их руками спасает нас... Слава Господу!!!! Без искушений - никак...
Олечка, милая моя, как хорошо, что приходите и читаете! Я прозу сейчас мало пишу,больше - стихи...

Ольга Коваленко-Левонович   20.11.2017 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.