Бог из Машины - Глава 10

Глава 10.


— Что мы предпримем?
Президент спросил нас так, будто ответ летал в воздухе, и мы в этой чертовой невесомости сможем легко его поймать, загнав в угол моей каюты. Вся наша следственная комиссия — Президент, Клерк и я — собрались здесь на совещание после допроса Мэри, чтобы обсудить наши действия. Теперь, после допроса, каждый из нас был одинаково озадачен тем, что случилось на «Лунном Плоту».
— Есть два объяснения происшедшему, — сказал Клерк, как обычно — как бы улыбаясь и обнажая зубы. —  Либо неисправен детектор, либо вся система видеоконтроля корабля.
— Второе, конечно, менее вероятно, но… — произнес Президент и задумался.
То-то и оно, что “но”…
В этом “но” я находился уже сутки. Любой нормальный человек, узнав два противоречащих друг другу факта, впадает в рассеянность, и на место логики приходят эмоции. Вот и сейчас, если бы на месте Мэри оказался бы кто-то другой (тот же Президент или Клерк, например), я бы, возможно, был бы более склонен считать их виновными, а поведение детектора объяснил бы его поломкой. Однако сейчас я считал, что детектор исправен, Мэри ни в чем не виновна, а видеофайлы… Видеофайлы – просто умелый монтаж.
Правда, был еще труп, подтверждающий правдивость этого «монтажа», тут уж никуда не деться. Я этот труп, правда, в глаза не видел, и, если честно, и видеть не желаю, но мне достаточно того, что его видел капитан.
— Петровский, Вы, конечно, главный, и решать Вам, но позвольте мне высказать некоторые соображения на существующее положение дел.
Президент выбрал такие слова и интонации, от которых заранее становилось ясно, что он прав, и мне это не нравилось. Я не верил этому солидному дяде с округлым брюшком, который, явно подражая капитану корабля, приклеился к полу каюты и имитировал земное притяжение.
— Полагаю, если нет какого-нибудь третьего варианта, то мой коллега прав и необходимо проверить обе версии случившегося.
Президент “стоял”, почти не качаясь, но было видно, что он прилагает достаточные усилия. Ноги в коленях он выпрямил, однако забыл про руки, или просто посчитал, что такая жестикуляция возможна и на Земле, от чего его пухленькие розовые ладошки плавно раскачивались из стороны в сторону.
— Согласен, — ответил я, понимая, что пора брать инициативу в свои руки. — Считаю, что Вам следует проверить детектор, а я займусь записью происшедшего.
— В данной ситуации это не совсем разумно, — вмешался Клерк, поспешно роняя слова. В отличие от своего шефа, он не пытался изображать из себя бывалого космонавта, а потому его поведение в невесомости было довольно тривиальным. Приклеив себя спиной к стене, он замер на ней в “позе боксера”, согнув в суставах руки и ноги от чего был похож на жучка, приколотого невидимой булавкой к бархатной бумаге.
— Во избежание лишних проблем процедуры внутреннего расследования, было бы логично поступить противоположным образом, — сказал Клерк, озабоченно поглядывая в мою сторону.
— На что вы намекаете? — спросил я, обнаруживая, что мое похмельное благодушие вытесняется нервозным желанием очистить свой дом от этих шибко грамотных гостей.
— Как я понял по вашему разговору с подозреваемой перед началом процедуры допроса, вы с ней уже достаточно давно и близко знакомы, не так ли?
Клерк поджал губы, от чего выражение его лица стало каким-то решительно-улыбающимся.
— Ну, допустим… — ответил я, глядя ему в “третий глаз”, и проклиная Мэри за болтливость. — И какой из этого следует вывод?
— Очевидно, что подлог видеоматериалов, если он действительно произошел, был осуществлен людьми, имеющими особый доступ к центральному компьютеру корабля…
Славный малый говорил это не столько мне, сколько своему начальнику, видимо посчитав, что как они решат, так и будет, а мое мнение ничего уже не значит.
— А раз так, то основным подозреваемым является капитан «Лунного Плота», верно? — спросил он, и, повернув лицо к Президенту, явно стараясь получить его одобрение на дальнейшую инициативу.
— И в чем вы подозреваете капитана? — спросил я, чувствуя, что потерял контроль над происходящим.
— Ну… если не в убийстве, то, по крайней мере, к причастности к преступлению…
— И вы полагаете, что я могу состоять в сговоре с капитаном корабля? — сказал я, начиная потихоньку заводиться.
— Господа, прошу Вас, не переходите на личности, мы должны объективно оценить и запротоколировать ситуацию, а остальное сделают на Земле, — сказал Президент, почувствовав, что еще немного, и я окончательно с ними разругаюсь.
— Я лишь хочу предупредить нежелательные ошибки в осуществлении внутреннего расследования…  — произнес Клерк извиняющимся тоном. — Сами посудите – вы знакомы с подозреваемой, а ее муж, капитан корабля, назначает вас, детектив, главой следственной комиссии. Я не в чем вас не упрекаю, но даже если мы не осуществим ни одной ошибки, нам не избежать кривотолков…
— Господа… — снова попробовал вмешаться Президент, но Клерк продолжал сыпать слова, словно зерна из худого мешка:
— Если Вы, детектив, знакомы с четой Макаревич, то где тогда гарантии, что они не попросили Вас замять это дело?
— Это как это – «замять»? — спросил я, скрыв кривой ухмылкой свою неприязнь к этому всезнайке. — Не проще ли было, в таком случае, капитану самому стереть всю запись убийства и избавить свою жену от подозрений?
— Это очень пошло и неопрятно, — (Клерк скорчил рожу — что лимон проглотил). — Все равно есть труп, и расследования не избежать, а утрата видеофайлов неминуемо поставила бы под подозрение капитана. Проще изменить немного информации, обнаружить теоретическую возможность проникновения посторонней информации в корабельный компьютер, и судебного расследования можно не бояться: прямых доказательств нет, свидетелей нет, сплошные сомнения, а они, как известно, в пользу обвиняемого.
— Что вы мне предлагаете? Написать заявление об отказе от расследования и признаться, что это я убил вашего коллегу? — прорычал я, уже не скрывая своего презрения ко всей этой эстээровской богадельне.
— По праву старшего среди вас, я должен вмешаться, — сказал Президент так, что стало ясно, что лучше дать ему сказать. — Я вынужден напомнить моему коллеге, что по уставу начальником является тот, кому подчиняется подчиненный, хотя бы и временно. В данном случае нашим начальником до прибытия на Землю является частный детектив Петровский и значит, мы обязаны всецело ему подчиняться, а он берет на себя всю ответственность за руководство расследования. Мы собрались здесь не для того, чтобы ругаться и подозревать друг друга, а чтобы понять, что случилось, и то, как мы будем вести следствие.
— Необходимо, чтобы действия нашей комиссии были безупречны, и добытые факты… — начал опять оправдываться Клерк, но Президент властно перебил его, отмахнувшись:
— Довольно… Так мы вообще ни к чему не придем.
Он помолчал, потер подбородок, и внятно произнес.
— По-видимому, любое действие нашей комиссии придется совершать коллегиально…
“А вот дудки!” — подумал я, чувствуя, что весь этот разговор, вся эта игра в “плохого” и “хорошего” разведчика затеяна лишь затем, чтобы контролировать каждый мой шаг, не дать мне до прилета на околоземную орбиту раскопать что-то важное, что могло бы пролить свет на это убийство. Эстээровцы явно что-то скрывали, они уже наверняка успели связаться со своим начальством, и я бы ничуть не удивился, узнав, что их главная задача на данный момент — скрыть сам факт убийства разведчика.
— Нам действительно будет крайне трудно избежать недоверия к добытой нами информации, — продолжал Президент. — Поэтому давайте постепенно проверим обе версии. Пока вы общались, я подумал, что детектор можно комплексно проверить и на Земле, а сейчас будет достаточно, если мы просто проверим его на ком-нибудь из нас и составим акт проверки… я, пожалуй, займусь этим. Мы опечатаем и спрячем детектор в сейф до возвращения на Землю, думаю, никто не будет возражать, если это будет сейф Вашей каюты, детектив, после чего мы вплотную займемся видеозаписью.
— Хорошо, — согласился я, понимая, что теперь я официально остаюсь без детектора, но, с другой стороны, очевидных причин для возражений не было: детектор оставался в доступном для меня месте, и я при случае мог бы им воспользоваться.
— Кого мы выберем для проверки прибора? —  я красноречиво посмотрел на Клерка, чье хитроумное выражение лица так и просило как следует сунуть ему в рыло. — Кто у нас тут самый честный правдолюб?
— Петровский, не сводите счеты… — сказал Президент мягко, но твердо, от чего мне действительно захотелось быть подальше от всей этой возни. — Я же обещал, что займусь этим вопросом, так что ограничимся моей скромной персоной и поскорее закончим хотя бы с этим вопросом.
 Президент раскрыл белую коробочку полиграфа, которая все это время болталась посреди каюты, словно подсудимая, ожидающая своего приговора.
— Как вы думаете, детектор действительно мог ошибаться?


Рецензии