Языческий бог Ч. 1
Панорамный вид на слегка размытые у горизонта в мареве нагретого воздуха холмы, сплошь заросшие лесом.
На полянке округлой формы стоит каменный столб. Его грани примитивно обработаны. С высоты четырех метров на окружающий лес взирает стилизованное лицо страшноватого идола со зверино-человеческими чертами. Вершина столба заострена, напоминая капюшон.
У подножия идола жертвоприношения: хвостики и лапки пушных зверей, мисочки с какой-то едой, мелкие косточки, красивые перья. Отдельной кучкой тускло желтеют золотые самородки.
Потрескивает небольшой костерок. Около него сидит старый ШАМАН в живописной потёртой одежде из грубой холщовой ткани и шкур. Он что-то смешивает и дробит в каменной ступке, тягуче напевая гнусавым голосом заунывную мелодию.
Из густых зарослей за ним скрытно наблюдают два ЧУЖАКА – новгородские ушкуйники в добротной, но грязной одежде из холста с вышивками по вороту и рукавам. Чужак 1 в серой безрукавке из волчьей шкуры мехом наружу. На красивых кожаных поясах с бляхами тощие кошели и большие ножи в ножнах.
ЧУЖАК 1
У, ишь изводится, нехристь.
ЧУЖАК 2
Не дело ты затеял, Прокша. Ворочаемся на лОдью!
ЧУЖАК 1
Мы у Давыда злото пошибали. Неужто у болвана каменного не сдюжим, а, Доброшка?
ЧУЖАК 2
Посрамления не стерпит идол поганый…
ЧУЖАК 1
А пущай… Нам до реки токмо. А тама их земля кончается.
Шаман подходит к идолу и, поднявшись по приставленной лестнице, красит его лицо в голубой цвет, обмакивая кисточку из пучка мягких пёрышек в ступку. Остатки краски размазывает пальцами по своим щекам и лбу. Спускаясь, искоса бросает взгляд на кусты, прямо на притаившихся наблюдателей. Берет бубен. Его песня ускоряется, приобретает жесткий ритм. Шаман начинает входить в транс, закатывая глаза так, что видны только белки.
ЧУЖАК 2
(крестится)
Чур, чур меня…
Шамана всего трясет. Сведенные судорогой руки тянутся к небу. Издав хриплый крик, он падает у подножия идола и бездвижно замирает.
ЧУЖАК 1
Пора!
Чужак 1 привстает из высокой травы и бесшумно как рысь бросается к идолу, вытаскивая нож. Следом несмело выбегает Чужак 2. Они опасливо нависают над Шаманом, но тот выглядит мертвым: из-под полуопущенных век видны только белки глаз, рот страшно оскален, в лице ни кровинки.
ЧУЖАК 2
(крестится в ужасе)
Спаси и сохрани…
Чужак 1 набивает висящий у пояса кожаный кошель золотыми самородками. Сильно дергает товарища за рукав, ставя на колени рядом с собой и указывая на золото. Тот поспешно начинает толкать его в свой кошель, изредка оглядываясь на неподвижно лежащего Шамана.
Вдруг рядом за деревьями раздается заунывный волчий вой. Чужаки подпрыгивают и огладываются, хватая ножи. В зарослях вокруг мелькают серые тени.
ЧУЖАК 2
Пречиста сила! Прокша, бросай злото!
Чужак 2, истово крестясь, пытается вытащить трясущимися пальцами из кошеля самородки.
ЧУЖАК 1
Дурень! Бежим!
Чужак 1 хватает его за рукав и тащит прочь. Тот вырывается и, срезав кошель с пояса, с размаху зашвыривает его к идолу, падая на колени и закрывая лицо руками. Чужак 1, бросив товарища, срывается с места и ломится сквозь кусты, зажимая свой кошель рукой.
Сзади раздается дребезжащий скрипучий смех. Чужак 2 в ужасе оборачивается и видит стоящего около идола Шамана, держащего бубен в поднятых к небу руках. Шаман смеется и, вглядываясь в лес пронзительно голубыми молодыми глазами, ударяет в бубен. В зарослях раздается рык и истошные крики Чужака 1. Они быстро стихают.
НАТ. ЛЕС – УТРО
Огромная, на весь экран, раскрытая клыкастая пасть с вываленным алым языком. С него капает кровь. Мы видим седую волчью морду. Она погружается в окровавленную серую шерсть. Волк то ли грызет, то ли лижет кого-то. В высокой траве плохо видно, кого.
Над странно дергающимся и повизгивающим серым комком, лежащим на земле, склонился необычно выглядящий матёрый самец. Рядом стоит, принюхиваясь, самка. Это ВОЛЧЬЯ СЕМЬЯ.
Волк поднимает окровавленную морду и облизывается. Разворачивается и скрывается в густых зарослях. Самка, ткнувшись носом в серую слипшуюся шерсть в траве, удаляется туда же.
Из высокой травы слышны повизгивания. Временами серый комок сильно дергается и извивается, но остается на месте.
НАТ. ЛЕС У ИДОЛА - ДЕНЬ
Панорамный вид на холмы, сплошь заросшие лесом. На них не видно никаких признаков цивилизации.
На полянке стоит одинокий покосившийся каменный столб высотой около двух метров. Его выветренные за многие столетия грани носят следы грубой примитивной обработки. Вершина столба заострена, напоминая капюшон.
По периметру полянки на равном расстоянии располагаются небольшие заросшие холмики. Один холмик аккуратно подкопан с внешней стороны. Из него проглядывает вершина древнего обтесанного валуна со странными почти стершимися знаками.
Рядом с идолом сидит похожий на хиппи юноша (МАКС). Он счищает небольшим складным ножом остатки земли с поверхности камня, что-то записывает в блокнот и зарисовывает с разных ракурсов. Его лицо светится от возбуждения.
МАКС
Ох, ничего себе! Боже ж ты мой… Лиз!.. Лиза, иди сюда!
В стороне от языческого капища проглядывает палатка. Из нее выходит молодая девушка (ЛИЗА), держащая термос.
ЛИЗА
Макс, имей совесть. Прекрати вандализм! Профессор нас убьет!
Он восхищенно улыбается, бережно трогая рисунки на камне.
МАКС
Никогда! Это же сенсация века! О-о! Мы видим то, чего тут просто не может быть!
Лиза наливает чай из термоса, подходит и присаживается рядом, рассматривая хитросплетения каменных узоров, полустёршиеся фигурки людей и зверей. Трогает пальцем изображение божества, держащего солнце. Поднимает взгляд на звероподобный лик идола. В ухо ей жарко дышит Макс.
ЛИЗА
Лицо у него страшное. И еще капюшон какой-то… Ты как думаешь, он добрый или злой?
МАКС
Руку даю, коллега, перед нами солнечный бог. А функция всех солярных божеств – творить добро… Ну, что скажешь?
ЛИЗА
Э-э-э… Минимум монография, максимум диссертация и даже, возможно, грант. Поздравляю с эпохальным открытием!
Макс счастливо расцветает, берет у Лизы крышку с чаем и чокается с термосом в ее руках.
МАКС
Ну, за новое научное светило в моем лице!.. Мы принесём на кафедру бомбу!
(передразнивает)
Зачем нам эта карта, Макс, мы ж не геологи…
ЛИЗА
Кто ж знал… Ты тоже хорош! Придумал копирнуть документ из закрытого архива!
МАКС
Ха! Хочешь получить то, чего никогда не было - делай то, что никто никогда не делал.
ЛИЗА
И как не влип-то, удивляюсь. Столько нервов извели… Какая уже по счету попытка была?
МАКС
Это не важно. Хочешь победы - держись правила номер один: никогда не сдаваться!
ЛИЗА
Ну, признаЮ, признаЮ: ты победил. На сей раз.
МАКС
Синтез трех карт, немного везенья, архивные изыски, пара полок первоисточников, много размышлений и – вуаля!
Мое имя теперь навсегда впишут в анналы истории, ха!
Лиза впивается в него пронзительным взглядом, многообещающе сощуриваясь со зверским выражением лица.
МАКС
Ладно, так и быть, твое имя я тоже вставлю. В самом низу последнего листа, самым мелким шрифтом. Секретарем великого первооткрывателя…
ЛИЗА
Что-о-о?! Секретарем?!
МАКС
Ну, хорошо, уговорила. Дежурной по костру у вели…
Лиза запускает шишку в Макса и строит ему страшную рожу. Затем в демонстративном негодовании оглядывается, находя взглядом каменного идола и молитвенно протягивая термос.
ЛИЗА
О, великий и ужасный Рафаил-Бон-Помпон-Белобог-Ламанческий! Покарай же сего неблагодарного! Да не найдет он сюда пути во второй раз! Дабы узрел, несчастный, кто держит сердце его в ладонях своих. И дабы светом проникся, и духом окреп, и разумом вырос, в бездны черныя упадоша, в выси горние вознесяся! Не корысти для, но токмо любви за ради! Прими же, великий, жертву сию.
Лиза сплескивает из термоса немного чая к подножию идола и кладет туда же венок из цветов со своей головы.
МАКС
(изумленно)
Это было сильно… Только с Рафаилом ты промахнулась, в христианство залезла. А уж Ламанческий… Хе-хе…
ЛИЗА
Да? А-а-а, точно! Рафаил – это ж ангел какой-то, вроде…
МАКС
Архангел. В людских бедах сопроводитель и от напастей оберегатель. Да душ и тел еще к тому же врачеватель. В общем, хороший мужик.
Лиза, водя пальцем, пристально разглядывает выбитый в камне хоровод держащихся за руки фигурок людей.
ЛИЗА
А ты что-нибудь знакомое тут не разобрал, коллега?
МАКС
Пока трудно сказать… Вот, что это, как думаешь?
ЛИЗА
Напоминает символику жизненной силы или круговорот рождений и смертей. А внизу кто? Волки или оборотни?
МАКС
Возможно. Странные какие-то. Потом разберем. Ну, давай, по-быстрому перекусим и за работу.
Макс с Лизой поднимаются и идут к палатке.
ЛИЗА
А когда же, рабовладелец, выходной мне дашь?
МАКС
Как всё зарисуешь, опишешь и запротоколируешь, пару гениальных выводов сделаешь, меня накормишь, посуду помо…
Лиза остервенело молотит кулачком Макса между лопаток. Он хихикает и прячется в палатке, задергивая за собой полог и оставляя Лизу снаружи. Она пробует прорваться внутрь. Ставит термос у палатки, с воплями и боевым танцем, стуча ладонями по тенту, обходит вокруг.
ЛИЗА
Ах, так? Всё, народ вырвался на волю! Экспроприация экспроприаторов! Узурпация узурпаторов! Даёшь законный выходной!
МАКС
(выглядывая)
Эй, народ! А совесть где?
Радостно и хитро улыбаясь, Лиза скрывается в кустах, доставая из кармана куртки большой полиэтиленовый пакет.
ЛИЗА
И посуду помыть не забудь!
(напевает)
В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх.
Воет воем, что твои упокойники. Если есть там соловьи - то разбойники.
Страшно, аж жуть!
ПРИМЕЧАНИЕ: В.ВЫСОЦКИЙ. ПЕСНЯ ПРО НЕЧИСТЬ.
НАТ. ЛЕС У НЕБОЛЬШОЙ РЕЧКИ - ДЕНЬ
На мелководье стоит дребезжащая конструкция, напоминающая деревянный мангал на ножках. Из нее непрерывным потоком льется грязная вода.
Рядом, нагребая в тарахтящую машину лопатой грунт со дна реки, стоит потный молодой человек (САЛАГА). Около него сидит на корточках с большим жестяным лотком мужчина около 30 лет (КЛЕЩ). Он встряхивает и промывает в воде породу.
Машина скрежещет и замирает. Салага склоняется к ней, дергая за проводки.
САЛАГА
Лепестрическая сила…
(пауза)
То сломается, то опять чини. А выхода тут, это, как бы… С гулькин нос.
Салага запускает руки в нутро машины и возится там. Она, чихнув, включается.
КЛЕЩ
Благодари бритую ошибку природы, хе. И его карту.
САЛАГА
Он, это… Себя найти не может, не то, что золото.
КЛЕЩ
Да не зуди. Совсем неплохо для начала, с трех-то мест…
Вот, помяни черта.
Из зарослей спускается к воде очень мощный мужчина около 30 лет (КАБАН). Два страшных вертикальных шрама под очень коротким «ежиком» волос уходят от ушей к макушке. Они сильно диссонируют с выглядящим добродушным лицом с полудетским выражением.
КАБАН
Чё такое, на?
(высоко поднимая ноги в берцах)
Фу, болото развели! У меня кеды уже по колено в грязи!
За ним из зарослей показывается, поигрывая ножом, жилистый мужчина такого же возраста, движущийся с опасной пластикой крупной кошки (БЕШЕНЫЙ). Из-за бледного шрама на скуле, уходящего на висок, кажется, что он все время в прищуре.
Салага и Клещ прекращают работу. Клещ разворачивает носовой платок с несколькими желтыми крупинками. Бешеный бережно ссыпает их в толстенький кожаный мешочек на длинном красивом шнурке с брелоком и ключами на конце.
Вытаскивает из мешочка и разворачивает замызганную карту. Рассматривает ее, поглядывая временами на окружающий лес. Кабан подходит к трясущейся машине и заглядывает внутрь. Неожиданно она громко скрежещет и замирает.
КЛЕЩ
Гы-ы! Опять! Не подходи ты к ней! У нее на тебя аллергия!
Все, кроме Кабана, хихикают. На лице Кабана проступает ярость. Он сильно бьет ногой в ножку машины.
КАБАН
Я тебя, железяка четвертую, на! На три равные половины!
Ножка подламывается, и машина кривобоко перекашивается. Из нее выплескивается грязевой водопад, окатывая Кабана ниже пояса. Все вокруг взрываются хохотом.
КАБАН
Бля!
КЛЕЩ
Ну, вот, даже стошнило.
Говорил я тебе, наивный юноша, отвянь от нее.
Брезгливо отлепляя мокрые и грязные штанины от ног двумя пальцами, чертыхаясь, Кабан заходит в реку и плещет на себя воду, пытаясь отмыть грязь.
Бешеный подходит к машине и осматривает повреждение. Приподнимает соединенную с ней шлангом канистру и булькает содержимым, вслушиваясь. Недовольно хмурится.
БЕШЕНЫЙ
Завтра, значит, на другое место. Кабан нашел там приличный самородок.
КЛЕЩ
Думаю, нам стоит сменить профиль. Я нашел получше.
Он достает из нагрудного кармана и протягивает Бешеному полупрозрачный камешек. Все заинтересованно склоняются.
САЛАГА
А что это?
КЛЕЩ
Если огранить, будет брюлик.
БЕШЕНЫЙ
По золотишку, значит, какая-никакая карта есть. А на это… Да и технический алмаз, скорее всего.
САЛАГА
Где-то тут… Это… Россыпь была. Дед говорил, до 80 процентов ювелирных шло.
КАБАН
Так обозначь мне ее на карте флажком треугольного цвета! Пенёк с ушами, на…
БЕШЕНЫЙ
Хм. Слышал такое. Обычно 10-15 бывает. Аномальная зона…
КЛЕЩ
Точно, аномальная. Даже стрелка на компАсе как перегретая молекула скачет.
САЛАГА
А я вчера, это… Корову на том берегу, как бы, слышал.
БЕШЕНЫЙ
Какая корова? Тут до луны ближе, чем до жилья…
(ласково)
Почему машина не на ходу еще, а, Салага?
Салага быстро подбирается к перекошенному агрегату и начинает возиться с ним.
САЛАГА
(бубнит под нос, глядя на Кабана)
Энцефалит ходячий… Опять всё… Это… Порвато-поломато…
Клещ берется за лоток. Бешеный задумчиво вертит алмаз.
БЕШЕНЫЙ
(Клещу)
Где, говоришь, нашел его?..
НАТ. ЛЕС ПОЛЯНКА С ГРИБАМИ – ДЕНЬ
Лиза лежит на небольшой опушке, утонув в густой траве, блаженно жмурясь на просвечивающее сквозь качающиеся стебельки солнце. Ее челку треплет легкий ветерок. Мир вокруг наполнен сочными, яркими красками.
Постепенно лицо Лизы приобретает озабоченно-недоверчивое выражение, она немного хмурит брови и наклоняет голову набок, как бы прислушиваясь к чему-то. Вдруг резко открывает глаза. Прямо перед лицом на стебельке качается жучок. Лиза быстро перекатывается на живот и встает на колени. Ее неожиданно рвет.
ЛИЗА
(устало)
Что ж такое-то? Сколько можно уже, а? Каждый божий день, и всё хуже и хуже…
Вытерев рот, она отползает подальше и садится в траве, обхватив руками колени. Прикусив губу и сжав кулачки, явно что-то напряженно обдумывает.
ЛИЗА
Помрёшь тут под елками, никто и не найдет… Только волкам-медведям радость.
Она замечает несколько крепеньких молоденьких грибков у ствола и подбирается к ним, растряхивая пакет. Бродит с пакетом между деревьев, собирая грибы. Ее внимание привлекает просвет в паре десятков метров впереди.
Приблизившись, она видит неожиданную для тенистого лесного сумрака купающуюся в солнечных лучах полянку, сплошь усеянную отборными грибами. Картинка выглядит как из детской сказки. Лицо Лизы озаряется восхищенной улыбкой, она устремляется к полянке.
ЛИЗА
Ух, ты! Красота какая!
Однако с каждым шагом движения становятся всё более неуверенными. Неожиданно она останавливается и опасливо озирается вокруг. Напряженное лицо выражает страх. Глаза хаотично шарят по кустам и деревьям. Не поворачиваясь спиной, она делает осторожный шаг назад. Еще один. Еще.
Недалеко в тени у большого дерева, стоящего на краю полянки, она вскользь замечает странный неподвижный силуэт на границе света и тьмы, напоминающий стоящего человека двухметрового роста в балахоне с капюшоном. Он шевелится и вдруг начинает приобретать черты какого-то странного большого и темного животного. Лиза замирает в оцепенении.
Неожиданно сухо щелкает ветка. Лиза срывается с места и в ужасе опрометью несётся прочь, рассыпая грибы из пакета.
ЛИЗА
А-а-а!
ИНТ. ПАЛАТКА – ДЕНЬ
Макс сидит около расстеленной клеенки. На ней находятся пара кусочков хлеба, котелок с супом, кружка с чаем, мисочка с ягодами. Консервная банка с букетиком дополняет нехитрый походный натюрморт.
Прямо по центру клеенки из веточек выложены веселая смеющаяся рожица с косичками и озабоченная рожица с торчащими ежиком волосами-палочками.
Макс ест и улыбается, глядя на них. Перекладывает палочки-волосы у мужской рожицы в подобие цилиндра и поправляет выражение на солидно-важное. У женской рожицы он делает удивленно-восторженное выражение лица.
Слышится дробный топот, в палатку влетает Лиза и забивается в дальний угол. Она держит за одну ручку разодранный пакет, больше похожий на тряпку. Тяжело и отрывисто дышит, не спуская взгляд с входа.
МАКС
(ошалело)
Лиз, ты что? А?
Он наполовину высовывается из палатки, осматриваясь.
МАКС
За тобой волки гнались, что ли? Эй, алё!
ЛИЗА
Тут кто-то есть!
МАКС
Кто? Где?
Лиза никак не может справиться с дыханьем и дрожью.
ЛИЗА
Он смотрел прямо на меня!
МАКС
Да кто? Кто смотрел?
ЛИЗА
Не знаю! Там!
МАКС
Ну, успокойся. Где «там»? Кто? Сейчас глянем…
Макс выползает из палатки, открывая складной нож. Лиза хватает его за лодыжку.
ЛИЗА
Макс, нет, не ходи! Это не человек!
Макс заглядывает обратно в палатку и внимательно смотрит на Лизу. Вытаскивает из вещей в углу небольшой топорик.
ЛИЗА
И не зверь… Он в капюшоне…
Лиза, не отрываясь, испуганно смотрит на стоящего недалеко идола. Макс прищуривается, прослеживая ее взгляд, и убирает топорик обратно. В его глазах читается сарказм.
ЛИЗА
И не смотри на меня так! Это плохое место… Нечистое… Давай, домой уедем, а?
МАКС
Что, Бон-Помпон приходил знакомиться?
Лиза сжимает губы и отворачивается. Макс заползает обратно в палатку. Он поправляет сбитую посуду, пряча улыбку.
ЛИЗА
Там как в могиле… И взгляд в спину… Тяжелый такой… У меня волосы дыбом и ноги ватные! А он там, у дерева. В капюшоне… И не смейся!
Лиза отворачивается, сдерживая злые слезы.
МАКС
Кислородное отравление, ага. Еще и не такое на природе бывает. Вот, у брата, помню…
ЛИЗА
(утвердительно)
Ты мне не веришь.
МАКС
Да верю, верю…
ЛИЗА
Пойдем! Нет, пойдем.
МАКС
Правило номер два - никого не бойся. Неужто вспомнила?
Макс ехидно взглядывает на нее и, ухмыльнувшись, вылезает из палатки. Лиза следом, захватив новый пакет.
МАКС
Приложим к научному труду свежепойманный древний артефакт. Будет сенсация в квадрате… Профессор меня простит тогда, как думаешь?
НАТ. ОПУШКА В ЛЕСУ - ДЕНЬ
На лесной опушке сидит на коленях очень высокий пожилой мужчина могучего телосложения в охотничьем хаки (БИГФУТ). Капюшон куртки накинут на голову, скрывая в тени лицо. Глаза закрыты, руки расслабленно лежат ладонями вверх. Он редко и глубоко дышит.
Косые лучи солнца, пробиваясь сквозь кроны деревьев, освещают фигуру Бигфута. Он приподнимает голову, смотря долгим взглядом в небо. На застывшем жестокой маской страшноватом загорелом лице ярко выделяются голубые глаза. В них плещется тоска. Бигфут печально опускает голову.
Перед ним на большом куске полиэтилена сушатся разные травы, коренья, листья и стебли. Рядом лежит винтовка.
Вдруг Бигфут настораживается и, не поворачивая головы, внимательно пробегает взглядом, остро щурясь, по окружающим зарослям. Спина его напряжена. Не вставая с колен, плавно и бесшумно разворачивается на 180 градусов.
Взгляд сосредоточивается на дереве.
Там в глубокой тени стоит лось. Они некоторое время смотрят друг на друга. Бигфут закрывает глаза. Лось отступает вглубь леса.
НАТ. ЛЕС ПОЛЯНКА С ГРИБАМИ – ДЕНЬ
Макс с пустым пакетом подходит к грибной полянке. Громко напевает, жутко фальшивя и поглядывая по сторонам.
МАКС
А нам все равно, а нам все равно. Станем мы храбрей и отважней льва. Устоим хоть раз в самый жуткий час -
Все напасти нам станут…
За ним идет Лиза. Она останавливается, не дойдя нескольких метров до полянки, настороженно осматривает заросли. На лице читается сильный страх. В руках палка.
МАКС
Ух, ты-ы-ы!
(пауза)
Кажется, сейчас тут начнется немилосердная резня…
Вытаскивает нож и начинает срезать отборные грибы, ползая на коленях. Пакет быстро наполняется. Из-за деревьев выглядывает Лиза, несмело приближается, всматриваясь в одном направлении.
ЛИЗА
Он был… Я ж видела. Вон там…
Макс поднимает голову и глядит в указанном направлении.
МАКС
Если снизу посмотреть, то сбоку кажется, что сверху никого не видно… А теперь поищем его там. Тихо и незаметно ползём в перпендикулярную сторону…
ЛИЗА
Ну, тебя… Лишь бы обсмеять.
Макс постепенно отползает к краю полянки, срезая грибы и декламируя «страшным» голосом.
МАКС
Правило номер три. Не хочешь неожиданно встретиться со зверем – дай ему знать о себе заранее. Пой, стучи, кричи… Я это тебе уже говор…
Вдруг встает во весь рост, тихо присвистывая и глядя на старую высокую березу.
МАКС
(продолжая)
Обалдеть…
Ее толстенный ствол на высоте в три метра вертикально разодран огромной широкой рваной раной, тянущейся на полтора метра вниз. Ошметки коры вокруг повреждения скручены. Слой древесины под корой отсутствует, обнажая сердцевину ствола.
ЛИЗА
Я говорила, нехорошее место! Кто это ее так, а?
МАКС
Уж точно не человек…
(сам себе)
Медведь? Не-а…
Лиза теребит его за рукав, постоянно оглядываясь.
ЛИЗА
Ну, пойдем, давай, уже. Хватит грибов. И на сегодня, и на завтра… Пойдем, говорю!
МАКС
(неуверенно)
Пожалуй, ты права… Это раньше я на грибы бесстрашно с одним ножом ходил. Но тут явно маловато будет… Теперь придется топор брать. Хм.
ЛИЗА
Я хочу домой. Увези меня отсюда. Мне страшно!
МАКС
Да ладно тебе. Только приехали. Не дрейфь, я же рядом! Давай лучше споём дуэтом, а?
ЛИЗА
Споём? Да у меня от тебя уши вянут, Карузо! Лучше стучи.
МАКС
Зато вся нечисть сразу разбежится.
ЛИЗА
Я первая разбегусь…
НАТ. ЛЕС У ИДОЛА - ДЕНЬ
Лиза сидит у каменного идола и делает зарисовки в блокнот. От палатки слышится громкое приближающееся шуршание, в траву рядом плюхается Макс, протягивая шоколадку.
МАКС
Как успехи?
Лиза хмуро смотрит на него.
МАКС
Бери вкусняшку, а то сам всё съем… Что опять случилось?
ЛИЗА
Макс, я, кажется, заболела.
МАКС
Еще и заболела? Простыла?
ЛИЗА
Нет. Я тебе не говорила, но что-то у меня всё не так последнее время.
МАКС
(ехидно)
Воспаление хитрости?
ЛИЗА
Да! И с каждым днем всё хуже и хуже. Вообще, могу помереть тут, в лесу.
МАКС
Помереть? Да ладно тебе, от стёртой ноги не помирают.
ЛИЗА
Это не нога. Хотя там тоже заражение крови, наверное, может быть. Тут что-то серьезное.
(держась за живот)
Вдруг, аппендицит какой?
МАКС
Что, в самом деле, что ли? Не врёшь? Честно-честно?
Лиза отворачивается, шмыгая носом. Шоколадка падает в траву. Макс с потерянным видом ходит кругами рядом.
МАКС
А как же капище? И фотик сдох. Надо же хотя бы зарисовать. Что я профессору показывать буду? Такое же один раз в жизни бывает!
Он останавливается, нежно проводя рукой по лицу идола.
ЛИЗА
Ты думаешь, я не понимаю?.. А если я тут помру?
МАКС
И так разборки будут!.. А если ещё пустой вернусь…
Он же, волчара, меня съест! Я же из универа пробкой вылечу. А тут ты опять с какой-то фигней. И очень вовремя, как всегда…
На глазах Лизы показываются слезы, она уходит к палатке.
МАКС
Эй, Лиз, ты куда? Лиза!
Макс догоняет ее и идет рядом.
МАКС
Ну, ты же вечно из-за каждого прыщика паникуешь, будто конец света пришел! Лиза! Наверняка, опять ерунда какая-нибудь!
ЛИЗА
Это не прыщик…
МАКС
Лиза, мне обязательно надо закончить, понимаешь?! Ну, почему тебе именно сейчас умирать приспичило? Давай, хоть на пару дней…
ЛИЗА
Оставайся. Я сама доберусь.
Она ускоряется и скрывается в палатке. Макс, хмуро смотря вслед, останавливается.
МАКС
И куда это ты собралась? Скоро темнеть начнет.
Раздосадованный, удаляется в противоположном направлении.
ИНТ. ПАЛАТКА - ДЕНЬ
Заплаканная Лиза пакует рюкзак. Берет банку с цветами и вышвыривает из палатки. Видит измененные Максом рожицы. Шмыгая, смотрит на них некоторое время. Меняет выражение у женской рожицы на плачущее, у мужской на злобное.
ЛИЗА
Ну и пусть… И без него проживу… И не люблю совсем… Не люблю… Люблю… И-и-и…
Из носа появляется кровь. Лиза вытирается и с ненавистью смотрит на ладонь. Кровь продолжает идти. Зло шмыгая и прижав руку к лицу, она выбирается из палатки.
НАТ. ЛЕС У ИДОЛА – ДЕНЬ
Раздосадованный Макс видит, как из палатки выползает Лиза, размазывающая по лицу кровь. Она не замечает Макса и удаляется к журчащему недалеко ручейку.
МАКС
Вот, ведь, истеричка! Опять кровь пошла… Довезу до дороги, дальше на попутках пусть добирается, паникёрша. Ни за что не поеду!
(передразнивая)
Сама!..
Подходит к палатке, небрежно пиная банку с букетиком, и забирается внутрь.
ИНТ. ПАЛАТКА – ДЕНЬ
Макс сидит, созерцая в задумчивости измененные Лизой рожицы. Рядом валяется полусобранный рюкзак.
Трогает злобные черты мужской рожицы. Постепенно под его пальцами выражение становится нейтральным, а затем доброжелательно-улыбающимся. Меняет выражение плачущей женской рожицы на счастливое.
МАКС
Эх, пропадай оно всё… Диссертация, грант… Господи, что делаю? Что делаю?..
Оглядывается по сторонам, наполовину высовывается из палатки и достает выброшенный Лизой букетик.
Делает женской рожице треугольник-«платье», руки и ноги. Докладывает тело-треугольник и конечности человечку-мужчине. Они держатся за руки. Смотрит на свою «картину», тяжко и обреченно вздыхает и выползает из палатки.
ИНТ. ПАЛАТКА – ДЕНЬ
Лиза появляется в палатке и продолжает собирать рюкзак. Случайно повернувшись, видит «картину» на клеенке.
Шмыгая носом, улыбаясь и вытирая глаза, гладит пальцем мужскую фигурку. Превращает «цилиндр» из палочек в лучики солнца, окружающие ее голову со всех сторон.
В палатку просовывается рука, держащая шоколадку. Лиза берется за кулак обеими руками и откусывает кусочек шоколадки. Снаружи слышится голос Макса.
МАКС
Так, на чем мы остановились?
ЛИЗА
Что завтра мы едем домой… А сегодня рисуем всё в четыре руки.
НАТ. ЛЕС – ВЕЧЕР
В густой кроне дерева тревожно стрекочет сорока.
По лесу идет, прихрамывая на левую ногу, Бигфут. Вдруг он напряженно замирает. Глаза остро сощуриваются, ноздри хищно раздуваются. Молниеносно сдергивает с плеча винтовку и разворачивается в полной готовности к стрельбе.
БИГФУТ
Это ты… Давно не виделись.
Опускает винтовку. Раздается негромкий шорох. Между стволов мелькают две серые тени. Они отступают, скрываясь в густом подлеске. Затем из зарослей опять выглядывает матерый старый волк необычной наружности и смотрит на человека, как бы приглашая следовать за собой. Бигфут, поколебавшись, отправляется за ним в кустарник.
В траве лежит обессиленный окровавленный волк-подросток, попавший в капкан. Бигфут приближается и опускается на колени. На границе кустов за ним наблюдают два волка.
По страшноватому лицу-маске Бигфута пробегает тень ненависти и досады. Он наматывает куртку на голову почти не сопротивляющегося молодого волка и освобождает его. Сдергивает куртку. Тот лежит неподвижно - он мертв.
БИГФУТ
Ах, ты… Опоздали…
Без труда вырывает крепление цепи и убирает капкан в тощий рюкзак. В рюкзаке уже позвякивает один и видны стебли и листья трав. Бигфут поднимается, закидывая рюкзак на спину. Берет труп волчонка и уходит, пропадая в зарослях.
Выждав, волки осторожно появляются из кустарника и обнюхивают место, где был капкан. Удаляются в том же направлении, что и Бигфут.
ИНТ. ПАЛАТКА – НОЧЬ
В спальнике дремлет Лиза. Макс, светя себе фонарем, сидит, разложив на коленях потертую карту, заглядывая в нее и сверяясь еще с двумя рядом.
МАКС
В девятнадцатом веке тут нашли алмазы. До этого - золото. Смотри, маркеры совпадают. Про обилие полудрагоценных камней вообще молчу.
Макс, удерживая палец на карте и растопырив пальцы второй руки, пытается коснуться двух точек на других картах.
ЛИЗА
(сонно)
Ну, понятно… Потому бога и поставили - эксклюзивное местечко от черных копателей охранять.
МАКС
Не держи древних за глупцов. Они это так же хорошо знали. А неверие твоё - причина наших прошлых неудач. Вот!
ЛИЗА
Значит, тебе надо и вокруг поискать - вдруг гора самородков рядом лежит. Жертвы от благодарных аборигенов. Обогатишься…
МАКС
Лучше вот на этой карте заостриться, не зря же ее в спецхран упрятали. Бриллиантики, они подороже будут и весом поменьше.
Лиза удивленно приподнимается на локте.
ЛИЗА
Ты что, серьезно?
МАКС
Ну, приятный бонус к научному исследованию не помешал бы. Займемся потом?
ЛИЗА
Индиана Джонс доморощенный! Спать ложись лучше, мечтат…
По палатке снаружи неожиданно что-то чувствительно бьет, проминая тент. Лиза подпрыгивает.
ЛИЗА
Ой! Что это?!
Макс откладывает листы, стараясь не шуршать. Протягивает руку и нащупывает топорик. Резко расстегивает молнию входа и выскакивает наружу. Слышно, как он обегает палатку вокруг. Свет фонаря мечется по тенту. Шуршание травы затихает у входа. Лиза ждет некоторое время, подрагивая.
ЛИЗА
Ма-а-акс! Макс!.. Макс!!!
Встревоженная Лиза выбирается из спальника, берет нож и несмело выглядывает из палатки. Фонарь лежит в траве, светя в тент. Широко распахнув глаза и закусив губу, Лиза хватает его и шарит лучом вокруг. Из-за угла палатки высовывается рука и вцепляется ей в ногу.
ЛИЗА
(подпрыгивая)
А-а-а!
С размаху бьет фонарем назад. Свет гаснет.
МАКС
Ой!
ЛИЗА
Дурак!
Она забирается в палатку, пыхтя от злости. Следом заползает Макс, потирая плечо. На лице его смесь вины, смеха и боли. Он щелкает кнопкой, пытаясь включить фонарь. Тот слабо моргает.
МАКС
Придется свечки покупать. Ты не знаешь, где тут ближайший магазин, а?.. Ну, не дуйся. Я ж пошутил. Ну, извини…
ЛИЗА
Ты специально организовал!
Она бьет Макса, пытающегося ее поцеловать, по руке.
МАКС
Не-а. Птица, наверное, на мошек спикировала. Вон, их тут сколько вьется… Или вампир какой оголодавший.
ЛИЗА
Прекрати!!!
Она залезает в спальник и отворачивается. Макс возится рядом, пытаясь ее обнять. Посмеиваясь, выключает фонарь.
Через некоторое время становятся слышны отчетливые шаги снаружи вдоль стенки палатки. Они затихают напротив входа.
Лиза натягивает спальник почти до глаз и зажмуривается.
Макс тихо подбирается к входу, держа топор, и резко высовывается из палатки, замахиваясь. Снаружи никого нет.
В свете луны недалеко виднеется темный покосившийся силуэт языческого идола. Макс заползает обратно.
Через некоторое время шаги снаружи возобновляются. Лиза еле слышно поскуливает в спальнике, широко открытыми глазами следя за перемещающимся по периметру палатки звуком. Шаги опять приближаются к входу.
ЛИЗА
Мамочки-и-и… И-и-и…
Макс с рыком выскакивает, размахивая топором. Снаружи никого нет. Макс стоит в лунном свете, крупно дрожа и тяжело дыша.
В глубине черного леса со стороны капища раздается звук, похожий на скрипучий хриплый смех.
Макс юркает в палатку, тщательно и плотно застегивая вход. Постукивая зубами, забирается в спальник, не выпуская топор. Шаги снаружи возобновляются.
ПРОДОЛЖЕНИЕ в Ч.2
Свидетельство о публикации №209083000200
Начнем с этого
> На полянке округлой формы стоит каменный столб. Его грани примитивно обработаны.
Это смысловой реникс. Возник из неправильного порядка слов. Если быстро читать, то возникает ощущение что грани округлой полянки примитивно обработаны. Усложняет чтение. Лучше поменять слова местами или добавить уточнения, например, так – Поляна округлой формы. В центре которой стоит каменный столб. Его грани примитивно обработаны. И заметьте – поляна, а не полянка. В авторских описаниях лучше избегать уменьшительно-ласкательных форм.
> стилизованное лицо страшноватого идола со зверино-человеческими чертами.
Из этих слов непонятно ничего. Что такое стилизованное лицо? Почему страшноватый? Идол страшноватый или лицо? Черты идола или лица? Зверино-человеческие – это как?
> жертвоприношения: хвостики и лапки пушных зверей, мисочки с какой-то едой, мелкие > косточки, красивые перья. Отдельной кучкой тускло желтеют золотые самородки.
Ох уж эти уменьшительные…. А к жертвоприношениям особенно неприемлемо. Не по статусу знаете…
> тягуче напевая гнусавым голосом заунывную мелодию
очень некрасивая фраза… Портит впечатление о тексте. Заметьте авторская фраза. Вы решили уподобиться образу туповатых (именно такими разговорными, неправильно построенными фразами, вылеплено представление о них) старателей?
> (крестится в ужасе)
> Спаси и сохрани…
Не уверен в необходимости этих фраз. В тот период христианство уже было сильно развито? Даже если и так. У меня возникли сомнения, у другого возникнут… Необходимость фразы сомнительна.
> Вершина столба заострена, напоминая капюшон.
> По периметру полянки на равном расстоянии располагаются небольшие заросшие
> холмики. Один холмик аккуратно подкопан с внешней стороны. Из него проглядывает
> вершина древнего обтесанного валуна со странными почти стершимися знаками.
> Рядом с идолом сидит похожий на хиппи юноша
Опять запутано все. Идол то где? Это столб с капюшоном? Или обтесанный валун под подкопанным холмом по периметру?
По времени пребывания Макса и Лизы возле идола.
Первое, что заметно - это термос.
В начале Вы очень часто употребляете это слово, как будто в нем сосредоточился весь смысл Вашего произведения.
Упоминание любых предметов даже в прозе несет в себе большой смысловой груз. Особенно это важно в коротких произведениях – рассказ, миниатюра. Там вес каждого слова равен золоту. В пьесах цена вырастает на порядок. Сценарий в чем-то похож с пьесой. Зачем Вы используете слово термос 6 раз в коротком промежутке? В то же самое время во всей первой главе слова с корнем от волка встречается 15 раз. (Маловато для завязки. Название обязывает почаще упоминать о волках). Так вот о термосе. Даже если будет только одно упоминание, о чем оно говорит? О том, что люди прибыли на место совсем недавно. Не более 24 часов. Позднее используют костер, чайник, смысла в термосе больше нет.
Читаем дальше –
> Воспаление хитрости?
> ЛИЗА
> Да! И с каждым днем всё хуже и хуже. Вообще, могу помереть тут, в лесу.
Из этого вывод – они уже как минимум несколько дней.
У меня после прочтения сложилось стойкое впечатление что они там не первый день, хотя доказательств по тексту всего 2 это вышеупомянутая фраза и еще вот что –
Макс сидит около расстеленной клеенки. На ней находятся пара кусочков хлеба, котелок с супом, кружка с чаем, мисочка с ягодами.
А фраза Макса – фотик сдох, совсем сбивает с толку о времени. Обычно аккумулятора хватает надолго, тем более знали куда шли, случайно разрядиться он не мог.
Подытожу – со временем пребывания надо выбирать – либо они там первый день, либо дольше, и детали должны логично подтверждать одну из версий.
> Лиза впивается в него пронзительным взглядом, многообещающе сощуриваясь со
> зверским выражением лица.
Когда я, войдя в образ, попытался придать выражению лица подобное, супруга умерла со смеху. Так что с Вас 30 рублей на похороны. А во избежание других жертв, поменяйте выражение.
> Два страшных вертикальных шрама под очень коротким «ежиком» волос уходят от
> ушей к макушке. Они сильно диссонируют с выглядящим добродушным лицом с
> полудетским выражением.
Об этом я уже говорил, этого описания мало, из него ничего не ясно, надо расширить.
> Из-за бледного шрама на скуле, уходящего на висок, кажется, что он все время в прищуре.
Прищур – это что?
> Брезгливо отлепляя мокрые и грязные штанины от ног двумя пальцами, чертыхаясь,
Брезгливо, отлепляя, штанины, чертыхаясь….
Эко Вас как автора понесло на просторечье… Ужасно!
> она вскользь замечает странный неподвижный силуэт на границе света и тьмы,
Ошибка. Правильно - на границе света и тени.
> Слышится дробный топот
Какой-какой топот?
> В его глазах читается сарказм.
Возможно имелось в виду - В выражении его лица читается сарказм?
> Неужто вспомнила?
Хотя это уже не авторское, а в диалоге, но все же – неужели вспомнила? Звучит намного лучше.
> Кажется, сейчас тут начнется немилосердная резня…
Все недостатки и недостатки… Что поделать… Доля рецензента такая. Все ругать и ругать.
Но на этом месте не удержался и хвалю! - про грибы сильно!
> Ошметки коры
Можно подобное я буду в дальнейшем помечать просто – разг. Авт.?
> И фотик сдох.
> И так разборки будут!.. А если ещё пустой вернусь…
> Он же, волчара, меня съест! Я же из универа пробкой вылечу. А тут ты опять с какой-то
> фигней. И очень вовремя, как всегда…
К диалогам Лизы, возможно, это подошло бы. Но образ Макса никак не связывается с обилием таких просторечивых разговорных фраз.
> В рюкзаке уже позвякивает один и видны стебли и листья трав.
Позвякивают травы?
Возможно - В рюкзаке уже позвякивает один прикрытый сверху стеблями и листьями трав.
> Лучше вот на этой карте заостриться, не зря же ее в спецхран упрятали
Возможно - Лучше сосредоточиться вот на этой карте. Не зря же ее в спецхран упрятали.
Разбор главы закончен. Критиковал как мог, с уважением Игорь.
Игорь Бакулин 08.10.2009 19:25 Заявить о нарушении
Для начала - в общем и целом пара фраз в качестве "отпинывания".
Киносценарий - жутко специфическая веСЧь в себе. С прямо противоположными требованиями. Например, сценарист ДОЛЖЕН:
а) выразить описательную часть (не диалоги) кратко, точно, емко - это для режика, оператора и актеров, чтобы они знали, что снимать и как играть. Т.е., фактически, жесткий шаблон - любая "литературщина" = повод для полёта сценария в корзину редактора.
б) при этом же - сценарий должен зацепить этого же редактора необычностью и нетривиальностью внешней подачи текста. То есть, прямо противоположно - никакой простоты и шаблонности.
А теперь представим вывод, что лучше и ярче "войти в образ" = проще отыграть на площадке:
при варианте 1. Брезгливо отлепляя мокрые и грязные штанины от ног двумя пальцами и чертыхаясь...
или варианте 2. идет нудно-монотонное описание - Персонаж А заходит в воду по колено. Берет двумя пальцами правую штанину в районе колена и тянет в сторону под углом... Ну, и т.д.
Уверяю Вас, актер заорет, что Вы лишили его возможности творить роль. Режиссер такой сценарий и читать не будет. А редактор вежливо/матерно напишет Вам, что развезя на 3 абзаца элементарное действие двумя пальцами, Вы не только похоронили смысловую составлющую, но он вообще забыл, о чем там речь шла в начале этих абзацев.
Но самое страшное даже не это. У сценариста есть ЖУТКО страшное ограничение - количество листов, отводимых для какого-либо момент в сценарии. Смысл такой: не позднее 10 страницы должно произойти то-то и то-то (ворох событий, штук 30); на 17-20 - то-то и то-то; к 30 - треть фильма и т.д... И как втискивать все эти события?
2. Диалоги - тут нет никаких ограничений. Персонаж может говорить так, как хочет и что хочет. И если вдруг, Ваш перс произносит уже третью реплику, а она все еще литературно правильно построена - Вам дадут по шее. И не дай бог, второй перс будет разговаривать так же, как первый. Всё, Вы труп.
3. Вы рассматриваете сценарий с точки зрения художественного текста и его правил. Это в корне не верно. Сценарии - это НЕ литература. Совсем. Даже близко. Это бытовая инструкция к применению. Причем, должна она быть написана сразу несколькими взаимоисключающими друг друга способами.
4. страшноватый идол или лицо. Может быть и то и то. И все вместе. Как художник нарисует. Только лицо страшное, или по гарням пустит рисунки змеев с разинутыми пастями и т.д. (Погуглите ацтеков и инков - красота!!!)
5. уменьшительные - дают художникам по костюмам, реквизиторам и декораторам наводку на размер реквизита. :) Мисочка=не таз. Это нужно для блондинок, которыми они обычно и являются, все эти ассистенты по реквизиту.
6. Спаси и сохрани - В сценариях не может быть сплошной "черноты", т.е. текста описательной части без диалогов. Увидев половину листа "черным" режик достанет ножик и сделает харакири/сепуку. Кроме того, 1 лист = 1 минута экранного времени. Вы будете смотреть фильм, где все молчат?
7. Идол. Студенты возле идола сидят пару дней точно. Может, и три. По фотику - у меня батарея сдыхает через 2 часа активных съемок собак на прогулке. :) Но может и неделю повалятся на полке. В термосе я, например, люблю настаивать чаи. Потмо можно пить теплым в любое время и не зависеть от костра.
Идол = божество - это 100% столб. Он же - каменный болван (это не ругательное слово). А валуны по периметру - декорация к идолу, рассказывающая посетителям капища истории из его жизни. Средневековое "кино". Ну, думаю, тут непонятки являются моей виной. Мне-то - как профессиональному историку - ничего странного в описаниях и терминологии не видится.
8. Многократное использование слов в сценах (термос, например) - суровая необходимость будней для реквизитора. Камеру переставили, команда "МОТОР!" все сняли. А потом, через 3 месяца, лютой зимой, при монтаже выясняется, что в этот момент актер должен был держать в руке данный предмет. В 1 кадре предмет есть, во 2 (через 2 секунды) его нет, а в 3 (еще через секунду) он опять появляется. "Странные паранормальные флуктуации" - попробует объяснить режиссеру монтажер. Но режиссер, засовывая руку в кобуру и доставая Кольт 45 калибра, почему-то перестреляет половину съемочной группы, оставив последний патрон для себя.
Вот такая она, специфика кинопроизводства.
:) Спасибо, Игорь, за разбор главы. Жду с нетерпением продолжения.
Инга Рубина 08.10.2009 21:22 Заявить о нарушении
Первое. Творчество братьев Стругацких я ценю высоко. Есть у них повесть "Пикник на обочине". По этой повести ими же был написан сценарий к фильму "Сталкер". И режиссер у фильма не менее талантлив. Тарковский его фамилия. Все это вместе взятое, а именно - переход от литературного произведения к сценарию и реализации его на экране я очень детально изучал. Отчасти из любопытства, но по большей мере из-за уважения к мастерам.
То что повесть и сценарий абсолютно разные, это я с Вами согласен. Однако нет в нем ни одного простецкого жаргонного а тем более матерного слова. Ни во фразах персонажей, ни тем более в авторском описании. Однако как раскрыты образы героев!!! Диалогами, рассуждениями, описательной частью. Это все потому что слово есть инструмент. А вот степень владения инструментом отличает художника от дилетанта.
Второе. А сильно ли требования к сценарию отличаются от требований к театральной постановке - пьесе, например. На мой взгляд очень близкие стили. Можно ли даже на секунду представить классиков жанра Чехова, Гоголя, Шекспира впаривающих нам на блатном жаргоне особенности национальной фени? Да просто они владеют в совершенстве языком. Кто русским, а кто английским, не столь важно.
Я не сколько не призываю Вас резко поменять стиль, тем более в сценариях я дилетант, однако те 40 тысяч слов, которые составляли словарный запас А.С. Пушкина, никуда не денутся и найдут свое применение!
Игорь Бакулин 08.10.2009 22:56 Заявить о нарушении
Эк Вы сравнили, однако!!! Обычный боевик и Чехова со Стругацкими!
А про Стругацких-Тарковского мне не далее, как сегодня утром один замечательный человек написал. Прямо, как в воду глядел! :)
+++
Андрей Тарковский прочёл повесть «Пикник на обочине» и загорелся идеей фильма. Предложил Стругацким написать сценарий. Сейчас доподлинно неизвестно, чего он им там предложил. Известно лишь то, что братья отказались. Из того, что я прочёл потом в литературе по этому поводу, следовало – Тарковский не собирался экранизировать повесть. Он хотел извлечь немного идеи и антуража. И всё. Идея, т.е. «немного» идеи – достижение ГГ некой точки счастья. В повести – золотой шар, в фильме – комнаты исполнения желаний. В сущности – одно и то же. Зона. Имя ГГ – Сталкер. Всё!
Стругацкие отказались. То, что им предложил Тарковский, им было непонятно. Это чужая идея – не их. Идея фильма режиссёра Стругацким была чужда. Тарковский их долго уговаривал. Вот странно, правда? Нашёл бы других сценаристов. Но он хотел, чтобы именно они писали сценарий.
Стругацкие писали сценарий пять раз! На шестой – они плюнули на своё стругацковскоё миропонимание (я всегда по этому поводу прыгаю) и вяло, в полудрёме, в пьяном виде нацарапали этому сумасброду - лишь бы отвязался – что-то там наподобие чего-то того, чего ради он носился. Короче, он их достал.
Тарковский был в восторге! Сценарий получился таким, каким он и хотел его видеть.
Инга Рубина 08.10.2009 23:10 Заявить о нарушении